Инфляция и методы ее регулирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

В современном мире существует немало проблем, которые можно со всеми основаниями назвать глобальными. Инфляция - одна из них. На протяжении последних десятилетий проблемы инфляции — причины возникновения, последствия, а также экономический потенциал антиинфляционной политики - занимают особое место в дискуссиях ученых, экономистов, бизнесменов и политиков. Но инфляция не новое явление - это хорошо известный феномен экономической жизни. И на данном этапе развития Беларуси она стала основной проблемой, с которой столкнулась наша экономика после распада СССР. В связи с этим важной задачей является борьба с ней.

Содержание работы

Введение----------------------------------------------------------------------------------------------3

1. Инфляция: сущность и причины возникновения. Кривая
Филлипса------------------------------------------------------------------------------------------5

2. Антиинфляционная политика: теория и практика--------------------------------14

3. Особенности и проблемы антиинфляционной политики Республики
Беларусь-----------------------------------------------------------------------------------------26

Заключение--------------------------------------------------------------------------------------34
Литература---------------------------------------------------------------------------------------38

Файлы: 1 файл

Курсовая - Инфляция и методы ее регулирования в Республике Беларусь.doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

Сторонники  теории экономики предложения подчеркивают значение предельных ставок налогов, потому что эти ставки имеют непосредственное отношение к решениям браться за дополнительную работу и дополнительное сбережение и инвестирование. Они считают, что длительность и интенсивность труда отдельных рабочих зависят от того, как много дополнительных доходов после уплаты налогов будет получено от этой дополнительной работы. Поэтому более низкие предельные ставки налогов увеличивают привлекательность труда и одновременно увеличивают вмененные издержки свободного времени. Следовательно, индивидуумы будут предпочитать работу отдыху и развлечениям.[15, с. 356-357].

Сторонники  этой теории утверждают также, что существование  большого разнообразия государственных трансфертных программ подорвало стимулы к труду. Например, трансфертные выплаты по социальному страхованию и семьям с детьми уменьшаются, если их получатели имеют доход. Поэтому такие программы просто отвращают от работы тех, кто получает по ним выплаты.[15,с. 357].

Предлагается  также снизить предельные ставки налогов на сбережения и ввести более низкие налоги на доходы от инвестиций для того, чтобы быть уверенными в наличии достаточных инвестиционных возможностей для возрастающих сбережений в экономике. Более низкие предельные ставки налога способствуют сбережению и инвестированию, поскольку рабочие будут оснащены большим количеством технологически более совершенной техники и оборудования. Возрастет производительность труда, и это будет сдерживать рост удельных трудоиздержек и рост уровня цен.

Консервативная  концепция экономической политики предполагает курс на усиление рыночных отношений, сокращение прямых форм вмешательства государства, регламентирующих процессы ценообразования, создание условий конкуренции и доступа предприятий в отдельные отрасли экономики.[19, с. 161].

Элементы  экономической теории, ориентированной на предложение, обеспечили теоретическую основу экономической политики администрации президента Рейгана (1981-1988). Так называемая рейганомика включала в себя следующие четыре основные направления экономической политики:

1) рост государственного  вмешательства в экономику был приостановлен за счет замораживания и сокращения расходов на социальные программы и программы поддержания уровня жизни. Расходы на оборону, однако, были значительно увеличены;

2) произошло  значительное сокращение масштабов  государственного регулирования частного предпринимательства;

3) администрация  поощряла Федеральную резервную  систему удерживать темп роста массы денег на уровне, который рассматривался бы как неинфляционный, хотя и достаточный для обеспечения экономического роста;

4) начиная с 1981 года  ставки личного подоходного налога  и налога на прибыль корпораций резко сократились. В 1986 году налоговая система была реформирована таким образом, что предельная ставка налога на доходы состоятельных налогоплательщиков упала с 50 до 28 процентов.[15, с. 357].

В результате принятых мер удалось добиться снижения инфляции. Однако большинство американских экономистов склоняются к тому мнению, что замедление инфляции было вызвано политикой «жестких денег», а не увеличением совокупного предложения, которое предсказывалось сторонниками экономической теории предложения. Следует также отметить, что в это время на мировом рынке произошло снижение цен на нефть и повышение курса доллара, что стало очень важным фактором обуздания инфляции.[19, с. 161-162].

В 70-е годы был предпринят также ряд мер, направленных на адаптацию экономики к условиям инфляции. Одним из способов адаптации является индексация.

Индексация  подразумевает, что заработная плата, налоги, долговые обязательства, процентные ставки и многое другое становятся нечувствительными к инфляции, если в ответ на изменения цен осуществляется корректировка номинальных денежных платежей. Иногда индексация используется только для того, чтобы облегчить жизнь в условиях инфляции. С этой целью индексация применялась в таких странах как Бразилия и Израиль, когда инфляция там измерялась двузначными и даже трехзначными цифрами. Некоторые экономисты, в том числе и Милтон Фридмен, высказали предложение, что индексация может сдерживать инфляцию, а также уменьшать связанные с нею неприятности.[6, с. 296].

Дело в  том, что индексация, подобно контролю над заработной платой и ценами, может помочь вытеснить из инфляционных процессов, сопряженных со спадом, элементы, инспирированные спросом.

Однако если инфляционные процессы вызваны резким нарушением предложения, а не избыточным спросом, то индексация может ухудшить, а не улучшить положение вещей. В качестве примера можно взять Израиль, где практика индексации получила наиболее широкое распространение. Нефтяные шоки 70-х годов вызвали в Израиле возникновение инфляционной спирали, раскручивание которой к середине 80-х годов достигло 1000 процентов в год. В экономике США, где индексация используется в гораздо меньшей степени, резкие колебания цен на энергоносители увеличили темп инфляции лишь на несколько процентных пунктов.[6, с. 296].

Таким образом, искоренить инфляцию в принципе невозможно. Поэтому роль государственной антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным. Для этих целей применяются как стратегические мероприятия, так и меры, направленные на краткосрочные результаты.

В качестве мер  антиинфляционной политики экономистами предлагаются следующие: регулирование  объема совокупного спроса, политика воздействия на рынок, политика доходов, политика, ориентированная на предложение, и другие.

Одним из важнейших  факторов эффективности проводимых мероприятий можно выделить их комплексность осуществления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности  и проблемы антиинфляционной политики Республики Беларусь

При переходе к рыночной экономике Республика Беларусь, как и другие страны бывшего СССР, столкнулась с проблемой инфляции.

Процесс нарастания инфляционной спирали можно представить  следующим образом:

Таблица 1. Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года; в разах) (1)

1997г

1998г

1999г

2000г

2001г

2002г

2003г

3,4

1,4

1,6

2,8

3,5

2,1

1,5


Самые высокие  темпы инфляции были в 1993 и 1994 годах. Поэтому есть смысл привести индексы потребительских цен помесячно.

Таблица 2 Индекс потребительских цен (предыдущий месяц = 100) (2)

Периоды

1993 г.

1994 г.

1995 г.

январь

114,8

140,7

139,2

февраль

119,7

118,7

133,7

март

128,1

110,2

120,0

апрель

124,8

128,6

114,5

май

119,7

128,7

103,4

июнь

126,3

119,5

102,5

июль

123,3

126,6

105,2

август

125,1

153,4

103,0

сентябрь

136,0

125,5

105,2

октябрь

144,6

125,7

103,4

ноябрь

143,2

140,5

103,7

декабрь

145,5

131,3

103,9

среднемесячный

129,2

129,1

111,5


Нарастание  инфляции характеризовалось скачкообразными  повышениями, которые происходили во второй половине 1993 года и в течение 1994 года. Особенно высокие темпы инфляции, близкие к гиперинфляции, наблюдались в конце 1993 года (октябрь - ноябрь - декабрь), а также в январе, августе, ноябре 1994 года.

Падение темпов инфляции началось с мая 1995 года. Самые  низкие темпы инфляции были в 1996 году. В 1997 году темпы инфляции стали повышаться.

Таблица 3. Индексы  потребительских цен за 2003 год (в процентах).

Периоды

к предыдущему 

месяцу(3)

к декабрю

предыдущего года(3)

январь

104,8

104,8

февраль

103,9

108,8

март

103,9

113,1

апрель

103,3

116,8

май

102,6

119,9

июнь

102,1

122,4

июль

101,6

124,4

август

100,8

125,3

сентябрь

102,1

127,9

октябрь

103,6

132,5

ноябрь

104,6

138,5

декабрь

105,5

146,1



(1) Республика Беларусь в цифрах. Краткий статистический сборник, Минск, 2004г. с. 285.

(2) Статистический бюллетень №12, Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, Мн., 1995г., с. 180.

(3) Республика Беларусь в цифрах. Краткий статистический сборник, Минск, 2004г. с. 286-287.

Важным фактором, определяющим разработку антиинфляционной политики, выступает  грамотное, квалифицированное выяснение  предпосылок и причин, порождающих инфляцию в белорусской экономике.


Предпосылки роста инфляции были заложены прежде всего в самой структуре экономики республики. Ее корни лежат в истории, в уникальной диспропорциональности советской экономики. Начиная с 30-х годов, с периода индустриализации, бурный рост тяжелой промышленности сочетался с медленным увеличением и даже относительным снижением выпуска потребительских товаров, а именно последние обеспечивают ценность денег. В результате в экономике возникли значительные структурные перекосы. Около 80 процентов средств в экономической системе составляли средства производства и только 20 процентов — предметы потребления.[9, с. 11].

В Беларуси получили развитие такие отрасли народного  хозяйства как машиностроение, станкостроение, приборостроение, химическая и нефтехимическая промышленность. В то же время отрасли, которые должны были обеспечивать потребности населения республики в товарах потребительского назначения и сбалансировать экономику, не были достаточно развиты.

Это привело  к значительному снижению доли потребительского сектора в валовой продукции промышленности.[9, с. 11-12].

Ситуацию  усугубила неэффективность сельского  хозяйства и неразвитость сферы услуг. Несмотря на направляемые в аграрный сектор огромные капитальные вложения, отдача от них была небольшой. Выпуск сельхозпродукции на душу населения постоянно снижался. Это еще больше усугубило ситуацию на потребительском рынке. К этому следует добавить неразвитость сферы услуг.

Недостаточное развитие получили в республике торговая сеть, связь, транспортные услуги.

Кроме того, следует  отметить такой фактор, как высокая  милитаризация отечественной экономики, которая также отвлекала значительную долю средств от потребления. В этом же направлении, порождая потоки необеспеченных товарами денег, «работала» и нерациональная инвестиционная политика с характерным для нее долгостроем и распылением средств по многим объектам. Из-за всех этих факторов фонд потребления, идущий на удовлетворение платежеспособных потребностей домашних хозяйств, неуклонно падал. В итоге возник дисбаланс между спросом и предложением. Начали расти цены, но при этом они росли не только как при классической инфляции, но и потому, что все меньше и меньше товаров являлось недефицитными. Все это - предпосылки инфляции.

В своей работе я рассматриваю промежуток времени с 1990 года по 2003 для более досконального изучения данной проблемы, я решил разделить его на периоды.

За начало первого  периода можно принять май 1992 года. Либерализация цен превратила подавленную инфляцию в открытую, создав условия для реагирования на наличный спрос повышением цен. Скачкообразный рост цен привел к значительному превышению предложения над платежеспособным спросом. Предприятия переставали платить по своим обязательствам. В экономике возник кризис неплатежей.

На этом этапе кредитная  экспансия и безграничная эмиссия  денег выступали главными стимуляторами  инфляции. Существенную роль в этом сыграло обвальное падение белорусского рубля. Финансово-бюджетная политика государства в этот период являлась также важным фактором, результатом которой являлась высокая (нерыночная) степень бюджетизации экономики.

Этот период отмечен  безоглядным наращиванием внешнего долга и накоплению инфляционного  потенциала.

Информация о работе Инфляция и методы ее регулирования в Республике Беларусь