Инфляция и антиинфляционная политика Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь, а также антиинфляционную политику Беларуси.
Задачи: исследовать особенности инфляционного процесса в Республике Беларусь и меры их преодоления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЙ, ПРИЧИН, ВИДОВ И ПОСЛЕДСТВИЙ ИНФЛЯЦИИ 5
1.1 Понятие инфляции, ее виды и измерение 5
1.2 Причины и формы проявления инфляции 8
1.3 Социальные и экономические последствия инфляции 11

2. АНАЛИЗ ТЕМПОВ ИНФЛЯЦИИ И АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 17
2.1 Оценка динамики инфляционных процессов в экономике Республике Беларусь 17
2.2 Антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь на современном этапе развития 26

3. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Файлы: 1 файл

Инфляция и антиинфляционная политика.docx

— 89.97 Кб (Скачать файл)

продажи товаров. Это в первую очередь относится к  продаже  товаров  методом

самообслуживания,  по  образцам,  каталогам,  по  заказам  и   на   дому   у

покупателей, с помощью банковских пластиковых карточек, в кредит, а также  к

применению системы бонификации, стимулирующей  покупку  большего  количества

товаров  одним  покупателем.  Перспективным  является  сбыт  товаров   через

Интернет, внедрение системы торговли  с  использованием  телевидения  (теле-

маркет). Увеличению объемов продаж способствует проведение не реже двух  раз

в год расширенных сезонных распродаж по сниженным ценам.

      Для увеличения  торговой  площади  целесообразно  сокращение  складских

помещений в магазине  за  счет  создания  в  розничной  и  оптовой  торговле

специально  оборудованных  склад-центров.  В  таких  центрах  осуществляется

хранение, переработка и подсортировка товаров.

      Во всех  странах государство  тем  или  иным  образом  воздействует  на

процесс формирования цен. В этом процессе,  однако,  необходимо  не  перейти

грань допустимого вмешательства, за  которой  наступает  эффект  негативного

воздействия на экономику, приводящего к кризису и стагнации производства.  С

этих позиций концептуальной основой выбора основных  подходов  и  механизмов

ценообразования  является   принцип,   согласно   которому   государственное

регулирование ценообразования должно осуществляться тогда  и  там,  когда  и

где без его участия  процесс  формирования  цен  приводит  к  деформациям  в

экономике  и  экономически  неоправданному  ухудшению  положения   отдельных

субъектов и секторов экономики.

      Общей  целью  совершенствования   системы   ценообразования   является

создание экономического порядка, обеспечивающего формирование  системы  цен,

создающей  условия  для  эффективного  использования   ресурсов,   повышения

конкурентоспособности  экономики,  реализации  приоритетов   государственной

экономической политики при одновременном сохранении равновесия  на  рынке  и

повышении на этой основе жизненного уровня населения.

      Заниженные   цены   ведут   к   дефициту   товаров,   нерентабельности

предприятий, перетоку излишних денег с товарного на  валютный  рынок  и  тем

самым к падению курса  национальной  валюты,  что  в  свою  очередь  создает

дополнительное инфляционное давление со стороны импортируемых издержек.

      С  другой   стороны,   завышение   цен   обусловливает   неэффективное

использование  ресурсов,  раскручивание  инфляционных  процессов,   снижение

уровня жизни населения.

      Для достижения  целей ценовой политики  необходимо  решить  ряд  задач,

включающих:

      •  постепенное  расширение  сфер  рыночного  ценообразования  по  мере

создания соответствующих экономических условий для его реализации;

      • совершенствование  принципов и методов ценообразования;

      • упорядочение  организации  учета  элементов  цены,  направленное  на

экономию   и   противодействие   необоснованному   отнесению    затрат    на

себестоимость продукции;

      • прекращение  дотационного и перекрестного  субсидирования  в  системе

ценообразования в  целях  минимизации  нагрузок  промышленности  и  бюджета,

гармонизации цен в Республике Беларусь и сопредельных странах;

      • совершенствование  ценообразования во внешнеэкономической  сфере;

      • ценовое  стимулирование развития приоритетных  отраслей экономики;

      • определение  сопряженных мер косвенного регулирования  цен,  связанных

с   кредитно-денежной,   валютной,    налогово-бюджетной,    амортизационной

политикой и политикой доходов,

      Главной  целью государственной ценовой  политики на 2003-2005 гг. должно

стать достижение и поддержание сбалансированной внутренней и  внешнеторговой

ценовой структуры.  Наиболее  существенными  дисбалансами  сегодня  являются

перекрестное субсидирование  услуг  ЖКХ  (окупаемость  затрат  тарифами  для

населения в 2001 г. составила 20%); значительная дотационность городского  и

пригородного  транспорта  (возмещение   затрат   по   перевозкам   городским

автотранспортом  составляет  около  28%,  пригородными   поездами   -   25%,

пригородным автотранспортом - 42%);  низкие  закупочные  цены  на  продукцию

животноводства  и   растениеводства.   Высвобождение   накопленных   ценовых

диспропорций в ходе  достижения  сбалансированной  ценовой  структуры  может

привести к усилению инфляции, однако в дальнейшем равновесная структура  цен

будет способствовать сдерживанию роста цен.

      Несбалансированность  ценовой структуры проявляется  в заниженном уровне

потребительских  цен  по  отношению  к  ценам  производителей   промышленной

продукции,  что  создает   угрозу   накопления   инфляционного   потенциала.

Отставание цен  на  продовольственные,  непродовольственные  потребительские

товары и услуги имело своим следствием ухудшение среднего качества  товаров,

реализуемых на внутреннем рынке. (В 2001 г. впервые за  последние  пять  лет

тенденция изменилась - индекс цен промышленных производителей был ниже,  чем

индекс потребительских цен).

      Основным  фактором заниженного уровня  потребительских цен по  отношению

к ценам производителей  промышленной  продукции  является  отставание  роста

доходов населения. В периоды значительного отставания  доходов  потребителей

от выручки по народному хозяйству (вследствие различия в условиях  сбыта  на

внутренний и внешний рынки)  рост  потребительских  цен  также  отставал  от

роста цен производителей  промышленной  продукции.  Уровень  потребительских

цен  зависит  от  покупательной  способности  населения,  причем  в  периоды

относительного  ее  снижения  наблюдается  изменение  структуры  потребления

населения  и  соответственно  структуры  цен.  Таким  образом,  изменения  в

ценовой  структуре  отражают  изменения   в   общеэкономических   пропорциях

республики,  а  проблема  ее   выравнивания   сопряжена   с   необходимостью

регулирования общеэкономических показателей системы, в частности,  стоимости

труда в нашей стране.

      Новая  цель  государственной  ценовой  политики  подразумевает   также

качественное изменение системы индикативных показателей. В  методологическом

аспекте необходимо смещение от преимущественного анализа инфляции к  анализу

изменения внутренней структуры цен, уровня внешнеторговых цен. Это  позволит

отслеживать  и   своевременно   реагировать   на   качественные   изменения,

происходящие в экономике республики, соответствующим образом  корректировать

ценовую структуру, что в свою очередь будет способствовать  снижению  общего

уровня цен.

      Ориентация  на  новые  стратегические  цели  в  ближайшей  перспективе

требует выполнения ряда тактических задач и осуществления определенных мер.

      1.    Необходимо    продолжить    политику    либерализации    системы

ценообразования, повысить ее прозрачность.  Цены  должны  формироваться  под

воздействием спроса и предложения. Изменение относительных цен также  должно

происходить под воздействием изменений в  спросе  и/или  предложении,  а  не

вследствие пересмотра закупочных цен, потолков цен или  других  инструментов

прямого регулирования.

      Политику  либерализации следует проводить  в меру создания экономических

предпосылок, роста доходов и повышения  социальной  защищенности  населения.

Либерализация ценообразования  должна  создать  условия  повышения  качества

товаров   и   услуг,   стимулировать   развитие   наиболее    востребованных

производств,  обеспечить  переток  капиталов  в  соответствии  с  изменением

спроса на товары и услуги, что,  в  конечном  счете,  должно  способствовать

росту благосостояния населения.

      2. Следует  ликвидировать в 2004 г. перекрестное  субсидирование  услуг

ЖКХ для населения в соответствии с постепенно вводимым графиком.

      Такая динамика  ликвидации перекрестного субсидирования  может дать  10-

15  процентных  пунктов  прироста  ИПЦ  ежегодно  в  течение  трех   лет   и

возможность  многократного  превышения  темпов  роста  индексов  тарифов  на

услуги ЖКХ по сравнению с индексами роста их  себестоимости.  Вместе  с  тем

специфика этого процесса такова, что он не  требует  адекватной  девальвации

национальной валюты  с  целью  поддержания  конкурентоспособности  экспорта,

наоборот, даже при нулевой  эластичности  обменного  курса  по  отношению  к

этому росту цен, вызванному снятием  перекрестного  субсидирования,  ценовая

конкурентоспособность  экспорта  должна  возрастать.  Меры  данного  порядка

потребуют соответствующего роста  номинальной  заработной  платы  и  доходов

населения,  которые,  однако,  с   учетом   предыдущих   замечаний   повысят

долларовое значение заработной платы и доходов населения. В целом  указанные

подвижки создадут условия для повышения эффективности работы служб ЖКХ.

      3. Доведение  тарифов на услуги пассажирского  транспорта в течение 2004

гг.  до  уровня,  обеспечивающего  его  самоокупаемость,  (вклад  около  2-3

процентных пунктов  в  ИПЦ  в  течение  двух  лет)  должно  поднять  уровень

самофинансирования  транспорта  и   повысить   эффективность   его   работы.

Замечания,  сделанные  в  отношении  ЖКХ,  во  многом  справедливы   и   для

пассажирского  транспорта  –   подобное   повышение   цен   не   стимулирует

девальвацию (через  необходимость  повышения  ценовой  конкурентоспособности

экспорта) и требует повышения заработной платы и доходов населения.

      4. Выравнивание  потребительских цен  на  продовольствие  и  закупочных

сельскохозяйственных цен с западными  областями  России  в  основном  должно

быть осуществлено в 2004 г.

      Это позволит, учитывая стратегическое партнерство  с Россией и  наличие

бестаможенных  с  ней  границ,  нормализовать  продовольственный   рынок   и

целенаправленно  ориентировать   отечественных   производителей   на   норму

эффективности,  адекватную  российскому   рынку   (поскольку   его   размеры

превосходят белорусский рынок).

      Структурные  изменения в системе  цен  до  2005  г.  должны  обеспечить

постепенное приближение отечественных цен  к  мировым.  Этот  процесс  будет

осуществляться как в  результате  приближения  внутренних  цен  к  ценам  на

российском рынке, который достаточно либерализован по отношению  к  внешнему

миру, так и в результате все большей  открытости  национальной  экономики  в

«западном» направлении, а также  действий  по  вступлению  Беларуси  в  ВТО.

Вместе с тем этот процесс не столь однозначен и  должен  учитывать  интересы

отечественных производителей и потребителей.

      Таким образом, это означает применение в  рассматриваемом  периоде  мер

защиты национальных производителей (в  первую  очередь  через  таможенное  и

нетаможенное регулирование) и потребителей, прежде  всего  населения  (через

субсидии и дотации к цене), которые с ростом  эффективности  производства  и

доходов населения будут постепенно сниматься.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.   Базылев Н.И., Бондарь А.В., Гурко С.П. и др.; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко/ Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./ – Мн.: БГЭУ, 1997. – 550с.

2.   Бондарь [и др.] / Макроэкономика: учебное пособие – Мн.: БГЭУ, 2009. – 415 с.

3.   Елисеев А.С. Современная экономика: Учебное пособие. – 3-е издание – М.: Издательско-торговая корпорация "Дамков и Ко", 2007 – 504с.

4.   Заико Л.Ф. Экономика Беларуси: через реформы к развитию / Л.Ф. Заико. – Мн.:Б.И., 1998. -53 с.

5.   Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., испр., доп. — М.: Дело, 2002. — 472 с

6.   Козаченко Л.Д. Инфляционные процессы в Беларуси: ключевые проблемы и пути повышения эффективности регулирования/ Л.Д. Козаченко// Вестник БГЭУ – 2006. - №2.-с.71-77

7.   Козаченко Л.Д. Экономический анализ инфляции в Республике Беларусь / Л.Д. Козаченко// Вестник БГЭУ – 2007. - №2.-с.53-59

8.   Криворотов Д. Выбор режима денежно-кредитной политики Республики Беларусь в среднесрочной перспективе / Банкаўскi веснiк. –– 2007 . - №1. – с.25-31.

9.   Лемешевский И. М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика. Учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов - 3-е изд. - Минск, 2009г. - 440 с.

10. Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. и др. \Макроэкономика; Учеб. Пособие Под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2004. – 426с.

11. Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. Моногр. / В.Н. Шимов. 2-е изд. – Мн.-БГЭУ, 2003. – 229с.

12. www.bdg.by

13. www.belarus.regnum.ru

14. www.soyuz.by/

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны, и каждая для решения этой проблемы использовала свои методы и пути ее решения.

Тема инфляции актуальна в любое время и для любой страны. В курсовой работе было рассмотрено особенности инфляции и антиинфляционные методы регулирования в Республике Беларусь. Инфляция это явление, не только связанное с движением денег, а является сложным социально-экономическим явлением, затрагивающим все стороны жизнедеятельности государства.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика Республике Беларусь