Инфляция. Антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Инфляция – это снижение покупательной способности денег, которое проявляется в повсеместном повышении цен.
Представители монетаристской школы связывают инфляционный рост цен главным образом с негативными процессами в сфере кредитно-денежного обращения: растет денежная масса, вслед за этим с некоторым разрывом во времени повышаются и цены.
Монетаристы в своих выводах и рекомендациях исходят из формулы денежного обращения:
МV=РQ.
Эта формула, именуемая уравнением обмена, схематически отражает самую общую связь между расширением

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Сущность и виды инфляции 5
1.1. Инфляция в трактовке зарубежных экономических школ 5
1.2. Основные типы инфляции 6
1.3. Ползучая, галопирующая инфляция и гиперинфляция 8
1.4. Импортируемая инфляция 10
1.5. Показатели инфляции 12
Глава 2. Причины и последствия инфляции. 14
2.1. Факторы и формы проявления инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек. 14
2.2. Глубинные факторы инфляции 17
2.3. Социально – экономические последствия инфляции 19
Глава 3. Антиинфляционная политика 23
Глава 4. Особенности кризиса в России 25
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Файлы: 1 файл

курсовая по эконом.исправ..doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Чтобы в этом убедиться, представим динамику доли труда α как разность между темпом прироста реальной заработной платы w/P и темпом прироста производительности труда q. Тогда при неизменной производительности труда прирост его доли в национальном доходе будет равен приросту реальной заработной платы w/P. Темп прироста реальной заработной платы равен темпу прироста номинальной зарплаты за вычетом темпов инфляции π, т.е. α = w/P = w – π.

2.     Инфляция перераспределяет имущество от кредиторов к должникам. Долги в условиях инфляции возвращаются подешевевшими деньгами: при неравномерном росте цен невозможно застраховать ссужаемый капитал, так как невозможно точно рассчитать будущий темп инфляции.

3.     инфляция нарушает пропорции распределения национального дохода между частным сектором и государством в пользу последнего. Реализуя монопольное право на эмиссию, например, в целях покрытия бюджетного дефицита, государство расширяет денежное предложение, повышая темпы инфляции. Покупательная способность населения снижается и оно недопотребляет часть национального продукта. Покупательная способность государства, наоборот, вырастает на перераспределенную в его пользу денежную сумму. Таким образом, государство посредством эмиссии облагает население специфическим видом налога – инфляционным налогом (IT), ставка которого равна темпам инфляции π. Инфляционный налог – это убытки экономических субъектов, держащих свои активы в денежной форме. Базой такого налогообложения являются реальные денежные запасы М/Р, либо денежная база (С + R). Рассчитать инфляционный налог, взимаемый с населения, можно по формуле:

IT = π(M/P). или IT = πС + (π – ί)D,

где IT – инфляционный налог, M/P – реальные денежные запасы, С – объем наличности, D – объем депозитов, ί – номинальная ставка процента.

Доход государства от создающей инфляцию эмиссии (сеньораж) и доход от инфляционного налога IT (в виде дополнительного приобретения государством товаров и услуг на сумму эмиссии) совпадают при умеренных темпах инфляции, когда объем желаемых денежных запасов остается неизменным: М/Р = const.

Существует временный лаг между начислением и уплатой налога. При высокой инфляции бюджетные поступления государства обесцениваются за период с момента начисления и до момента их поступления в бюджет. Такое воздействие инфляции на фискальную систему называется эффектом Танзи-Оливера, который наблюдался в 1970-е годы во время гиперинфляции в Латинской Америке.

4.     Инфляция перераспределяет национальный доход между получателями трансфертных платежей и участниками производства в пользу последних. Факторный доход участников производства, получаемый в денежной форме, растет пропорционально инфляционному повышению цен. Напротив, номинальный доход в виде пенсий, пособий и других трансфертных выплат не привязан к изменению цен (в период между индексациями) и его покупательная способность уменьшается быстрее, чем реальный доход участников производства, который при не слишком высокой инфляции может остаться неизменным.

Рассмотренные перераспределительные эффекты, создаваемые инфляцией, воздействуют и на поведение экономических субъектов. При высоких темпах инфляции агенты рынка перестают доверять друг другу, включая государство, что усиливает инфляционные ожидания и экономическую нестабильность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Антиинфляционная политика

Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность привлекаемых для лечения экономики лекарств зависят от постановки правильного диагноза.

Поставить диагноз – значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие развитие инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые в наибольшей мере соответствуют конкретным условиям, глубине «заболевания».

Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер. Ее источниками может быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на приобретаемые материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться вследствие искусственного поддержания валютного курса или в результате неоправданного снятия ограничений на цены важнейших сырьевых и продовольственных товаров (топливо, сельскохозяйственная продукция). Практически действует не одна, а комплекс причин и переплетающихся, взаимосвязанных факторов.

Среди применяемых на практике антиинфляционных мер отметим следующие:

     погашение инфляционных ожиданий;

     проведение курса, направленного на укрепление покупательной способности национальной валюты;

     меры по снижению бюджетного дефицита;

     использование административных мер (например, обязательная сдача экспортерами части вырученной валюты государству; ограничительные меры по вызову валюты за рубеж и т.п.);

     стимулирование денежных сбережений (повышение процентных выплат, возвращение части «провалившихся» в результате инфляции сбережений на специальные целевые счета и т.д.);

     совершенствование и упрощение системы налогообложения;

     проведение денежной реформы конфискационного типа (подобные реформы с обменом денежных знаков проводились у нас в январе 1991 г., в июле 1993 г., аналогичный характер носят мероприятия по девальвации рубля в августе 1998 г.).

Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях переходной экономики предполагает обращение к нестандартным мерам, поскольку специфична сама природа инфляции, ее причины, характер инфляционных ожиданий, степень доверия правительству. По сути дела, в условиях нашей страны следует вести речь об особой форме инфляции, порождаемой быстро меняющимися условиями, особенностями и противоречиями переходного периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Особенности кризиса в России

Особенностью переживаемого сейчас страной кризиса является то, что он долгое время подавлялся централизованной системой директивного управления за счет экстенсивного использования природных и трудовых ресурсов, экспорта, сырья, административного повышения цен, эмиссионного финансирования и т.п. Попытки решить проблемы путем перестройки командно-административной системы управления привели к распаду хозяйственных связей и замене государственного монополизма на корпоративный бюрократический и криминальный монополизм.

Диагностирование кризиса позволяет со стопроцентной вероятностью прогнозировать сценарий его развития и выхода из него. И наш, и зарубежный опыт свидетельствуют о том, что из подобного кризиса нельзя выйти без радикального сокращения военных расходов и решительной конверсии, без составления бездефицитного бюджета. В отношении денежной реформы и либерализации цен были альтернативы. Германия и Россия проводили денежную реформу, а послевоенная Япония и Италия нет. Отказ от денежной реформы привел эти страны к гиперинфляции, которая на десятилетия понизила курс национальных валют. Следовательно, альтернатива состоит в выборе между денежной реформой и инфляцией.

В нашей стране либерализация ценообразования уже осуществляется в течение последних 25 лет. Сначала освобождались цены на продукцию машиностроения, затем на фрукты, овощи, картофель. В 1991 г. либерализация цен приняла лавинообразный характер.

Гипотетически можно рассуждать о том, что лучше было бы осуществлять либерализацию цен после формирования бездефицитного бюджета, конверсии и денежной реформы. Но поскольку либерализация цен стала уже фактом, задача состоит в этих условиях в сокращении расходов бюджета и в расширении производства товаров.

Государственная поддержка сельского хозяйства и сдерживание роста цен на продовольствие являются важнейшей антиинфляционной и антикризисной мерой. Спрос на продовольствие мало эластичен по отношению к ценам и поэтому при их либерализации на сельскохозяйственную продукцию они могут быть очень высокими. Рост цен на продовольствие при большой доле затрат на него в доходах населения приводит к возрастанию доходов, обеспеченных лишь инфляционной эмиссией. Гиперинфляция наступает именно тогда, когда в условиях спада производства допускается свободный рост цен на продовольствие. Поэтому не оправдан подход к приватизации в сельском хозяйстве как к средству выхода из кризиса без решения проблем бездефицитного бюджета, конверсии, структурной перестройки, ликвидности денег и т.п.

Либерализация цен и доходов будет сопровождаться умеренной инфляцией при расширении поставок товаров, но никак не при сокращении товарной массы. В этой связи актуальны следующие вопросы. Создана ли конкурентная среда для либерализации цен, есть ли условия для перелива капитала в производство дефицитной продукции, какую роль может играть конверсия в создании рыночной структуры экономики? Либерализация цен в рыночной экономике не означает любую свободу ценообразования, а лишь свободу, обеспечивающую конкуренцию производителей, оптового и розничного звеньев. Утверждения о том, что при рынке нет понятия спекуляции, лишены оснований. Во всех странах с рыночной экономикой существует антимонопольное или прямо антиспекулятивное законодательство, которое запрещает спекуляцию в формах, наносящих ущерб производителям продукции путем монопольного взвинчивания цен. Эти законы применяются во всех рыночных учреждениях.

Преобладание государственных поставок обусловило у нас действие экономических отношений в хозяйственной сфере по законам классического монополизма. На предприятиях путем приписок, ухудшения качества продукции, вымывания дешевого ассортимента, а в оптовой и розничной торговле за счет порчи дешевых товаров и припрятывании дорогих создавался и воспроизводился искусственный дефицит.

На него устанавливаются монопольно высокие цены как теневого рынка, так и государственных каналов реализации.

Конкурентная среда должна создаваться на основе всемирного расширения предпринимательства. Пока предпринимательство у нас носило характер первоначального накопления финансового капитала и имущества непроизводственного назначения. Инфляционными способами рыночные структуры накопили уже миллиардные средства. Но этот процесс не может продолжаться длительный период. Либо инфляционный коммерческий капитал примет активную форму инвестиций в производство дефицитной продукции, либо наступит гиперинфляция, и относительный товарный дефицит перейдет в абсолютный.

Создание товарных рынков связано с переходом от госудатвенно-монополистических структур к конкурентным. Сейчас не в одной отрасли предприятия не несут экономической ответственности за удовлетворение спроса.

Даже в агропромышленном комплексе, где очевидна связь с конечным потреблением, преобладание государственных поставок позволяет при больших ресурсах продукции иметь ее устойчивый дефицит.

В промышленности положение усугубляется тем, что большинство предприятий вообще не работает на рынок, либо выпускает продукцию, выгодную в производстве, но не эффективную или даже ненужную для использования. Монополистические отношения характерны также для энергетики, транспорта, связи, строительной сферы обращения. Чтобы сломать, преодолеть этот всеобщий монополизм, требуется устранить его первоисточник прямое государственное вмешательство в экономику. Прежде всего, необходимо сократить военные заказы, которые через межотраслевые связи пронизывают все народное хозяйство и, помимо прямого расходования ресурсов, служат главным катализатором монополистических отношений.

Известно, что конверсия крупных военных предприятий требует времени. В одних случаях время необходимо для того, чтобы от выпуска единичных изделий малых и средних серий перейти к производству массовыми сериями. Это относится к производству компьютеров, средств связи, аудио- и видеотехники, электроники. В других придется менять состав изделий у предприятий-поставщиков, скажем, при переходе от выпуска военных самолетов на гражданские.

Конверсия нуждается в крупных инвестициях, как и сокращение армии требует значительных затрат на социальное обустройство бывших военнослужащих. В данной связи встает вопрос об источниках финансирования конверсии и военной реформы. Бюджетное финансирование в данном случае нецелесообразно по следующим причинам. Это нам позволило бы избавиться от бюджетного дефицита. Нет ни какой гарантии, что бюджетные ассигнования будут израсходованы на конверсию, а не на производство ненужного вооружения. Проблема решается при использовании для конверсии и трудоустройства военнослужащих свободных капиталов негосударственных организаций, а также зарубежных инвестиций. Таким образом, увязывание происходит в единое целое решение проблемы дефицита бюджета, инфляции, предпринимательства, инвестиций, конверсии  и рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Стабильно низкий уровень инфляции является условием для достижения устойчивого экономического роста, который позволит значительно повысить уровень жизни населения.

В этих условиях Банк России и Правительство Российской Федерации при выборе путей снижения инфляции будут учитывать ограничения, связанные с необходимостью обеспечения высокого экономического роста, повышения технической и ценовой конкурентоспособности отечественных производителей, ощутимого повышения уровня жизни населения и обеспечения долгосрочной устойчивости государственных финансов.

В то же время степень влияния Банка России на динамику курса рубля в условиях сильного платежного баланса ограниченна. Банк России может воздействовать на нее только в той мере, в какой это не противоречит главной цели денежно-кредитной политики – снижению инфляции. Кроме того, предполагаемое использование режима инфляционного стратегирования потребует в течение ближайших лет отладить механизм, позволяющий минимизировать присутствие Банка России на внутреннем валютном рынке и перейти к режиму свободно плавающего валютного курса.

Важным для выполнения целевого ориентира по инфляции является строгое соблюдение установленных предельных уровней изменения цен на продукцию и услуги естественных монополий, поскольку возможности Банка России в снижении инфляции мерами денежно-кредитной и курсовой политики при росте монопольных и административно регулируемых цен ограниченны.

Опыт последних лет показывает, что достижение целевого ориентира по инфляции возможно только путем реализации комплекса согласованных мер в области денежно-кредитной, бюджетной, тарифной и структурной политики Правительства Российской Федерации.

Стратегия денежно-кредитной политики, ориентированная на среднесрочную перспективу, расширит возможности маневра в случае непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов конъюнктурного характера.

В рамках этой стратегии Банк России совместно с Правительством Российской Федерации ставит своей целью снизить инфляцию к 2008 году до 4 – 5,5% в соответствии с основными параметрами разработанных Правительством Российской Федерации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год и на период до 2008 года. При этом на 2006 год ставится цель снизить инфляцию до 7 – 8,5%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год // Деньги и кредит. 2005. № 12.

2.Федеральный закон. Статья 45 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Информация о работе Инфляция. Антиинфляционная политика