Инфляция. Сущность и виды инфляции. Основные методы антиинфляционной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить сущность и причины возникновения инфляции и пути ее преодоления, а также попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь и ценового регулирования.
Задачи: дать определение понятия инфляции и ее классификацию, выявить основные причины инфляционных процессов, изучить социально-экономические последствия, исследовать особенности инфляционного процесса в Республике Беларусь и меры их преодоления, а также рассмотреть ценовое регулирование, как с теоретической, так и с практической стороны.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Сущность, причины и виды инфляции 5
1.1. Понятие и сущность инфляции 5
1.2. Причины инфляции 7
Виды инфляции 16
Экономические и социальные последствия инфляции 20
Глава II. Антиинфляционная политика 23
Прогнозирование инфляции 23
2.2. Государственное регулирование цен 25
2.2.1. Ценовая политика 25
2.2.2. Формы, методы и границы государственного регулирования цен в Республике Беларусь 27
Глава III. Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь 32
3.1. Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь 32
3.2. Основные направления и методы антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь 38
Заключение 43
Список использованных источников 46

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ_инфляция.doc

— 238.09 Кб (Скачать файл)

Следует заметить, что в условиях переходного периода используемые меры государственного ценового регулирования должны соответствовать целям антикризисного или антиинфляционного управления. Средства и способы ограничения цен должны быть достаточно просты и понятны на практике, не должны дублироваться, иначе возникает опасность получения обратного эффекта в виде скрытого потенциала роста цен. [18, с.47].

Развитие инфляционного процесса зависит также и от реализуемой государством валютной политики.

Усиление инфляции оказывает дополнительное давление на обменный курс национальной валюты в сторону его понижения. Принимая в этих условиях решение о девальвации, государство допускает появление в экономике дополнительного инфляционного импульса, который в первую очередь проявляется в удорожании импортных товаров, а затем по цепочкам межотраслевых взаимосвязей переносится  и на стоимость отечественной продукции, при производстве которой используется импортируемые сырье и комплектующие. [13, с.19-23].

Для того чтобы построить модель антиинфляционного регулирования, позволяющую эффективно управлять инфляционными процессами, необходимо выделить базовые факторы современной инфляция.

Все многообразие причин, вызывающих инфляцию, можно классифицировать следующим образом: экономические — внутренние (экономическое состояние), макроэкономические (состояние бюджета, платежного баланса, уровень развития производства и др.), глобальные (состояние мировых финансовых рынков); политические — внешние (введение таможенных и прочих запретов), внутренние (уровень доверия населения к правительству); психологические (инфляционные ожидания).

Из перечисленных факторов только внешние политические и глобальные экономические не поддаются регулированию, следовательно, снижение темпов инфляции до желаемого целевого норматива возможно при регулировании остальных факторов, которые можно свести к трем группам: монетарные, немонетарные и структурные. Таким образом, антиинфляционная политика должна включать три направления: меры по ограничению монетарных факторов инфляции, издержек и по структурному регулированию рынка.

В общем виде основной причиной инфляции выступает несоответствие денежной и товарной массы. Управление инфляцией будет эффективным, если бюджетная, налоговая и денежно-кредитная политики будут скоординированы и иметь во главе общую цель — обеспечение экономического роста в стране и преодоление инфляции. При этом ДКП должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, а бюджетно-налоговая политика должна содействовать развитию производства.

Модель, сочетающая в себе денежно-кредитную, бюджетную и налоговую политики, позволит создать стимул для развития производства, насыщения внутреннего рынка продукцией, сделать национальную экономику более защищенной от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и поможет эффективно управлять инфляцией.

В период действия указанной схемы должна быть достигнута финансовая стабилизация и осуществлено дальнейшее реформирование секторов экономики. Переход к ДКП на основе метода целевой инфляции будет эффективным в постстабилизационный период.

Основным направлением решения проблем социально-экономического развития Беларуси должно стать сочетание рыночного механизма с государственным регулированием экономики, роль которого возрастает в смешанной экономике. [12, С.76].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

И в XIX веке, и в настоящее время инфляция называлась проблемой бумажных денег и считалась одним из основных факторов, тормозящих экономическое развитие страны. С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны, и каждая для решения этой проблемы использовала свои методы и пути ее решения.

Как показывает зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно, однако ее можно сделать умеренной и управляемой. Выходя из-под контроля, инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс отрицательных, негативных явлений. Рост цен опережает рост количества денег в обращении, инфляция снижает мотивы к трудовой деятельности, усиливает социальную дифференциацию населения, ведет к снижению реальных доходов и обесцениванию сбережений населения. Инфляция приводит к потере у производителей заинтересованности в создании качественных товаров. При этом увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров. Инфляция приводит к ухудшению условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

Но кроме негативных последствий, инфляция имеет и ряд позитивных функций. Многие экономисты придерживаются такой точки зрения, что незначительная инфляция, при ежегодном повышении цен на 3-4%, сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. Процесс инфляции ведет к тому, что рост массы денег в обращении ускоряет платежеспособный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.

Развитие инфляционных процессов в экономике зависит, прежде всего, от проводимой государством экономической политики. Для борьбы с инфляцией, государство вынуждено разрабатывать и приводить в действие комплекс мероприятий, способствующих снижению уровня инфляции.

Основой любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий, благоприятных для ее возникновения и развития.

Анализ инфляционных процессов в Беларуси позволил сделать вывод о невозможности применения антиинфляционных мер, принимаемых в странах с рыночной экономикой на нашу действительность, т.к. в белорусской экономике еще полностью не сформировались рыночные отношения и инфраструктура.

Можно сформулировать следующие требования к проведению антиинфляционного регулирования в Беларуси:

  • Демонополизация экономики, предполагающая поощрения развития предпринимательства, разгосударствления и приватизации собственности;
  • Развитие малого и среднего бизнеса;
  • Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и стабилизация рыночного курса белорусского рубля;
  • Ограничение прироста денежной массы в обращении;
  • Развитие конкуренции;
  • Создание денежного механизма, поддерживающего и стимулирующего инвестиционную деятельность;
  • Скоординированность бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики, имеющих общей целью обеспечение экономического роста в стране и преодоление инфляции;
  • Денежно-кредитная политика должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, бюджетно-налоговая политика должна содействовать развитию производства;
  • В целях регулирования инфляции спроса могут применяться такие меры, как стимулирование сбережений населения путем процентов по вкладам;
  • Эффективной краткосрочной антиинфляционной мерой может быть снижение налогов и процентных ставок на кредит.
  • Расширение интеграционных связей по поставке энергоресурсов, сырья, материалов и комплектующих для базовых отраслей экономики;
  • Либеральное законодательство, стимулирующее деловую активность;
  • Создание рыночного механизма ценообразования.

Эффективность системы государственного регулирования цен зависит от гибкого сочетания прямых и косвенных форм ценового регулирования.

Ценовая политика Республики Беларусь, согласно Программе ориентирована на гибкое сочетание свободных и регулируемых цен, расширение сферы рыночного ценообразования. Приоритетным направлением государственного регулирования цен является устранение имеющихся диспропорций в ценах, ликвидация перекрестного субсидирования и сокращение бюджетного датирования. В социально ориентированной переходной экономике одной из важнейших задач выступает достижение важнейших социальных результатов, в частности, обеспечение достойного прожиточного минимума, предоставление гражданам возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости. В условиях переходного периода частью системы регулирования внешнеэкономической деятельности государства выступает регулирование цен на экспортируемую и импортируемую продукцию.

Взаимодействие  денежно-кредитной, бюджетной и налоговой политики, позволит создать стимул для развития производства, насыщения внутреннего рынка продукцией, сделать национальную экономику более защищенной от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и поможет эффективно управлять инфляцией.

Таким образом, реализация мер по снижению уровня инфляции в Беларуси предполагает активное участие государства в регулировании экономики, согласованное действие различных государственных структур, как в рамках Правительства, так и в сфере его взаимодействия с Национальным банком.

 

Список использованных источников

 

  1. Автономова, В. История экономических учений: учебное пособие / Под ред. В.Автономова, О.Ананьина, Н.Макашевой. — М.: ИНФРА-М, 2004
  2. Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник / Антонова Н.Б. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775с., с.249
  3. Базылев, Н.И. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./ Н.И. Базылев, А.В. Бондарь,  С.П. Гурко и др.; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1997. – 550с., c.399
  4. Борисевич, Г.А. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие / В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Г.Н. Кандауров и др.; Под общ. ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. – 380с., c.135
  5. Бункина, М.К. Национальная экономика: Учебник для вузов / Бункина М.К. - М.: Палеотип ; Деловая литература ; Логос; 2002. - 487 с.
  6. Гаврилов В. Факторы инфляции в Беларуси // Банкаускi веснiк. - 2004. - N 25. - С. 4-12., стр. 9-10
  7. Гаврилов, В. Факторы инфляции в Беларуси // Банкаускi веснiк. - 2004. - N 25. - С. 4-12.
  8. Гайгер, Л. Макроэкономическая теория и переходная экономика: Учебник: Пер. с англ. / Гайгер Линвуд Т.; Общ. ред. и предисл. В.А. Исаева. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 559 с.
  9. Грузицкий, Ю.Л. История развития денежно-кредитной системы Беларуси: Учебное пособие для студ. спец. "Финансы и кредит" вузов / Под ред. В.Н. Рябцевича. - Мн.: Экоперспектива, 2002. - 175 с.
  10. Зеленкевич, М.Л. Особенности инфляции в переходной экономике // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2000. - N34.-С.38-43., стр. 38
  11. Ковалев, М. Как обуздать инфляцию? // Банкаускi веснiк. - 2001. - N10.-С.8-15., стр. 8
  12. Козаченко, Л.Д. Инфляционные процессы в Беларуси: ключевые проблемы и пути повышения эффективности регулирования/ Л.Д. Козаченко// Вестник БГЭУ – 2006. - №2.-с.71-77, с.71
  13. Комков, В., Беляцкий И., Макромодель для анализа и прогнозирования инфляции издержек / В. Комков, И. Беляцкий // Банкаўскi веснiк. –– 2007 . - №16. – с.19-23, с.22
  14. Красникова Е.В. Экономика переходного периода : учебное пособие для студентов, обуч. по напр. "Экономика" и др. экон. специальностям / Москва: Омега-Л , 1998. – 457 с.
  15. Криворотов, Д. Выбор режима денежно-кредитной политики Республики Беларусь в среднесрочной перспективе / Банкаўскi веснiк. –– 2007 . - №1. – с.25-31., с.26
  16. Малкина, М.Ю. Инфляция: теория и практика // Финансы и кредит. – 2006. - № 12. с.1.
  17. Плотницкий, М.И. Макроэкономика: Учеб. Пособие/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2004. – 426с., c.144
  18. Полещук, И.И., Терёшина В.В. Ценообразование: Учебник / Под общ. ред. И.И. Полещук. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 303с., с.47
  19. Среда, Т.Н. Ценообразование: учеб.-метод. комплекс / сост. и общ. ред. Т.Н. Середы. – Новополоцк: ПГУ, 2006. – 280с., с.40
  20. Статистическая информация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/. – Дата доступа: 20.08.2013. – Время доступа: 19:00
  21. Тихонов, А. Антиинфляционное регулирование: традиции и реальность // Банкаускi веснiк. - 2002. - N13.-С.2-5.
  22. Тихонов, А.О. Антиинфляционная политика: перспективы на 2001 год // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2000. - N34.-С.31-37.
  23. Хейне, П. "Экономический образ мышления" Copyright © Science Research Associates, 1987, 1983, 1980, 1976, 1973 © Перевод на русский язык, редактирование "Catallaxy", © Чайкун С., иллюстрации, 1991
  24. Швайко, П. Инфляция, дефицит бюджета и рынок ГЦБ // Банкаускi веснiк. - 2001. - N10.-С.34-39.
  25. Шимов, В.Н. Словарь современных экономических и правовых терминов/Авт.-сост. В.Н. Шимов, А.Н. Тур, Н.В. Стах и др.; Под ред. В.Н. Шимова и В.С. Каменкова. – Мн.: Амалфея, 2002. – 816с., c.114

 

 

 


Информация о работе Инфляция. Сущность и виды инфляции. Основные методы антиинфляционной экономики