Информационые технологии в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 19:39, реферат

Описание работы

На современном этапе развития России, определяемом масштабными социально-экономическими преобразованиями внутри страны и общемировыми тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу, происходит пересмотр социальных требований к образованию. «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 76.61 Кб (Скачать файл)

Использование средств ИКТ  в организационно-управленческой деятельности учреждений общего среднего образования  может привести к появлению многих преимуществ, а именно:  
 
     для администрации школы:

  • оперативное получение и обобщение информации об учебном процессе для принятия управленческих решений;
  • ведение алфавитных книг, личных дел сотрудников, учеников, родителей для создания оперативных отчетов;
  • мониторинг движения учащихся;
  • создание системы школьного документооборота;
  • автоматизированное составление отчетности для управления образования;

для завуча, учителей, учеников и родителей:

  • получение итоговых и текущих отчетов об успеваемости и посещаемости, в т.ч. конструирование собственных отчетов;
  • доступ к дневнику, в который автоматически выставляются оценки и отмечаются задолженности по предметам;

для учителей-предметников:

  • ведение классного журнала, календарно-тематических планов, просмотр отчетов;
  • ведение индивидуальных портфолио учителей и учащихся, а также портфолио проектов, с гибкой настройкой прав доступа;

для всех участников учебно-воспитательного процесса:

  • формирование единой среды обмена информацией в рамках школы, что улучшает взаимопонимание и сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса.

Средства ИКТ, применяемые  в управлении образовательным учреждением, должны в совокупности представлять собой систему, основанную на использовании  современных методов руководства  объектом сферы образования, применении математических моделей и методов  в процессе принятия решений и  создании необходимой информационной базы на основе средств компьютерной техники и связи, обеспечивающую достижение нового качества в повышении  эффективности системы общего среднего образования. 
     Существенной областью применения современных информационных и коммуникационных технологий в деятельности учреждений общего среднего образования являются школьные и другие библиотеки, используемые учителями и школьниками. 
     От качества информационного и телекоммуникационного обеспечения библиотечных ресурсов и степени их информационной интеграции с другими сферами деятельности учебного заведения зависит как качество осуществляемого учебного процесса, так и, в конечном итоге, качество выпускаемых специалистов. 
     Библиотека, входящая в состав любого учебного заведения, всегда представляет собой каталогизированное хранилище информации и знаний и призвана решать следующие основные задачи:

  • накопление знаний - сбор и обработка информации на различных материальных носителях;
  • архивирование знаний - долговременное хранение информации;
  • библиографирование знаний - описание источников информации и обеспечение быстрого и многоаспектного поиска необходимых сведений;
  • перенос знаний в пространстве - распространение информации;
  • трансляция знаний во времени - и передача знаний через поколения за счет хранения источников информации.

До последнего времени  в основе работы большинства школьных библиотек лежали технологии, базирующиеся на операциях с бумажными носителями: книгами, брошюрами, научной периодикой. В современных условиях новейшие средства ИКТ способны поднять качество работы библиотеки учебного заведения  на принципиально более высокий  уровень.

 

Разработка соответствующих  информационных ресурсов должна удовлетворять  нескольким методологическим принципам, таким как:

  • принцип комплексности, предполагающий исследование информационного пространства школы в социально-культурном контексте и в рамках различных научных дисциплин: социологии, педагогики, библиотековедения, информатики, культурологии, теории документальных и информационных потоков;
  • гуманитарный принцип, позволяющий решать проблемы социального партнерства библиотека - общество, библиотека - школа, библиотекарь - читатель;
  • принцип оптимального соотношения ценностных ориентаций человека и конкретной национальной, культурной и образовательной среды территории, оказывающей важнейшее влияние на развитие интеллектуального потенциала как общества и школы, так и отдельной личности.

Можно выделить два основных технологических этапа, выполнение которых обеспечит информатизацию деятельности библиотеки.  
     Первый этап, теоретический, подразумевает системный анализ, концептуальное осмысление структуры, направлений развития внешних и внутренних информационных связей библиотеки и конкретного учебного заведения.  
     Второй этап, технический, заключается в построении информационно-библиотечной системы, обеспечивающей хранение информации, поиск и связь отдельных подсистем в соответствии с выработанными теоретическими положениями.  
     Очевидно, что развитие библиотечного обеспечения деятельности системы общего среднего образования и, тем более, построение соответствующих средств ИКТ должно происходить с учетом всей специфики образовательного процесса школы.  
     Средства ИКТ позволяют существенно расширить информационный фонд любой библиотеки. Под электронным информационным фондом библиотеки понимается совокупность текстов на электронных носителях. Это могут быть полнотекстовые базы данных, генерируемые самой библиотекой, или информационные материалы и ресурсы, покупаемые учебным заведением и хранящиеся в библиотеке на CD-ROM, сервере, в форме фонда дискет или в иной форме. Кроме того, современная библиотека может и должна использовать для целей обслуживания своих читателей те полнотекстовые ресурсы и их фрагменты, которые имеются в других вузах, библиотеках, других организациях или в открытом доступе локальных и глобальных информационных компьютерных сетей. 
     Технология разработки и постоянного совершенствования средств информатизации должна разрабатываться одновременно с созданием электронного информационного библиотечного фонда и обеспечивать создание эквивалентного электронного справочно-поискового аппарата такого фонда. 
     Электронный справочно-поисковый аппарат библиотеки учебного заведения должен:

  • отражать различные части и тематические срезы хранимого библиотечного фонда,
  • предоставлять всем читателям возможность ориентироваться в мировых информационно-библиографических ресурсах,
  • обеспечивать читателям быстрый, комфортный и исчерпывающий поиск в информационных ресурсах библиотеки в режиме удаленного доступа.

 

 

 

 

 

 

1.3 Информатизация труда учителя

Расчет, планирование и администрирование  образовательной деятельности

С каждым годом труд учителя  становится все сложнее. Изменяется содержание учебных дисциплин, появляются новые средства и методы обучения. Во многих случаях повышение сложности  труда учителя связано с все  возрастающим потоком информации, которую  должен учитывать учитель в своей  работе.  
     Использование средств ИКТ во многих случаях может привести к автоматизации такой деятельности и сокращению нагрузки, лежащей на учителе. Как следствие, подобное использование средств информатизации в расчете, планировании и администрировании педагогической деятельности может положительно отразиться на эффективности системы обучения школьников. 
     Если говорить более точно, то использование средств ИКТ учителями позволяет более эффективно управлять познавательной деятельностью школьников, оперативно отслеживать результаты обучения и воспитания, принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению уровня обученности и эффективности системы качеств знаний учеников, целенаправленно совершенствовать методическое мастерство, иметь оперативный адресный доступ к организационной информации, собираемой в школе. 
     Как правило, достаточно эффективная автоматизация и администрирование труда учителя могут быть осуществлены с использованием достаточно стандартного для школы набора компьютерной техники. К нему в некоторых случаях может быть добавлен карманный компьютер. 
     В числе программных средств, нацеленных на повышение эффективности труда учителя, создаваемых в настоящее время и попадающих в систему общего среднего образования, следует выделить:

  • средства доступа к информационным ресурсам и электронным изданиям, необходимым учителю для осуществления своей профессиональной деятельности, при этом эти ресурсы и издания могут находиться в локальной компьютерной сети школы, храниться в электронном библиотечном фонде или быть опубликованы во всемирной компьютерной сети;
  • средства планирования содержания и методов обучения;
  • средства краткого и расширенного описания учебных и методических материалов, имеющихся в распоряжении учителя, включая подсистемы планирования использования каждого учебного и методического ресурса;
  • средства планирования и диспетчеризации учебных занятий, внеучебных мероприятий, самостоятельной деятельности школьников;
  • средства автоматизации контроля и измерения результативности обучения каждого школьника;
  • системы и базы данных, позволяющие учитывать персональные сведения по каждому ученику и каждому занятию;
  • системы учета успеваемости каждого ученика;
  • средства автоматизации ведения документации и составления отчетных документов;
  • телекоммуникационные средства, позволяющие наладить оперативное общение с учащимися и родителями, средства информирования родителей о ходе и результатах обучения каждого ученика.

Использование перечисленных  средств ИКТ, составляющих основу информатизации труда учителя позволяет автоматизировать и, как следствие, повысить эффективность  следующих видов деятельности педагога:

  • расчет учебной нагрузки за требуемый период времени;
  • составление расписания учебных занятий и внеучебных мероприятий с учетом требований к нагрузке учеников;
  • поиск наиболее актуальных учебных материалов и средств обучения, востребованных в рамках реализуемой методической системы подготовки школьников;
  • учет хода и результатов проведения каждого учебного занятия с заменой традиционного классного журнала на его электронную версию, содержащую персональные сведения по каждому школьнику, посещаемости занятий, результатах обучения, показанных каждым учеником;
  • планирование тематики учебных занятий, использования на них методов и средств обучения;
  • ориентация в учебном и методическом материале, накопленном учителем в ходе педагогической деятельности;
  • контроль и измерение результативности обучения по каждому школьнику;
  • оперативное информирование родителей и администрации школ по всем вопросам, возникающим в ходе обучения и воспитания школьников;
  • ведение документации и составление отчетных документов.

Все средства и технологии информатизации, применяемые в автоматизации  труда учителя, нацелены на достижение главной цели - максимального высвобождения  педагога от выполнения рутинных и  трудоемких операций, не связанных  с непосредственным общением со школьниками. Благодаря использованию таких  средств и технологий у учителя  высвобождается время и силы, которые  он может посвятить собственному профессиональному росту, разработке новых учебных и методических материалов и, конечно же, дополнительному  обучению и воспитанию школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Информационные технологии в работе с родителями

Оперативное информирование родителей о ходе и результатах  обучения. Использование средств  информатизации для привлечения  родителей и общественности к  обучению школьников

С каждым годом все большее  количество людей получает доступ к  компьютерным телекоммуникациям, сети Интернет, различным средствам ИКТ. Это связано с массовым распространением компьютеров и программного обеспечения, увеличением числа компьютеров, эксплуатируемых в домашних условиях, расширением областей профессиональной деятельности человека, в рамках которых  используются информационные и телекоммуникационные технологии.  
     Если раньше человек не имел полноценного доступа к компьютерной технике и ресурсам сети Интернет, то с годами он получает такой доступ при выполнении своих профессиональных обязанностей, либо приобретая компьютер и программное обеспечение, для работы дома. Этот факт можно рассматривать и как увеличение числа родителей школьников, использующих информационные и коммуникационные технологии. Очевидно, что, например, число школьников, один или оба родителей которых имеют доступ к информационным ресурсам и сервисам сети Интернет, растет в геометрической прогрессии.  
     В то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива школы и родителей при обучении и воспитании школьников. 
     В первую очередь, использование телекоммуникаций и, в частности, электронной почты позволяет педагогам оперативно информировать родителей о ходе обучения и воспитания каждого школьника, организуя при этом индивидуальный диалог. Родители также приобретают возможность сообщать учителю сведения, необходимые для коррекции обучения каждого школьника. 
     Более сложные средства ИКТ позволяют проводить виртуальные собрания родителей. Использование для этих целей списков рассылки и телеконференций дает возможность проведения массовых мероприятий и массового информирования родителей без их очного собрания и визитов в школу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Информатизация процесса образования и её специфика.

2.1. Типы информационных  ресурсов и требования к ним.

Тенденцией современного этапа информатизации образования  является всеобщее стремление к интеграции различных компьютерных средств  обучения и средств ИКТ, таких  как электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы, средства автоматизированного  контроля знаний обучаемых, компьютерные учебники и тренажеры в единые программно-методические комплексы, рассматриваемые  как образовательные электронные  издания и ресурсы (ОЭИ). В данном случае интеграция подразумевает как  физическое объединение различных  средств ИКТ, имеющих содержательное наполнение, в одно издание, так и  подход, согласно которого различные  средства информатизации рассматриваются  в качестве образовательного электронного издания, а сам этот термин носит  собирательный характер. 
     Определение понятия образовательного электронного издания производится опосредовано через более общее понятие электронного издания. 
     Электронное издание (ЭИ) представляет собой совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации. В одном электронном издании могут быть выделены информационные (или информационно-справочные) источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие структуры. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в электронной компьютерной сети.  
     В этом случае образовательным электронным изданием (ОЭИ) является электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Образовательное электронное издание должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения. Образовательное электронное издание не может быть редуцировано к бумажному варианту без потери дидактических свойств. 
     Благодаря специфике своего определения, ОЭИ существенно повышают качество визуальной и аудиоинформации, она становится ярче, красочнее, динамичнее. Огромными возможностями обладают в этом плане современные технологии мультимедиа. Кроме того, при использовании ОЭИ в обучении коренным образом изменяются способы формирования визуальной и аудиоинформации. Если традиционная наглядность обучения подразумевала конкретность изучаемого объекта, то при использовании компьютерных технологий становится возможной динамическая интерпретация существенных свойств не только реальных объектов, но и научных закономерностей, теорий, понятий.  
     Одной из актуальных задач информатизации образования является проблема классификации образовательных электронных изданий, ресурсов и иных средств ИКТ. Подобная классификация может быть проведена на основе нескольких различных критериев. С одной стороны, по выполняемым функциям, ОЭИ можно отнести к традиционным учебным изданиям и соответственно, использовать принципы классификации, используемые для учебной книги. С другой стороны, они принадлежат к категории электронных изданий и к ним могут быть применены принципы классификации электронных изданий.  
     Прежде чем переходить к непосредственной классификации ОЭИ необходимо выделить основные параметры, характеризующие ОЭИ, которые в последствие могли бы лечь в основу критериев для классификации. При этом возможные значения подобных параметров требуют как можно более четкой и заранее фиксированной рубрикации. В качестве основных подобных параметров-критериев выделяются:

Информация о работе Информационые технологии в образовании