Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:00, курсовая работа
В современном мире существует немало проблем, которые можно со всеми основаниями назвать глобальными. Инфляция - одна из них. На протяжении последних десятилетий проблемы инфляции — причины возникновения, последствия, а также экономический потенциал антиинфляционной политики - занимают особое место в дискуссиях ученых, экономистов, бизнесменов и политиков. Но инфляция не новое явление - это хорошо известный феномен экономической жизни. И на данном этапе развития Беларуси она стала основной проблемой, с которой столкнулась наша экономика после распада СССР. В связи с этим важной задачей является борьба с ней.
Введение----------------------------------------------------------------------------------------------3
1. Инфляция: сущность и причины возникновения. Кривая
Филлипса------------------------------------------------------------------------------------------5
2. Антиинфляционная политика: теория и практика--------------------------------14
3. Особенности и проблемы антиинфляционной политики Республики
Беларусь-----------------------------------------------------------------------------------------26
Заключение--------------------------------------------------------------------------------------34
Литература---------------------------------------------------------------------------------------38
В данном случае успех был достигнут путем устранения не только проявлений инфляции (денежная реформа уничтожила угрожающе избыточную денежную массу), но и причин ее порождающих и поддерживающих.
Важной краткосрочной антиинфляционной мерой может быть снижение налогов и процентных ставок за кредит. Однако оправдано это будет в том случае, если снижение налогов послужит толчком к росту инвестиций, увеличению объемов производства потребительских товаров. При увеличении общей товарной массы и росте ее предложения можно компенсировать потерю доходов государства от снижения ставок налогов. Такой же эффект можно получить при снижении процента за кредит, если его льготная ставка будет стимулировать производство необходимых товаров, повышение технического уровня производства, расширение продажи наукоемких, технически современных и качественных товаров и услуг, формирование новых рынков.[19, с.159].
Следует иметь в виду, что методы антиинфляционной краткосрочной политики не рассчитаны на устранение причин инфляции. Они носят большей частью чрезвычайный характер и направлены на временное уменьшение инфляционного напряжения в экономике.[19, с.159].
Рассмотрим более подробно мероприятия, используемые для снижения и контроля за инфляцией.
Наиболее популярным и активно применяемым в практике государственного регулирования методом контроля над развитием инфляционных процессов является регулирование объема совокупного спроса. Оно применяется обычно при наличии признаков «перегрева конъюнктуры», когда платежеспособный спрос населения и предпринимателей существенно превышает рыночное предложение товаров и услуг, что ведет в свою очередь к росту цен. В этих условиях правительства прибегают обычно к методам урезывания «избыточного» спроса с помощью бюджетной политики (сокращение государственных расходов, в первую очередь ассигнований на социальные нужды, повышение налоговых ставок и т. п.) и денежно-кредитной политики центрального банка (сокращение кассовых резервов с целью вызвать цепную реакцию ограничения кредитов, введение селективного контроля над отдельными видами кредитов, повышение процентных ставок, торможение роста денежной массы и т. д.). [23, с. 225-226].
Принятие антиинфляционных мер чревато, как правило, неблагоприятными последствиями для общего состояния конъюнктуры, отдельных отраслей, регионов и социальных групп.[23, с.226]. Так, энергичное нагнетание спроса методами бюджетного и кредитно-денежного стимулирования, имеющее целью преодолеть тенденции к спаду производства и занятости, часто противоречит другим установкам - достижению стабильности цен, внешнеэкономического равновесия и т. д.[23, с. 230].
Роль антиинфляционного регулирования среди других целей хозяйственной политики определяется сложным соотношением структурно-институциональных и политико-социальных факторов и спецификой конъюнктуры, складывающейся в различных странах. Авторы работы о принципах хозяйственной политики в ведущих странах сделали попытку привести в систему и классифицировать наиболее часто встречающиеся экономические цели в зависимости от политико-социальной ориентации правящих партий и установок важнейших бюрократических институтов этих стран. В ходе анализа политические партии были условно разделены на три группы: левее «центра» (сюда авторы книги относят, например, английских лейбористов), «центр» (демократы в США, христианские демократы в ФРГ) и правое, консервативное крыло (голлисты во Франции, республиканцы в США). Как показывают программные заявления, партии первого типа делают основной акцент на обеспечение занятости и производства, отводя второстепенное место устойчивости цен. Консерваторы, напротив, придают экстраординарное значение обеспечению ценовой стабильности, достигаемой посредством энергичного использования методов дефляционной политики. Группировки, занимающие промежуточное положение («центр»), считают своими первостепенными задачами обеспечение достаточно высоких темпов роста, что же касается устойчивости цен, то она обычно рассматривается как важная, хотя и не главная, цель правительственной политики.[23, с. 230-231].
Политика государства в условиях инфляции может также предусматривать: политику воздействия на рынок; политику доходов; политику, ориентированную на предложение.[19, с.159].
Можно выделить два типа политики воздействия на рынок: политика занятости и переквалификации, политика содействия конкуренции.
Цель политики занятости и переквалификации состоит в том, чтобы повысить эффективность рынков труда таким образом, чтобы при любом данном уровне совокупного спроса уровень безработицы был бы минимальным. То есть она должна быть направлена на сокращение или полное устранение дисбаланса и узких мест на рынке труда. Существуют различные типы программ, обеспечивающие реализацию этой задачи. Три из этих программ - профессиональная подготовка, информация о рабочих местах и антидискриминационные программы.[15, с.352].
К первой относятся программы профессионально ориентированного образования и подготовки, позволяющие излишним вытесненным рабочим как можно быстрее получить работу. А также различные правительственные программы, обеспечивающие подготовку как на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработных, молодежи, рабочих старших возрастов, чьи навыки со временем оказались недостаточными или устаревшими.
Вторая разновидность политики занятости и переквалификации связана с улучшением качества информации о наличии рабочих мест, поступающей от потенциальных работодателей безработным рабочим, и с обеспечением географической миграции рабочих.
Третья сторона политики занятости и переквалификации связана с проблемой сокращения или устранения искусственных препятствий к росту занятости. Предрассудки и дискриминация были крупными препятствиями на пути соединения работников и рабочих мест.
Вторым основным направлением улучшения соотношения между уровнем безработицы и уровнем инфляции является ограничение монопольной, или рыночной, власти профсоюзов и предпринимателей. С помощью такой политики ограничивается монопольная власть профсоюзов так, чтобы они не могли способствовать повышению уровня зарплаты выше уровня средних приростов производительности. Аналогично, усиление конкуренции на рынках товаров и услуг ограничит стремление крупных корпораций повышать цены.
Чтобы сделать экономику более конкурентной, нужно совершенствовать и лучше применять антимонопольное законодательство, ликвидировать тарифы и другие ограничения на импорт из-за рубежа, что повысит конкуренцию внутри страны.
Важнейший подход к воздействию на цены и занятость заключается в установлении ориентиров зарплаты и цен и контроля над зарплатой и ценами (политика доходов). Ориентиры и контроль призваны ограничить номинальные доходы и цены. При установлении ориентиров экономическая политика рассчитывает на добровольное содействие предпринимателей, тогда как контроль имеет силу закона. Например, в США политика доходов более или менее жестко проводилась во время второй мировой войны, во время корейской войны в начале 50-х годов, в начале 60-х годов, в семидесятых годах. В 1971 году США замораживали цены и заработную плату на 90 дней, а в 1973 году- на 60 дней. [11, с.174]. Президентский исполнительный указ объявил незаконным:
1) увеличение зарплаты и жалованья;
2) установление на товар
цены, которая превышала бы
3) увеличение размера
ренты, уплачиваемой
Установлены были максимальные лимиты роста зарплаты и цен.[15, с.354].
К подобным мерам
прибегла Канада в 1975 году, где рост
цен оставался под
Сторонники политики доходов подчеркивают, что инфляцию подталкивают инфляционные ожидания. Жесткая программа контроля над заработной платой и ценами может погасить инфляционные ожидания посредством убеждения профсоюзов и руководства компаний в том, что правительство не намерено допускать дальнейшее развитие инфляции через повышение цен. А фирмы получают информацию о том, что у них не будет возможности переложить более высокие издержки на потребителей через повышение цен.[11, с. 174].
Ориентиры «неинфляционного поведения», устанавливаемые государством, представляют набор правил по определению зарплаты и цен.
Основной ориентир в установлении зарплаты состоял в том, что ставки номинальной зарплаты во всех отраслях должны были бы увеличиваться в соответствии с ростом производительности труда по экономике в целом.
Основной ориентир в установлении цен заключается в необходимости изменения цены таким образом, чтобы она могла компенсировать изменение удельных издержек на рабочую силу. Это означает, что в тех отраслях, где темп роста производительности был равен средненациональному, цены должны быть неизменными, поскольку удельные издержки на рабочую силу остаются также неизменными. В отраслях, где производительность росла медленнее, чем в среднем по стране, цены могли бы увеличиваться настолько, чтобы покрыть рост удельных издержек на рабочую силу.
Остановить рост цен и доходов можно и с помощью налоговой политики. Политика налогового регулирования доходов - это система, при которой посредством налогов фирмы и занятые на них работники поощряются или наказываются в зависимости от роста уровня цен и заработной платы.[11, с. 175].
Экономисты из кейнсианского лагеря считают в принципе полезным ограничение заработной платы и цен посредством «политики доходов», так как это, по их мнению, дает возможность более свободно применять другие методы макроэкономического контроля - бюджетные и денежно-кредитные - для стимулирования темпов экономического роста.[23, с. 227].
Представители неоклассического крыла в политэкономии, отражающие настроения наиболее консервативных слоев капиталистического общества, отвергают идею непрерывного или временного правительственного контроля над ценами и заработной платой. Они отрицательно относятся и к другим методам регулирования процессов ценообразования, видя главный путь борьбы с инфляцией в последовательном ограничении роста денежной массы и урезывании платежеспособного спроса.[23, с. 227].
Обычно при этом указывают на опыт введения контроля за ценами в США администрацией президента Никсона. Контроль был введен в августе 1972 года, когда инфляция (в годовом исчислении) составляла 3-5 процентов. Спустя два года она достигла 12 процентов, поскольку рост бюджетного дефицита и денежной массы из-за продолжающейся вьетнамской войны перекрыл эффект, который, быть может, и был получен в результате введения контроля за доходами. Поэтому такой контроль может рассматриваться лишь как дополнительный инструмент антиинфляционной политики.[4, с.350].
Однако наиболее жесткие оппоненты политики доходов идут в своей критике дальше. Они указывают, что такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, напротив, провоцирует их рост. И предприниматели, и профсоюзы ждут не дождутся отмены контроля, и в это время их аппетиты в отношении роста цен и доходов увеличиваются. Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции после отмены контроля. А накопленные за время контроля отклонения замороженных цен от их рыночного уровня делают такой исход более чем вероятным. Значит, говорят критики, политика доходов может оказаться успешной лишь при ее продлении на неограниченно долгий срок, что означало бы по существу подавление рынка и перевод открытой инфляции в подавленную.[4, с. 350].
По мнению доктора экономических наук Никитина С. М.: «Политика доходов» стала не альтернативой политике периодического урезывания покупательной способности населения, а его непременным спутником. Оба направления антиинфляционного регулирования - дефляционные ограничения и «политика доходов» - постоянно дополняют друг друга. Более того, одновременное использование каждого из них нередко рассматривается в качестве непременного условия эффективности политики снижения темпов роста цен». [23, с.263].
Политика, ориентированная
на предложение, предлагает установление
обоснованных налоговых ставок, так
как при высоких ставках
При инфляции предложения экономически целесообразным является стимулирование снижения издержек путем льготного налогообложения. Целесообразно, по мнению сторонников теории, ориентированной на предложение, применять льготы по кредитам, гос. дотации для поддержки предприятий, внедряющих энергосберегающие технологии, осуществлять импорт лицензий по технологиям и развивать производство высокотехнологичной, наукоемкой продукции, требующей затрат высококвалифицированного труда.[19, с. 160].
Ситуация непрерывной галопирующей инфляции вызывала недовольство различных слоев населения. Поэтому в 80-е годы на первый план выдвинулись консервативные методы борьбы с инфляцией. Они стали применяться не только в США, но и в Англии, Франции и других странах.[19, с. 160-161].
Теоретической базой этих методов служили монетаристская теория и комплекс новых экономических рецептов, объединенных под названием экономика предложения. Во главу угла ставилась поддержка всех форм предпринимательства и стимулирования рыночной конкуренции, существенное изменение приоритетов и целей экономической политики. Вместо полной занятости первостепенными целями стали борьба с инфляцией, стимулирование эффективности и улучшение условий для накопления частного капитала. Главными параметрами регулирования стали повышение нормы накопления и стабилизация денежного обращения.
Информация о работе Инфляция и методы ее регулирования в Республике Беларусь