Инфляция как форма проявления экономической нестабильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение данного понятия (инфляция), его сущность, взаимодействие в экономической и социальной сферах, последствия и причины возникновения данного явления, меры борьбы с ним и т.д. Задачей данной работы является исследование, рассмотрение данной проблемы, более подробно изучить ее типологию, выяснить особенности инфляции в Беларуси, как она влияет на развитие общества и на жизнь населения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………........................3
1 Инфляция, ее определение и измерение …………………………………….5
1.1 Общее понятие ………………………………………………......................5
1.2 Типология инфляции ……………………………………………………....5
1.3 Измерение инфляции ………………………………………........................9
2 Условия и причины инфляции ………………………………......................11
3 Социально-экономические последствия инфляции ………......................16
4 Особенности инфляционных процессов в Беларуси ………......................19
4.1 Общая характеристика …………………………………………………..19
4.2 Инфляция предложения …………………………………………………20
4.3 Стагфляция …………………………………………………………….... 23
4.4 Инфляция спроса (монетарный фактор) ………………………………. 23
4.5 Инфляционные ожидания ………………………………….................... 25
4.6 Инфляционные процессы в Беларуси …………………………………. 25
5 Антиинфляционная политика ………………………………………………29
Заключение ……………………………………………………………………...31
Список литературы …………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

Инфляция как форма проявления экономической нестабильности.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

Вывод: чем выше монополизм в национальной экономике и чем больше убыточных предприятий, тем объемнее бюджетные дотации; чем выше потребительское отношение к национальной экономике со стороны наемного персонала и белорусских менеджеров и чем сильнее стремление жить только текущим днем, тем мощнее потенциал инфляции в экономике переходного периода.

 

 

   4.6 Инфляционные процессы в Беларуси

 

   Национальная экономика страны пережила очень сложные потрясения на протяжении 1990-х годов в результате глубокого системного кризиса, вызванного развалом СССР и его народнохозяйственного комплекса. Динамику инфляции можно проследить в рамках четырех периодов.

Первый период (1991—1994 гг.). Это был самый трудный период, связанный с углублением экономического кризиса из-за разрыва хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, разрушением единой рублевой зоны, переходом на национальную денежную систему, построением институтов белорусской государственности. Эти процессы вместе с нарастанием экспансионистской денежной политики обусловили гиперинфляцию в 1993—1994 гг., когда цены вырастали в год более чем в 20 раз (табл. 6.7). Реальные процентные ставки на кредитно-депозитном рынке по рублевым инструментам были отрицательными. Уровень монетизации ВВП сократился с 71 % в 1990 г. до 7 % в 1994 г., а обменный курс за этот же период девальвировал более чем в 64 тыс. раз. В 1994 г. среднемесячная заработная плата (в перерасчете на доллары) составляла 20—25 дол. США.

 

Таблица 1 – индексы потребительских цен (ИПЦ) и цен производителей промышленной продукции (ИЦПП), %:

 

 

Год

ИПЦ к декабрю предыдущего года

ИЦПП к декабрю предыдущего года

1

2

3

1991

247,5

378,3

1992

1659,1

3374,4

1993

2096,6

2415,5

1994

2059,9

1966,7

1995

344,0

221,8

1996

139,3

131,4

1997

163,1

189,3

1998

281,7

300,1

1999

351,2

345,1

2000

207,5

268,0

2001

146,1

139,1

2002

134,8

142,7

2003

125,4

128,7


 

       Второй период (ноябрь 1994—1996 гг.). В результате осуществления комплекса антиинфляционных мер монетарной политики была достигнута определенная финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Темп прироста индекса потребительских цен снизился в 1995 г. до 244 %, а в 1996 г. — до 39,3 % (в 1994 г. — 1959 %). Изменение ситуации было связано с переходом к жесткой денежно-кредитной политике, которая выразилась в ограничении темпов роста денежной массы путем сокращения объемов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличении доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, в политике положительных реальных процентных ставок. Основным принципом новой депозитной политики стало регулирование месячных ставок в зависимости от уровня инфляции. Поддержание реальных процентных ставок на положительном уровне и стабилизация обменного курса белорусского рубля, связанная с резким снижением денежного предложения в национальной валюте, обеспечили устойчивое преимущество рублевых срочных сбережений по доходности относительно финансовых инструментов в свободно конвертируемых валютах (СКВ). Уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе в 1996 г. вырос до 9 %. Однако в конце периода произошел отход от завоеванных позиций, усилились элементы административного ре-гулирования хозяйственной жизни с использованием денежной экспансии с целью поддержки реального сектора экономики. Это ухудшило ситуацию в 1997-1999 гг.

   Третий период (1997—1999 гг.). Высокая инфляция в республике в 1998—1999 гг. имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена главным образом экспансионистской денежно-кредитной политикой, в том числе эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства и АПК, административным поддержанием официального обменного курса белорусского рубля (на завышенном уровне по сравнению с его рыночными котировками). В этот период в течение каждого года существенно превышались утвержденные в Основных направлениях денежно-кредитной политики параметры кредитной эмиссии, прироста чистого рублевого внутреннего кредита Национального банка и роста денежной массы в национальной валюте.

   Вместе с административным сдерживанием цен это привело к образованию инфляционного навеса. Несмотря на высокие темпы экономического роста, инфляция в 1999 г. выросла до максимального в данном периоде уровня — 350 % за год, а уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе снизился до 6 %. Вследствие отрицательного в реальном выражении уровня процентных ставок удельный вес срочных рублевых сбережений в общем, объеме рублевой денежной массы сократился до 5,3 %.

   Четвертый период (2000—2003 гг.). В 2000 г. произошел переход к более взвешенной, умеренно жесткой денежно-кредитной политике, что дало свои положительные результаты. Несмотря на отклонения денежно-кредитных параметров (уровня кредитной эмиссии, роста денежной массы) от их целевых прогнозных значений, имело место снижение темпов инфляции до 208 % за год. По итогам 2001 г. рост ИПЦ составил 146,0 % , в 2002 г. — 134,8 % , в 2003 г. — 125,4 % . Впервые с 1996 г. было обеспечено поддержание реальных процентных ставок по срочным рублевым депозитам на положительном уровне. К середине сентября 2000 г. был осуществлен переход на единый курс на всех сегментах валютного рынка. С ликвидацией множественности курсов наметилась тенденция легализации валютных операций, однако уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе снизился в 2000 г, до 5 % . Среднемесячная заработная плата (в долларовом эквиваленте) в декабре 2000 г. составила 76 дол. США. В 2002 г. реальная заработная плата повысилась на 7,7 % . В 2003 г. среднемесячная заработная плата выросла до 140 дол. США.

   Таким образом, текущая ситуация в экономике Беларуси по своим характеристикам и целом соответствует признакам финансовой стабилизации, в качестве критерия которой международные финансовые организации принимают уровень инфляции, не превышающий прирост цен за год на 40 %.

   Тем не менее в экономике сохраняются мощные инфляционные факторы структурного, технологического, институционального характера. Медленные темпы структурной перестройки народного хозяйства, технологического переоборудования предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развития рыночных институтов и прочего создают долговременные предпосылки развития инфляционных процессов. В связи с этим исключительно актуальной остается проблема антиинфляционного регулирования экономического развития страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

5 Антиинфляционная политика

   Разработка и реализация  антиинфляционных мер представляет собой не только актуальную, но и чрезвычайно сложную задачу. Опыт развития стран с рыночной экономикой дает богатый материал в области как теории инфляции, так и методов практической борьбы с ней. Из всего множества подходов следует выделить два основных варианта антиинфляционной программы стабилизации экономики.

   Ортодоксальная программа чисто монетаристского характе- 
ра основана на максимальном расширении сферы действия ры- 
ночных регуляторов при ограничении роли и функций государ- 
ства, его вмешательства в экономику. Примером такой про- 
граммы может служить программа МВФ, принятая в России в 
рамках Вашингтонского консенсуса. Она предусматривает ли- 
берализацию условий деятельности предприятий на внутрен- 
нем и мировом рынках, свободные цены при ограничении роста 
заработной платы и поддержании плавающего курса нацио- 
нальной валюты. 

   Сторонники кейнсианской точки зрения на инфляцию настаивают на более активной роли государства в регулировании экономики, включая временное замораживание цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.

   Как правило, в практической деятельности в западных странах используются смешанные программы, которые содержат элементы политики из обеих программ.

   Отечественный опыт регулирования социально-экономического развития, проведения денежно-кредитной, структурной, технологической и другой политики в 1990-х годах и в 2000— 2003 гг. позволяет разрабатывать достаточно гибкие и эффективные антиинфляционные меры с учетом достижений высокоразвитых стран, опыта стран с переходной экономикой, большинство из которых были вынуждены выходить из состояния стагфляции.

   Всю совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.

   Первый комплекс включает меры:

   - по регулированию заработной платы в составе себестои- 
   мости продукции;

   - поиску путей удешевления импортных энергоносителей, 
   сырья и материалов, комплектующих изделий;

   - снижению материало- и энергоемкости продукции на ос- 
   нове внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;

   -   реструктуризация  и финансовому оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции, налоговых ставок и обязательных платежей;

   -   сокращению  трансакционных издержек и др. 

    
   Второй комплекс охватывает меры:

   -    по регулированию объема и структуры денежной массы;

   - проведению эффективной  процентной политики по кредитам  и депозитам;

   -    сокращению скорости оборота денег;

   -    регулированию резервных требований;

   -    ограничению бюджетного дефицита;

   -    регулированию доходов населения;

   -   сокращению бартерных операций, неплатежей;

   -    стабилизации  белорусского рубля и др.

 
   Третий комплекс предусматривает меры:

   - по государственному регулированию цен на продукты и 
   услуги первой необходимости;

   -     государственному  регулированию цен на товары монополистов;

   -     регулированию  конкурирующего ввоза товаров  и услуг;

   -     регулированию уровня рентабельности;

   -     стимулированию  удовлетворения спроса за счет  роста производства;

   -     ограничению инфляционных ожиданий;

   - ликвидации ценовых перекосов, диспропорций и других 
   инфляционных потенциалов.

   Указанные меры реализуются в правительственных программах и прогнозах. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы предусматривается обеспечить снижение материалоемкости валового выпуска на 6—7 % и энергоемкости ВВП на 20—25 %. На это направлена Республиканская программа энергосбережения на 2001—2005 годы, а также мероприятия Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности национальной экономики (принята в 2003 г.).

Кроме того, руководством страны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые Национальным банком страны. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, прироста чистого рублевого внутреннего кредита и другие, а также меры по их взаимоувязанной реализации. Это — ключевые монетарные факторы антиинфляционной политики.

В ежегодных Прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь содержится комплекс мер антиинфляционного характера в реальном секторе экономики, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании и других сферах. Эти меры предусматривают основные методы системного решения проблем снижения уровня инфляции.

 Заключение

  1. В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
  2. По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не случайный характер, а весьма устойчивый.
  3. К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).
  4. В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.
  5. Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Информация о работе Инфляция как форма проявления экономической нестабильности