Инфляция. Сущность и виды инфляции. Основные методы антиинфляционной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить сущность и причины возникновения инфляции и пути ее преодоления, а также попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь и ценового регулирования.
Задачи: дать определение понятия инфляции и ее классификацию, выявить основные причины инфляционных процессов, изучить социально-экономические последствия, исследовать особенности инфляционного процесса в Республике Беларусь и меры их преодоления, а также рассмотреть ценовое регулирование, как с теоретической, так и с практической стороны.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Сущность, причины и виды инфляции 5
1.1. Понятие и сущность инфляции 5
1.2. Причины инфляции 7
Виды инфляции 16
Экономические и социальные последствия инфляции 20
Глава II. Антиинфляционная политика 23
Прогнозирование инфляции 23
2.2. Государственное регулирование цен 25
2.2.1. Ценовая политика 25
2.2.2. Формы, методы и границы государственного регулирования цен в Республике Беларусь 27
Глава III. Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь 32
3.1. Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь 32
3.2. Основные направления и методы антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь 38
Заключение 43
Список использованных источников 46

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ_инфляция.doc

— 238.09 Кб (Скачать файл)

Высокие темпы инфляции оказывают разрушительное воздействие на производство: подавляют стимулы к занятию производственной и инвестиционной деятельностью, нарушают стабильность денежной национальной единицы, дезорганизуют финансовую систему государства. Экономика, втянутая в инфляцию, особенно если процесс перерастает в галопирующую или гиперинфляцию, скатывается в полосу затяжного и глубокого экономического кризиса.

Для выработки наиболее эффективных мер, способствующих снижению инфляции, необходимо выявлять причины, осуществлять прогнозирование инфляции и анализировать степень воздействия тех или иных мер на инфляционные процессы. [4, c.138].

 

ГЛАВА 2 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

 

2.1 Прогнозирование инфляции

 

Прогнозированию инфляции в переходный период в странах СНГ стала придаваться особая значимость. В прогнозных расчетах заинтересованы правительство, хозяйствующие субъекты и население. Результаты прогнозов служат основой для работки мер и принятия управленческих решений. Это обусловливает необходимость применения синтеза методов прогнозирования, позволяющих избежать серьезных ошибок в прогнозах. [4, c.138-139].

 Для количественной оценки  инфляционных процессов применяют  показатели инфляции. Инфляция определяется  как рост среднего уровня цен. Уровень цен обычно измеряется  при помощи индекса цен. В макроэкономических  моделях уровень инфляции может быть представлен  при помощи формулы (5):

 

,  (5)

 

где Р — средний уровень цен в текущем году; — средний уровень цен в прошлом году.

Источник: [17, c154].

 

Индекс цен — это отношение стоимости опредёленного набора товаров или услуг (рыночной корзины) в данном периоде к стоимости того же самого набора в определенном базовом периоде, умноженное на 100 (формула (6)):

 

,  (6)

 

Источник: [17, c149-150].

 

Прогнозирование инфляции можно осуществлять на основе индексов потребительских цен.

Индекс потребительских цен часто называют индексом стоимости жизни. По изменениям этого индекса можно судить о том, насколько увеличение доходов или заработной платы обесценивается вследствие роста цен.

Индекс потребительских цен рассчитывается по типу индекса Ласпейреса, или индекса цен с базисными весами (набором благ, фиксированным по базисному году):

 

, (7)

где и - цены i-го блага соответственно в базисном (0) и текущем (t) периоде.

Источник: [17, c149-150].

 

Темп инфляции показывает, с какой скоростью она изменяется или будет изменяться в текущем (прогнозируемом) периоде по отношению к предыдущему, т.е. формула (8)

 

,  (8)

 

где - количество i-го блага в базисном периоде

 

Источник: [4, c.139].

 

Однако для характеристики инфляции в условиях несбалансированной экономики только лишь индекса потребительских цен недостаточно. Необходимо учитывать скрытую инфляцию. В этих условиях индекс инфляции можно рассчитать по формуле (9):

,  (9)

 

Где Jp -  индекс потребительских цен; Kс.и. - коэффициент скрытой инфляции.

Источник: [17, c149-150].

 

Выделяют и другие индексы: индекс цен производителя (отражает в среднем изменение цен товаров, закупаемых товаропроизводителями на оптовых рынках, т.е. изменение цен, которые платят производители товаров, а не их конечные потребители); дефлятор валового национального продукта (ВНП), или индекс цен ВНП. Дефлятор ВНП более пригоден, чем индекс потребительских цен, для измерения общего уровня цен. Индекс цен ВНП шире, чем индекс потребительских цен, поскольку включает цены не только потребительских товаров и услуг, но и инвестиционных товаров, товаров, приобретаемых правительством, а также товаров и услуг, купленных и проданных на мировом рынке.

Существование множества индексов цен обусловлено сложностью определения уровня инфляции. Невозможно определить уровень инфляции только с помощью одного индекса. Дело в том, что каждый индекс должен отражать стоимость покупок. В условиях инфляции будут расти все индексы цен, несмотря на их различия.

Следует отметить, что в экономике может происходить не только рост общего уровня цен, но и его падение, т.е. инфляция может иметь не только положительное, но и отрицательное значение. Отрицательная инфляция называется дефляцией. Дефляция — устойчивая тенденция к снижению среднего (общего) уровня цен. В этом случае деньги «дорожают» и их покупательная способность повышается. Дефляция является не меньшей проблемой для общества, чем инфляция, поскольку она также вносит неопределенность в расчеты тех, кто планирует свое будущее. Кроме того, процесс замедления темпа роста цен (уровня инфляции) называется дезинфляцией.

В течение длительного времени колебания общего уровня цен связывались с денежными факторами, повышение или понижение общего уровня цен объяснялось, согласно количественной теории, изменениями объемов денежной массы. [17, c.151-152].

 

2.2 Государственное регулирование цен

 

2.2.1 Ценовая политика

 

Цена является экономической категорией исторического характера. Она возникла тысячи лет назад, когда при обмене товаров стали применяться деньги в качестве меры стоимости и средства обращения. Оставаясь категорией товарного производства, цена меняет свое социально-экономическое содержание вместе с изменением характера товарного производства. Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара, однако в любом товарном производстве цены отклоняются от стоимости.

В переходный период цена складывается под влиянием рынка и государства. К факторам, влияющим на цены в этих условиях, относятся: издержки производства и обращения; соотношение спроса и предложения; конкуренция; качество и полезность продукции; внешнеэкономические факторы (долгосрочные экономические соглашения с другими странами, соглашения по таможенной политике, ценам и тарифам и т.п.); состояние денежного обращения (увеличение массы денег вызывает рост цен); государственное регулирование цен.

Нижнюю границу цены, как правило, формируют издержки производства. Каждый предприниматель стремится в первую очередь возместить собственные затраты на производство и реализацию продукции.

Цена играет важную роль в экономике. На микроуровне она является регулятором производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия; на макроуровне формирует структуру экономики и сигнализирует о возникающих диспропорциях. [4, с.116]

Цены в условиях рыночных отношений способствуют обеспечению сбалансированности спроса и предложения. Этот процесс сопровождается движением цены (ее снижением или повышением). До всех звеньев экономики и населения должны доводиться сведения об изменении цен, конъюнктуре рынка, предполагаемых инфляционных процессах. Информация служит основой для принятия решений.

Цена относится к числу наиболее сложных экономических категорий. В ней перекрещиваются взаимоотношения, экономические интересы коллективов предприятий, различных социальных групп и общества в целом. Поэтому важную роль в управлении процессами ценообразования играют прежде всего разработка и осуществление определенной политики в этой области. Ценовая политика является составной частью социально экономической политики. [4, с.117]

Для переходного периода характерна политика либерализации цен. Ее цель создание стимулов для производства и обеспечения структурной трансформации экономики на основе рыночных критериев. Однако для этого должны быть созданы необходимые предпосылки в денежно-кредитной, валютной и налоговой сферах, проведены институциональные изменения. В противном случае либерализация цен приводит к раскручиванию инфляционной спирали, спаду производственной и инвестиционной деятельности и другим негативным явлениям.

Ценовая политика должна базироваться на гибком сочетании формирования свободных цен и их частичного государственного регулирования.

Степень государственного вмешательства должна дифференцироваться в зависимости от видов товаров и их социальной значимости, состояния конкурентной среды, а также от того, является ли эта продукция отечественной или импортной.

Государственная политика в области цен должна быть направлена на защиту интересов потребителей и отечественных производителей в целях обеспечения конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешних рынках. [4, с.118]

 

2.2.2 Формы, методы и границы государственного вмешательства в экономику

 

Государственное регулирование цен - воздействие на процессы формирования, установления и применения цен и тарифов со стороны государственных органов путем проведения законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации экономических процессов в государстве. [19, с.40].

В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный, антиинфляционный характер. Государственное регулирование заключается в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма товаропроизводителей, способствовать созданию условий для нормальной конкуренции, ориентируемой на внедрение достижений НТП.

В условиях рыночной экономики государственное регулирование цен преследует следующие цели:

  • согласование интересов субъектов рыночной экономики: товаропроизводителя, покупателя и государства;
  • обеспечение экономической безопасности страны;
  • защиту отечественного товаропроизводителя;
  • Защиту наименее обеспеченных слоев населения от необоснованного роста цен на товары первой необходимости;
  • Создание условий для нормальной конкуренции;
  • Государственное влияние на деятельность предприятий-монополистов;
  • Ограничение инфляционного роста цен в результате возникновения товарного дефицита, резкого роста цен на факторы производства;
  • Поддержание ценовых пропорций. [19, с.41].

Формы и методы государственных ограничений свободы ценообразований предприятий представлены в Приложении 1.

Государство использует следующие основные способы фиксации цен:

Использование цен прейскурантов. Ряд цен на товары и услуги фиксируются в документальной форме в виде прейскурантов.

Государственный прейскурант – это официальный сборник цен и  тарифов на товары и услуги, который утверждается и издается государственными органами ценообразования.

Количество цен, устанавливаемых с помощью прейскурантов, может быть очень разным: близким к 100 % в условиях жесткого тотального контроля государства за уровнем цен и незначительным, близким к нулю — в случаях преимущественно рыночного способа ценообразования. Фиксация цен на уровне выше рыночной цены приводят к состоянию избытка предложения на рынке, фиксация цен на уровне ниже рыночной цены к дефициту.

Замораживание цен. Данный подход используется в случае возникновения диспропорций в ценах или кризисных ситуаций в экономике проводится исключительно в целях стабилизации положения. Целесообразным считается применение замораживания цен только в краткосрочном периоде.

Фиксирование монопольных цен. Государство фиксирует цены предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, которое позволяет ему решающим образом влиять на конкуренцию, доступ на рынок и уровень цен, что в конечном итоге ограничивает свободу действия других участников рынка. [19, c.42].

Регулирование цен за счет установления предельных уровней цен (установление верхнего или нижнего лимита цен), введение фиксированных коэффициентов по отношению к прейскурантным ценам, установление предельных надбавок, регламентация основных параметров, влияющих на формирование цены (порядок формирования издержек, максимальный размер прибыли, размер и структура налогов), установление максимального размера разового повышения цен, определение и регулирование цен на продукцию и услуги государственных предприятий;

Регулирование системы свободного ценообразования за счет законодательного регламентирования ценообразовательной деятельности участников рынка, ограничение недобросовестной конкуренции. Данный способ воздействия государства на процесс ценообразования заключается во введении ряда запретов:

  • запрет на горизонтальное фиксирование цен — запрет на соглашение нескольких производителей о поддержании цен на продукцию на определенном уровне в случае если совокупная доля рынка этих предприятий будет обеспечивать им доминирующее положение на рынке.
  • запрет на вертикальное фиксирование цен — запрет производителям диктовать свои цены посредникам, оптовой и розничной торговле;
  • запрет на демпинг — запрет на продажу товара ниже себестоимости его производства с целью устранения конкурентов. Данная практика особенно актуальна, если на рынке имеется лидер, стремящийся вытеснять конкурентов с рынка или не допустить их проникновения на данный рынок.
  • запрет на недобросовестную ценовую рекламу — подобная реклама создает у потребителей иллюзию снижения цен с целью привлечения их внимания к товару,

Информация о работе Инфляция. Сущность и виды инфляции. Основные методы антиинфляционной экономики