Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 16:45, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и раскрытие инфляции. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение инфляции.
2. Выявить ее причины.
3. Рассмотреть виды инфляции и последствия этого явления.
4. Рассмотреть антиинфляционную политику.
Введение
1.Теоретические аспекты анализа инфляции
1.1.Сущность и причины инфляции
1.2.Виды и социально-экономические последствия инфляции
1.3.Теоретические аспекты антиинфляционной политики
2.Инфляция в современной рыночной экономике
2.1.Особенности инфляционных процессов в развитых капиталистических странах
2.2.Проблемы инфляции в России
Заключение
Список использованной литературы
С. 3
С. 4
С. 4
С. 10
С. 15
С. 20
С. 20
С. 26
С. 33
С. 35
3. Крупные фирмы. Они располагают возможностями устанавливать монопольно высокие цены, что ведет к возникновению инфляционных процессов [9].
1.2. Виды и социально-
Выделяют следующие виды инфляции:
1. В зависимости от «глубины»
государственного
2. С позиции темпов роста цен различают три вида:
–Умеренная, или ползучая, инфляция; цены возрастают не более чем на 10% в год. Обычно такая инфляция не оказывает серьезного отрицательного воздействия на процесс воспроизводства. Она даёт возможность для корректировок цен с учетом изменения условий производства и спроса. «Оценка размера допустимой ползучей инфляции различается по странам. В Швейцарии, например, в качестве допустимого ползучего уровня рассматривается инфляция, не превышающая 1% годового прироста цен» [12].
–Галопирующая инфляция; рост цен достигает 200% в год. При ней возникает серьезное напряжение в экономике, хотя контракты и сделки учитывают рост цен. Галопирующая инфляция наблюдалась в экономически развитых странах в послевоенные годы (1945–1952) и в 1970-е годы вследствие повышения ОПЕК цен на нефть.
–Гиперинфляция – рост цен превышает 200% в год. «Рекорд последних десятилетий – 330-разовое повышение цен в Никарагуа в 1988 г. В истории зафиксированы и более «выдающиеся» случаи. Например, после Первой мировой войны в Германии в последний год инфляции (1923 г.) в отдельные месяцы цены увеличивались в 100 раз и более» [13]. Чрезмерное увеличение цен и денежной массы в обращении ведет к резкому обесценению денежной единицы, к катастрофическому расхождению между ростом цен и заработной платы, к нарушению нормальных хозяйственных связей.
3. Исходя из того, насколько успешно экономика адаптируется к темпам роста цен, выделяют сбалансированную и несбалансированную инфляцию. При сбалансированной инфляции цены на различные товарные группы по отношению друг к другу остаются неизменными. При несбалансированной инфляции цены различных товарных групп по отношению друг к другу постоянно изменяются, причем в различных пропорциях. В России в 1991-1995 гг. преобладала несбалансированная инфляция.
4. С позиции ожидаемости и предсказуемости выделяют ожидаемую и неожидаемую инфляцию. «Ожидаемой, или предсказуемой, является инфляция, которую можно предсказать, спрогнозировать заранее. Неожидаемая инфляция, которая характеризуется внезапным повышением цен, что, в свою очередь, ухудшает экономическую ситуацию, отрицательно сказывается на денежном обращении и системе налогообложения. Неожидаемая инфляция вызывает внезапный рост цен, который сопровождается дальнейшими инфляционными ожиданиями и как результат новым повышением цен» [14].
Несмотря на сложность этого экономического явления, инфляция поддается количественному измерению. Для измерения открытой инфляции используются несколько показателей. Наиболее известными являются индекс инфляции потребительских цен и дефлятор валового внутреннего продукта (ВВП).
Индекс потребительских цен рассчитывается по формуле:
,
где ИПЦ – индекс потребительских цен; Wi – стоимость корзины потребительских благ в исследуемом году; W0 – стоимость корзины потребительских благ в базовом году [15].
Ряд экономистов считает, «что индекс потребительских цен завышает рост стоимости жизни, так не принимает во внимание изменение стиля поведения (в сфере услуг) и качественные сдвиги (например, улучшение качества товаров и услуг), а следовательно, могут возникнуть проблемы измерения темпов инфляции, их завышения» [16]. Для измерения темпа инфляции используют следующую формулу:
,
где ИT – темпы прироста среднего уровня потребительских цен; ИПЦi – индекс потребительских цен исследуемого года; ИПЦ0 – индекс потребительских цен в году, принятом за базовый.
Для измерения уровня цен в экономике в целом используется такой показатель, как дефлятор ВВП:
,
где ДВВП – дефлятор ВВП; ВВПН – валовой внутренний продукт, выраженный в ценах текущего года, или номинальный; ВВПР – валовой внутренний продукт, выраженный в ценах базового года, или реальный.
ВВП наиболее полно отражает динамику общего уровня цен в экономике [17].
Последствия инфляции являются неоднозначными. Умеренная инфляция в странах с развитой рыночной экономикой неустранима при нормальном развитии, а иногда оказывает положительное влияние, поскольку малая инфляция содействуют росту цен и нормы прибыли, то она выступает в качестве стимула деловой активности. Но, повышение инфляции выше нормы ограничивает экономическое развитие, а галопирующий рост цен дезорганизует производство, обостряет экономическую и социальную напряженность[18].
К социально-экономическим последствиям инфляции можно отнести:
1. Обесценение денежных доходов. Денежные накопления населения и фирм обесцениваются из-за того, что номинальные доходы в виде заработной платы, ренты, прибыли или процента остаются стабильными или растут, но медленнее, чем темпы повышения инфляции. Это сильнее всего сказывается на пенсионерах, студентах, работниках с фиксированным доходом.
2. Обесценение денежных сбережений. «Высокие темпы инфляции снижают реальную ценность сбережений в виде вкладов в банки, облигаций, страховок, а также наличных денег. Обесценению подвергаются также амортизационные фонды фирм, что затрудняет осуществление нормальных воспроизводственных процессов».
3. Обесценение инвестиционных средств. Инфляция инвестиций возникает в результате несоответствия между предложением и спросом на капитальные вложения. Причина – принятие народнохозяйственных программ по сооружению экономически необоснованных объектов, не подкреплённых инвестиционными ресурсами. Это ведёт к росту их цен. В условиях инфляции более выгодны краткосрочные инвестиции.
4. Инфляция налогов. Государство вызывает её увеличением ставок налогов с целью покрытия возрастающих расходов. В результате такой налоговой политики происходит скрытая конфискация денежных средств у населения и предприятий, при этом страдает и само государство, так как налоги за период от сбора и до поступления в бюджет успевают обесцениться. Этот процесс назван «эффект Танзи – Оливера».
5. Перераспределение доходов. Инфляция имеет социальные последствия, так как ведёт к перераспределению сбережений. От инфляции выигрывают субъекты, получившие кредит, а также предприятия, у которых дебиторская задолженность превышает кредиторскую. От инфляции выигрывает и имеющее значительный государственный долг правительство, так как за счёт инфляции оно оплачивает долги деньгами, имеющими пониженную покупательную способность [19]. Кроме того, в начальный период раскручивания инфляции государство может увеличивать свои доходы за счёт дополнительной эмиссии денег. Разница между суммой номиналов дополнительно выпущенных банкнот и затратами на их печатание называется сеньоражем. Доходы государства увеличиваются на величину стоимости реальных ресурсов, которую они может приобрести за счёт сеньоража.
6. Уменьшение политической
Можно привести пример ряда долговременных последствий российской инфляции. Во-первых, высокая инфляция сдерживала рост реальных доходов населения и тем самым ограничивала экономический рост. Во-вторых, под ее давлением в условиях отсутствия активной промышленной политики преимущественное развитие получили сырьевые отрасли при стагнации или прямой деградации обрабатывающей промышленности, особенно ее наукоемких отраслей. В-третьих, инфляция ко всему прочему стала как бы легким идеологическим барьером на пути новых капиталовложений в экономику страны. Огромные финансовые ресурсы, приобретенные страной за счет мировых цен на газ и нефть, не идут в новые инвестиции, а в виде Стабилизационного фонда и золотовалютных резервов вкладываются в низкопроцентные иностранные бумаги и тем самым служат финансированию экономического развития других, гораздо более богатых стран [21].
1.3. Теоретические аспекты антиинфляционной политики
Современная рыночная экономика инфляционна, «поскольку в ней невозможно устранить все причины инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в структуре экономики, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам). Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить политику, направленную на их смягчение.
Антиинфляционная политика – это совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. При этом обычно ставятся цели сделать инфляцию умеренной по темпам, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов» [22].
При господстве кейнсианских концепций на первый план выдвинулось два варианта антиинфляционной политики – политика доходов и дефляционная политика.
Политика доходов. Существуют два направления: определение уровня заработной платы и цен и прямой контроль над ними. Это уменьшает инфляционные ожидания, инфляционную инерцию и гасит стремление монополий и сильных профсоюзов к увеличению прибыли и заработной платы. Контроль осуществляется принятием законов об одновременном «замораживании» цен и заработной платы на определенный срок. По отношению к наемным работникам политика доходов более дискриминационна по сравнению с бизнесом, поскольку госорганы и производители охотнее контролируют заработную плату, нежели цены.
«Одним из вариантов политики доходов является социальный контракт. Пытаясь достигнуть устойчивого компромисса между ростом цен и заработной платы, правительство организует переговоры между администрацией крупных предприятий и профсоюзами» [23].
Ряд экономистов относит к разновидностям политики цен и доходов индексацию номинальных денежных доходов. Индексация доходов – повышение заработной платы, пенсий, стипендий и т. п. с учетом инфляции для компенсации потерь в доходах. На практике проводится только частичная компенсация [24].
Политика доходов проводилась многими странами в борьбе
с галопирующей инфляцией 60-70-х годов –
Великобританией, США и др. «Так, в США
политика доходов в этот период использовалась
тремя администрациями – президента Кеннеди
(вариант, основанный на добровольном
согласии предпринимателей и профсоюзов
не поднимать цены и зарплату выше определенных
пределов), президента Никсона (вариант,
при котором замораживание и ограничение
роста цен и зарплаты основывались на
законодательно-
Дефляционная политика («политика управления спросом»). Направлена против факторов инфляции спроса; в неё включаются различные меры, нацеленные на уменьшение платежеспособного спроса с дополнительными конфискационными денежными реформами.
В условиях стагфляции 70-х годов кейнсианские методы утратили эффективность. Для стабилизации начали применяться меры неоклассического направления, направленные, с одной стороны, на сдерживание роста денежной массы и сокращение бюджетных расходов, а с другой – на уменьшение налогового бремени для фирм и среднего класса в целях расширения совокупного предложения [26].
Монетаристы особое значение придают полной ликвидации дефицита госбюджета и поддержанию рестрикционной кредитно-денежной политики. Отрицается самостоятельная борьба с инфляцией издержек, всё, что считается необходимым в сфере производства и предложения – формирование и поддержка конкурентного климата, а во внешней экономике – сохранение устойчивого курса обмена национальной валюты.
Для снижения темпов прироста денежной массы в ряде развитых странах использовалась политика «таргетирования». Центральным банком устанавливались ориентиры для роста различных денежных агрегатов – М0, М1.
Существует альтернатива, выраженная теоретиками экономики предложения. Она предполагает не механическое снижение инфляции любым способом, а в том, чтобы сделать инфляционные процессы управляемыми. Необходимо напрямую воздействовать на совокупное предложение, пытаясь достигнуть уровня естественного объема производства. Для этого можно использовать ужесточение стандартов, целевое финансирование и кредитование, селективную поддержку отраслей, протекционистские меры, элементы политики доходов, незначительно ужесточая финансовую и денежную политику. Последний вариант создает меньшие социальные издержки и кажется более эффективным.
Приведем в качестве примера антиинфляционную программу Рейгана, успешно проведенную в жизнь в 1981-1988 гг. Только в самом первом предвыборном варианте «рейганомика» тяготела к монетаризму, поскольку в качестве решающих мер по борьбе с высокой инфляцией она предусматривала заметное сокращение социальных и хозяйственных государственных расходов, ликвидацию дефицита федерального бюджета и последовательное проведение жестко ограниченной кредитно-денежной политики. Как только обнаружилось в самом начале президентства Рейгана, что жесткое следование монетаристским рекомендациям ведет к чрезмерному спаду производства и усугубляет проблему безработицы (ситуация 1982 г.), программа была принципиально пересмотрена (в США это трактовалось как переход от «рейганомики-I» к «рейганомике-II»).
Информация о работе Инфляция зарубежный опыт и российская практика