Инфляция зарубежный опыт и российская практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и раскрытие инфляции. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение инфляции.
2. Выявить ее причины.
3. Рассмотреть виды инфляции и последствия этого явления.
4. Рассмотреть антиинфляционную политику.

Содержание работы

Введение
1.Теоретические аспекты анализа инфляции
1.1.Сущность и причины инфляции
1.2.Виды и социально-экономические последствия инфляции
1.3.Теоретические аспекты антиинфляционной политики
2.Инфляция в современной рыночной экономике
2.1.Особенности инфляционных процессов в развитых капиталистических странах
2.2.Проблемы инфляции в России
Заключение
Список использованной литературы
С. 3
С. 4
С. 4
С. 10
С. 15
С. 20
С. 20

С. 26
С. 33
С. 35

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

3. Крупные фирмы. Они располагают  возможностями устанавливать монопольно высокие цены, что ведет к возникновению инфляционных процессов [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.2. Виды и социально-экономические  последствия инфляции

 

Выделяют следующие виды инфляции:

1. В зависимости от «глубины»  государственного регулирования  экономики инфляция может протекать в открытой или подавленной форме. Открытая инфляция характерна для рыночного характера ценообразования и проявляется в росте общего уровня цен [10]. Подавленная инфляция – когда цены в значительной мере регулируются государством, и фактически приводит к замедлению скорости оборота денег, что проявляется в увеличении товарного дефицита, росте очередей за товарами, а также снижении качества товаров без соответствующего изменения цен. В планово-директивной экономике СССР была характерна подавленная инфляция в объемах спроса, не обеспеченного предложением товаров и услуг [11].

2. С позиции темпов роста цен  различают три вида:

–Умеренная, или ползучая, инфляция; цены возрастают не более чем на 10% в год. Обычно такая инфляция не оказывает серьезного отрицательного воздействия на процесс воспроизводства. Она даёт возможность для корректировок цен с учетом изменения условий производства и спроса. «Оценка размера допустимой ползучей инфляции различается по странам. В Швейцарии, например, в качестве допустимого ползучего уровня рассматривается инфляция, не превышающая 1% годового прироста цен» [12].

–Галопирующая инфляция; рост цен достигает 200% в год. При ней возникает серьезное напряжение в экономике, хотя контракты и сделки учитывают рост цен. Галопирующая инфляция наблюдалась в экономически развитых странах в послевоенные годы (1945–1952) и в 1970-е годы вследствие повышения ОПЕК цен на нефть.

–Гиперинфляция – рост цен превышает 200% в год. «Рекорд последних десятилетий – 330-разовое повышение цен в Никарагуа в 1988 г. В истории зафиксированы и более «выдающиеся» случаи. Например, после Первой мировой войны в Германии в последний год инфляции (1923 г.) в отдельные месяцы цены увеличивались в 100 раз и более» [13]. Чрезмерное увеличение цен и денежной массы в обращении ведет к резкому обесценению денежной единицы, к катастрофическому расхождению между ростом цен и заработной платы, к нарушению нормальных хозяйственных связей.

3. Исходя из того, насколько успешно экономика адаптируется к темпам роста цен, выделяют сбалансированную и несбалансированную инфляцию. При сбалансированной инфляции цены на различные товарные группы по отношению друг к другу остаются неизменными. При несбалансированной инфляции цены различных товарных групп по отношению друг к другу постоянно изменяются, причем в различных пропорциях. В России в 1991-1995 гг. преобладала несбалансированная инфляция.

4. С позиции ожидаемости и предсказуемости выделяют ожидаемую и неожидаемую инфляцию. «Ожидаемой, или предсказуемой, является инфляция, которую можно предсказать, спрогнозировать заранее. Неожидаемая инфляция, которая характеризуется внезапным повышением цен, что, в свою очередь, ухудшает экономическую ситуацию, отрицательно сказывается на денежном обращении и системе налогообложения. Неожидаемая инфляция вызывает внезапный рост цен, который сопровождается дальнейшими инфляционными ожиданиями и как результат новым повышением цен» [14].

 Несмотря на сложность этого экономического явления, инфляция поддается количественному измерению. Для измерения открытой инфляции используются несколько показателей. Наиболее известными являются индекс инфляции потребительских цен и дефлятор валового внутреннего продукта (ВВП).

 

 

Индекс потребительских цен рассчитывается по формуле:

,

где ИПЦ – индекс потребительских цен; Wi  – стоимость корзины потребительских благ в исследуемом году; W0 – стоимость корзины потребительских благ в базовом году [15].

Ряд экономистов считает, «что индекс потребительских цен завышает рост стоимости жизни, так не принимает во внимание изменение стиля поведения (в сфере услуг) и качественные сдвиги (например, улучшение качества товаров и услуг), а следовательно, могут возникнуть проблемы измерения темпов инфляции, их завышения» [16]. Для измерения темпа инфляции используют следующую формулу:

,

где ИT – темпы прироста среднего уровня потребительских цен; ИПЦi – индекс потребительских цен исследуемого года; ИПЦ0 – индекс потребительских цен в году, принятом за базовый.

Для измерения уровня цен в экономике в целом используется  такой показатель, как дефлятор ВВП:

,

где ДВВП – дефлятор ВВП; ВВПН – валовой внутренний продукт, выраженный в ценах текущего года, или номинальный; ВВПР – валовой внутренний продукт, выраженный в ценах базового года, или реальный.

ВВП наиболее полно отражает динамику общего уровня цен в экономике [17].

Последствия инфляции являются неоднозначными. Умеренная инфляция в странах с развитой рыночной экономикой неустранима при нормальном развитии, а иногда оказывает положительное влияние, поскольку малая инфляция содействуют росту цен и нормы прибыли, то она выступает в качестве стимула деловой активности. Но, повышение инфляции выше нормы ограничивает экономическое развитие, а галопирующий рост цен дезорганизует производство, обостряет экономическую и социальную напряженность[18].

К социально-экономическим последствиям инфляции можно отнести:

1. Обесценение денежных доходов. Денежные накопления населения и фирм обесцениваются из-за того, что номинальные доходы в виде заработной платы, ренты, прибыли или процента остаются стабильными или растут, но медленнее, чем темпы повышения инфляции. Это сильнее всего сказывается на пенсионерах, студентах, работниках с фиксированным доходом.

2. Обесценение денежных сбережений. «Высокие темпы инфляции снижают реальную ценность сбережений в виде вкладов в банки, облигаций, страховок, а также наличных денег. Обесценению подвергаются также амортизационные фонды фирм, что затрудняет осуществление нормальных воспроизводственных процессов».

3. Обесценение инвестиционных средств. Инфляция инвестиций возникает в результате несоответствия между предложением и спросом на капитальные вложения. Причина – принятие народнохозяйственных программ по сооружению экономически необоснованных объектов, не подкреплённых инвестиционными ресурсами. Это ведёт к росту их цен. В условиях инфляции более выгодны краткосрочные инвестиции.

4. Инфляция налогов. Государство вызывает её увеличением ставок налогов с целью покрытия возрастающих расходов. В результате такой налоговой политики происходит скрытая конфискация денежных средств у населения и предприятий, при этом страдает и само государство, так как налоги за период от сбора и до поступления в бюджет успевают обесцениться. Этот процесс назван «эффект Танзи – Оливера».

5. Перераспределение доходов. Инфляция имеет социальные последствия, так как ведёт к перераспределению сбережений. От инфляции выигрывают субъекты, получившие кредит, а также предприятия, у которых дебиторская задолженность превышает кредиторскую. От инфляции выигрывает и имеющее значительный государственный долг правительство, так как за счёт инфляции оно оплачивает долги деньгами, имеющими пониженную покупательную способность [19]. Кроме того, в начальный период раскручивания инфляции государство может увеличивать свои доходы за счёт дополнительной эмиссии денег. Разница между суммой номиналов дополнительно выпущенных банкнот и затратами на их печатание называется сеньоражем. Доходы государства увеличиваются на величину стоимости реальных ресурсов, которую они может приобрести за счёт сеньоража.

6. Уменьшение политической стабильности  общества, усиление социальной напряжённости [20].

Можно привести пример ряда долговременных последствий российской инфляции. Во-первых, высокая инфляция сдерживала рост реальных доходов населения и тем самым ограничивала экономический рост. Во-вторых, под ее давлением в условиях отсутствия активной промышленной политики преимущественное развитие получили сырьевые отрасли при стагнации или прямой деградации обрабатывающей промышленности, особенно ее наукоемких отраслей. В-третьих, инфляция ко всему прочему стала как бы легким идеологическим барьером на пути новых капиталовложений в экономику страны. Огромные финансовые ресурсы, приобретенные страной за счет мировых цен на газ и нефть, не идут в новые инвестиции, а в виде Стабилизационного фонда и золотовалютных резервов вкладываются в низкопроцентные иностранные бумаги и тем самым служат финансированию экономического развития других, гораздо более богатых стран [21].

 

1.3. Теоретические аспекты  антиинфляционной политики

 

Современная рыночная экономика инфляционна, «поскольку в ней невозможно устранить все причины инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в структуре экономики, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам). Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить политику, направленную на их смягчение.

Антиинфляционная политика – это совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. При этом обычно ставятся цели сделать инфляцию умеренной по темпам, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов» [22].

При господстве кейнсианских концепций на первый план выдвинулось два варианта антиинфляционной политики – политика доходов и дефляционная политика.

Политика доходов. Существуют два направления: определение уровня заработной платы и цен и прямой контроль над ними. Это уменьшает инфляционные ожидания, инфляционную инерцию и гасит стремление монополий и сильных профсоюзов к увеличению прибыли и заработной платы. Контроль осуществляется принятием законов об одновременном «замораживании» цен и заработной платы на определенный срок. По отношению к наемным работникам политика доходов более дискриминационна по сравнению с бизнесом, поскольку госорганы и производители охотнее контролируют заработную плату, нежели цены.

«Одним из вариантов политики доходов является социальный контракт. Пытаясь достигнуть устойчивого компромисса между ростом цен и заработной платы, правительство организует переговоры между администрацией крупных предприятий и профсоюзами» [23].

Ряд экономистов относит к разновидностям политики цен и доходов индексацию номинальных денежных доходов. Индексация доходов – повышение заработной платы, пенсий, стипендий и т. п. с учетом инфляции для компенсации потерь в доходах. На практике проводится только частичная компенсация [24].

Политика доходов проводилась многими странами в борьбе с галопирующей инфляцией 60-70-х годов – Великобританией, США и др. «Так, в США политика доходов в этот период использовалась тремя администрациями – президента Кеннеди (вариант, основанный на добровольном согласии предпринимателей и профсоюзов не поднимать цены и зарплату выше определенных пределов), президента Никсона (вариант, при котором замораживание и ограничение роста цен и зарплаты основывались на законодательно-административных решениях) и президента Картера (вариант с использованием экономических мер поощрения за соблюдение пределов роста цен и зарплаты и санкций за их нарушение)» [25]. Эффективность реально проводимой политики доходов без применения косвенных методов воздействия оказалась не очень высокой. Она является средством адаптации к существующей инфляции.

Дефляционная политика («политика управления спросом»). Направлена против факторов инфляции спроса; в неё включаются различные меры, нацеленные на уменьшение платежеспособного спроса с дополнительными конфискационными денежными реформами.

В условиях стагфляции 70-х годов кейнсианские методы утратили эффективность. Для стабилизации начали применяться меры неоклассического направления, направленные, с одной стороны, на сдерживание роста денежной массы и сокращение бюджетных расходов, а с другой – на уменьшение налогового бремени для фирм и среднего класса в целях расширения совокупного предложения [26].

Монетаристы особое значение придают полной ликвидации дефицита госбюджета и поддержанию рестрикционной кредитно-денежной политики. Отрицается самостоятельная борьба с инфляцией издержек, всё, что считается необходимым в сфере производства и предложения – формирование и поддержка конкурентного климата, а во внешней экономике – сохранение устойчивого курса обмена национальной валюты.

Для снижения темпов прироста денежной массы в ряде развитых странах использовалась политика «таргетирования». Центральным банком устанавливались ориентиры для роста различных денежных агрегатов – М0, М1.

Существует альтернатива, выраженная теоретиками экономики предложения. Она предполагает не механическое снижение инфляции любым способом, а в том, чтобы сделать инфляционные процессы управляемыми. Необходимо напрямую воздействовать на совокупное предложение, пытаясь достигнуть уровня естественного объема производства. Для этого можно использовать ужесточение стандартов, целевое финансирование и кредитование, селективную поддержку отраслей, протекционистские меры, элементы политики доходов, незначительно ужесточая финансовую и денежную политику. Последний вариант создает меньшие социальные издержки и кажется более эффективным.

 Приведем в качестве примера антиинфляционную программу Рейгана, успешно проведенную в жизнь в 1981-1988 гг. Только в самом первом предвыборном варианте «рейганомика» тяготела к монетаризму, поскольку в качестве решающих мер по борьбе с высокой инфляцией она предусматривала заметное сокращение социальных и хозяйственных государственных расходов, ликвидацию дефицита федерального бюджета и последовательное проведение жестко ограниченной кредитно-денежной политики. Как только обнаружилось в самом начале президентства Рейгана, что жесткое следование монетаристским рекомендациям ведет к чрезмерному спаду производства и усугубляет проблему безработицы (ситуация 1982 г.), программа была принципиально пересмотрена (в США это трактовалось как переход от «рейганомики-I» к «рейганомике-II»).

Информация о работе Инфляция зарубежный опыт и российская практика