Инфляция и методы ее регулирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является рассмотрение понятия инфляции, теоретическое обоснование причин возникновения инфляционных процессов в стране и исследование методов регулирования инфляции в Республике Беларусь, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, опираясь на мировой опыт.
Данная цель исследования предполагает решение следующих задач:
- определение понятия и сущности инфляции;
- выявление причин возникновения инфляции;
- рассмотрение методов измерения инфляции;
- исследование направлений антиинфляционного регулирования;
- определение особенностей инфляционных процессов и направлений борьбы с инфляцией в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Сущность, причины и виды инфляции ………………….…………......…….….5
1.1. Понятие и сущность инфляции………………………………………….5
1.2. Причины инфляции………………………………………………………6
1.3. Виды современной инфляции и её измерения………………………….9
2. Методы регулирования инфляции в Республике Беларусь……...……………14
2.1. Последствия инфляции……………………………………..…………..14
2.2. Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь…....17
2.3. Основные направления и методы антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь…………………………………………………………..…28
Заключение……………………………………………………………..…………...32
Список использованных источников…………………………………..………….34
Приложения………………………………………………………………………....36

Файлы: 1 файл

Курсовая инфляция.doc

— 729.50 Кб (Скачать файл)

3. Увеличение эмиссии  и отрицательные ставки. На сегодняшний  день ставки глубоко отрицательные, а эмиссионное кредитование только за сентябрь - октябрь уже превысило 2 трлн. BYR. Если такая политика продолжится до конца года, то по итогам 2012 года инфляция вместо 19% составит 25%, что приведет к снижению доходов населения на 5%.

По мнению правительства, жесткая денежно-кредитная,                      бюджетно-налоговая политика позволит стабилизировать ситуацию и снизить инфляцию в будущем году до 19%. Если же вновь проводить мягкую              макроэкономическую политику и в прежнем объеме кредитовать                   госпрограммы, то это вызовет резкий рост инфляции, считают в правительстве.

Увеличение уровня ВВП  в пределах 105-105,5%. Предлагается несколько  сократить расходы на конечное потребление  и валовое накопление, за счет чего обеспечить рост чистого экспорта вместо того состояния дел с экспортом,      который формировал отрицательное сальдо и негативно влиял на курс         национальной валюты.

Планируется также уйти от эмиссионного кредитования экономики.      Путём введения "диктата" повсеместной экономии. Так, планируется на 3% снизить материалоемкость. При этом существенно снизить издержки в валовом производстве, чтобы обеспечить рост ВВП и повысить конкурентоспособность отечественной продукции. "Это значит, что предприятия и экономика в целом должны держать экспортные рынки, технически перевооружаться, привлекать инвестиции и кредиты, и если продавать собственность, то для создания новой более конкурентоспособной. Главное - экономить, на каждом техническом    переделе, на стройке, в каждой бюджетной организации. Перерабатывая такие огромные объемы металла, нефти, газа, древесины, мы должны не только     экономить, но, и это второе главное требование, повышать производительность труда", - сказал Михаил Мясникович.[23] По мнению правительства, средства предприятий следует эффективнее использовать на инновационное и              инвестиционное развитие. В 2012 году предлагалось основные инвестиции направлять в технологию, машины и оборудование.

Задания по росту экспорта в 10,6% в 2012 году являются крайне      напряженными и будут обеспечиваться в условиях роста реального курса рубля в основном промышленностью с доведением ее доли в ВВП до 34%, т.е. плюс 2,1%. Планируется, что экспортная выручка по продукции промышленности в 2012 году составит $7,5 млрд. Немалые надежды возлагаются на деревообработку, развитие производства на местных ресурсах, сельское хозяйство.

Сдерживание инфляции в  пределах 19-22% за год планируется  решать за счет жесткой денежно-кредитной  политики и поддержания стабильного курса валюты. Правительство при этом обещает, что в 2012 году вырастут и реальные доходы граждан. Монетарные методы и внутренний контроль за                      ценообразованием будут приоритетными в ручном управлении экономикой страны в 2012 году.

Обменный курс белорусского рубля в настоящее время формируется    исходя из спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Валютные интервенции Нацбанком проводятся исключительно в целях сдерживания резких колебаний обменного курса и в ограниченном объеме.   Такая курсовая политика будет продолжена и в следующем году.

 

Важнейшим условием достижения ценовой стабильности станет то, что  Национальный банк не будет осуществлять эмиссионное кредитование банков для финансирования инвестиционных проектов. Рефинансирование банков   будет осуществляться исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования               ликвидности.

Отсюда можно условно  разделить на три группы совокупность мер       антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси:

1) Комплекс мер по  ограничению издержек и ресурсосбережению     включает следующие меры:

- регулирование заработной  платы в составе себестоимости  продукции;

- поиск путей удешевления импортных энергоносителей, сырья и           материалов, комплектующих изделий;

- снижение материало-  и энергоемкости продукции на  основе внедрения наукоемких  ресурсосберегающих технологий;

- реструктуризация и  финансовое оздоровление предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции, налоговых ставок и обязательных платежей;

- сокращение транзакционных  издержек и др.

2) Комплекс по ограничению  монетарных факторов инфляции  охватывает следующие меры:

- регулирование объема и структуры денежной массы;

- проведение эффективной  процентной политики по кредитам  и             депозитам;

- сокращение скорости  оборота денег;

- регулирование резервных  требований;

- ограничение бюджетного  дефицита;

- регулирование доходов  населения;

- сокращение бартерных  операций, неплатежей;

- стабилизация белорусского  рубля и др.

3) Комплекс мер по  структурному регулированию рынка  товаров и услуг и совершенствованию  системы ценообразования предусматривает  меры:

- государственное регулирование цен на продукты и услуги первой    необходимости;

- государственное регулирование  цен на товары монополистов;

- регулирование конкурирующего  ввоза товаров и услуг;

- регулирование уровня  рентабельности;

- стимулирование удовлетворения  спроса за счет роста производства;

- ограничение инфляционных  ожиданий;

- ликвидация ценовых  перекосов, диспропорций и других  инфляционных потенциалов.

Указанные меры реализуются  в правительственных программах и        прогнозах. С учетом допускаемой инфляции, других макроэкономических      характеристик и далее будет проводиться соответствующая политика            обменного курса белорусского рубля по отношению к валютам других стран. Руководством страны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые Национальным Банком страны. В них   определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной   массы, прироста чистого рублевого внутреннего кредита и другие, а также    меры по их взаимоувязанной реализации. В ежегодных Прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь содержится комплекс мер      антиинфляционного характера в реальном секторе экономики, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании. Эти меры предусматривают системное    решение проблем снижения уровня инфляции, достижение целевых параметров по динамике индекса потребительских цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На сегодняшний день инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое количество        бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.

Условием возникновения  инфляции является преобладающая динамика номинальной денежной массы по сравнению с ростом национального дохода.

Инфляцию можно классифицировать по разным критериям, но основные 2 её вида это: инфляция спроса и инфляция издержек. Для определения типа инфляции по её росту в статистической практике используют различные        ценовые индексы, но наиболее распространённым и широко применяемым   является индекс потребительских цен.

Инфляция оказывает влияние на экономику как с положительной         стороны, так и с отрицательной. Зависит это от темпов ее роста. Инфляция ухудшает положение тех, кто получает относительно фиксированный            номинальный доход, и «субсидирует» или не влияет отрицательно на тех, чей номинальный доход является гибким.

Если в стране есть хоть какие-то признаки инфляции, то правительство  должно либо с ней бороться, если она достигла больших размеров, или           совершать политику, контролирующую её. Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. Для этого проводится, так называемая,                     антиинфляционная политика, которая означает комплекс мер и механизмов по регулированию экономики со стороны государства, направленных на борьбу с инфляцией.

Что же касается Республики Беларусь, то здесь инфляция существовала ещё с момента достижения своей  независимости, как и в любой  другой        нормальной стране, однако следует обратить большее темпы её роста: в течение последних 10 лет Беларусь занимает 4-е место в мире по темпам инфляции. В 2011 году наблюдался самый большой размах инфляции за последние годы. К этому явлению привела не одна причина, но более важен вопрос, как бороться с таким положением в экономике страны. Были предприняты руководством   страны такие меры, как: выход на единый курс, отпущение цен на товары и услуги, уменьшение затрат на государственные программы, сокращение     эмиссионных операций. В данный момент план по балансировке экономики в 2013 году редактируется Правительством. Планируемая инфляция в Беларуси в 2013 году на уровне 10-12% ставка рефинансирования в размере 15% годовых может оказаться вполне адекватной. Если ставка рефинансирования снизится до уровня 13-15%, то это, безусловно, будет означать некоторое смягчение    денежно-кредитной политики. В мировой практике жесткой принято считать такую денежно-кредитную политику, когда основная ставка выше уровня     инфляции на 3-5 процентных пункта. В таком случае, конечно, реальный сектор получит больше возможностей для реализации своих инвестиционных         проектов. Однако могут возрасти риски усиления давления на курс рубля, так как любой рост ВВП при сложившейся в нашей стране экономической      структуре имеет свойство вести к увеличению дефицита платежного баланса. Более того, чем сильнее рост, тем сильнее может оказаться давление.          Национальный банк в последнее время неохотно снижает ставку, считая ее    текущий уровень адекватным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Климов, С.М. Макроэкономика: учебное пособие/С.М.Климов, А.П.Селин,  Т.А. Фёдорова.-- СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2008г.

2. Вечканов, Г.С. Макроэкономика: учебник для вузов/ Г.С.Вечканов, Г.Р. Вечканова.- 4-е изд.- СПб.: Питер, 2011г.

3. Лемешевский, И.М.  Макроэкономика: мировой опыт и  белорусская практика. Учебное пособие  для студентов эконом. Специальностей  вузов/ И.М. Лемешевский.- 3-е изд.- Минск: «ФУАинформ», 2009г.

4. Экономическая теория: учеб.пособие / А.В. Бондарь [и др.]; под общ. ред. А.В.Бондарь, В.А. Воробьева. - Минск: БГЭУ, 2011г.

5. Деньги, кредит, банки:  учебник/ колл.авт.; под общ. ред.  О.И. Лаврушина. - 4-е изд.- Москва: КНОРУС, 2006г.

6. Макконнелл, К.Р. Экономикс:  принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю.- 17-е изд.- М.:ИНФРА-М, 2009г.

7. Андрианова, В.Д. Инфляция: причины возникновения и методы  регулирования: учеб.пособие / В.Д. Адрианова. - М.:Мастер-класс,2010г.

8. Словари [Электронный  ресурс]. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/

9. UFCManagement [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bbest.ru/denkredban/emissinfl/ponisyinfl/

10. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

11. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник / Э.А.Лутохина [и др.]; под ред. Э.А.Лутохиной. - 2-е изд.- Минск: ИВЦ Минфина,2010.

12. Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nbrb.by/

13. Govorimby народный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://govorim.by/novosti-belarusi/24606-anders-aslund-defolt-belarusi-neizbezhen.html

14. Исследовательская Группа BusinessForecast.by [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.businessforecast.by/partners/publication/431/

15. Белорусский экономический портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ekonomika.by/ekonomika-rb/vneshniy-gosdolg-belarusi-sostavil-11-4-mlrd

16. NAVINY.BY экономика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://naviny.by/rubrics/economic/2011/09/12/ic_news_113_376036/

17. Официальный сайт Беларусбанка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://belarusbank.by/ru/press/spravochno/stavka_refinansirovaniya_nbrb

18. Официальный сайт БЕЛСТАТ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://belstat.gov.by

19. Белорусское телеграфное агенство [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.belta.by/

20. Крылович, И. Рыночная экономика Мясниковича - Румаса /И.Крылович// Белорусы и рынок.- 2011г.

21. Стартовая страничка Беларуси [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.21.by/politics/2011/11/22/413678.html

22. Белорусы и рынок--еженедельная аналитическая газета для деловых людей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.belmarket.by/ru/124/120/9728/Кризис-заставляет-сделать-выбор.htm

23. Алёхин, К. Лестница в инфляционное небо / К.Алёхин // Экономическая газета.- 2011г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

 

 

Приложение Б

 

Приложение В

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Г

 

 

 

Приложение Д

 

 


Информация о работе Инфляция и методы ее регулирования в Республике Беларусь