Информационые технологии в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 19:39, реферат

Описание работы

На современном этапе развития России, определяемом масштабными социально-экономическими преобразованиями внутри страны и общемировыми тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу, происходит пересмотр социальных требований к образованию. «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 76.61 Кб (Скачать файл)

                                                         Введение

На современном этапе  развития России, определяемом масштабными  социально-экономическими преобразованиями внутри страны и общемировыми тенденциями  перехода от индустриального к информационному  обществу, происходит пересмотр социальных требований к образованию. «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»). Одним из мощных ресурсов преобразований в сфере образования является информатизация образования – целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей  информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях. 
 
Информатизация образования предполагает использование современных информационных технологий в целях: совершенствования методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала учащихся; осуществление информационной деятельности и информационного взаимодействия образовательного назначения; реализацию психолого-педагогической диагностики уровня обученности учащихся на базе компьютерного тестирования; управление образованием, в том числе в условиях локальных и глобальной компьютерных сетей и т.д. 
 
Основной чертой сложившейся к настоящему времени в отечественной школе ситуации с использованием в учебном процессе информационных технологий, в том числе электронных образовательных ресурсов (ЭОР), является то, что соответствующая деятельность учителей поощрялось, однако не являлась для них обязательной. 
Ситуация существенно изменилась с принятием и введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС),  содержащим требования к: результатам освоения основной образовательной программы; условиям реализации основной образовательной программы; структуре основной образовательной программы. 
 
ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), введенному в действие 1 сентября 2011 года, ряд требований к результатам образования прямо связан с необходимостью использования информационных технологий. В частности, выпускник начальной школы должен: 
 
• активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; 
• вводить текст с помощью клавиатуры; 
• фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины; 
• готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; 
• уметь использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. 
 
Согласно ФГОС важным условием реализации основной образовательной программы является требование наличия информационной образовательной среды (ИС). 
 
Таким образом, необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации прямо определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемым ФГОС. Возможность широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов, в свою очередь, неразрывно связана с условиями реализации основной образовательной программ

Цель: рассмотреть основные направления управления информатизацией образования на современном этапе, выявить пути развития этой деятельности, а так же специфику использования информационных ресурсов в образовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Информационная среда образовательного учреждения.

1.1 Создание информационной среды образовательного учреждения 
 
Необходимость формирования информационной среды прямо определяется ФГОС, в которых указывается, что  современная школа в условиях информационного общества за счет наличия школьной ИС, квалифицированных кадров и сервисов должна обеспечивать: 
 
• возможность для изучения и преподавания любого общеобразовательного курса, реализации общеобразовательного проекта с использованием ИКТ в формах и на уровне, возможном в современной школе, в целях, отвечающих современным образовательным приоритетам, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в объемах, расширяющихся с ростом потребности учащихся и готовности школы; 
• планирование образовательного процесса, его обеспечения ресурсами  с фиксацией плана и его выполнения в ИС; 
• фиксацию в ИС результатов деятельности учителей и учащихся; 
• прозрачность образовательного процесса для родителей и общества; 
• управление на различных уровнях образовательным процессом в школе с привлечением всех субъектов образования и всех перечисленных выше возможностей. 
 
Одной из составляющих ИС является электронный журнал и электронный дневник учащегося. Обязанностью администрации учреждения общего образования становится обеспечение государственной услуги по информированию родителей о результатах обучения ребенка и домашних заданиях (электронный дневник). 
 
В информационной среде в здании школы и за его пределами (с помощью средств телекоммуникации) ведут свою деятельность участники образовательного процесса (учителя и другие работники организации, учащиеся, родители), в информационной среде размещаются ЭОР. Доступность и удобство использования ЭОР и в результате реальная используемость ЭОР во многом связана с удобством организации и постоянной работоспособностью информационной среды. 
 
Информационная среда должна обеспечивать: 
 
• размещение ЭОР с обеспечением удобных функций по их поиску и отбору; 
• простое и естественное планирование курсов с использованием ИКТ и ЭОР и других фрагментов образовательного процесса (например, проектов); 
• удобную реализацию курсов с использованием ИКТ и ЭОР (размещения ЭОР, материалов учителя, заданий учащимся, рецензий и оценок учителя, соответствие реализации и плана и т. д.); 
• размещение цифровой фиксации (записи, регистрации) хода образовательного процесса, деятельности учителя и учащихся, в том числе формализованной информации о проведенных занятиях, фиксируемой в электронном журнале и других документах; 
• прозрачность информации о ходе и результатах учебного процесса для родителей, органов управления образованием, общественности и т. д. за счет доступа к школьной информации через Интернет, средства мобильной связи, информационные киоски в школах, 
а также ряд других функций с использованием возможностей ИКТ. 
К моменту начала эксплуатации школьной ИС должны быть определены и уточнены функции различных служб, связанных с информатизацией образования, и конкретных исполнителей этих функций. Указанные функции включаются в регламенты их деятельности, входящие (в соответствии с тем, кто реализует функции данной службы) в: 
• обязательства по договорам – для сторонних организаций, с которыми взаимодействует ОУ; 
• положения о подразделениях ОУ (в том числе – вновь создаваемых), утверждаемые приказами самого учреждения; 
• должностные инструкции работников ОУ, утверждаемые приказами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Информатизация организационно-управленческой деятельности в школе

Виды и классификация  средств информатизации организационно-управленческой деятельности. Информационные и коммуникационные технологии в школьной библиотеке

Развитие средств ИКТ  и все более широкое их внедрение  в различные сферы образования  создают основу для широкого внедрения  компьютерных комплексов автоматизации  управления учебными заведениями системы  общего среднего образования. 
     В настоящее время известно несколько программных систем, предназначенных для автоматизации процессов управления учебным заведением общего среднего образования. Большая часть таких систем поддерживает достаточно ограниченный круг функций, связанных с управлением учебным заведением, имеет собственную структуру данных, которая не позволяет обеспечить горизонтальный (от одного учреждения другому) и вертикальный (информация для органов управления образованием на уровне города или района) обмен данными. До сих пор не выработано единых подходов для обеспечения взаимодействия с родителями и общественностью. 
     В то же время использование средств ИКТ в организации и планировании деятельности учебных заведений системы общего среднего образования позволяет достичь многих преимуществ, в числе которых:

  • повышение эффективности учебного процесса,
  • возможность управления с оперативным учетом результатов уже осуществленной деятельности,
  • принятие более эффективных управленческих решений,
  • повышение объективности в оценке деятельности учителей и школьников,
  • более эффективное управление познавательной деятельностью школьников,
  • возможность принятия обоснованных и целесообразных мер, нацеленных на повышение результативности образования,
  • оперативный адресный доступ к организационной информации учебного заведения,
  • экономия материальных и человеческих ресурсов,
  • высвобождение свободного времени,
  • сокращение объемов рутинной работы.

До последнего времени  накоплен большой практический опыт использования автоматизированных систем управления различными технологическими процессами. В настоящее время  системы управления учебным процессом  появляются и в образовательных  учреждениях.  
     Изначально средства ИКТ и автоматизированные системы управления в сфере общего среднего образования разрабатывались как базы данных по контингенту школьников, кадрам, учебным планам и другой информации. Средства ИКТ, задействованные в управлении средним образовательным учреждением должны состоять из подсистем:

  • информационного обеспечения,
  • технического обеспечения,
  • математического и программного обеспечения,
  • методического обеспечения,
  • организационного обеспечения.

 

Наличие таких подсистем  позволяет сформировать совокупность взаимосвязанных автоматизированных рабочих мест (АРМов) специалистов, работающих в системе общего среднего образования на уровне образовательных учреждений (школ), территориальных отделов и управлений образования. 
     В процессе информатизации организационно-управленческой деятельности учебных заведений существенную роль должна сыграть информация "управленческого характера", содержание которой должно включать несколько основных структурных составляющих. В их числе нужно выделить:

  • сведения, отражающие материальные и социальные параметры деятельности школы;
  • данные о нормах, нормативах, стимулах, регулирующих учебную, социальную, культурную и иную деятельность школы;
  • информационные материалы и документы, определяющие все сферы деятельности учебного заведения, в частности, законодательные и иные нормативные правовые акты и договорные обязательства, указания вышестоящих органов, данные контрольных актов и т.д.;
  • сведения о количественном и качественном составе, уровне подготовки и квалификационном росте педагогического коллектива, совокупность всех данных, характеризующих имеющийся кадровый потенциал;
  • сведения об учебном плане и распределении нагрузки;
  • информацию о событиях в жизни школы (расписание, разовые мероприятия);
  • данные об успеваемости школьников;
  • данные о внешних связях учебного заведения;
  • сведения об учебно-методическом, техническом и финансовом обеспечении учебного заведения;
  • сведения о научно-исследовательской, методической и инновационной деятельности учебного заведения.

Разработки, проводимые в  государственном масштабе в области  информатизации системы образования, позволяют сгруппировать основные виды средств ИКТ, используемых при  информатизации организационно-управленческой деятельности учреждений образования. В числе таких средств можно  выделить:

  • "Дошкольное воспитание и обучение" - систему данных о развитии детских дошкольных организаций;
  • "Школьное образование" - систему данных о дневных общеобразовательных школах и школах-интернатах, внешкольных организациях, детских домах, школах-интернатах для детей-сирот;
  • "Профессиональное образование" - систему данных об учебно-материальной базе учебных заведений начального профессионального образования и итогах работы, численном составе и движении руководящих и инженерно-педагогических работников;
  • "Обеспечение кадрами" - систему данных об анализе качественного состава педагогических кадров, о потребностях в педагогических кадрах с высшим и специальным образованием;
  • "Контроль исполнения документов" - систему анализа документов от вышестоящих организаций, анализ документов от нижестоящих и других организаций, автоматизированный контроль исполнения документов;
  • "Лицензирование и аттестация" - мониторинг лицензирования учреждений среднего образования и аттестация педагогических кадров;
  • "Отчетность" - автоматизированную систему для формирования основных показателей системы общего среднего образования, ежегодных отчетов в вышестоящие организации;
  • "Финансы" - информацию о финансово-хозяйственной деятельности учреждений образования;
  • "Информатизация" - информацию об обеспечении компьютерной техникой учреждений образования;
  • "Обеспечение учебниками" - информацию об обеспечении учебниками.

Современное состояние информатизации общего среднего образования в области  создания и использования автоматизированных систем управления характеризуется  в основном наличием отдельных разрозненных локальных автоматизированных рабочих  мест по управлению учебным процессом  в отдельных школах.  
     Средства ИКТ, используемые в управлении образовательным учреждением должны количественно и качественно обрабатывать следующие данные:

  • списочный состав контингента школьников с данными о ходе их обучения: сведения о результатах обучения каждого школьника по каждому преподаваемому предмету (итоговые и текущие отметки, данные о переводе на следующую ступень), данные по диагностике качества обучения (тестовый контроль знаний, умений, навыков),
  • данные, которые можно рассматривать как основные параметры процесса обучения: организация учебного процесса (часы, специфика преподавания предметов, численность классов и т.п.), кадровый состав и квалификация педагогов, материальное, дидактическое и методическое обеспечение учебного процесса и т.д.

Информация о работе Информационые технологии в образовании