Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 20:47, курсовая работа
Цель данной работы: изучить сущность и причины возникновения инфляции и пути ее преодоления, а также попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь и ценового регулирования.
Задачи: дать определение понятия инфляции и ее классификацию, выявить основные причины инфляционных процессов, изучить социально-экономические последствия, исследовать особенности инфляционного процесса в Республике Беларусь и меры их преодоления, а также рассмотреть ценовое регулирование, как с теоретической, так и с практической стороны.
Введение 3
Глава I. Сущность, причины и виды инфляции 5
1.1. Понятие и сущность инфляции 5
1.2. Причины инфляции 7
Виды инфляции 16
Экономические и социальные последствия инфляции 20
Глава II. Антиинфляционная политика 23
Прогнозирование инфляции 23
2.2. Государственное регулирование цен 25
2.2.1. Ценовая политика 25
2.2.2. Формы, методы и границы государственного регулирования цен в Республике Беларусь 27
Глава III. Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь 32
3.1. Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь 32
3.2. Основные направления и методы антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь 38
Заключение 43
Список использованных источников 46
Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми, так и косвенными.
К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности. К ним можно отнести такие средства, как: принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, разгосударствление и приватизация, предоставление дотаций и субсидий; контроль и регулирование доходов населения, другие меры макроэкономической сбалансированности.
К основным рычагам прямого ценового регулирования относятся:
1) установление верхнего
2) ограничение роста цены путем
регламентирования норматива
3) установление ограничений на посреднические вознаграждения;
4) определение нижнего предела цены, «ценового пола».
Посредством первых трех рычагов сдерживается рост цен во избежание роста инфляции.
Четвертый рычаг используется главным образом в фискальных целях. Невозможность снижения цены позволяет значительно увеличить размеры отчислений в бюджет. Этот рычаг широко используется в отношении товаров с большой долей косвенных налогов (в первую очередь акцизов), являющихся важной доходной статьей бюджета.
Нижний ценовой порог устанавливается государством для стимулирования научно-технического прогресса. В прогрессивных отраслях рост производства — общенациональная задача. Введение нижнего порога цены лишает монополии возможности использовать сбрасывание цен для ослабления немонополизированных предприятий — производителей аналогичной прогрессивной продукции.
Крайним вариантом прямого ценового регулирования является установление фиксированных цен (цен однозначного уровня), когда продавец не имеет права отклоняться от них в какую-либо сторону. Фиксированные цены предполагают однозначность и всех других показателей, поэтому характерны для условий не рыночной, а административно регулируемой экономики. [19, с.44]
2.3 Антиинфляционная политика государства
Как и большинство других явлений, характерных для рыночной экономики, инфляция не может быть оценена однозначно. Негативные последствия инфляции хорошо известны в нашей стране. Гораздо менее известен тот факт, что инфляция вместе с тем способствует и экономическому росту. Поэтому, как и большинство других процессов, характерных для рыночного регулирования экономики, инфляция не должна рассматриваться как абсолютное зло, которое должно быть подавлено и уничтожено. Она является инструментом, который может быть использован государством для блага общества и его экономического развития.
Научный подход к проблемам инфляции отличается от обыденного мифологизированного трезвой оценкой опасности выхода инфляции из-под контроля и выработкой рекомендаций по ее регулированию, четко оценивающих конкретно-исторические и национально-государственные условия и особенности функционирования национальной экономики.
Инфляция, способствуя повышению цен и нормы прибыли, вначале выступает как фактор оживления конъюнктуры, но по мере углубления она превращается из двигателя в тормоз, усиливая социально-экономическую неустойчивость в стране.
В странах с развитой рыночной экономикой ползучая инфляция рассматривается в качестве нормального фактора экономического роста. Однако галопирующая, а тем более, гиперинфляция воспринимается как явление негативное, поскольку несет в себе огромные социально-экономические издержки.
Борьба с инфляцией представляет собой задачу макроэкономическую. Перед правительством стоит главный вопрос: или ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер, или адаптироваться к ней. Различные страны решают эту дилемму по-своему. США, Великобритания активно борются с инфляцией, другие же страны разрабатывают комплекс адаптивных государственных мер.
В рыночной экономике, как свидетельствует зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно. Однако можно ее сделать умеренной и управляемой.
Для борьбы с инфляцией государство проводит антиинфляционную политику, т.е. разрабатывает комплекс взаимосвязанных мероприятий, способствующих снижению инфляции и стабилизации уровня цен Антиинфляционная политика является важнейшим элементом макроэкономического регулирования. [4, c.142].
Так как окончательно избавиться об инфляции невозможно (рыночная экономика инфляционна по своей сути), задача антиинфляционного регулирования состоит в установлении контроля над инфляцией, снижении темпа роста цен до умеренного уровня
Выбор наиболее эффективных методов борьбы с инфляцией возможен только тогда, когда определены ее основные причины.
Как известно, инфляция вызывается нарушениями равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Нарушения равновесия могут быть вызваны либо ростом спроса, либо сокращением предложения. Обе причины могут существовать либо в отдельности, либо вместе. В странах СНГ они действуют одновременно, что усложняет борьбу с инфляцией. Соответственно комплекс антиинфляционных мер условно можно разбить на две группы. К одной относятся мероприятия, которые направлены на сокращение спроса, а к другой — те, которые способствуют развитию, совершенствованию производства. [3, c.455].
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику – экспансии или сдерживания.
Суть политики экспансии заключается в том, что государство стремится повысить совокупный спрос путем увеличения государственных расходов или снижения налогов.
Рост государственных расходов повышает покупательную способность в экономике, а следовательно, и общий объем спроса, что в свою очередь ведет к росту объемов производства. Снижение налогов действует в принципе таким же образом.
Воздействовать на совокупный спрос можно посредством стимулирования инвестиций, например с помощью снижения ставки процента, что делает кредит на расширение производства более дешевым.
Политика сдерживания, или рестриктивная политика, направлена на снижение покупательной способности населения путем урезания государственных расходов или повышения налогов. Она может также включать повышение процента в целях сдерживания инвестиций, тем самым, сокращая общий объем совокупного спроса. [17, c.180-181].
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь
В Республике Беларусь, как и в других странах с переходной экономикой, резко усилились инфляционные тенденции.
Предпосылки роста инфляции в Беларуси к началу 90-х гг. ХХ в. были заложены в диспропорциональной структуре экономики. Унаследованная от советской экономики ресурсо- и транспортоемкая структура производственного сектора, ориентированная на дешевые энергетические ресурсы, высокая степень монополизации и милитаризации экономики, преобладание роста тяжелой промышленности над выпуском потребительских товаров, неэффективность сельского хозяйства и неразвитость сферы услуг, технологическая и инфраструктурная негибкость в условиях либерализации цен и открытия экономики в 90-е гг. стали основными инфляционными факторами. Следует отметить и нерациональную инвестиционную политику с характерным для нее долгостроем и распылением средств по многим объектам. Возник дисбаланс между спросом и предложением. Начали расти цены, но не только как при классической инфляции. Потребительская корзина в начале 90-х гг. на 80 % состояла из дефицитных товаров.
В начале экономических реформ инфляция существовала в экономике республики в скрытом виде и имела следующие сущностные характеристики, аналогичные с переходными постсоветскими странами: общее превышение спроса над предложением (в потенциале — инфляция спроса), искаженные ценовые пропорции, отражающие деформированность структуры экономики: заниженность цен на сырье и преобладание неконкурентоспособной на мировом рынке продукции, высокие инфляционные ожидания населения.
Процесс нарастания инфляционной спирали представлен в таблице 1
Таблица 1 Индекс потребительских цен (соответствующий период предыдущего года = 100 %), %
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Товары и услуги |
110,3 |
107,0 |
108,4 |
114,8 |
113,0 |
107,8 |
153,2 |
159,2 |
товары |
109,9 |
105,4 |
108,4 |
113,9 |
112,8 |
108,5 |
159,5 |
160,6 |
продовольственные |
111,9 |
106,1 |
109,8 |
117,7 |
114,0 |
109,2 |
162,2 |
168,0 |
непродовольственные |
104,5 |
103,4 |
105,5 |
106,9 |
110,4 |
107,3 |
155,0 |
149,5 |
услуги |
112,1 |
113,2 |
108,8 |
118,2 |
113,9 |
105,0 |
129,6 |
153,2 |
Источник: [20].
Наглядно процесс нарастания инфляционной спирали представлен на рисунке 4.
Рисунок 4 Индекс потребительских цен (соответствующий период предыдущего года = 100 %), %
Источник: собственная разработка на основании статистических данных [20].
На рисунке 5 представлены индексы потребительских цен в Республике Беларусь и отдельных странах СНГ.
Рисунок 5 Индексы потребительских цен в Республике Беларусь и странам ЕС (в % к предыдущему месяцу)
Источник: [20].
В Беларуси ИПЦ рассчитывается по фиксированному набору из 314 потребительских товаров, групп товаров и платных услуг. Фиксированный набор потребительских товаров и услуг остается в течение определенного периода неизменным (применительно к условиям Беларуси – в течение года).
Расчет ИПЦ осуществляется Министерством статистики и анализа по специальной компьютерной программе.
Нарастание инфляционных процессов снизило число платежеспосо6ных предприятий, возросли объемы взаимных платежей, количество убыточных организаций, снизилась инвестиционная активность в экономике. [12, с.71].
Исследование феномена инфляции в белорусской
экономике постсоветского периода в числе
основных ее причин структурно-
1) кризис в сфере производства,
носивший характер дефицита и
обусловленный технологической
отсталостью и хроническими
2) монопольный характер
3) режим малого взаимодействия
с мировым рынком, при котором
рыночное поведение внутренних
производителей не
4) “импортируемая’, прежде всего из России, инфляция. Значительную роль в инфляционных процессах в республике играет именно раскручивание спирали “цены на сырье (особенно на энергоресурсы) — общий уровень цен”.
С начала кардинальных экономических преобразований и перехода инфляции из скрытой формы в открытую в ее развитии отчетливо прослеживаются 4 периода имеющие качественные характеристики:
1) 1991—1994 гг. — снижение всех макроэкономических показателей (1992—1994 гг. — гиперинфляция с выраженным инфляционным скачком цен);
2) 1995 —1996 гг. — период высокой
инфляции, но уже с наметившейся
тенденцией снижения ее темпов
(приостановление обвального
3)1997— 1999 гг. — новый виток раскручивания инфляции и ее всплеск в 1999 г. (1997—1998 гг. — относительно высокие темпы прироста ВВП 11,4% и 8,4 %);
4) 2000—2005 гг. — период снижения
темпов инфляции и их
Информация о работе Инфляция. Сущность и виды инфляции. Основные методы антиинфляционной экономики