Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 11:57, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение данного понятия (инфляция), его сущность, взаимодействие в экономической и социальной сферах, последствия и причины возникновения данного явления, меры борьбы с ним и т.д. Задачей данной работы является исследование, рассмотрение данной проблемы, более подробно изучить ее типологию, выяснить особенности инфляции в Беларуси, как она влияет на развитие общества и на жизнь населения.
Введение……………………………………………………………........................3
1 Инфляция, ее определение и измерение …………………………………….5
1.1 Общее понятие ………………………………………………......................5
1.2 Типология инфляции ……………………………………………………....5
1.3 Измерение инфляции ………………………………………........................9
2 Условия и причины инфляции ………………………………......................11
3 Социально-экономические последствия инфляции ………......................16
4 Особенности инфляционных процессов в Беларуси ………......................19
4.1 Общая характеристика …………………………………………………..19
4.2 Инфляция предложения …………………………………………………20
4.3 Стагфляция …………………………………………………………….... 23
4.4 Инфляция спроса (монетарный фактор) ………………………………. 23
4.5 Инфляционные ожидания ………………………………….................... 25
4.6 Инфляционные процессы в Беларуси …………………………………. 25
5 Антиинфляционная политика ………………………………………………29
Заключение ……………………………………………………………………...31
Список литературы …………………………………………………………….33
Вывод: чем выше монополизм в национальной экономике и чем больше убыточных предприятий, тем объемнее бюджетные дотации; чем выше потребительское отношение к национальной экономике со стороны наемного персонала и белорусских менеджеров и чем сильнее стремление жить только текущим днем, тем мощнее потенциал инфляции в экономике переходного периода.
4.6 Инфляционные процессы в Беларуси
Национальная экономика страны пережила очень сложные потрясения на протяжении 1990-х годов в результате глубокого системного кризиса, вызванного развалом СССР и его народнохозяйственного комплекса. Динамику инфляции можно проследить в рамках четырех периодов.
Первый период (1991—1994 гг.). Это был самый трудный период, связанный с углублением экономического кризиса из-за разрыва хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, разрушением единой рублевой зоны, переходом на национальную денежную систему, построением институтов белорусской государственности. Эти процессы вместе с нарастанием экспансионистской денежной политики обусловили гиперинфляцию в 1993—1994 гг., когда цены вырастали в год более чем в 20 раз (табл. 6.7). Реальные процентные ставки на кредитно-депозитном рынке по рублевым инструментам были отрицательными. Уровень монетизации ВВП сократился с 71 % в 1990 г. до 7 % в 1994 г., а обменный курс за этот же период девальвировал более чем в 64 тыс. раз. В 1994 г. среднемесячная заработная плата (в перерасчете на доллары) составляла 20—25 дол. США.
Таблица 1 – индексы потребительских цен (ИПЦ) и цен производителей промышленной продукции (ИЦПП), %:
Год |
ИПЦ к декабрю предыдущего года |
ИЦПП к декабрю предыдущего года |
1 |
2 |
3 |
1991 |
247,5 |
378,3 |
1992 |
1659,1 |
3374,4 |
1993 |
2096,6 |
2415,5 |
1994 |
2059,9 |
1966,7 |
1995 |
344,0 |
221,8 |
1996 |
139,3 |
131,4 |
1997 |
163,1 |
189,3 |
1998 |
281,7 |
300,1 |
1999 |
351,2 |
345,1 |
2000 |
207,5 |
268,0 |
2001 |
146,1 |
139,1 |
2002 |
134,8 |
142,7 |
2003 |
125,4 |
128,7 |
Второй период (ноябрь 1994—1996 гг.). В результате осуществления комплекса антиинфляционных мер монетарной политики была достигнута определенная финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Темп прироста индекса потребительских цен снизился в 1995 г. до 244 %, а в 1996 г. — до 39,3 % (в 1994 г. — 1959 %). Изменение ситуации было связано с переходом к жесткой денежно-кредитной политике, которая выразилась в ограничении темпов роста денежной массы путем сокращения объемов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличении доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, в политике положительных реальных процентных ставок. Основным принципом новой депозитной политики стало регулирование месячных ставок в зависимости от уровня инфляции. Поддержание реальных процентных ставок на положительном уровне и стабилизация обменного курса белорусского рубля, связанная с резким снижением денежного предложения в национальной валюте, обеспечили устойчивое преимущество рублевых срочных сбережений по доходности относительно финансовых инструментов в свободно конвертируемых валютах (СКВ). Уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе в 1996 г. вырос до 9 %. Однако в конце периода произошел отход от завоеванных позиций, усилились элементы административного ре-гулирования хозяйственной жизни с использованием денежной экспансии с целью поддержки реального сектора экономики. Это ухудшило ситуацию в 1997-1999 гг.
Третий период (1997—1999 гг.). Высокая инфляция в республике в 1998—1999 гг. имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена главным образом экспансионистской денежно-кредитной политикой, в том числе эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства и АПК, административным поддержанием официального обменного курса белорусского рубля (на завышенном уровне по сравнению с его рыночными котировками). В этот период в течение каждого года существенно превышались утвержденные в Основных направлениях денежно-кредитной политики параметры кредитной эмиссии, прироста чистого рублевого внутреннего кредита Национального банка и роста денежной массы в национальной валюте.
Вместе с административным сдерживанием цен это привело к образованию инфляционного навеса. Несмотря на высокие темпы экономического роста, инфляция в 1999 г. выросла до максимального в данном периоде уровня — 350 % за год, а уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе снизился до 6 %. Вследствие отрицательного в реальном выражении уровня процентных ставок удельный вес срочных рублевых сбережений в общем, объеме рублевой денежной массы сократился до 5,3 %.
Четвертый период (2000—2003 гг.). В 2000 г. произошел переход к более взвешенной, умеренно жесткой денежно-кредитной политике, что дало свои положительные результаты. Несмотря на отклонения денежно-кредитных параметров (уровня кредитной эмиссии, роста денежной массы) от их целевых прогнозных значений, имело место снижение темпов инфляции до 208 % за год. По итогам 2001 г. рост ИПЦ составил 146,0 % , в 2002 г. — 134,8 % , в 2003 г. — 125,4 % . Впервые с 1996 г. было обеспечено поддержание реальных процентных ставок по срочным рублевым депозитам на положительном уровне. К середине сентября 2000 г. был осуществлен переход на единый курс на всех сегментах валютного рынка. С ликвидацией множественности курсов наметилась тенденция легализации валютных операций, однако уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе снизился в 2000 г, до 5 % . Среднемесячная заработная плата (в долларовом эквиваленте) в декабре 2000 г. составила 76 дол. США. В 2002 г. реальная заработная плата повысилась на 7,7 % . В 2003 г. среднемесячная заработная плата выросла до 140 дол. США.
Таким образом, текущая ситуация в экономике Беларуси по своим характеристикам и целом соответствует признакам финансовой стабилизации, в качестве критерия которой международные финансовые организации принимают уровень инфляции, не превышающий прирост цен за год на 40 %.
Тем не менее в экономике сохраняются мощные инфляционные факторы структурного, технологического, институционального характера. Медленные темпы структурной перестройки народного хозяйства, технологического переоборудования предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развития рыночных институтов и прочего создают долговременные предпосылки развития инфляционных процессов. В связи с этим исключительно актуальной остается проблема антиинфляционного регулирования экономического развития страны.
5 Антиинфляционная политика
Разработка и реализация антиинфляционных мер представляет собой не только актуальную, но и чрезвычайно сложную задачу. Опыт развития стран с рыночной экономикой дает богатый материал в области как теории инфляции, так и методов практической борьбы с ней. Из всего множества подходов следует выделить два основных варианта антиинфляционной программы стабилизации экономики.
Ортодоксальная программа чисто монетаристского
характе-
ра основана на максимальном расширении
сферы действия ры-
ночных регуляторов при ограничении
роли и функций государ-
ства, его вмешательства в
экономику. Примером такой про-
граммы может служить программа МВФ, принятая
в России в
рамках Вашингтонского консенсуса.
Она предусматривает ли-
берализацию условий деятельности
предприятий на внутрен-
нем и мировом рынках, свободные
цены при ограничении роста
заработной платы и поддержании
плавающего курса нацио-
нальной валюты.
Сторонники кейнсианской точки зрения на инфляцию настаивают на более активной роли государства в регулировании экономики, включая временное замораживание цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.
Как правило, в практической деятельности в западных странах используются смешанные программы, которые содержат элементы политики из обеих программ.
Отечественный опыт регулирования социально-экономического развития, проведения денежно-кредитной, структурной, технологической и другой политики в 1990-х годах и в 2000— 2003 гг. позволяет разрабатывать достаточно гибкие и эффективные антиинфляционные меры с учетом достижений высокоразвитых стран, опыта стран с переходной экономикой, большинство из которых были вынуждены выходить из состояния стагфляции.
Всю совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.
Первый комплекс включает меры:
- по регулированию заработной
платы в составе себестои-
мости продукции;
- поиску путей удешевления
импортных энергоносителей,
сырья и материалов, комплектующих
изделий;
- снижению материало- и энергоемкости
продукции на ос-
нове внедрения наукоемких
ресурсосберегающих технологий;
- реструктуризация
и финансовому оздоровлению
- сокращению трансакционных издержек и др.
Второй комплекс охватывает меры:
- по регулированию объема и структуры денежной массы;
- проведению эффективной
процентной политики по
- сокращению скорости оборота денег;
- регулированию резервных требований;
- ограничению бюджетного дефицита;
- регулированию доходов населения;
- сокращению бартерных операций, неплатежей;
- стабилизации белорусского рубля и др.
Третий комплекс предусматривает
меры:
- по государственному регулированию
цен на продукты и
услуги первой необходимости;
- государственному регулированию цен на товары монополистов;
- регулированию конкурирующего ввоза товаров и услуг;
- регулированию уровня рентабельности;
- стимулированию удовлетворения спроса за счет роста производства;
- ограничению инфляционных ожиданий;
- ликвидации ценовых перекосов,
диспропорций и других
инфляционных потенциалов.
Указанные меры реализуются в правительственных программах и прогнозах. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы предусматривается обеспечить снижение материалоемкости валового выпуска на 6—7 % и энергоемкости ВВП на 20—25 %. На это направлена Республиканская программа энергосбережения на 2001—2005 годы, а также мероприятия Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности национальной экономики (принята в 2003 г.).
Кроме того, руководством страны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые Национальным банком страны. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, прироста чистого рублевого внутреннего кредита и другие, а также меры по их взаимоувязанной реализации. Это — ключевые монетарные факторы антиинфляционной политики.
В ежегодных Прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь содержится комплекс мер антиинфляционного характера в реальном секторе экономики, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании и других сферах. Эти меры предусматривают основные методы системного решения проблем снижения уровня инфляции.
Заключение
Информация о работе Инфляция как форма проявления экономической нестабильности