Инфляция и антиинфляционная политика Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь, а также антиинфляционную политику Беларуси.
Задачи: исследовать особенности инфляционного процесса в Республике Беларусь и меры их преодоления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЙ, ПРИЧИН, ВИДОВ И ПОСЛЕДСТВИЙ ИНФЛЯЦИИ 5
1.1 Понятие инфляции, ее виды и измерение 5
1.2 Причины и формы проявления инфляции 8
1.3 Социальные и экономические последствия инфляции 11

2. АНАЛИЗ ТЕМПОВ ИНФЛЯЦИИ И АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 17
2.1 Оценка динамики инфляционных процессов в экономике Республике Беларусь 17
2.2 Антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь на современном этапе развития 26

3. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Файлы: 1 файл

Инфляция и антиинфляционная политика.docx

— 89.97 Кб (Скачать файл)

издержек, а также несколько сократить масштабы перекрестного  субсидирования

в энерго- и газоснабжении.

      В первой  половине 2003 г. инфляция в  Беларуси  по-прежнему  превышала

установленный правительством  на  весь  год  уровень  18-24%,  хотя  Нацбанк

Беларуси и продолжал понижать ставку  рефинансирования.  По  предварительной

оценке ЕБРР, среднегодовой рост потребительских цен в 2003 г. составит  29%.

 

      По   реформированию    инфраструктуры    (связь,    электроэнергетика,

водоснабжение и водоотведение, автомобильные и железные дороги)  в  Беларуси

ничего не сделано.

      Рекомендации  на  будущее  достаточно  просты.  Во-первых,  необходимо

активнее привлекать частный капитал  к  участию  в  экономике  страны  путем

ускорения  темпов  приватизации  с  приданием  ей  более   последовательного

характера вместе с  устранением  барьеров  для  частной  предпринимательской

деятельности.

      Во-вторых, конкурентоспособность белорусских  предприятий  должна  быть

повышена с помощью стимулов к  структурной  реорганизации.  Более  активному

притоку прямых иностранных  инвестиций  будет  также  способствовать  отмена

положения о «золотой акции», которое пока напрочь отбивает всякий интерес  у

инвесторов.

      Таким образом, инфляция, неуправляемая сама, делает  плохо  управляемым

все  народное  хозяйство.  Инфляция  автоматически   снижает   эффективность

экономических   регуляторов,   порой   даже   делает   нецелесообразным   их

применение.

  

 

2.3. Основные направления и методы  антиинфляционного

                    регулирования в Республике Беларусь.

 

      Инфляцию,  развивающуюся  в  масштабах,  подрывающих  законы  товарно-

денежного обращения, можно  считать  одной  из  закономерностей  переходного

периода. Очевидно, что стержнем  любой  антиинфляционной  политики  является

подавление причин  инфляции  и  нейтрализация  условий  ее  возникновения  и

развития.

      Системной  причиной инфляции стала попытка  форсированно внедрить  форму

свободного рынка  в  условиях  неадекватной  социально-экономической  среды.

Либерализация цен в отсутствие инфраструктуры рынка, когда  ценовые  и  иные

рыночные сигналы слабо, а  то  и  не  адекватно,  воспринимаются  субъектами

хозяйствования  и  домашними  хозяйствами,  привела  к   разрыву   формально

свободных цен и реального движения воспроизводственных процессов.

      Подходы  и  инструменты   регулирования   инфляционных   процессов   в

прогнозном периоде 2001-2005 гг. необходимо  подчинить  обеспечению  целевых

установок Программы социально-экономического  развития  Республики  Беларусь

на 2001-2005  гг.  В  рамках  этого  программного  документа  предполагается

закрепление  положительных  тенденций  макроэкономической   стабилизации   в

стране, создание условий для устойчивого социально-экономичес-кого  развития

на основе роста эффективности функционирования реального сектора экономики.

      В  настоящее   время   резервы   увеличения   производства   за   счет

организационных  факторов  и  загрузки  неиспользуемых  мощностей,   которые

сыграли существенную роль в 1996-2000 гг.,  в  основном  исчерпаны.  Поэтому

необходимо улучшение качественных параметров  функционирования  национальной

экономики и повышение  конкурентоспособности  отечественной  продукции,  что

требует  направления  дополнительных  финансовых  ресурсов   в   капитальные

вложения. В условиях дефицита внешнего финансирования основными  источниками

инвестиций должны стать внутренние сбережения секторов экономики, а также  и

кредитные  централизованные  бюджетные  ресурсы.  Решение  задачи   снижения

инфляции, которое  будет  достигаться  применением  комплекса  мер  денежно-

кредитной, валютной и налогово-бюджетной политики,  предусматривает  плавную

траекторию ее снижения до 10-14%  за  год  в  2005  г.  При  их  определении

учитывались необходимость  устранения  сложившихся  ценовых  диспропорций  и

сокращения накопленного инфляционного  потенциала,  поэтапного  выравнивания

цен и доходов населения в Республике Беларусь по отношению  к  их  уровню  в

сопредельных странах. Такой подход исходит из того,  что  снижение  инфляции

не является самоцелью и  скорость  ее  снижения  должна  сообразовываться  с

сохранением  позитивной  динамики  социально-экономического   развития.   Он

позволит  минимизировать  издержки  и  негативные  эффекты  стабилизационной

политики, которые возможны при чрезмерно жестком использовании монетарных  и

фискальных  инструментов,  чреватых  массовыми  банкротствами   предприятий,

ростом безработицы и социальной напряженности.

      Макроэкономическая,  монетарная  и  фискальная  политика  должны  быть

умеренно жесткими и достаточно гибкими. Для сдерживания инфляции  необходимо

использовать соответствующие меры,  как  монетарного  характера,  так  и  со

стороны издержек производства.

      Глубинной  причиной  инфляции  в  республике  является  низкий  уровень

эффективности   функционирования   реального    сектора    экономики,    что

подтверждается наличием большого  удельного  веса  убыточных  предприятий  и

планово-убыточных отраслей, функционирование которых поддерживается за  счет

перераспределительного финансирования из республиканского бюджета,  а  также

эмиссионных ресурсов  банковской  системы.  Неплатежи  и  дефицит  оборотных

средств у предприятий в реальном  секторе  экономики,  обусловленные  низкой

эффективностью  хозяйствования,  создают  постоянный  спрос  на   финансовые

ресурсы. С целью недопущения банкротств убыточных предприятий  и  сокращения

рабочих  мест  государство  за  неимением  других  источников   (иностранных

кредитов и частных инвестиций) обеспечивает эти потребности  преимущественно

за счет эмиссионного кредитования.  Национальный  банк  вынужден  продолжать

финансирование   как   текущих   кассовых   разрывов,   так    и    дефицита

республиканского бюджета в целом. Кроме того, с 1999 г.  применяются  методы

внеэкономического  принуждения  в  отношении  коммерческих  банков  в  части

кредитования государственных программ в  области  АПК  за  счет  собственных

средств.

      Поэтому  решение задачи  поэтапного  снижения  инфляции  с  применением

комплекса мер денежно-кредитной политики  требует  создания  соответствующих

предпосылок за счет реформирования реального сектора  экономики.  Реализации

стабилизационной    программы     должны     предшествовать     кардинальная

инвентаризация   и   пересмотр   (секвестирование)    объемных    ориентиров

государственных программ с целью приведения их в соответствие с  финансовыми

возможностями государства. В первую очередь это касается программ в  области

жилищного  строительства  и   сельского   хозяйства.   Политика   финансовой

стабилизации    должна    сопровождаться    активной     приватизацией     и

реструктуризацией  реального  сектора  экономики,  созданием   стимулирующей

институциональной  среды  для  развития  предпринимательства  и  привлечения

иностранных  инвестиций.  Важнейшей  предпосылкой  финансового  оздоровления

экономики является кардинальное  реформирование  колхозно-совхозной  системы

ведения   сельскохозяйственного   производства,   которая   в   силу   своей

неэффективности  ложится  тяжелым  бременем  на   государственные   финансы,

предъявляя перманентный спрос на  финансовые  ресурсы.  Без  продвижения  по

этим направлениям ликвидация  государственной  финансовой  подпитки  чревата

массовыми  банкротствами  предприятий,  ростом  безработицы   и   социальной

напряженности и дискредитацией рыночных реформ в целом.

      С целью  минимизации издержек и  негативных  эффектов  стабилизационной

политики необходимо придерживаться плавной траектории  снижения  инфляции  и

ужесточения  монетарных   параметров,   углубление   которых   должно   быть

синхронизировано с динамикой структурных реформ в  реальном  секторе.  Иными

словами,    интенсивность    применения    макроэкономических     финансовых

инструментов должна  усиливаться  по  мере  адаптации  предприятий  к  новым

условиям самостоятельного полноценного функционирования.

      Важнейшим  условием и предпосылкой перехода  к  таргетированию  инфляции

является обеспечение независимости Национального банка  и  самостоятельности

в выборе монетарных  инструментов  для  достижения  конечной  цели.  Решение

этого вопроса предполагает  устранение  давления  на  Национальный  банк  со

стороны правительства,  которое  заинтересовано  в  выполнении  им  активной

экономической функции. Для этого необходимо пересмотреть  Банковский  кодекс

с целью восстановления правовых основ  его  независимости.  Достижение  этой

цели   предполагает   изменение   отдельных    законодательных    положений,

регламентирующих   статус   и   взаимоотношения   Национального   банка    с

исполнительной властью.

      В  соответствии  с  проектом  Основных  направлений  кредитно-денежной

политики на 2004 г., одобренным правительством РБ 17 сентября 2003  года,  в

следующем году белорусский рубль в реальном выражении не  девальвируется,  а

укрепится: на 2-3% по отношению к российскому рублю  и  примерно  на  6%  по

отношению к доллару США.

      В целом  денежно-кредитная политика в  будущем году будет более жесткой,

чем в текущем. Номинальная девальвация национальной валюты  по  отношению  к

российскому рублю в 2004 г. должна составить 4-5%, а по отношению к  доллару

— 8-12%. Инфляция превысит девальвацию  и  составит  14-18%.  Следовательно,

Национальный банк ожидает  реального  укрепления  курса  белорусского  рубля

(превышение инфляции  над девальвацией) по отношению  к доллару  США  примерно

на 6%.

      В проекте  Основных направлений денежно-кредитной  политики  Российской

Федерации на 2004 г. инфляция запланирована на уровне  8-10%,  что  на  2-3%

ниже  инфляции  в  РБ  даже  с  учетом  запланированного  в  РБ   уменьшения

номинального курса белорусского  рубля  по  отношению  к  российскому,  т.е.

Нацбанк  планирует  укрепление  белорусского  рубля   и   по   отношению   к

российскому, хотя и всего на 2-3%. Это практически не скажется на  состоянии

взаимной торговли наших стран (сейчас по паритету покупательной  способности

белорусский рубль недооценен по отношению к российскому примерно на 15%).

      Следует  ожидать, что планы девальвации  по отношению к доллару  в  2004

г. будут выдержаны, тогда как по отношению к российскому рублю это вовсе  не

обязательно. Дело в том, что, несмотря на формальные заявления о привязке  к

российскому рублю, фактически  белорусский  рубль  привязан  к  доллару  США

посредством установления Нацбанком  фиксированных  темпов  девальвации.  Эти

темпы в последние годы выдерживаются, тогда как изменение  курса  BYR/RUB  в

устанавливаемые  Нацбанком  ежеквартально  границы  укладывается  далеко  не

всегда. Курс российской валюты по отношению к доллару на  торгах  Московской

межбанковской валютной биржи в последнее время  испытывает  довольно  резкие

колебания, которым белорусская валюта не следует.

      Национальный  банк своим постановлением от 28 июля 2000 г. «настойчиво»

рекомендовал банкам достичь того,  чтобы  к  декабрю  2003  года  процентные

ставки по вновь выдаваемым валютным  кредитам  на  срок  менее  одного  года

составляли не более 11% годовых и на срок свыше года — не более 9,5%.

      Новые ограничения  по ставкам введены и в части  рублевых  кредитов.  В

ноябре-декабре 2003 г. они  должны  быть  не  выше  ставки  рефинансирования

Национального банка плюс 3%. Если же  учесть,  что  ставка  рефинансирования

должна, по его планам, понизиться до  28%  годовых,  то  это  означает,  что

предельная величина ставок по рублевым кредитам не  должна  будет  превышать

31% годовых.

      Очевидно, что стремление правительства  и Национального банка удешевить

кредиты  для  реального  сектора  экономики  ставит   ряд   трудновыполнимых

вопросов перед банковской системой. В первую очередь  с  точки  зрения  цены

привлекаемых ресурсов. По состоянию  на  середину  года  основными  донорами

белорусских  банков  были  физические  лица,  которые   хранили   на   своих

банковских счетах 1,03 трлн. руб. и  434,4  млн.  USD.  Величина  процентных

ставок по срочным вкладам физических лиц  в  этот  же  период  колебалась  в

пределах 28-32% годовых и 6-9% в инвалюте.

 

Одним из основных инструментов,  позволяющих  эффективно  воздействовать  на

снижение темпов инфляции, является ресурсосбережение.  Достаточно  отметить,

что материальные затраты в общих затратах на производство продукции  (работ,

услуг) в целом по народному  хозяйству  составляют  более  60%,  затраты  на

энергоресурсы (топливо,  электроэнергию  и  теплоэнергию)  -  соответственно

около 20%.

      Сокращение  ресурсопотребления достигается, с одной стороны, на  основе

снижения затрат материальных ресурсов  непосредственно  на  предприятиях,  с

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика Республике Беларусь