Инфляция. Антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 09:49, реферат

Описание работы

Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения, других пропорций национального хозяйства, проявляющийся в росте цен.3
Инфляция – устойчивая тенденция к повышению среднего (общего) уровня цен. 4

Файлы: 1 файл

инфляция, антиинфляционная политика.doc

— 552.00 Кб (Скачать файл)

Между тем имеется немало оснований  для вывода о существенном значении наряду с факторами на сторона денежной массы и скорости обращения денег значительной роли инфляции издержек в российской экономике. К ее причинам можно отнести следующие:

  • Технологически отсталая, затратная структура производства, сравнительно низкий уровень производительности общественного труда;
  • Межотраслевая несбалансированность, структурные диспропорции прежней экономики («утяжеленность» экономики, высокая степень ее милитаризации, разрыв цен на сырьевую и конечную продукцию и т.п.);
  • Разрыв хозяйственных связей из-за распада СССР, СЭВ;
  • Высокая степень монополизации экономики, в том числе на товарных рынках;
  • Незавершенность формирования инфраструктуры рынка, высокая степень бюрократизации и криминализации экономики;
  • Гипертрофированный рост «деловых услуг» (посреднического, финансового характера и т.п.), усиление роли спекулятивных начал в экономике;
  • Резкий рост цен на энергоресурсы, неуклонное приближение (в частности, по нефти и газу) и превышение(В частности, по автобензину, дизельному топливу) уровня мировых цен.7

Взаимосвязь инфляции и безработицы: общая постановка проблемы.

 

В



 условиях приближения к экономическому  потенциалу возникает известная  альтернатива между ростом занятости,  с одной стороны, и ростом  уровня инфляции, с другой. Увеличение занятости и снижение безработицы сопровождается ростом инфляции спроса, т.к. в экономике постоянно уменьшается объем неиспользованных ресурсов, и расширять производство приходится за счет “ переманивания “ ресурсов от одной фирмы к другой, из одной отрасли в другую, путем повышения ставок заработной платы и цен на инвестиционные товары. Снижение уровня инфляции спроса может быть достигнуто только путем ограничения занятости и увеличения безработицы. Это означает, что в краткосрочном периоде между уровнями инфляции и безработицы обнаруживается обратная зависимость, определяемая как кривая Филипса (Phillips curve). В любой момент времени правительство, управляющее совокупными расходами, может выбрать на кривой Филипса определенную комбинацию уровней инфляции и безработицы для краткосрочного временного интервала. Этот выбор зависит от ожидаемого темпа инфляции: чем выше ожидаемая инфляция, тем выше располагается кривая Филипса. Выбор экономической политики в этом случае затрудняется, т.к. фактический уровень инфляции будет выше для любого уровня безработицы.

Компромисс между инфляцией и  безработицей в макроэкономических моделях может быть представлен  в следующем виде:

,

где  - фактический уровень инфляции;  - ожидаемый уровень инфляции; - инфляция спроса; - внешний ценовой шок (инфляция издержек).

Поскольку   определяется  динамикой циклической безработицы в соответствии с законом Оукена (закон Оукена связывает колебания уровня безработицы с колебаниями ВНП.- при каждом увеличении уровня безработицы на определенный процент (по отношению к показателю прошлого года) ,темп роста реального ВНП снижается на коэффициент . Коэффициент устанавливается эмпирическим путем.)8 , то уравнение краткосрочной кривой Филипса принимает вид:

, где  и - фактический и ожидаемый темп инфляции (соответственно); и - фактический и естественный уровень безработицы (соответственно); - внешний ценовой шок; - эмпирический коэффициент.9

Адаптационная политика.

 

Д



омохозяйства пытаются адаптироваться к  инфляции через поиск дополнительных источников дохода. Работники пытаются защитить себя от инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки  заработной платы. Другими способами адаптации являются перестройка семейного бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности и т.п.

Фирмы также изменяют свою экономическую  политику в условиях инфляции. Это  выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг и факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств относительно собственных и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской, и лишь незначительное количество денег хранить в банке.

В условиях инфляции фирмы вынуждены  изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение. С другой – ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть прибыли (прибыли за вычетом налогов) направлять на развитие производства.

История знает много вариантов  адаптационной политики правительства. В 60-70-х гг. Нашего века в Англии и в др. Странах внедрялась политика “ стоп-вперед “, т.е. крайне осторожное движение вперед. Но эта политика оказалась неэффективной в плане снижения инфляции, т.к. сдерживание цен оплачивалось снижением производительности труда и жизненного уровня населения.

В основе новой политики лежит контроль за соотношением цен и заработной платы. Эта политика дает положительный  эффект в краткосрочном плане (например, в Финляндии в 1967-1971 гг., в США  в 1951-1952 гг.), но в долгосрочном периоде  эта политика не прижилась, не стала популярной.

Антиинфляционная политика.

 

Д



ругим вариантом государственной  политики в условиях инфляции является минимизация государственного вмешательства  в игру рыночных сил при использовании  антимонопольных мер.

Нельзя обойти стороной и сомнения в опасности монопольной власти, которые неоднократно высказывались разными экономистами (например, австрийским экономистом Й.Шумпетером): 1) относительно малая величина потерь, обнаруженная при эмпирических исследованиях, 2) научно-технический прогресс может быть более быстрым в условиях монополии.10

Существует ряд отраслей, в которых  монополия необходима, и перед  государством стоит задача регулирования  цен и объемов производства в  интересах общества.

Здесь могут быть реализованы следующие  подходы. Метод предельных издержек заключается в том, что государство требует (и контролирует), чтобы устанавливаемая монополистом цена равнялась его предельным издержкам. Метод средних издержек состоит том, что вся прибыль монополиста, за исключением нормальной, изымается (то есть цена в любом случае равна средним издержкам). Используется также метод установления потолка цен. Однако применение этих методов имеет свои сложности. Метод предельных издержек часто ведет к убыткам и необходимости субсидировать монополию за счет государственных средств. Лишенный этого недостатка метод средних издержек может дать результат, когда предельные издержки будут ниже, чем предельная полезность продукта, и, с другой стороны не создает заинтересованности в минимизации издержек: монополист знает заранее, что его расходы будут компенсированы. Установление потолка цен обычно приводит к дефициту продукции.

Антитрестовская политика представляет собой серию законов, цель которых – предотвратить использование фирмами рыночной власти путем сокращения производства и повышения цен или осуществления иной антиконкурентной практики. Главная проблема в реализации этой политики – ограничение монополистических тенденций олигополии. (олигополия – рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм11). Среди основных мер антимонопольной политики выделяются меры по коррекции поведения, состоящие в том, что правительство приказывает фирме или группе фирм изменить свое поведение, сделав его более конкурентным, и структурная политика, в ходе которой изменяется структура отрасли, становясь более конкурентной.

Антиинфляционная политика правительства, согласно кривой Филипса, в краткосрочном  периоде приводит к росту безработицы  и снижению выпуска. Экономика перемещается вправо-вниз вдоль исходной кривой Филипса. Сокращение государственных расходов или денежной массы снижает уровень цен, тогда как заработная плата, зафиксированная в трудовых договорах, остается прежней. В этих условиях прибыли фирм падают и они сокращают объем своего выпуска, а значит и занятость. Для количественной оценки эффективности борьбы с инфляцией используется т.н. коэффициент потерь. Он показывает, сколько процентов реального годового объема выпуска необходимо принести в жертву, чтобы снизить инфляцию на один процентный пункт.

Конкретная реализация долговременных антиинфляционных  программ выходит за рамки рекомендаций по сокращению государственных расходов и денежной массы, соответствующих краткосрочной модели кривой Филипса и основанных на кейнсианских идеях регулирования совокупного спроса.

Антиинфляционная  политика может проводиться методами «шоковой терапии» (когда жесткая  денежная политика помогает быстро сбить  инфляцию, но сопровождается значительным спадом производства), так и постепенно, путем многократного, но каждый раз  небольшого снижения темпов роста денежной массы, что позволяет избежать глубокого спада, однако не дает возможности быстро снизить инфляцию.

В более  широком плане «шоковая терапия» предполагает, как правило, использование  чисто монетаристских антиинфляционных мер: широкую либерализацию хозяйственной жизни, освобождение цен, свертывание хозяйственной активности государства, жесткое ограничение роста денежной массы, сбалансирование бюджета главным образом за счет сокращения социальных программ и т.д. Программы постепенного снижения инфляции предусматривают активное регулирующее воздействие государства (в целях смягчения негативных последствий антиинфляционных мер): поддержку важнейших отраслей производства, налоговое стимулирование предпринимательства, частичное регулирование процесса ценообразования, создание рыночной инфраструктуры и т.д. В этом случае антиинфляционное сокращение совокупного спроса дополняется мерами, поддерживающими предложение и создающими условия его роста в будущем, что позволяет избежать глубокого спада и безработицы.

Большинство стран – как развитых, так и  с переходной экономикой – в практике борьбы с инфляцией никогда не следовали жестким монетаристским  рекомендациям «шоковой терапии», поскольку  это неизбежно приводило к  затяжному спаду, росту безработицы, резкому снижению жизненного уровня населения. Наиболее последовательные приверженцы монетаристских программ, в частности, Россия, испытали на себе и наиболее сильные их негативные последствия.

Экономическая политика стимулирования совокупного предложения.

 

О



дной из теоретических основ  программ преодоления высокой инфляции и сопутствующей ей безработицы (сочетания, особенно характерного для  стран с переходной экономикой) является концепция «экономики предложения».

Сторонники этой концепции  считают, что экономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса, неэффективна. Она не смогла справиться со стагфляцией, поразившей развитые страны в 70-х годах, а потому должна быть заменена более эффективной экономической политикой. «Активной силой», влияющей на уровень безработицы и инфляции, являются, по их мнению, изменения в совокупном предложении. Экономическая политика, стимулирующая предложение, может включать программы поддержания занятости, переподготовки работников, стимулирования конкуренции, налоговые реформы и т.д.

Одним из действенных факторов увеличения совокупного предложения сторонники данной концепции считают снижение налогов. При этом они опираются на кривую Лаффера. А.Лаффер считал, что по мере роста ставки налога ( t ) от 0 до 100 % налоговые поступления ( Т ) сначала увеличиваются и достигают максимума в точке А при t = а, а затем падают, несмотря на рост налоговой ставки. Падение налоговых поступлений, по предположению Лаффера, связано с тем, что более высокие ставки сдерживают экономическую активность (падают инвестиции, потребление, сбережения и пр.), а следовательно сокращают налоговую базу, поэтому даже при росте налоговой ставки поступления от налогов падают.

Как известно, кейнсианцы трактуют рост налогов как снижение покупательной способности, а следовательно, как антиинфляционный феномен. Сторонники «экономики предложения» считают, что большинство налогов переходят в издержки предпринимателей и перекладываются на потребителей в виде более высоких цен («налоговый клин»), т.е. дают эффект ускорения инфляции издержек. Таким образом доход падает, сокращается налоговая база, а следовательно, и сумма налоговых поступлений.

Снижение налоговых ставок, по мнению Лаффера, может создать дополнительные стимулы к труду, инвестициям, сбережениям, расширению производства и, соответственно, налоговой базы. Сократится и уклонение от налогов. Все это благоприятно отразится на состоянии бюджета: рост занятости снизит выплаты пособий по безработице, а рост дохода увеличит суммарные налоговые поступления в бюджет даже при низкой налоговой ставке (проблема ликвидации «налогового клина стала в последние годы особенно актуальной для России. Одним из факторов спада в экономике стало сочетание высокой ресурсоемкости производства и роста цен на ресурсы, причем главным образом за счет увеличения их налоговой составляющей. Уменьшение налогового пресса позволит снизить цены на ресурсы, сократить издержки производства во многих отраслях и таким образом не только ослабить инфляцию, но и создать условия для роста производства и снижения дефицита бюджета.).

Информация о работе Инфляция. Антиинфляционная политика