Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 19:39, реферат
На современном этапе развития России, определяемом масштабными социально-экономическими преобразованиями внутри страны и общемировыми тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу, происходит пересмотр социальных требований к образованию. «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).
На современном этапе
развития России, определяемом масштабными
социально-экономическими преобразованиями
внутри страны и общемировыми тенденциями
перехода от индустриального к
Информатизация образования предполагает
использование современных информационных
технологий в целях: совершенствования
методических систем обучения, ориентированных
на развитие интеллектуального потенциала
учащихся; осуществление информационной
деятельности и информационного взаимодействия
образовательного назначения; реализацию
психолого-педагогической диагностики
уровня обученности учащихся на базе компьютерного
тестирования; управление образованием,
в том числе в условиях локальных и глобальной
компьютерных сетей и т.д.
Основной чертой сложившейся к настоящему
времени в отечественной школе ситуации
с использованием в учебном процессе информационных
технологий, в том числе электронных образовательных
ресурсов (ЭОР), является то, что соответствующая
деятельность учителей поощрялось, однако
не являлась для них обязательной.
Ситуация существенно изменилась с принятием
и введением в действие федеральных государственных
образовательных стандартов (ФГОС), содержащим
требования к: результатам освоения основной
образовательной программы; условиям
реализации основной образовательной
программы; структуре основной образовательной
программы.
ФГОС фактически обязывают педагогов
использовать в образовательном процессе
ИКТ и научить их разумному и эффективному
использованию учащихся. Так, согласно
Федеральному государственному образовательному
стандарту начального общего образования
(ФГОС НОО), введенному в действие 1 сентября
2011 года, ряд требований к результатам
образования прямо связан с необходимостью
использования информационных технологий.
В частности, выпускник начальной школы
должен:
• активно использовать речевые средства
и средства ИКТ для решения коммуникативных
и познавательных задач;
• вводить текст с помощью клавиатуры;
• фиксировать (записывать) в цифровой
форме и анализировать изображения, звуки
и измеряемые величины;
• готовить свое выступление и выступать
с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
• уметь использовать различные способы
поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве
Интернета), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации
информации в соответствии с коммуникативными
и познавательными задачами и технологиями
учебного предмета.
Согласно ФГОС важным условием реализации
основной образовательной программы является
требование наличия информационной образовательной
среды (ИС).
Таким образом, необходимость широкого
использования информационных технологий
и электронных образовательных ресурсов
в общеобразовательных учреждениях субъектов
Российской Федерации прямо определяется
требованиями к результатам реализации
основной образовательной программы,
определяемым ФГОС. Возможность широкого
использования информационных технологий
и электронных образовательных ресурсов,
в свою очередь, неразрывно связана с условиями
реализации основной образовательной
программ
Цель: рассмотреть основные направления управления информатизацией образования на современном этапе, выявить пути развития этой деятельности, а так же специфику использования информационных ресурсов в образовании.
Глава 1. Информационная среда образовательного учреждения.
1.1 Создание информационной
среды образовательного учреждения
Необходимость формирования информационной
среды прямо определяется ФГОС, в которых
указывается, что современная школа в
условиях информационного общества за
счет наличия школьной ИС, квалифицированных
кадров и сервисов должна обеспечивать:
• возможность для изучения и преподавания
любого общеобразовательного курса, реализации
общеобразовательного проекта с использованием
ИКТ в формах и на уровне, возможном в современной
школе, в целях, отвечающих современным
образовательным приоритетам, с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей
учащихся, в объемах, расширяющихся с ростом
потребности учащихся и готовности школы;
• планирование образовательного процесса,
его обеспечения ресурсами с фиксацией
плана и его выполнения в ИС;
• фиксацию в ИС результатов деятельности
учителей и учащихся;
• прозрачность образовательного процесса
для родителей и общества;
• управление на различных уровнях образовательным
процессом в школе с привлечением всех
субъектов образования и всех перечисленных
выше возможностей.
Одной из составляющих ИС является электронный
журнал и электронный дневник учащегося.
Обязанностью администрации учреждения
общего образования становится обеспечение
государственной услуги по информированию
родителей о результатах обучения ребенка
и домашних заданиях (электронный дневник).
В информационной среде в здании школы
и за его пределами (с помощью средств
телекоммуникации) ведут свою деятельность
участники образовательного процесса
(учителя и другие работники организации,
учащиеся, родители), в информационной
среде размещаются ЭОР. Доступность и
удобство использования ЭОР и в результате
реальная используемость ЭОР во многом
связана с удобством организации и постоянной
работоспособностью информационной среды.
Информационная среда должна обеспечивать:
• размещение ЭОР с обеспечением удобных
функций по их поиску и отбору;
• простое и естественное планирование
курсов с использованием ИКТ и ЭОР и других
фрагментов образовательного процесса
(например, проектов);
• удобную реализацию курсов с использованием
ИКТ и ЭОР (размещения ЭОР, материалов
учителя, заданий учащимся, рецензий и
оценок учителя, соответствие реализации
и плана и т. д.);
• размещение цифровой фиксации (записи,
регистрации) хода образовательного процесса,
деятельности учителя и учащихся, в том
числе формализованной информации о проведенных
занятиях, фиксируемой в электронном журнале
и других документах;
• прозрачность информации о ходе и результатах
учебного процесса для родителей, органов
управления образованием, общественности
и т. д. за счет доступа к школьной информации
через Интернет, средства мобильной связи,
информационные киоски в школах,
а также ряд других функций с использованием
возможностей ИКТ.
К моменту начала эксплуатации школьной
ИС должны быть определены и уточнены
функции различных служб, связанных с
информатизацией образования, и конкретных
исполнителей этих функций. Указанные
функции включаются в регламенты их деятельности,
входящие (в соответствии с тем, кто реализует
функции данной службы) в:
• обязательства по договорам – для сторонних
организаций, с которыми взаимодействует
ОУ;
• положения о подразделениях ОУ (в том
числе – вновь создаваемых), утверждаемые
приказами самого учреждения;
• должностные инструкции работников
ОУ, утверждаемые приказами.
1.2 Информатизация организационно-управленческой деятельности в школе
Виды и классификация средств информатизации организационно-управленческой деятельности. Информационные и коммуникационные технологии в школьной библиотеке
Развитие средств ИКТ
и все более широкое их внедрение
в различные сферы образования
создают основу для широкого внедрения
компьютерных комплексов автоматизации
управления учебными заведениями системы
общего среднего образования.
В настоящее время известно несколько
программных систем, предназначенных
для автоматизации процессов управления
учебным заведением общего среднего образования.
Большая часть таких систем поддерживает
достаточно ограниченный круг функций,
связанных с управлением учебным заведением,
имеет собственную структуру данных, которая
не позволяет обеспечить горизонтальный
(от одного учреждения другому) и вертикальный
(информация для органов управления образованием
на уровне города или района) обмен данными.
До сих пор не выработано единых подходов
для обеспечения взаимодействия с родителями
и общественностью.
В то же время использование средств ИКТ
в организации и планировании деятельности
учебных заведений системы общего среднего
образования позволяет достичь многих
преимуществ, в числе которых:
До последнего времени
накоплен большой практический опыт
использования
Изначально средства ИКТ и автоматизированные
системы управления в сфере общего среднего
образования разрабатывались как базы
данных по контингенту школьников, кадрам,
учебным планам и другой информации. Средства
ИКТ, задействованные в управлении средним
образовательным учреждением должны состоять
из подсистем:
Наличие таких подсистем
позволяет сформировать совокупность
взаимосвязанных
В процессе информатизации организационно-управленческой
деятельности учебных заведений существенную
роль должна сыграть информация "управленческого
характера", содержание которой должно
включать несколько основных структурных
составляющих. В их числе нужно выделить:
Разработки, проводимые в
государственном масштабе в области
информатизации системы образования,
позволяют сгруппировать
Современное состояние информатизации
общего среднего образования в области
создания и использования
Средства ИКТ, используемые в управлении
образовательным учреждением должны количественно
и качественно обрабатывать следующие
данные: