Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 15:03, курсовая работа
Цель работы: изучить и проанализировать место и роль инфраструктуры в рыночной экономике.
Задачи работы:
1. Рассмотреть сущность, функции и элементы инфраструктуры.
2. Проанализировать особенности инфраструктуры как объективного элемента рыночной системы страны на современном этапе.
3. Определить тенденции совершенствования рыночной инфраструктуры.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Изучение места, функций и элементов инфраструктуры
в рыночной экономике
1.1. Изучение сущности и классификаций инфраструктуры рынка …….5
1.2. Изучение функций инфраструктуры рынка ………………………….7
1.3. Изучение основных элементов рыночной инфраструктуры ………..8
Выводы ………………………………………………………………...10
Глава 2. Анализ инфраструктуры в качестве объективного элемента
рыночной системы РФ на современном этапе
2.1. Анализ существующих классификаций рыночной
инфраструктуры ……………………………………………………....11
2.2. Анализ функций инфраструктуры рынка …………………………...14
2.3. Анализ элементов рыночной инфраструктуры ……………………..16
Выводы ………………………………………………………………..19
Глава 3. Тенденции совершенствования инфраструктуры
3.1. Предложение способов совершенствования инфраструктуры
рынка с помощью развития науки …………………………………..21
3.2. Предложение задач для развития инфраструктуры ………………...23
3.3. Доказательства увеличения спроса на инфраструктуру:
текущая ситуация и прогнозируемая динамика ……………………24
Выводы ………………………………………………………………...27
Заключение ……………………………………………………………………..28
Библиографический список ………………………………………………….30
Обеспечивающая функция по самой своей сути есть функция внутренняя, имманентная инфраструктуре экономики, характеризующая её сущность и непосредственное предназначение. Такая функция носит пассивный характер. Рыночная инфраструктура, как подсистема всей экономики, как бы предоставляет рыночной экономике условия и возможности для выполнения экономических функций (прежде всего таких, как оптимальная аккумуляция ресурсов и создание из них продуктов хозяйственной деятельности), непосредственно не участвуя в создании продукта. Тем не менее, указанная функция может быть также классифицирована как прямая, поскольку формирование адекватной инфраструктуры является одним из непосредственных и обязательных условий существования и воспроизводства экономической системы, а также её развития.
Регулирующая функция как бы вырастает из обеспечивающей, является ее продолжением, но ее свойства иные, прямо противоположные. Прежде всего, она носит внешний характер. Несмотря на то, что инфраструктура является подсистемой в экономической системе, эта подсистема существует над процессом взаимодействия хозяйствующих субъектов, без которых они, с одной стороны, не могут взаимодействовать, но которая, с другой стороны, при определённых обстоятельствах способна оказывать весьма существенное влияние на весь процесс воспроизводства. В этом своём качестве данная функция является активной, что особенно заметно в переходных экономических системах. Наконец, по своей природе она является функцией обратного действия, сигнализируя экономике о тех или иных проблемах в сфере непосредственного создания продукта.
Обе функции неразрывно связаны и не могут реализоваться одна без другой. Результатом их взаимодействия является вполне определённый синтетический эффект, который можно определить как оптимизацию движения товарно-денежных потоков. В процессе обеспечения и регулирования движения товарно-денежных потоков инфраструктура способствует достижению соответствия между общественными потребностями в товарах и услугах и способностью процесса производства удовлетворять их в требуемых масштабах. Тем самым обеспечивается сопряжённость в реализации обеих функций, достигается пропорциональность в распределении ресурсов, что, в свою очередь, ведет к минимизации издержек, связанных с распределением ресурсов и продуктов. Именно поэтому инфраструктура благодаря своим функциям обеспечивает эффективность экономики, причем в той мере и через те механизмы, которые свойственны только ей. Эту часть эффективности можно назвать скрытой эффективностью, поскольку к ней неприменимы прямо и непосредственно методы сопоставления затрат и результата (например, отрицательные последствия плохих дорог для сбора урожая или недостаточная развитость банковской системы как фактор, тормозящий скорость расчетов, и т. п.).
Институты инфраструктуры рынка занимаются оказанием посреднических услуг в области инвестирования, страхованием различных сторон хозяйственной деятельности, проводят доверительные операции. Инфраструктура также используется при макроэкономическом регулировании: с её помощью государство осуществляет антиинфляционные мероприятия, политику занятости, противодействует циклическим колебаниям экономики.
Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, её элементы не навязаны субъектами извне, а порождены самими рыночными отношениями. Таким образом, можно сделать вывод, что экономическая инфраструктура рынка оказывает существенное влияние на функционирование экономической системы в целом.
2.3 Анализ элементов рыночной инфраструктуры
Рыночная инфраструктура включает в себя большое количество элементов, которые тесно связаны между собой и в совокупности играют важную роль в экономике.
Рыночная инфраструктура выступает как институционализированная трансакция, поэтому из этого следует, что первым её элементом являются соответствующие институты, в которых образуются трансакции. Их можно разделить на две группы – институты общего назначения и специальные институты. Деятельность институтов общего назначения обычно не сводится к выполнению той или иной функции в составе рыночной инфраструктуры, а предполагает также участие в реализации и иных задачей и целей, особенно если учесть, что многие из этих элементов принадлежат государству и используются не только в бизнесе в коммерческих целях. Эти институты ориентированы на преимущественное взаимодействие либо с товарными, либо с денежными потоками.
Товарные потоки и потоки услуг циркулируют как между производителями, так и между производителями и потребителями. К числу основных общих институтов рыночной инфраструктуры в этой части рыночной экономики относятся: дороги (автомобильные и железные); порты (речные, морские); аэродромы; грузовой и пассажирский транспорт (железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, трубопроводный, метрополитен), в том числе в городах; склады (в том числе таможенные); предприятия связи; жилищно-коммунальное хозяйство. С известной долей условности к институтам общего характера можно отнести предприятия, выпускающие средства сообщения и оборудование для складов, портов и т. п. Характер этой части институтов инфраструктуры делает возможным не только их военное использование государством в случае необходимости (отсюда – заинтересованность государства в их развитии), но и их приватизацию или коммерческой использование государством. Институты специального характера представлены как частными структурами, ведущую роль среди которых играют товарные биржи и торговая сеть, включающая предприятия оптовой и розничной торговли, так и государством в лице таможенных органов и иных регулирующих и контролирующих инстанций.
Денежные потоки проходят через соответствующие финансово-кредитные институты, которые, в отличие от натурального хозяйства, в силу самой природы денежных потоков существуют только в рыночной экономике. Денежная форма капитала является самой универсальной и обезличенной, пронизывающей все стороны жизни современного общества и объединяющей все её сферы. При характеристике институтов денежного рынка более целесообразно провести различие между частными и государственными институтами, то есть разграничить их по критерию формы собственности, а не функциональной ширины.
Из частных институтов ключевую роль в финансово-кредитной системе играют банки как универсальные институты денежного рынка. Развитым элементом современной рыночной инфраструктуры являются небанковские финансово-кредитные институты, носящие в большей степени не универсальный, а специализированный характер. Среди них выделяются страховые компании и пенсионные фонды, деятельность которых способствует оптимизации развития рыночной экономики благодаря уменьшению риска предпринимательской деятельности. В подсистеме фондового рынка выделяются фондовые биржи и финансовые посредники – торговцы ценными бумагами, инвестиционные фонды и компании, трастовые компании (доверительные общества), а также депозитарии, регистраторы и т. п.
Государство в этой части рыночной инфраструктуры представлено, прежде всего, центральным банком и налоговыми службами.
Говоря об институциональной составляющей рыночной инфраструктуры, следует также отметить особую роль такого элемента инфраструктурного обеспечения рынка ресурсов, как институты функционирования рынка труда. Их развитие напрямую связано с одной из ключевых макроэкономических проблем – обеспечением полной занятости. Следует однако отметить, что механизм функционирования этого сектора рыночной инфраструктуры не сводится к деятельности государственных служб трудоустройства и переподготовки кадров, поскольку социальная политика современного государства не сводится к борьбе с безработицей, а ориентирована на создание всего комплекса условий для развития человека, включая системы здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры – как частные, так и государственные. Здесь можно говорить, с одной стороны, о службе переподготовки кадров как об элементе рыночной инфраструктуры, относительно самостоятельной и ориентированной не только на потребности чисто рынка, частного сектора экономики, но и на так называемый общественный сектор.
В целом институциональная составляющая образует наиболее важный элемент рыночной инфраструктуры, выражающий её сущность, наиболее осязаемо, и являющийся классической формой её проявления. Однако, при всей его исключительной важности, рыночная инфраструктура не сводится только к нему. Дело в том, что институциональный элемент в большей мере подпадает под пассивную функцию рыночной инфраструктуры, выступая в качестве её материального носителя. В то же время требуется нечто такое, что реализовало бы активную функцию рыночной инфраструктуры. В качестве этого «нечто» выступает информация о процессах, совершающихся в недрах рыночной инфраструктуры, своеобразные сигналы обратной связи рыночной инфраструктуры со всей экономической системой. Вот почему вторым элементом современной инфраструктуры рынка являются информационные сети и потоки, а также институты, обеспечивающие (включая средства массовой информации, сети Internet, информационный и рекламный бизнес), благодаря которым она может существовать как единое целое, не только направляя функционирование рыночной экономики, но и содействуя оптимизации движения товарно-денежных потоков. Вне информационной составляющей рыночная инфраструктура не может существовать, поскольку по мере развития экономики производство и распространение информации постепенно замещает традиционное производство материальных благ. Именно единство институциональной и информационной составляющих образует так называемое внутреннее содержание рыночной инфраструктуры.
Информационная составляющая выполняет важную роль – она обеспечивает связь между рыночной инфраструктуры с внешней средой, каковой для нее выступает вся остальная часть экономической системы. Но информация идет не только из рыночной инфраструктуры вовне, а и возвращается обратно в институты рыночной инфраструктуры. Идет непрерывный обмен информацией между подсистемами, который не может быть нейтральным процессом, а является, по сути, непрерывным их взаимным приспособлением. Здесь возникает необходимость периодического закрепления сигналов прямой и обратной связей, как для придания устойчивости работе систем, так и для фиксации достигнутого оптимума.
Пригодность или непригодность самого института, равно как и степень его соответствия потребностям экономики, не могут быть определены иначе, как через регламентацию его деятельности и контроль, прежде всего со стороны государства. Из этой объективной необходимости вырастает третий элемент рыночной инфраструктуры – законодательство, регулирующее функционирование рыночной экономики и регламентирующее как деятельность институтов рыночной инфраструктуры, так и поведение хозяйствующих субъектов вообще, по сути, задающее «правила игры» в рыночной среде.
Таким образом, внутреннее содержание рыночной инфраструктуры дополняется ее внешним содержанием – нормообразованием. Но на этом нельзя останавливаться, характеризуя состав элементов рыночной инфраструктуры. Как можно заметить, все три предшествующих элемента носили неодушевлённый характер, были лишены человеческого начала.
Четвертый элемент рыночной инфраструктуры рынка представляет собой – уровень рыночного мышления и поведения населения, его готовность следовать правилам и закономерностям функционирования рынка. Это тот самый субъективный элемент рыночной инфраструктуры, игнорирование которого приводит к нежелательным последствиям для рыночных преобразований в переходных экономических системах.
Итак, рассматривая содержание рыночной инфрастуктуры, можно выделить 4 взаимопроникающие составляющие: институциональную, информационную, нормообразующую и ментальную, которые в своей совокупности характеризуют как внутреннее содержание рыночной инфраструктуры, так и её внешнее выражение.
Выводы
1.Существует много теорий классификаций инфраструктуры, цель которых - определение места инфраструктуры в рыночной экономике. Отличительным признаком современной фазы изучения места инфраструктуры в экономике - развитие инфрасистем, связывающих все сферы хозяйства в единую технологическую цепь.
2. Существует объективная связь между развитием инфраструктуры и функционированием отраслей материально-вещественного производства, что обуславливает необходимость их согласованного развития с целью минимизации совокупных общественных затрат.
3. Существует 4 составляющие инфраструктуры: институциональная, информационная, нормообразующая и ментальная, которые характеризуют внутреннее и внешнее содержание рыночной инфраструктуры.
Глава 3. Тенденции совершенствования инфраструктуры
инфраструктуры рынка с помощью развития науки
Анализируя перспективы развития российской промышленности, нельзя оставаться лишь в рамках собственно этой сферы экономики. Сохранение и развитие промышленного потенциала страны сегодня возможно лишь в том случае, если оно будет подкреплено мерами по развитию инфраструктуры. В противном случае любые крупномасштабные программы промышленной политики начнут буксовать именно из-за того, что не будут обеспечены соответствующей инфраструктурой в самом широком смысле этого понятия.