Инфляция в России. Антиинфляционные меры правительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 20:47, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время инфляция - один из самых опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Рост цен может происходить вследствие дефицита государственного бюджета, отсутствия чистого свободного рынка, инфляционно опасных инвестиций, инфляционных ожиданий и др. Важно отметить, что инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин и проявляется она не только в повышении цен. По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной и может выражаться еще и в дефиците, ухудшении качества товаров.

Содержание работы

Введение
1 Понятие инфляции 4
2 Причины инфляции 6
3 Виды инфляции 10
4 Альтернативные концепции инфляции 12
5 Влияние инфляции на перераспределение 18
6 Современная инфляция в мировой экономике 20
7 Антиинфляционная политика 26
8 Заключение 28
9 Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

Инфляция в России (ГОТОВАЯ контрольная).docx

— 67.34 Кб (Скачать файл)

Однако экономическая  политика, направленная на обеспечение  естественного уровня безработицы  и снижение темпов инфляции до умеренных  и стабильных, не всегда достигает  намеченных целей. При достижении естественного  уровня безработицы инфляция какое-то время  продолжает развиваться по инерции, темпы ее не могут сократиться. Кроме того, следует отметить, что  естественный уровень безработицы  во многих странах в последние  десятилетия возрастал.

 

 

Антиинфляционная  политика

 

 

Оценивая характер антиинфляционной политики, в ней можно выделить два подхода:

1. Первый подход предусматривает  активную бюджетную политику, то  есть активное маневрирование  государственными расходами и  налогами в целях воздействия  на платежеспособный спрос.

При инфляционном спросе государство  может уменьшить его путем  ограничения своих расходов и  повышения налогов. Однако такие  действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.

В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижающих налоги. Налоги снижают  в первую очередь для получателя средних и низких доходов.

Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить  инфляцию, к тому же большие бюджетные  дефициты не позволяют маневрировать  расходами и налогами.

2. Второй подход – это  гибкое денежно-кредитное регулирование,  которое осуществляется формально  неподконтрольным правительству  Центральным банком страны. Банк  изменяет количество денег в  обращении и ставку ссудного  процента. Денежно-кредитная политика  используется как средство для  кратковременного воздействия на  экономику. Иными словами, государство   должно проводить антиинфляционные  мероприятия для ограничения  спроса, поскольку стимулирование  экономического роста и искусственное  поддержание заработной платы  путем снижения естественного  уровня безработицы ведет к  потере контроля над инфляцией.

С точки зрения интересов  общества, борьба с инфляцией может  привести к значительным потерям  в народном хозяйстве. По некоторым  подсчетам, для снижения инфляции на 1 % безработица должна быть в течение  года на 2 % выше своего естественного  уровня, при этом реальный полевой  Валовый Национальный Продукт (ВНП) уменьшается на 4 % по сравнению с  потенциальным. Для США, например, такое  уменьшение ВНП в 1985 году оценивалось  в 160 млрд долларов.

Начиная с 60-х годов правительства  многих стран проводят политику цен  и доходов, которая, по существу, сводится к ограничению роста заработной платы. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию  борьбы с инфляцией, она не всегда достигает намеченной цели. Параллельное применение различных мер для  решения противоречивых проблем  может сделать экономическое  регулирование в целом малоэффективным.

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

    В настоящее  время инфляция - один из самых опасных  процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую  систему в целом. Рост цен может  происходить вследствие дефицита государственного бюджета, отсутствия чистого свободного рынка, инфляционно опасных инвестиций, инфляционных ожиданий и др. Важно  отметить, что инфляция имеет в  своей основе не одну, а несколько  взаимосвязанных причин и проявляется  она не только в повышении цен. По своему характеру, интенсивности, проявлениям  инфляция бывает весьма различной и  может выражаться еще и в дефиците, ухудшении качества товаров.    

Различают открытую (ползучая, галопирующая, гиперинфляция) и подавленную, ожидаемую и неожидаемую, сбалансированную и несбалансированную, инфляцию спроса и инфляцию издержек. Но, каким бы ни был рост цен, он всегда влечёт за собой целый ряд социально-экономических последствий, таких как обесценивание денежных накоплений населения, неравномерный рост цен, сокращение инвестиций в народное хозяйство и повышение их риска, активное развитие теневой экономики, снижение покупательной способности национальной валюты, обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы и др.    

В условиях развивающейся экономики  необходимо установить контроль над  инфляцией и добиться приемлемых темпов её роста, а значит научиться управлять таким «болезненным» для страны процессом. Это является главной целью антиинфляционной политики государства. Оценивая её характер, можно выделить два основных подхода: бюджетная политика и денежно-кредитное регулирование. Для сокращения темпов роста денежной массы (резкого – «шоковая терапия» и постепенного – политика градуирования) требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.    

Также немаловажно отслеживать уровень, динамику и степень влияния инфляционных процессов на различные экономические показатели. Самым надёжным и доступным методом считается индексный метод, который может применяться для оценки влияния инфляции, как на макроэкономические показатели, так и на результаты финансовой деятельности предприятий.    

В настоящее время преодоление  инфляции остается одной из главных  экономических задач в Российской Федерации. Необходимо учитывать причины  и последствия инфляции, кто при  этом несет основные тяготы и потери, а также влияние разрабатываемых  мер на другие элементы антикризисной  стратегии, прежде всего на производство и занятость.    

Нормализация  денежного обращения и противодействие  инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно  проводимых в жизнь. В будущем правительство ожидает тенденцию к затуханию инфляционной волны в России. Об эффективности всех мер руководства страны, направленных на оздоровление экономики и снижение темпов инфляции, можно будет судить по прошествии времени.  
 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

  1. Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова – Макроэкономика- 2010 ; 2-ое издание
  2. Г.Фетисов. Динамика цен и антиинфляционная политика в условиях «голландской болезни» // Вопросы экономики. 2008. №3.
  3. Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., испр., доп. - М.: Дело, 2002.
  4. Инфляция в России в 2010-м году. Неутешительный итог//http://www.financialblog.ru/2011/01/15/inflyaciya-v-rossii-v-2010-godu.html
  5. Росстат оценил инфляцию по итогам 2009 года// http://lenta.ru/news/2009/12/30/inflation/

 

Инфляция в России 2011 год.

      

         По итогам 2011 года инфляция в России составила 6,1 процента, что является историческим минимумом для страны. Об этом говорится в официальном пресс-релизе Росстата. Ведомство подчеркивает, что данные по потребительским ценам – предварительные.

В декабре 2011 года инфляция,  составила 0,4 процента. Таким образом, в этом году удалось избежать существенного  скачка цен в декабре, который  связан с ростом потребительской  активности перед праздниками, а  также тратами организаций: они, как правило, не хотят переносить расходы на следующий бюджетный  год.

Предыдущий рекорд по инфляции был установлен в 2009 и 2010 годах –  тогда цены увеличились на 8,8 процента. До этого темпы роста цен в  России регулярно были двухзначными. Снижению инфляции поспособствовал  ряд факторов, в том числе хороший  урожай и продолжающийся кризис в  мировой экономике, который не дает потреблению расти быстрыми темпами.

Правительство России считает  снижение инфляции одной из своих  главных задач. К 2014 году чиновники  планируют снизить этот показатель до 4-5 процентов. Тем не менее, даже при  таком уровне инфляция будет значительно  выше, чем в большинстве развитых стран.

Причины инфляции в 2011 году

  1. рост тарифов на услуги ЖКХ (в 2011 году повышение цен на теплоэнергию в среднем по стране составило 12%-14%, на водоснабжение и канализацию - на 18%-20%, на электроэнергию - на 10%, на газоснабжение - на 17%. При этом общий платеж не должен увеличиться более чем на 15%);
  2. рост цен на сахар (на мировом рынке);
  3. рост цен на говядину и свинину;
  4. рост цен на продукты (гречка, картофель);
  5. рост ставок страховых взносов во внебюджетные фонды (с 26% до 34%);
  6. увеличение бюджетных расходов;
  7. рост цен на бензин (апрель, май 2011 года);
  8. низкий уровень конкуренции в основных отраслях экономики (высокий уровень монополизации экономики, большое число картельных соглашений среди крупных предприятий отрасли);
  9. высокие таможенные барьеры для продовольственных товаров (пошлины на импорт);
  10. сезонный фактор: недисциплинированные бюджетные организации откладывают большую часть расходов на конец года, чем разгоняют инфляцию;

 
Подорожание продовольствия угрожает всем странам. Из-за роста оптовых  цен крупнейшие сети питания и  производители повышают отпускные  цены в рознице, что ведет к  увеличению темпов инфляции.

Причины снижения инфляции в 2011 году

  1. низкий потребительский спрос;
  2. укрепление курса рубля в первые три квартала года, способствующее росту потребительского импорта и высокой насыщенности товарных рынков(усиление курса рубля способствует понижению инфляционного давления);
  3. стабилизация цен на глобальных продовольственных рынках (II-III кварталы);
  4. замедление роста цен на продукты на внутреннем рынке вследствие хорошего урожая и высокого предложения;
  5. рост объемов импорта дешевой плодоовощной продукции;
  6. снижение монетарного давления;
  7. замедление роста денежного агрегата М2;
  8. сезонные факторы: снижение цен на плодоовощную продукцию в июле-августе

Пути совершенствования  антиинфляционной политики в РФ

  1. снижение ставок таможенных пошлин;
  2. изменения в налоговой политике (снижение страховых взносов в ПФ);
  3. регулирование тарифов естественных монополий (в пределах инфляции предыдущего года). При инфляции ниже 7% стоит увеличивать тарифы на ту же величину, скорректированную на 1%-2% сверху. В противном случае основные отрасли будут терять инвестиционную привлекательность;
  4. ужесточение контроля над ценами;
  5. дотирование и возмещение расходов на ГСМ сельхозпроизводителей;
  6. создание финансового фонда для регулирования ценовой ситуации на продовольственном рынке в стране (рост цен на зерно - существенный фактор риска повышения инфляции в России, поэтому ценовая ситуация на рынке зерна оказывает определяющее значение на ситуацию на продовольственном рынке в целом).;
  7. в планах принятие закона "О торговле" (фиксирование цен на продукты, если цены растут более чем на 30% в течение 30 календарных дней. Закон также позволит принимать отдельные законы по установлению цен или предельных наценок на любые товары);
  8. ужесточение антимонопольного законодательства (введение уголовной ответственности за сговоры, ограничивающие конкуренцию, так называемые картели);
  9. для стабилизации цен на бензин и ГСМ предлагается согласование планов нефтяных компаний по ремонту НПЗ с профильными ведомствами; сезонное резервирование топлива; закрепление нормы по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок в лицензиях на месторождения с запасами от 5 млн. тонн нефти; выравнивание пошлин на сырую нефть и темные нефтепродукты.
  10. введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов: в пределах этой нормы цены будут зафиксированы, превышение же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам;
  11. перераспределение большей части продовольственной продукции на внутренний рынок. Предлагается создание новой модели распределения продовольственной продукции: а) насыщение внутреннего рынка; б) создание резерва на предстоящий период; в) продажа на внешние рынки. На момент 2011 года действовала модель, ориентированная в основном на внешний рынок.

Информация о работе Инфляция в России. Антиинфляционные меры правительства