Инфраструктура в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить и проанализировать место и роль инфраструктуры в рыночной экономике.
Задачи работы:
1. Рассмотреть сущность, функции и элементы инфраструктуры.
2. Проанализировать особенности инфраструктуры как объективного элемента рыночной системы страны на современном этапе.
3. Определить тенденции совершенствования рыночной инфраструктуры.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Изучение места, функций и элементов инфраструктуры
в рыночной экономике
1.1. Изучение сущности и классификаций инфраструктуры рынка …….5
1.2. Изучение функций инфраструктуры рынка ………………………….7
1.3. Изучение основных элементов рыночной инфраструктуры ………..8
Выводы ………………………………………………………………...10
Глава 2. Анализ инфраструктуры в качестве объективного элемента
рыночной системы РФ на современном этапе
2.1. Анализ существующих классификаций рыночной
инфраструктуры ……………………………………………………....11
2.2. Анализ функций инфраструктуры рынка …………………………...14
2.3. Анализ элементов рыночной инфраструктуры ……………………..16
Выводы ………………………………………………………………..19
Глава 3. Тенденции совершенствования инфраструктуры
3.1. Предложение способов совершенствования инфраструктуры
рынка с помощью развития науки …………………………………..21
3.2. Предложение задач для развития инфраструктуры ………………...23
3.3. Доказательства увеличения спроса на инфраструктуру:
текущая ситуация и прогнозируемая динамика ……………………24
Выводы ………………………………………………………………...27
Заключение ……………………………………………………………………..28
Библиографический список ………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

Реф по инфраструктуре.doc

— 350.50 Кб (Скачать файл)

Существует несколько  классификаций элементов инфраструктуры.

Если рассматривать структуру рынка с точки зрения его объектов, то следует выделить:

1. товарный рынок, включающий  потребительский рынок (продовольственных и непродовольственных товаров; бытовых, транспортных, коммунальных услуг; жильё, здания непроизводственного назначения);

2. финансовый рынок,  куда входят:

    •   рынок капитала и инвестиционный рынок,
    • кредитный рынок,
    • рынок ценных бумаг,

3. рынок труда –  экономическая форма движения  трудовых ресурсов, при которой  рабочая сила обращается (продаётся и покупается) в соответствии с законами рыночной экономики

Товарный рынок. Продвигаясь к потребителю, товар проходит несколько стадий: транспортировку, складирование, размещение в магазинах, доставку покупателям, наконец, саму продажу. Поэтому на товарных рынках осуществляются различные виды деятельности, существуют различные типы предприятий. Деятельность различных институтов товарных рынков обеспечивает доведение товара от производителя до конечного потребителя. Основная функция инфраструктуры рынка товаров заключается в том, чтобы связывать друг с другом все сферы общественного производства. Она обеспечивает движение товарных потоков в отраслевом и региональном направлениях, организует заключение контрактов на поставку товаров, сбыт продукции и обслуживание потребителей.

Рынок товаров и услуг  представляют: товарные биржи; предприятия  оптовой и розничной торговли; ярмарки и аукционы; фирмы, занимающиеся сбором, обработкой и снабжением информацией участников рыночных отношений, рекламой, маркетингом; различные посреднические компании; сервисные службы и т. д.

Необходимо отметить, что элементы товарной инфраструктуры рынка обладают очень важной способностью быстро реагировать на сигналы, идущие от спроса. Это дает возможность рынку достаточно оперативно справляться с возникающими диспропорциями и дефицитами в экономике, а значит, поддерживать в ней необходимое равновесие.

Финансовый рынок –  это рынок, на котором происходит купля-продажа денег, обмен денег  сегодняшних на будущие деньги. На данном рынке взаимодействуют субъекты с избытком и субъекты с недостатком финансовых средств, или продавцы и покупатели денег, или, соответственно, кредиторы и заемщики. Финансовый рынок представляет собой рынок капиталов, который состоит из двух частей: кредитного рынка и рынка ценных бумаг.

Кредитный рынок –  это рынок заёмного капитала; его функционирование обеспечивается посредством банков, страховых компаний, различных фондов, способных мобилизовать свободные денежные средства и превращать их в кредиты.

На рынке ценных бумаг  продаются, прежде всего, доли участия в собственности предприятия. Главная задача рынка ценных бумаг как составляющей части кредитно-финансовой сферы – обеспечение наиболее полного и быстрого продвижения свободных денежных средств предприятий, банков, коммерческих организаций, сбережений населения для вовлечения в создание передовых технологий, расширения и технологического перевооружения уже действующих предприятий.

Важной частью инфраструктуры рынка являются финансы. Финансы  – это экономические отношения, которые возникли в процессе распределения, перераспределения в денежной форме части стоимости национального продукта, создание и использование на этой основе денежных фондов для удовлетворения общественных потребностей.

Таким образом, функционирование экономической системы, ее равновесие и динамика обеспечиваются деятельностью рыночных институтов – специализированных организаций, функционирующих в рамках особого рынка. B наше время эти институты связаны между собой и зависят друг от друга. Они служат основными посредниками между производителями и потребителями различных товаров и услуг, играют важнейшую роль в кредитно-финансовой системе, осуществляют операции по купле-продаже ценных бумаг, соединяют владельцев сбережений с будущими инвесторами, обеспечивают производство капиталом и выполняют множество других функций.

 

Выводы

1. Инфраструктура   —   это   обязательный   компонент   любой   целостной экономической системы и подсистемы. Инфраструктура призвана   обеспечить   цивилизованный   характер   деятельности  рыночных субъектов, элементы инфраструктуры не навязаны извне,  а  порождены  самими рыночными отношениями.

2. Современный   высокоразвитый рынок выполняет шесть  основных  взаимосвязанных функций, т.е. экономическая инфраструктура рынка оказывает существенное влияние на функционирование экономической системы в целом.

 3.Рыночная инфраструктура включает в себя большое количество элементов, которые тесно связаны между собой и в совокупности играют важную роль в экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Глава 2. Анализ инфраструктуры в качестве объективного элемента

                      рыночной системы РФ на современном этапе

2.1. Анализ существующих классификаций рыночной

       инфраструктуры                           

В экономической литературе существуют многообразные классификационные группировки всей совокупности отраслей, формирующих систему хозяйства, отдельные из которых будут рассмотрены с целью определения места в ней отраслей инфраструктуры.

Применительно к отечественной  системе хозяйствования предыдущего и современного периода все отрасли можно подразделить на отрасли материального и нематериального производства.

По сферам производства выделяют две основных группы.

I. Сфера  материального  производства:

  1. материально-вещественное производство (промышленность, сельское хозяйство, строительство, лесное хозяйство);
  2. материальные услуги (торговля, предприятия по ремонту);
  3. производственная инфраструктура (транспорт, электроэнергия,  материально-техническое снабжение).

II. Сфера  нематериального производства:

  1. социальная инфраструктура (образование, наука, культура,  искусство, здравоохранение);
  2. непроизводственная сфера (услуги государственно-административного   и судебно-юридического аппарата).

Данные отрасли формируют  содержательную часть материального производства, определяя к какому типу по структурообразующим отраслям относится национальная или региональная экономика: аграрному, промышленному или смешанному.

Достаточно интересным являлось предложение по группировке отраслей хозяйства на две укрупнённые категории: основное производство и инфраструктурный комплекс. Фактически такой подход дифференцировал отрасли на структурообразующие по типу хозяйственной деятельности, исходя из складывающейся национальной или региональной пропорциональности между промышленностью, сельским хозяйством, строительством, и обеспечивающие, т. е. решающие задачи функционирования производства и его продолжения и завершения в сфере обращения.

Вместе с тем, теоретические  проработки возможных подходов по развитию инфраструктуры позволяют выделить два значительно отличающихся друг от друга аспекта формирования — отраслевой (уже достаточно реализованный на всём экономическом пространстве страны) и функционально-структурный, фактически ещё не реализованный как в методологическом, так и в практическом плане. Отдельные теоретические разработки регионального аспекта развития инфраструктуры имели место в предшествующий период, но все они в своей методологической базе опирались на реализацию внерыночных концепций по созданию регионального инфраструктурного комплекса. Однако нельзя не отметить глубины изучения региональных проблем товарного обращения указанными выше отечественными исследователями и их обеспокоенность его фактическим состоянием.

Особенности региональной инфраструктуры, в частности, применительно к торговле, предопределяют с позиций организации,  необходимость создания и функционирования двухуровневой распределительной системы, реализующей функционально-структурный принцип организации инфраструктуры:

  • наличие достаточно разветвлённой сети магазинов розничных продаж товаров с минимумом товарных запасов и с дополняющим — «компесаторным» эффектом второго уровня — опта;
  • создание оптовых накопителей — «компенсаторов розничной торговли»-  в регионах, обеспечивающих непрерывность товаропотоков и концентрирующих соответствующую товарную массу (по ассортименту, номенклатуре).

Реализация данного  функционально-структурного подхода требует:

  • инициативно-регулирующего и стимулирующего участия администрации территории в формировании инфраструктурного комплекса;
  • определения объёмов инвестиций и привлечения капитала;
  • комплексного учёта всех факторов, определяющих необходимость развития инфраструктуры и воздействующих на её создание региональных составляющих (экономических, эколого-географичеких, организационных и производственно-технических).

    В этой связи следует рассмотреть отдельные классификационные группировки зарубежных исследователей, пытавшихся заострить внимание на необходимости развития инфраструктурного комплекса, которые в той или иной степени тождественны отечественным научным изысканиям в области определения места инфраструктуры в системе производства.

Известные специалисты  в области инфраструктуры С.Яно, К.Нагасу базируют свое исследование на критическом осмыслении классификации инфраструктуры, данной в свое время К.Кларком.

В частности, К.Нагасу довольно убедительно показывает, что предлагаемое деление экономики практически выключает из сферы экономических интересов государства инфраструктурный комплекс, так как, «...оперируя только соотношениями различных отраслей и не касаясь состояния общественного разделения труда, невозможно дать всестороннюю картину структуры народного хозяйства».

Несколько другой точки  зрения придерживается С.Яно, который  считает, что классификация К.Кларка имеет существенный изъян в части недоучёта современных реалий японской экономики, которые, по мнению учёного, очень существенны.

По своей сути классификационная  группировка С.Яно заслуживает  внимания, так как она обособляет отрасли инфраструктуры от отраслей материального производства, формируя ядро инфраструктуры в виде совокупности отраслей сферы обращения, связывающих производство с потреблением.

Отличительным признаком  нынешней фазы развития крупной промышленности является наличие инфрасистем, связывающих все сферы хозяйства в единую технологическую цепь, которую ряд авторов (Ю.Я. Ольсевич и др.) именуют инфраиндустрией, выделяя ряд особенностей ее формирования.

Во-первых, возникновение  непосредственной технологической взаимообусловленности и взаимодополняемости между отдельными отраслями и производствами на основе логистического сервиса, позволяющих повысить функциональную устойчивость промышленных предприятий; во-вторых, повышение роли услуг сервиса на стадиях предпродажного и продажного сопровождения  и  дополнения  товара услугами; в-третьих, повышение роли послепродажного рынка в функционировании отдельных систем; в-четвертых, более высокая гибкость и автономность производственно-коммерческих единиц экономики.

Следует признать, что  в современных рыночных условиях закон роста концентрации производства действует главным образом как закон роста инфрасистем, что находит соответствующее подтверждение в объективности возрождения оптового звена торговли средствами производства, увеличения их мощности. Данная точка зрения в оценке перспектив развития инфрасистем становится все более преобладающей.

Другим примером можно считать рост протяжённости и пропускной способности железных и автомобильных дорог, нефте-газопроводов, систем связи, каналов развития оптовых продовольственных рынков и т. д. Перечисленные выше инфрасистемы все в большей степени увязываются друг с другом, образуя в конечном итоге единые инфраструктурные сети как на национальном, так и на международном уровнях. Если применить этот закон к локальным хозяйственным образованиям, то можно наблюдать тенденции к концентрации и деконцентрации. Инфраиндустрия осуществила технологическое объединение различных отраслей, сферу производства, быта, науку, здравоохранение, культуру и т. п.

2.2 Анализ функций инфраструктуры рынка

       Продуктом инфраструктуры  является   посредническая  услуга. Услуга – это особый товар, существующий только в  момент  его  производства. Можно выделить две  основные  функции  инфраструктуры  рыночного типа  (или рыночной инфраструктуры в широком смысле), обусловленные  природой  рыночной экономики:

        а)   обеспечение    бесперебойного    функционирования    хозяйственных взаимосвязей и взаимодействия субъектов рыночной экономики.

        б)  регулирование  движения  товарно-денежных   потоков.   В   качестве субъектов рыночной экономики мы рассматриваем, с одной  стороны,  владельцев ресурсов и владельцев продуктов, а  с  другой  –  коммерческие  структуры  и государство. Обе классификации субъектов экономики дополняют  друг  друга  и выделяют этих субъектов по разным критериям. Каждая  из  выделенных  функций характеризуется определенными  чертами или свойствами.

Информация о работе Инфраструктура в рыночной экономике