Инфляция и безработица в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не существовала инфляция и безработица. Считается, что они появились, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связаны. Инфляция является одной из больших макроэкономических проблем: достаточно отметить, что каждую страну мира она охватывала хотя бы один раз в 50-100 лет. Они как бы пришли на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, - циклическим кризисам. Инфляция была характерна для денежного обращения: России - с 1769 до 1895 г. (за исключением периода 1843 - 1853 гг.); США - в период войны за независимость 1775 - 1783 гг. и гражданской войны 1861 - 1865 гг. Англии - во время войны с Наполеоном в начале XIX в.; Франции - в период Французской революции 1789 - 1791 гг.

Содержание работы

Введение

Инфляция и безработица в краткосрочный и длительный период

Сущность, виды и причины инфляции и безработицы

Инфляция и безработица в Республике Казахстан

Анализ темпов инфляции в 2000-2006 годах
Анализ уровня безработицы в 2000-2006 годах


Заключение

Список используемая литература

Файлы: 1 файл

Экономика труда. Безработица и инфляция .docx

— 50.93 Кб (Скачать файл)

Как экономическое  явление  инфляция существует  уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых  неразрывно связана. Термин инфляция (от латинского inflatio — вздутие) впервые  стал употребляться в Северной Америке  в период гражданской войны 1861—1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в  Англии и Франции. Широкое распространение  в экономической литературе понятие  инфляция получило в XX в. после первой мировой войны, а в советской  экономической литературе — с  середины 20-х гг. Наиболее общее, традиционное определение инфляции — переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен. Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Деньги обесцениваются по отношению к товарам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной силы. Ряд ученых в российских академических и вузовских кругах добавляют к этому перечню (т.е. товарам и национальным валютам) еще и золото. Такая трактовка проявления инфляции, как обесценение денег и по отношению к золоту, предполагает, что этими учеными золото по-прежнему рассматривается как всеобщий эквивалент, как деньги.                                                                                                         

Прежде всего, нужно отметить, что рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров. Однако такой рост цен, связанный  с диспропорцией между спросом  и предложением на каком-то отдельном  товарном рынке — это еще не инфляция. Инфляция — это повышение  общего уровня цен в стране, которое  возникает в связи с длительным не равновесием на большинстве рынков в пользу спроса. Другими словами, инфляция — это дисбаланс между  совокупным спросом и совокупным предложением.                                                                                          Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен — инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные. Так, рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения различных фаз цикла (особенно в его «классической» форме, характерной для XIX — начала XX вв.) будет меняться и динамика цен. Их повышение в период бума сменяется их падением в фазах кризиса и депрессии и вновь ростом в фазе оживления. Повышение производительности труда, при прочих равных условиях, должно вести к снижению цен. Другое дело – если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление, именуемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен. Стихийные бедствия не могут считаться причиной инфляционного роста цен. Так, если в результате наводнения в какой-либо местности разрушены дома, то, очевидно, поднимутся цены на стройматериалы. Это будет стимулировать производителей стройматериалов расширять предложение своей продукции и по мере насыщения рынка цены станут понижаться. Назовем важнейшие из причин инфляционного роста цен, помня о том, что инфляция связана с целым спектром диспропорций. Во-первых, это диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета). Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования «печатного станка», это приводит к росту массы денег в обращении. Во-вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики. Так, непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю общественного богатства. Одновременно военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия. Рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого государство увеличивает денежную массу. В-третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории и с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок — это в значительной степени олигополистический рынок. А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают «гонку цен», они заинтересованы в ее поддержании и усилении.  Как известно, несовершенный конкурент, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Не желая «испортить» свой рынок снижением цен, монополии и олигополии препятствуют росту эластичности предложения товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополистов поддерживает длительное несоответствие совокупного спроса и предложения. В-четвертых, с ростом «открытости» экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохозяйственные связи увеличивается опасность "импортируемой" инфляции. Упомянутый выше скачок цен на энергоносители в 1973 г. («энергетический .кризис») вызывал рост цен на импортируемую нефть и — по технологической цепочке — на другие товары. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие «внешнего» повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с «импортируемой» инфляцией достаточно ограничены. Можно, конечно, девальвировать собственную валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке. В-пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей — важнейшая задача антиинфляционной политики. Каков механизм воздействия на экономику инфляционных ожиданий? Дело в том, что люди, сталкиваясь с повышением цен на товары и услуги в течение длительного периода времени и теряя надежду на их снижение, начинают приобретать товары сверх своих текущих потребностей. Одновременно они требуют повышения номинальной заработной платы и тем самым подталкивают текущий потребительский спрос к расширению. Производители устанавливают все более высокие цены на свою продукцию, ожидая, что в скором времени сырье, материалы и комплектующие изделия еще больше подорожают. Начинается бегство от денег.

Итак, очевидно, что расширение вследствие инфляционных  ожиданий текущего спроса стимулирует  дальнейший рост цен. Одновременно  сокращаются  сбережения и уменьшаются  кредитные  ресурсы, что сдерживает рост производственных инвестиций и, следовательно, предложение  товаров и услуг. Экономическая  ситуация в этом случае характеризуется  медленным увеличением совокупного  предложения и быстрым ростом совокупного спроса. Результат —  общее повышение цен.

Инфляцию  делят на классическую и современную.

Классическая  имела место  в XVII-XIXв. Характерной чертой являлся  временный характер. Она возникала  в чрезвычайных ситуациях, преимущественно  во время войны, когда государство  финансировало военные финансовые потери с помощью денежного станка. Классическая инфляция, как правило, была гиперинфляцией.

Современная инфляция делится  на несколько видов. С позиции  роста цен различают:

Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Многие современные экономисты считают такую инфляцию необходимой для эффективного экономического развития. Она позволяет эффективно корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%.

Галопирующая  инфляция при которой характерен рост цен от 20% до 200% в год. Является уже серьезным напряжением для экономики, хотя рост цен еще не сложно предсказать и включить в параметры сделок и контрактов.

Гиперинфляция в странах с развитой рыночной экономикой определяется темпами свыше 100%. Для стран с неустойчивой, развивающейся или переходной экономикой критерий начала гиперинфляции значительно выше, так например, в России в 1992 году темпы инфляции достигали 1353% в год, но официально были признаны лишь близкими к гиперинфляции. Схожая ситуация наблюдалась и в Казахстане в «послеразвальный период», когда темпы инфляции были очень высокие. В Казахстане темпы инфляции, на 1993 год, достигли 1102%, но не признавались, как гиперинфляция. Сторонники концепции инфляции, обусловленной ростом издержек, утверждают, что умеренная, ползучая инфляция, которая может сначала сопутствовать оживлению экономики, потом, нарастая как снежный ком, превратится в более жестокую - гиперинфляцию. Она приводит к разрушению благосостояния нации и часто является основой для смены режима власти, как правило, тоталитарного толка.

Чтобы неиспользованные сбережения и текущие  доходы не обесценились, то есть, чтобы  опередить предполагаемое повышение  цен, люди вынуждены "тратить  деньги сейчас". Предприятия поступают  так же, покупая инвестиционные товары. Поступки, диктуемые "инфляционным психозом", усиливают давление на цены, и инфляция начинает "корить сама себя".

Гиперинфляция может ускорить экономический крах. Жестокая инфляция способствует тому, что усилия направляются не на производственную, а на спекулятивную  деятельность. Цены могу пересчитываться  ежедневно и даже по несколько  раз в день, происходит "бегство  от денег". Населению и предприятиям становится все более выгодным накапливать  сырье и готовую продукцию  в предвидении будущего повышения  цен. Но несоответствие количества сырья  и готовой продукции спросу на них ведет к усилению инфляционного  давления. Вместо того чтобы вкладывать капитал в инвестиционные товары, производители и отдельные лица, защищаясь от инфляции, приобретают  непроизводительные материальные ценности – ювелирные изделия, золото и  другие драгоценные металлы, недвижимость и т.д.

В чрезвычайной ситуации, когда  цены подскакивают резко и неравномерно, нормальные экономические отношения  разрушаются, рушится банковская система, парализуется не только производство, но и сам механизм рынка. Деньги фактически теряют цену и перестают выполнять  свои функции в качестве меры стоимости  и средства обмена. Производство и  обмен приостанавливаются, и в  конечном итоге может наступить  экономический, социальный и, очень возможно, политический хаос. Гиперинфляция ускоряет финансовый крах, депрессию и общественно-политические беспорядки. Катастрофическая гиперинфляция почти всегда является следствием безрассудного увеличения правительством денежной массы.

 

2. Инфляция и  безработица  в Республике Казахстан

Анализ темпов  инфляции в 2000-2006 годах

Инфляция  в Казахстане, как и в других  странах присутствует. Инфляция  будет до тех пор  пока имеет место повышение цен, а это будет всегда. Другое дело, каким высоким будет уровень  инфляции. В Казахстане, как и  везде, борются с инфляцией не для её искоренения, так как это  невозможно, а за её снижение.

На данный  момент правительству  в какой-то степени удаётся сдерживать уровень роста инфляции, но он все же ещё высок, а если учитывать, что официальный уровень инфляции (7,6%) меньше реального(10,2%), то получается уровень инфляции в Казахстане очень высокий.

За  прошедший год (декабрь 2006г. к декабрю 2005г.) инфляция составила 8,4% против 7,5% в 2005 году. Особенностью инфляции 2006г. стал опережающий рост цен и  тарифов на платные услуги, которые  подорожали на 11,6%, превысив уровень 2005г. на 3,6 процентных пункта. Цены на непродовольственные  товары выросли на 7,1%, что на 1,2 процентных пункта больше, чем в 2005г., а продовольственные  товары - на 7,3% и меньше на 0,8 пункта.

Прирост  цен, вызывающий рост инфляции  затронул не только повышение  цены на производственные товары, но и  затронул сферу платных  услуг.

В сфере платных услуг  существенно нарастали темпы  прироста цен на жилищно-коммунальные услуги с 5,7% в 2000г. до 11% в 2006г., а их вклад  в инфляцию был самым весомым  – 1,5%. Значительно увеличились тарифы за сбор мусора - на 21,4%, электроэнергию – на 19,9%, канализацию – на 18,8%, водоснабжение – на 17,9% и газ  – на 15,4%. Оплата за аренду жилья  повысилась на 35%, его содержание - на 12,1%. Прошедший период характеризовался заметным увеличением цен на услуги пассажирского транспорта. Проезд электрическим транспортом стал дороже на 31,1%, железнодорожным и автомобильным – по 25%, воздушным – на10,1%. Цены на услуги учреждений образования и здравоохранения выросли по 18,5%, ресторанов и гостиниц – на 16%, культуры - на 13%. Из услуг связи увеличение цен отмечено на почтовые услуги на 44,2%, а снижение – на интернет на 35,4%.

На рынке непродовольственных  товаров в 2000-2006 гг. зарегистрирован  высокий рост цен на энергоресурсы  для населения. Бензин подорожал  на 34,5%, дизельное топливо и мазут  – на 17,6%, твердое топливо –  на 16,6%.

Что касается  повышений  цен в прошедшем  году относительно 2005 года, то: повышение цен на большинство  непродовольственных товаров незначительно  отличалось от 2005 года. Цены на одежду и обувь за 2006 год выросли на 7,9% (в 2005г. – на 7,5%). Прирост цен  на пальто, куртки, трикотажные и  чулочно-носочные изделия составил 7-8%, мужские костюмы, брюки, ботинки, женские платья, юбки, туфли – 9-10%, верхние сорочки - 11-12,6%. Цены на печатные издания за год увеличились на 7,3%, строительные материалы – на 5,2%, предметы домашнего обихода –  на 4,5%, канцелярские принадлежности и  товары личной гигиены – по 4,4%, фармацевтические препараты и аудио-видео технику  - по 2%.

На рынке продовольственных  товаров цены на фрукты и овощи  в 2006г. выросли на 25,2%,  в 2005г. –  на 23,1%, а «вклад» в инфляцию составил по 1%. Прирост цен на овощи и  картофель составил 35,5%, фрукты - 7,5%.

Цены на хлебопродукты  и крупяные изделия в 2000-2006 гг. выросли  на 15%. Существенно увеличились цены на крупу гречневую на 27,8%, а на рис - на 15,2%, манную и овсяную –  на 7-11%.

Замедление темпов прироста цен в 2006г. по сравнению с 2000г. на мясные, молочные продукты и яйца на потребительском рынке было обусловлено, в основном, их аналогичным движением  в реальном секторе экономики. Мясо скота у перерабатывающих предприятий  в 2006г. стало дороже на 0,9%.

В общем  уровень инфляции в Казахстане  находится на допустимом уровне, но этот уровень необходимо  сокращать, дабы добиться хороших  результатов  в социально-экономическом  развитии.

Анализ  уровня  безработицы в  2000-2006 годах

Безработица  никогда  не бывает равномерно  распределенной среди населения  любой страны. Поэтому одним из  важных аспектов в диагностике  и – что, возможно, даже еще  важнее в «лечении» безработицы  является определение тех групп  населения, в которых она наиболее распространена. Статистические данные показывают, что из общего числа  безработных во всех возрастах женщины  составляют около 65% или почти в  два раза больше чем мужчин. Это  объясняется тем, что на данный момент одним из основных требований к кандидатурам на вакантные места является наличие  специально-технического образования. По данным Астанинского городского центра занятости вакансии, предлагаемые работодателями в технической сфере, составляют около 40%. Но наиболее распространена безработица  среди молодежи до 25 лет. Ее доля составляет 41,2% от общего числа населения, обратившегося  в центры занятости. Это часто  объясняют тем, что они сразу  хотят найти работу «по душе»  и считаются безработными, пока занимаются этими поисками. Еще это объясняется  тем, что при нашем уровне безработицы, вакансии заполняются, в основном, специалистами, имеющими определенный стаж работы. А  молодежи, не имеющей опыта работы, даже не предоставляются возможности  получить его. В этом отношении, возможно, надо применять опыт Германии, в  которой уровень безработицы  среди молодежи очень низок (5,75%). Там существует высокоразвитая система  профессионального обучения, профессионально  ориентированных школ и подготовки непосредственно на рабочих местах, которая сокращает до минимума период безработицы в начале трудовой жизни  человека.

На формирование  рынка  труда в республике в  2000-2006 году оказало существенное  влияние  социально-экономическая  обстановка. Наблюдалось повсеместное  повышение  численности занятых  в отраслях экономики. В течение  2000 года принято на работу 1259 тыс.  человек (в 2001г. – 1293,7 тыс.). Но всё же, несмотря на все успехи в области увеличения занятости, в Казахстане все же ещё большой уровень безработицы. Среди молодёжи уровень безработицы в среднем составляет около 15%. Несмотря на все усилия правительства, уровень безработицы снижается очень медленно.

В периоде  с 2000 по 2006 годы численность занятого  в экономике  населения вырастала  небольшими темпами. Так же  из приведенной  ниже таблицы  видно, что и численность  безработных весьма солидная, а это  только официальные данные, собранные  на основе данных органов занятости  и других ведомств. Фактический же уровень безработицы намного  выше.

Теперь  если представить, что каждое  физическое или юридическое  лицо  в республике является субъектом  или самостоятельным институтом, то напрашивается вывод, который  иногда использует правительство в  оправдание своих действий и результатов  работы. Каждый свободный экономический  микроинститут должен сам для  себя находить партнеров, определять род  своего занятия, решать проблемы внутри института самостоятельно. С этим, конечно же, не согласны те, у которых  статус на данный момент определяется как «безработный» в силу привычки, унаследованной от социалистического  строя, когда правительство целиком  и полностью регулировало экономику, а значит, и решало проблему безработицы.

Единственная сейчас по-настоящему проблема государства – это низкий уровень производства. Именно по этой причине безработица в Казахстане имеет столь высокий уровень. Это общеизвестно, что если предприятия  заработают в полную мощность, то, как  мы рассмотрели в теоретической  стороне этой проблемы, люди предпочтут работать там,  где им пожелается, и они при выборе будут ориентироваться  на свою специальность, образование, интерес  к работе в данной отрасли. Для  этого правительство Республики сейчас привлекает иностранных инвесторов для возрождения производства и  обеспечения рабочих мест. Но при  этом следует помнить, что даже  на рынке труда должно быть  некоторая численность «армии резерва», чтобы поддержать естественное условие конкуренции. Иначе при избытке рабочих мест будет повышаться спрос на рабочую силу и соответственно заработная плата. Но при невозможности компенсации издержек за счет средств производства в нашем государстве, производители будут повышать цены на товары и услуги, что вызовет скачок инфляции.

Информация о работе Инфляция и безработица в Республике Казахстан