Особенность современного
этапа состоит в том, что в России отмечается
одновременное проявление всех основных
видов инфляции. При этом роль структурной
и импортируемой инфляции, а также инфляции
издержек усилилась летом 2012 г. целый ряд
причин дал тогда толчок росту потребительских
цен. Во-первых, перенос повышения регулируемых
тарифов на федеральном уровне и на местах
(на услуги ЖКХ и городского транспорта)
с начала года на лето 2012 г. Во-вторых, рост
цен на продовольствие (по причине как
повышения цен на зерно и иные виды продовольствия
за рубежом, так и в связи с сокращением
производства в сельском хозяйстве, во
многом из-за погодного фактора – плохого
урожая вследствие засухи). Отметим замедление
роста цен на ряд продовольственных товаров.
Исключение составляют хлеб, хлебобулочные
изделия, сахар и плодоовощная продукция,
благодаря которым роль продовольственных
товаров в росте инфляции выросла в 2012
г. по сравнению с 2011 г. Этот рост цен на
продовольственную продукцию, связанный
как с негативными тенденциями в сельском
хозяйстве Российской федерации, так и
с инфляционными процессами в продовольственной
сфере за рубежом, во многом привел к повышению
роли немонетарных факторов в российских
инфляционных процессах.
В 2013 году по официальным
данным инфляция составила заветные 6,5%
, что является естественным уровнем.
Антиинфляционная
политика России в 2013 году:
- Совершенствование
структуры отраслей промышленности (диверсификация
экономики);
- Повышение эффективности
естественных монополий (снижение предельных
издержек).
- Введение социальной
нормы потребления коммунальных ресурсов:
в пределах этой нормы цены будут зафиксированы,
превышение же нормы будет тарифицироваться
по более высоким ценам;
- Стимулирование
внедрение биржевых механизмов на рынке
сельхозпродукции (сахар, зерно, молочные
продукты, мясо). Финансовые инструменты
помогут снизить волатильность цен и позволят
добиться прозрачного ценообразования.
Первый этапе (в течение 2-3 лет) – внедрение
инструментов двойных складских расписок,
поставочных контрактов. Второй этап(
через несколько лет) - использование фьючерсов
и опционов на бирже.
- Отмена транспортного
налога (замена его на взимание через акцизы
на бензин).
- Перевод не менее
50% общественного транспорта на газовое
топливо (сжиженный углеводородный газ,
сжатый, или компримированный природный
газ и сжиженный природный газ).
Причины инфляции
в 2013 году:
- рост нефтегазовых
доходов (рост ликвидности на денежном
рынке);
- "сужение" рынка труда (снижение уровня безработицы приводит к повышению уровня инфляции: по мере того, как спрос продолжает расти и экономика приближается к состоянию полной занятости, запасы ресурсов в отдельных отраслях заканчиваются и цены на них начинают увеличиваться, в том числе растет заработная плата. Инфляция уже возникает, а рынок труда продолжает постепенно сужаться и дает возможность профсоюзам добиваться дальнейшего увеличения оплаты труда. Издержки производства начинают расти, но перекладываются в виде повышения цен на потребителей);
- повышение тарифов
на услуги естественных монополий с 1 июля
2013 года (тарифы на газ выросли на 15%);
- рост цен на продовольственные
товары на мировом рынке;
- Повышение акцизов
на вино-водочные изделия с 1 января 2013
года;
- наводнение на Дальнем
Востоке;
- ограничения на
импорт ряда товаров;
- Ужесточение административного
контроля над неорганизованной розничной
торговлей (после антииммигрантских выступлений)
- Сегодня в инфляция
велика доля немонетарного фактора, т.е.
тарифная ее составляющая (до 40%). Опережающий
рост тарифов стал самостоятельным и значимым
фактором раскручивания инфляции, реальным
фактором торможения экономики, роста
издержек и потери конкурентоспособности
российских производителей.
Причины снижения
инфляции в 2013 году:
вступление России
в ВТО (в частности, произошло снижение
цен на мясопродукцию);
Поддержка сельхозпроизводителей
(списание ущерба из-за засухи и наводнений)
2.2 Антиинфляционная
политика Российской Федерации
Основной формой
борьбы с инфляцией является антиинфляционная
политика. Антиинфляционная политика
– это комплекс мер государственного
регулирования экономики, направленных
на борьбу с инфляцией. К настоящему времени
выделились основные направления антиинфляционной
политики: дефляционная политика (или
регулирование спроса); политика доходов
(или политика издержек); конкурентное
стимулирование производства.
Дефляционная политика
– методы ограничения денежного спроса
через денежно-кредитные и налоговые механизмы
путем снижения государственных расходов,
повышения процентной ставки за кредит,
усиление налогового пресса, ограничения
денежной массы и т.д. Такая политика, как
правило, вызывает замедление экономического
роста и кризисные явления.
Политика доходов
предполагает одновременный (параллельный)
контроль за ценами и заработной платой
путем их полного замораживания или установления
им пределов роста. Такая политика малоэффективна,
поскольку замедление роста цен вызывает
дефицит товаров, а последующая отмена
ограничений опять вызывает скачок цен.
По социальным мотивам этот вид антиинфляционной
политики применяется редко.
Конкурентное стимулирование
производства – промышленная политика,
которая характеризуется всемерной государственной
поддержкой отечественного товаропроизводителя
и национального производства. Включает
меры как по прямому стимулированию предпринимательства
путем значительного снижения налогового
бремени, так и по косвенному стимулированию
сбережений для населения (снижение налогов
с населения).
Существуют также
и другие меры: индексация (полная или
частичная) – компенсация потерь в результате
обесценения денег; формы сдерживания
контролируемого роста цен – проявляются,
во-первых, в «замораживании» цен на определенные
товары, во-вторых, в сдерживании их уровня
в определенных пределах.
Уникальный характер
российской инфляции требует использования
особых методов ее регулирования, соответствующих
сложившимся реальным условиям. При этом
цель антиинфляционной политики государства
состоит в том, чтобы установить контроль
над инфляцией и добиться приемлемых для
народного хозяйства темпов ее роста.
Важные задачи в борьбе с инфляцией –
преодоление экономического спада, кризиса
платежей, спада инвестиционной активности,
формирование стабильной социальной и
рыночной среды.
России требуется
перейти от политики регулирования инфляции
по абсолютным ценам к активному регулированию
относительных цен. Перед правительством, Центральным
банком и законодательной властью стоят
конкретные задачи: а) повысить покупательную
способность населения путем выплат задолженности
из федерального и местных бюджетов соответствующим
группам работников; б) привести денежную
массу и процентные ставки в соответствие
с потребностями производства, товарного
рынка, капитальных вложений и бюджетных
выплат; в) сократить, а в перспективе ликвидировать диспаритеты цен
по основным ценообразующим
отраслям: сельскому хозяйству, топливно-энергетическому
комплексу, транспорту и т.п.
Рост денежной массы не ведет
к инфляции, если он обусловлен замещением
скорости оборота денег, которое, в свою
очередь, происходит при инвестициях в
реальный сектор экономики. Для России
проблема заключается не в том, чтобы не
допустить кредитной эмиссии, а в использовании
остро необходимых кредитных средств
для финансирования капитальных вложений
в подъем экономики, а также для кредитования
оборотных средств. Последнее для России
очень важно в силу ее природных особенностей.
В экономике России большую роль играют
сезонные затраты в сельском хозяйстве,
в промышленности северных территорий,
в строительстве. В мировой практике под
сезонное кредитование создаются специализированные
банки или кредитные учреждения. В России
этот элемент рынка, как и многие другие
рыночные институты, не создан. Следовательно,
нужно либо возвращать бывшие отраслевые
банки к исполнению своих функций, либо
создавать новые кредитные учреждения
в ведении отраслевых и региональных ассоциаций
товаропроизводителей.
Наряду с инвестициями в производство
замедлению оборота денег способствуют
и меры по организации банковской деятельности:
увеличение доли безналичного оборота;
расширение долгосрочных кредитов и т.п.
В этом направлении пока не предпринимается
необходимых усилий, хотя резервы здесь
велики.
Как одни, так и другие методы предполагают
наличие определенной совокупности исходных
параметров, характерных для сложившегося
и зрелого типа капиталистического рыночного
хозяйства, которыми на данном этапе наше
хозяйство не обладает. Этим не исключается
возможность выделения предпочтительного
варианта проведения антикризисной политики,
который с соответствующими модификациями,
адаптированными к реальным условиям
хозяйствования, может быть поставлен
в качестве определенной теоретической
и стратегической основы. Как представляется,
при их сопоставлении предпочтение следует
все же отдать кейнсианским рецептам.
До тех пор пока неиспользованные производственные
мощности до конца не разрушены, а рабочая
сила полностью не маргинализирована,
экономика находится в ситуации, близкой
к стандартно описываемой с помощью инструментария
кейнсианского анализа.
Что же касается проведения чисто монетарной
стратегии, то возникает немало сугубо
теоретических возражений по поводу обоснованности
сведения всего комплекса проблем восстановления
хозяйственной стабильности и вообще
успешного экономического развития только
к действию денежного фактора. В этой связи
следует отметить несколько наиболее
уязвимых звеньев в данной концепции,
фактически ставящих под сомнение всю
монетарную конструкцию.
Во-первых, при всей безусловной важности
в рыночной экономике денег и объема их
эмиссии надо обязательно учитывать обратное
влияние потребности в них. Ведь функции
денег многообразны и в принципе они должны
эмитироваться в таком объеме, чтобы с
их помощью обслужить всю произведенную
массу товаров и услуг. Сжатие же денежной
массы как самоцель, а это главная забота
российских монетаристов, действительно
способно на какое-то время сбить инфляцию,
но одновременно лишает хозяйство необходимых
денег для обслуживания обменных сделок
с соответствующими последствиями.
Возможность контролировать с помощью
денег уровень цен в хозяйственной практике
оказывается значительно преувеличенной
по сравнению с теоретическими схемами,
поскольку всегда экономические субъекты
располагают разными способами использования
альтернативных денежно-финансовых инструментов
(в частности, разного рода денежных суррогатов).
Еще раз надо подчеркнуть, что далеко не
случайно возникновение феномена устойчивой
инфляции совпало с завершением формирования
монополистической (олигополистической)
структуры рыночной экономики. Сколь значима
роль последнего фактора в экономике России,
не требует особых доказательств. Такие
же возражения можно высказать и по поводу
гипотезы о стабильности скорости денежного
обращения, так как она в условиях переходных
(неустойчивых) хозяйственных процессов
подвержена существенным колебаниям.
Во-вторых, с теоретической и особенно
практической позиции не может по-настоящему
привлекать однофакторность и однолинейность
разрабатываемых монетаристами хозяйственных
моделей. Она может работать и более или
менее обеспечивать экономическую стабильность
в идеальной рыночной ситуации совершенной
конкуренции, которой никогда не было
и которая вряд ли когда-нибудь возникнет.
В реальной экономике преобладает значительно
более сложный и многогранный комплекс
проблем, а для его разрешения более выигрышны
многофакторные модели. При этом, оставаясь
на теоретических позициях, близких к
кейнсианству, не следует отрицать важность
проведения продуманного использования
денежного фактора в экономике, а при определенных
условиях (исчерпанности резервов производства)
– и достаточно ее жесткого варианта.
В качестве еще одной причины, по которой
не следует искать в монетаризме теоретическую
опору, полезную для разрешения хозяйственных
трудностей переходной экономики России,
выступает та общая идеология, которую
он выражает и защищает. Ведь его представители
не просто претендуют на доказательство
важности финансово-кредитной дисциплины
в экономике (в чем они преуспели, а их
аргументы нельзя не принимать во внимание):
свою главную миссию они видят в обосновании
наивысшей эффективности свободно-рыночных,
капиталистических методов хозяйствования,
полностью отвергая целесообразность
государственного регулирования экономики
(за исключением денежной сферы) и не уставая
обличать вредность социализации экономики.
За этим кроется очередная попытка возрождения
новой апологетики идеальной модели капитализма,
которая и в исторически прошедших периодах
мало соответствовала истинным потребностям
экономического развития, но еще более
далека она от современных реальностей.
Характерно, что в их теоретических и практических
схемах не найти даже упоминания о таких
острых проблемах настоящего времени,
как экологический кризис, социальное
неравенство и бедность, и т.п.