Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 15:03, курсовая работа
Цель работы: изучить и проанализировать место и роль инфраструктуры в рыночной экономике.
Задачи работы:
1. Рассмотреть сущность, функции и элементы инфраструктуры.
2. Проанализировать особенности инфраструктуры как объективного элемента рыночной системы страны на современном этапе.
3. Определить тенденции совершенствования рыночной инфраструктуры.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Изучение места, функций и элементов инфраструктуры
в рыночной экономике
1.1. Изучение сущности и классификаций инфраструктуры рынка …….5
1.2. Изучение функций инфраструктуры рынка ………………………….7
1.3. Изучение основных элементов рыночной инфраструктуры ………..8
Выводы ………………………………………………………………...10
Глава 2. Анализ инфраструктуры в качестве объективного элемента
рыночной системы РФ на современном этапе
2.1. Анализ существующих классификаций рыночной
инфраструктуры ……………………………………………………....11
2.2. Анализ функций инфраструктуры рынка …………………………...14
2.3. Анализ элементов рыночной инфраструктуры ……………………..16
Выводы ………………………………………………………………..19
Глава 3. Тенденции совершенствования инфраструктуры
3.1. Предложение способов совершенствования инфраструктуры
рынка с помощью развития науки …………………………………..21
3.2. Предложение задач для развития инфраструктуры ………………...23
3.3. Доказательства увеличения спроса на инфраструктуру:
текущая ситуация и прогнозируемая динамика ……………………24
Выводы ………………………………………………………………...27
Заключение ……………………………………………………………………..28
Библиографический список ………………………………………………….30
Это связано с тем, что инфраструктура имеет достаточно жёсткую привязку к технологическим укладам, а развитие последних, в свою очередь, невозможно без соответствующей инфраструктуры. В таблице1 приведены виды инфраструктуры, преимущественно развивавшиеся в период формирования и становления каждого из технологических укладов.
Осмысление информации, содержащейся в таблице1 , приводит к неизбежному к выводу о том, что инфраструктура в России несёт на себе тот же отпечаток фрагментарности, что и формирование всех существующих сейчас в стране технологических укладов.
Таблица 1
Виды инфраструктуры, развивавшиеся в период формирования
и становления
Технологические уклады |
Вид инфраструктуры |
Первый |
Оросительные каналы, проезжие дороги |
Второй |
Железные дороги, мировое судоходство |
Третий |
Электростанции, электрические |
Четвертый |
Скоростные автомобильные |
Пятый |
Средства телекоммуникации, компьютерные сети, спутники |
С одной стороны, Россия была первой страной в мире, запустившей искусственный спутник Земли, её вклад в освоение космического пространства общеизвестен. С другой - в стране не до конца решены задачи формирования инфраструктуры, адекватной еще 3-му технологическому укладу (например, степень телефонизации, равно как и качество связи, крайне невысоки).
Если же говорить об инфраструктуре 5-го технологического уклада, то она настолько мала по сравнению с другими странами, что само развитие этого уклада становится проблематичным. О малом количестве компьютеров на душу населения, а также о незначительном распространении компьютерных сетей мы уже упоминали. Добавим, что по уровню развития средств связи и коммуникации (второго важнейшего элемента инфраструктуры 5-го уклада) Россия находится на 42 месте в мире.
Между тем, особенность 5-го технологического уклада состоит в том, что в его рамках разделение труда становится тождественным работе в едином информационном пространстве. Если российские банкиры, промышленники и учёные сегодня такой возможности в подавляющем большинстве не имеют (модемы и возможность оплачивать выход в мировые компьютерные сети являются доступными лишь немногим), то это значит, что Россия заведомо обречена на неизмеримо более низкую производительность интеллектуального труда. А с такой производительностью удержаться в русле развития 5-го уклада практически невозможно.
Чтобы приблизить средства связи к мировому уровню, по оценкам специалистов, необходимо около 60 млрд долл. Изыскание таких средств в принципе возможно. Скорее всего, они могут найтись у частных - отечественных и иностранных - инвесторов, проявляющих большой интерес к акциям предприятий этой сферы. Задача государства в этой ситуации - создать для инвестиций в этот сектор режим наибольшего благоприятствования, что стратегически чрезвычайно важно для развития России.
Однако наряду с развитием инфраструктуры 5-го технологического уклада насущная проблема - развитие и всех остальных видов инфраструктуры, что создаст чрезвычайно мощный импульс для подъема всех отраслей.
Состояние российского транспорта и связанные с ним чрезвычайно высокие затраты на транспортировку - один из основных факторов неконкурентоспособности российских товаров как на мировом, так и на внутреннем рынках. Действительно, транспортные расходы на единицу продукции в России в 6 раз выше, чем в США и в 4,5 раза больше, чем в Китае при примерно одинаковых территориальных масштабах.
Основным видом транспорта в России остается железнодорожный, требующий не только расширения (так как плотность железнодорожных сетей недостаточна, и до сих пор некоторые районы страны выхода к железной дороге не имеют), но и коренной реконструкции. Состояние путей и износ подвижного состава таковы, что средняя скорость на российских железных дорогах в 4 раза ниже, чем в европейских государствах. Крайне низка и степень механизации погрузочно-разгрузочных работ, что снижает производительность труда на транспорте и удорожает перевозку грузов.
Общей тенденцией для всех развитых стран в транспортировке грузов является переход от железнодорожного к автомобильному транспорту. В России такая тенденция пока невозможна из-за неразвитости дорожной сети: плотность автодорог в России в 40 раз меньше, чем в Европе и в 32 раза - чем в США (разница усугубляется несопоставимостью сравниваемых дорог по качеству). Даже если сделать поправку на то, что примерно 35% российской территории не затронуты хозяйственной деятельностью, то всё равно указанные цифры достаточно чётко показывают качественное соотношение инфраструктуры автомобильного транспорта в России и в развитых странах мира. Именно на ликвидацию этого отставания должны быть направлены усилия государства.
3.2 Предложение задач для развития инфраструктуры
Недофинансирование науки приводит к существенному замедлению обновления и совершенствования производства.
В большинстве развитых стран расходы на науку и создание принципиально новых товаров осуществляются как государством, так и частным сектором, так называемыми венчурными фирмами. При этом на долю частного сектора приходится большая часть финансирования: в Японии - 69%, в Германии и в США - 68%, в Великобритании - 63%, во Франции - 61%.
Венчурный капитал рождается потому, что рынок все время выравнивает норму прибыли путем выхода на уже освоённые рынки новых фирм-производителей. Создание же принципиально новых продуктов, что собственно и является смыслом и содержанием прогресса в 5-м технологическом укладе, ведет к возникновению, по сути дела, новых рынков. Эти рынки изначально являются монопольными, так как вход конкурирующих фирм на них невозможен в силу тех барьеров, которые возводятся с помощью патентов и лицензий на новые разработки, что в свою очередь неизбежно приводит к высокому уровню прибыльности.
Если же традиционные рынки обеспечивают высокий уровень прибыльности без необходимости принятия на себя повышенного риска, который является неотъемлемым спутником научно-технического прогресса, то движущий мотив для венчурного инвестирования в пионерные разработки исчезает.
Рентабельность многих вполне традиционных форм коммерческой деятельности в России сейчас существенно выше, чем на аналогичных рынках промышленно развитых стран. Поэтому в России отсутствуют побудительные мотивы к переключению инвестиций, скажем, из экспорта сырья в разработку новейших продуктов и технологий. А значит, расходы на науку в обозримом будущем - как и на образование - должны финансироваться преимущественно государством. Эти расходы должны стать приоритетными, иначе через несколько лет может наступить необратимая деградация 5-го технологического уклада в России.
Надо отметить, что в такой политике есть определенный финансовый резон. Российское государство должно закладывать основы формирования доходов своего бюджета на будущее. Сегодня эти доходы в значительной доле связаны с экспортом сырья, однако такая доходная база не является надежной с точки зрения перспективы в силу двух причин:
1. Постепенно сокращают
в стране запасы полезных
2. Экспорт сырья приносит
меньшую величину добавленной
стоимости, нежели экспорт
Таким образом, в долгосрочной перспективе устойчивая база для формирования доходов государственного бюджета, равно как и благоприятного платёжного баланса, может быть обеспечена лишь при создании производств высокого технологического уровня, а не на основе сохранения просырьевой ориентации экономики.
3.3 Доказательства увеличения спроса на инфраструктуру:
текущая ситуация и
Определим потребности российской экономики в развитии инфраструктуры в среднесрочной перспективе, а также эффективности существующих инструментов финансирования строительства инфраструктуры.
Одним из парадоксов развития России в последние 15-20 лет было то, что несмотря на печальное состояние многих объектов инфраструктуры и многочисленные прогнозы её полного коллапса, до недавнего времени неразвитая инфраструктура не выглядела серьёзным ограничением для экономического роста. Ситуация начала меняться в последние 3-4 года. При этом проблемы оказались сосредоточены лишь в отдельных наиболее быстро растущих регионах, таких как Москва, где в предкризисные годы налицо были признаки энергетического кризиса.
Каков необходимый объем инвестиций в инфраструктуру в масштабе страны? И как ситуация будет развиваться дальше? Чтобы получить ответы на эти вопросы, была построена модель спроса на инфраструктуру со стороны экономики (необходимого объёма инфраструктуры для данного уровня развития страны). Оценки были получены с использованием панели данных для 166 стран за период с 1992 по 2008 гг. В качестве главных факторов, влияющих на спрос со стороны экономических агентов, мы рассматривали ВВП на душу населения, степень урбанизации (доля городского населения), численность населения страны.
Было выбрано шесть основных компонентов инфраструктуры и для каждого из них построили модель регрессии, показывающую необходимый объем компонента в зависимости от уровня ВВП, численности населения, уровня урбанизации. Показатели представлены на рис 2.
Рис.2. График спроса на инфраструктуру в РФ, 2005-2019 гг.
В качестве компонентов инфраструктуры были использованы: установленная электрическая мощность (млн кВт); объём авиаперевозок (млн жителей), в логарифмах; количество телефонных линий на 100 жителей; количество абонентов сотовой связи на 100 жителей; количество пользователей интернет на 100 жителей; протяженность асфальтированных дорог (км), в логарифмах.
Как видно из графика, после некоторого спада, вызванного кризисом, спрос на различные элементы инфраструктуры будет увеличиваться. Наибольшими темпами будет расти спрос на авиаперевозки, что объясняется высокой эластичностью по доходу спроса на воздушный транспорт и ростом доходов населения. Рост объёмов авиаперевозок зависит в основном от количества рейсов и самолетов, издержки скорее будут нести авиаперевозчики, что не так затратно для государственного бюджета.
При определении инвестиционного сп
Поэтому я попыталась отдельно оценить спрос на инвестиции в дорожную инфраструктуру с учетом необходимости реконструкции. Предполагалось, что дорожная сеть России будет развиваться близко к мировым стандартам, а темпы роста спроса на дороги в количественном выражении были получены на основании наших расчетов.
Согласно расчетам ЦМИ Сбербанка, спрос на инвестиции в дорожное строительство в следующие пять лет составит 5 трлн рублей в среднем ежегодно. Таким образом, необходимые затраты на дорожное строительство, реконструкцию и поддержание существующих объектов дорожной инфраструктуры в последующие 10 лет должны составить около 50 трлн рублей, в то время как ежегодные расходы бюджета на инфраструктуру составляют более чем в десять раз меньше. При этом существует и ещё одна проблема: нехватка финансирования из федерального бюджета усугубляется неэффективным расходованием денежных средств при реализации проектов. По оценкам, строительство дорог в России обходится ощутимо дороже, чем строительство аналогичных объектов в развитых странах. Так, стоимость строительства узких двухполосных дорог в России оказалась на 21% выше американских и шведских аналогов. Стоимость строительства четырехполосных дорог в России на 52% выше стоимости аналогичных дорог в США и Швеции. Очевидно, что сама попытка решить инфраструктурную проблему только за счет государственных средств закончится либо слишком медленным строительством объектов инфраструктуры, что будет тормозить экономический рост, либо раздуванием государственных расходов, которое чревато подрывом макроэкономической стабильности. Решение данной проблемы лежит в плоскости совершенствования институтов, которые должны позволить снизить расходы на строительство, а также в более активном использовании инструментов государственно-частного партнерства. При этом также необходимо создавать благоприятные условия для инвестиций частного сектора.
Выводы
1. Развитие промышленного потенциала страны сегодня возможно лишь в том случае, если оно будет подкреплено мерами по развитию инфраструктуры. Иначе любым крупномасштабным программам промышленной политики будет трудно реализоваться именно из-за того, что не будут обеспечены соответствующей инфраструктурой в самом широком смысле этого понятия.