Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности: причины, виды и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение сущности и причин возникновения инфляции и пути ее преодоления, а также анализ особенностей инфляционных процессов в Республике Беларусь и ценового регулирования.
Данная цель реализуется с помощью решения следующих задач:
– дать определение понятия инфляции, ее виды и формы, а также причины инфляции;
– провести анализ инфляционных тенденций в Республике Беларусь на современном этапе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИНФЛЯЦИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ВИДЫ, ФОРМЫ 5
1.1 Инфляция: сущность и причины 5
1.2 Основные формы и виды инфляции 10
2 АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 16
3 ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 23
3.1 Антиинфляционная политика Республики Беларусь: инструменты антиинфляционного регулирования 23
3.2 Антиинфляционная политика Республики Беларусь: приоритеты и направления совершенствования 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

2245 - Макроэкономика - Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности - курсовая - МИУ.docx

— 399.78 Кб (Скачать файл)

Лидерами по росту потребительских  цен в 2012 году в Европейском союзе  стали Венгрия (5,1 процента), Румыния (на 4,6 процента), Эстония (3,6 процента) и Финляндия (3,5 процента).

Что касается динамики потребительских  цен в странах - ближайших соседях Республики Беларусь из ЕС, то в Литве потребительские цены выросли на 2,9 процента (годом ранее - на 3,5 процента), Польше - на 2,2 процента (годом ранее -на 4,5 процента), Латвии - на 1,6 процента (годом ранее - на 3,9 процента).

В России в 2012 году индекс потребительских  цен составил 106,6 процента (годом ранее – 106,1 %), в Украине – 99,8 % (годом ранее – 104 %) [16].

Таким образом, основными причинами инфляции в Республике Беларусь являются: дефицит бюджета или чрезмерную эмиссию денег в наличной и безналичной формах, ограничение конкуренции, долларизация экономики и мировой кризис.

В 2012 году в Республике Беларусь была существенно снижена инфляция, оставался стабильным обменный курс рубля, впервые за последние годы сальдо товаров и услуг стало положительным. Для достижения ценовой стабильности в 2012 году проводилась жесткая монетарная политика: поддерживались высокие процентные ставки, рефинансирование банков осуществлялось только на рыночных условиях и в ограниченных объемах, увеличивались нормативы фонда обязательного резервирования.

 

 

3 ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

3.1 Антиинфляционная политика Республики Беларусь: инструменты антиинфляционного регулирования

 Одной из особенностей белорусской экономической модели является ее относительно высокая инфляциогенность. Несмотря на различные попытки административного регулирования цен, темпы инфляции в Беларуси на протяжении последних лет были одними из самых высоких даже среди 11 стран СНГ, не говоря уже о странах ЕС. За последние 10 лет Беларусь занимает 4-е место в мире по темпам инфляции.

Инфляция в Беларуси носит  синусоидный характер. В период с 2000 по 2006 г. наметилась тенденция к ее снижению - со 107,5 до 6,6%. Однако с 2006 по 2012 г. опять наблюдался рост - до 108,7% в 2011 г. и до 21,8% в 2012 г. Такая динамика в основном объясняется непоследовательностью в методах государственного регулирования денежной массы, недостатками управления на уровне предприятий, повышением цен на энергоресурсы, импортируемые из России, а также ростом цен на продукты питания, нефть, металлы на мировом рынке. В целом же инфляция в стране была одной из самых высоких среди стран СНГ и ЦВЕ (в 2012 г. она в России составляла 6,6%, в Казахстане 6,0%, Украине  (-0,2%)). Инфляция в существенной мере сказалась на снижении конкурентоспособности предприятий и важнейших финансово-экономических показателей. Сейчас решается одна из главных задач – ее снижение [21].

По мнению ученых-экономистов, в Беларуси целесообразно отказаться от директивного вмешательства государства в рыночное ценообразование на отдельные товары и услуг всех субъектов хозяйствования (кроме казенных предприятий и отдельных исключений). Но это не означает отказ государства от регулирования уровня цен. На рынках цены на отдельные товары могут свободно колебаться, но стоимость совокупности товаров, составляющих потребительскую корзину должна изменяться в контролируемых пределах. Регулирование уровня цен (инфляции) должно осуществляться, как и в других странах, контролем денежной массы и расходов государства, что реализуется центральным банком и министерством финансов.

Импорт товаров также является барьером на пути инфляции. Эта закономерность проверена теорией и практикой как у нас в стране (период июль 2002 – март 2011 гг.), так и за рубежом (опыт Чехии, Польши и др. стран по либерализации цен вначале 1990-х гг. тому подтверждение). Поэтому, по мнению экспертов, важно не только освобождение цен внутри страны, но и ее открытие для импорта товаров из-за рубежа.

Еще один способ снижения инфляции –  это приведение доходов населения в соответствие с производительностью труда в экономике. Из опыта антиинфляционной политики стран ЦВЕ известно, что рост цен в экономике достаточно быстро блокируется, если он не сопровождается ростом зарплат или хотя бы – таким же ростом зарплат. Так, по мнению некоторых экономистов, инфляция блокируется, если рост зарплаты не превышает 0,7 роста цен. Если, скажем, цены увеличились на 100%, то доходы не должны увеличиваться больше чем на 70%. В противном случае инфляционная спираль неизбежна. Поэтому при освобождении цен внутри страны государство не должно пользоваться печатным станком, не должно увеличивать денежную массу для увеличения зарплат бюджетников. Целесообразно ликвидировать почти все дотации предприятиям. Необходимо также ограничить возможности предприятий в получении банковских кредитов через дальнейшее повышение ставки рефинансирования. Те страны, которым приходилось проводить либерализацию цен (осуществлять переход от административного ценообразования к рыночному свободному ценообразованию) и которым удалось при этом не допустить высокой инфляции – это Чехия, Словакия, Словения, – все эти страны проводили жесткую финансовую политику, сокращали расходы, приводили рост оплаты труда в соответствие с ростом его производительности [21].

В текущем году заработная плата  продолжает расти более высокими темпами нежели производительность труда.

В январе 2013 г. прирост производительности труда в Республике Беларусь к уровню января 2012 г. составил 4,0%, что на 18,9 п.п. меньше, чем темпы роста реальной заработной платы.

Реализация предложенных выше антиинфляционных мер позволила бы решить проблему инфляции в Беларуси. Однако меры эти не так просты, т.к. предполагают необходимость проведения в стране системных экономических реформ. Только тогда можно рассчитывать на устранение реальных причин инфляции – наличия в экономике неэффективных реально убыточных предприятий и даже целых отраслей, и необходимости оказания им поддержки за счет государства, а это значит за счет всего общества.

Основой антиинфляционных мер Республики Беларусь является ликвидация существующих экономических диспропорций и особенно долгосрочного неравновесия денежного рынка. Исходя из этого, к методам антиинфляционного воздействия корректно относить лишь ту деятельность государства, которая направлена именно на устранение названных явлений. Следует отметить, что эффективную борьбу с инфляцией легче вести в том случае, если инфляция принимает открытые формы.

От собственно антиинфляционных мер  следует отличать меры по смягчению последствий инфляции, т.е. социальной защите населения путём компенсации и индексации его доходов.

Основой антиинфляционных мер  является ликвидация существующих экономических  диспропорций и особенно долгосрочного  неравновесия денежного рынка. Исходя из этого, к методам антиинфляционного воздействия корректно относить лишь ту деятельность государства, которая направлена именно на устранение названных явлений. Отметим также, что эффективную борьбу с инфляцией легче вести в том случае, если инфляция принимает открытые формы.

От собственно антиинфляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции, т.е. социальной защите населения путём компенсации и индексации его доходов.

Антиинфляционная политика означает комплекс мер и механизмов по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией [21].

Приоритетной задачей  денежно-кредитной политики Республики Беларусь по-прежнему останется реализация комплекса мер, направленных на снижение инфляции, повышение сбалансированности национальной экономики и обеспечение стабильного функционирования финансовой системы в целом.

В Беларуси основным антиинфляционным инструментом в 2012 году стала процентная политика Национального банка Беларуси (НБ). Значение ставки рефинансирования при ее постепенном снижении в  течение года осталось достаточно высоким – с 17 апреля 2013 года она составляет 27% годовых. Это сформировало динамику реальных процентных ставок на рынке кредитов и депозитов на устойчиво положительном уровне и обеспечило высокую доходность и сохранность сбережений.

Таким образом, для достижения ценовой стабильности в 2012 году проводилась жесткая монетарная политика: поддерживались высокие процентные ставки, рефинансирование банков осуществлялось только на рыночных условиях и в ограниченных объемах, увеличивались нормативы фонда обязательного резервирования.

В Беларуси целесообразно отказаться от директивного вмешательства государства в рыночное ценообразование на отдельные товары и услуг всех субъектов хозяйствования. Важно не только освобождение цен внутри страны, но и ее открытие для импорта товаров из-за рубежа. Еще один способ снижения инфляции – это приведение доходов населения в соответствие с производительностью труда в экономике. Основой антиинфляционных мер является ликвидация существующих экономических диспропорций и особенно долгосрочного неравновесия денежного рынка. Реализация предложенных выше антиинфляционных мер позволила бы решить проблему инфляции в Беларуси.

3.2 Антиинфляционная политика Республики Беларусь: приоритеты и направления совершенствования

Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития страны на 2013 год предусматривают, в частности, рост валового внутреннего продукта на 8,5 %, производительности труда (по валовому внутреннему продукту) – н 9,3 %, экспорта товаров и услуг – на 15,2 % [1].

Сальдо внешней торговли товарами и услугами ожидается положительное на уровне 0,7 % к валовому внутреннему продукту, снижение энергоемкости валового внутреннего продукта на 7 %.

Привлечение прямых иностранных  инвестиций на чистой основе прогнозируется в объеме 4,5 млрд. долл. США, ввод в эксплуатацию жилья – 6,5 млн. кв. м [1].

Достижение параметров, определенных указом, позволит обеспечить качественный уровень жизни населения. Предполагается, что реальные располагаемые денежные доходы населения в 2013 году должны составить 106,5 % к уровню текущего года [1].

Выполнение данных параметров невозможно без реализации эффективных мер антиинфляционной политики.

Цель денежно-кредитной политики в 2013 году – снижение инфляции с  помощью монетарных инструментов с  учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь.

Инструменты денежно-кредитной политики в 2013 году направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий [2].

Ключевая роль отводится процентной политике, приоритетом которой является поддержание положительного уровня  (в реальном выражении)  процентных ставок в экономике как важного  условия для обеспечения ценовой стабильности и сохранности сбережений вкладчиков.

С учетом замедления инфляционных процессов  ставка рефинансирования к концу 2013 года составит 13–15 % годовых [2].

Говоря об итогах работы экономики  в января-феврале 2013 года можно сказать следующие: обеспечен экономический рост на уровне 104,4%. В феврале отмечается замедление темпов инфляции. Экономический рост достигнут при опережающем росте производительности труда (103,1% и 104% в январе т.г. соответственно), а также при снижении потребления топливно- энергетических ресурсов (энергоемкость ВВП снижена в январе на 8,6%).

Благодаря положительному сальдо внешней  торговли услугами обеспеченно поддержание внешнеэкономической сбалансированности. Сальдо внешней торговли товарами и услугами к ВВП составило 3% (при прогнозе 0,7%)[12].

Обеспечен рост реальных располагаемых  денежных доходов населения на 21,5%. В то же время продолжает сохраняться  дисбаланс роста доходов населения  и производительности труда (104%).

С 17 апреля 2013 года ставка рефинансирования установлена в размере 27 %. За январь-февраль прирост ИПЦ составил 4,3%, что составляет 1/3 годового прироста (Рисунок ). Однако в феврале отмечается замедление темпов инфляции. Данные цифры не приближают плановый показатель(не более 12%) к выполнению [12].

Более половины прироста ИПЦ  за этот период (2,3 п.п.) получено в связи с изменением налогового законодательства:

- отмена льготы по уплате  НДС на услуги электросвязи, оказываемые  населению (20%), и, соответствующее  увеличение тарифов на эти  виды услуг; 

- увеличение ставок акциза  на подакцизные товары (на 34,5% на  алкогольные напитки, от 55,6% до 2,1 раза на табачные изделия в зависимости от ценового сегмента, на 20% на нефтепродукты), что обусловило повышение цен на алкогольные напитки, табачные изделия, нефтепродукты.

Тарифы на услуги связи  увеличились на 22,3%, цены на алкогольные  напитки – на 10,8%,в том числе  на водку – на 14%, на табачные изделия  – на 31,4%, бензин – на 5,2%, дизельное  топливо – на 4,6% [12].

Кроме того определенный «вклад»  в прирост ИПЦ в 2013 г. внесли в  январе решения по изменению регулируемых цен (тарифов):

– тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в региональном сообщения (на 16,7%) и межрегиональном сообщении (на 23,0%);

– тарифы на платные медицинские услуги (на 12,5%);

сезонный  фактор:

– цены на фрукты выросли в среднем на 7,7%, овощи – на 14,3%;

в феврале решения по изменению регулируемых цен (тарифов):

– повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги (в среднем на 5,6%) [12].

В настоящее время Правительством проводится работа по стабилизации ценовой ситуации.

Информация о работе Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности: причины, виды и формы