Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:56, курсовая работа
Цель работы – изучение сущности и причин возникновения инфляции и пути ее преодоления, а также анализ особенностей инфляционных процессов в Республике Беларусь и ценового регулирования.
Данная цель реализуется с помощью решения следующих задач:
– дать определение понятия инфляции, ее виды и формы, а также причины инфляции;
– провести анализ инфляционных тенденций в Республике Беларусь на современном этапе;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИНФЛЯЦИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ВИДЫ, ФОРМЫ 5
1.1 Инфляция: сущность и причины 5
1.2 Основные формы и виды инфляции 10
2 АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 16
3 ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 23
3.1 Антиинфляционная политика Республики Беларусь: инструменты антиинфляционного регулирования 23
3.2 Антиинфляционная политика Республики Беларусь: приоритеты и направления совершенствования 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Проблемы в экономике Беларуси остаются очень серьезными.
Эксперты констатируют, что оценки внешнего спроса на белорусские товары были слишком оптимистичными. Высока вероятность того, что европейская, американская и российская экономики в 2013 году будут в состоянии рецессии.
В 2013 году Национальный банк и правительство продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны. С учетом погашения Республикой Беларусь внутренних и внешних обязательств в иностранной валюте, привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны (4,5 млрд. долл. США на чистой основе), достижения положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами международные резервные активы в соответствии с методологией Международного валютного фонда за 2013 год должны возрасти на 300-700 млн. долл. США [4].
Аукционные операции Национального банка направлены на недопущение значительных отклонений ставки однодневного рублевого межбанковского кредита от уровня ставки рефинансирования.
Национальный банк обеспечит сужение коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит и своп овернайт, депозиты по фиксированной процентной ставке).
Кредитная эмиссия Национального банка проводится исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков.
Для поддержания внешней и
Анализ инфляционных процессов
в Беларуси позволяет сделать
вывод о невозможности
Можно сформулировать следующие требования к проведению антиинфляционного регулирования в Беларуси [20]:
– демонополизация экономики, предполагающая поощрения развития предпринимательства, разгосударствления и приватизации собственности;
– развитие малого и среднего бизнеса;
– обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и стабилизация рыночного курса белорусского рубля;
– ограничение прироста денежной массы в обращении;
– развитие конкуренции;
– создание денежного механизма, поддерживающего и стимулирующего инвестиционную деятельность;
– скоординированность бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики, имеющих общей целью обеспечение экономического роста в стране и преодоление инфляции;
– денежно-кредитная политика должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, бюджетно-налоговая политика должна содействовать развитию производства;
– в целях регулирования инфляции спроса могут применяться такие меры, как стимулирование сбережений населения путем процентов по вкладам;
– эффективной краткосрочной антиинфляционной мерой может быть снижение налогов и процентных ставок на кредит.
– расширение интеграционных связей по поставке энергоресурсов, сырья, материалов и комплектующих для базовых отраслей экономики;
– либеральное законодательство, стимулирующее деловую активность;
– создание рыночного механизма ценообразования.
Таким образом, цель денежно-кредитной политики в 2013 году – снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь. Инструменты денежно-кредитной политики в 2013 году направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий. Ключевая роль отводится процентной политике, приоритетом которой является поддержание положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок в экономике как важного условия для обеспечения ценовой стабильности и сохранности сбережений вкладчиков. С учетом замедления инфляционных процессов ставка рефинансирования к концу 2013 года составит не более 13–15 % годовых.
Современная инфляция – сложное социально-экономическое явление и у него много причин. Наиболее общее традиционное определение инфляции таково: это переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и соответственно, рост цен. Инфляция порождается структурными нарушениями в различных сферах рыночного хозяйства – диспропорциями между спросом и предложением, накоплением и потреблением, государственными доходами и расходами. Инфляционные процессы сегодня определяются не только множеством денежных, но и неденежных факторов, которые находятся в сложном взаимодействии. Зачастую причины инфляции переплетены со следствиями, т.е. социально-экономические последствия инфляции провоцируют дальнейший рост цен.
Различают внутренние и внешние причины (или факторы) инфляции. К внутренним относят дефицит госбюджета, монополизация экономики и произвольно-волевое ценообразование, инфляционные ожидания населения, кредитная экспансия и др. К внешним -«импортируемая» инфляция, падение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран, мировые экономические кризисы и др.
В зависимости от формы проявления принято различать два типа инфляции: «подавленную» и «открытую». В зависимости от характера (темпов роста цен на рынке) различают ползучую инфляцию, галопирующую инфляцию, гиперинфляцию. По степени предвидения принято различать ожидаемую и неожиданную (предсказуемую и непредсказуемую) инфляцию. Различают основные виды инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек производства.
Основными причинами инфляции в Республике Беларусь являются: дефицит бюджета или чрезмерную эмиссию денег в наличной и безналичной формах, ограничение конкуренции, долларизация экономики и мировой кризис.
В 2012 году в Республике Беларусь была существенно снижена инфляция, оставался стабильным обменный курс рубля, впервые за последние годы сальдо товаров и услуг стало положительным. Для достижения ценовой стабильности в 2012 году проводилась жесткая монетарная политика: поддерживались высокие процентные ставки, рефинансирование банков осуществлялось только на рыночных условиях и в ограниченных объемах, увеличивались нормативы фонда обязательного резервирования.
В Беларуси целесообразно отказаться от директивного вмешательства государства в рыночное ценообразование на отдельные товары и услуг всех субъектов хозяйствования. Важно не только освобождение цен внутри страны, но и ее открытие для импорта товаров из-за рубежа. Еще один способ снижения инфляции – это приведение доходов населения в соответствие с производительностью труда в экономике. Основой антиинфляционных мер является ликвидация существующих экономических диспропорций и особенно долгосрочного неравновесия денежного рынка. Реализация предложенных выше антиинфляционных мер позволила бы решить проблему инфляции в Беларуси.
Цель денежно-кредитной политики в 2013 году – снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь. Инструменты денежно-кредитной политики в 2013 году направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий. Ключевая роль отводится процентной политике, приоритетом которой является поддержание положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок в экономике как важного условия для обеспечения ценовой стабильности и сохранности сбережений вкладчиков. С учетом замедления инфляционных процессов ставка рефинансирования к концу 2013 года составит не более 13–15 % годовых.