Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 17:18, курсовая работа
Почти 80 лет в нашей стране господствовала командно-плановая экономика. В её условиях была проведена индустриализация, побежден голод, поднято на ноги производство, разрушенное Великой Отечественной войной, совершен прорыв в освоении космоса, созданы сотни городов-предприятий, освоены новые территории, наша страна стала сверхдержавой. И все это благодаря самоотверженному, героическому труду людей, без которых были бы невозможны все эти достижения.
Таким образом, организационные факторы во всем их многообразии, прежде всего, обеспечивают рост производительности труда. По их влиянию на этот показатель организационные факторы часто уступают лишь научно-технологическим или сравнимы с ними. Например, упразднение ненужных и неэффективных звеньев при переходе к неиерархическим организационным структурам позволяет сократить численность управленческого и вспомогательного персонала на 30%, затрачивая средства лишь на разработку проекта, тогда как для достижения подобного эффекта за счет новой технологии или автоматизации требуются значительные капитальные затраты. Кроме того, организационные факторы оказывают влияние на продуктивность материальных ресурсов за счет обеспечения их сохранности, сокращения запасов материалов и операционных заделов, применения систем «точно вовремя» (ноль запасов); на использование оборудования по времени работы (коэффициенту сменности) и режиму работы (паспортной мощности); на улучшение использования природных ресурсов за счет расширения масштабов выявленных (разведанных) источников сырья и продуктивности их реализации; на улучшение использования финансовых ресурсов за счет повышения фондоотдачи и ускорения оборачиваемости оборотных средств.2
Социальные факторы отражают три важнейшие характеристики: качественный уровень персонала, отношение работников к труду, социальные условия труда.
Повышение квалификации работников прямо влияет на производительность и эффективность труда. Известным ориентиром при определении степени этого повышения может служить повышение разрядного коэффициента работника или средней его величины для коллектива, поскольку качество труда, обусловленное квалификацией работника, отражается на интенсивности его труда и способности продуктивно использовать ресурсы. Тем самым достигается либо повышение качества продукции, что отражается на эффективности труда, либо сокращается требуемая численность работников, т.е. повышается производительность труда при неизменном качестве продукции.
Отношение работников к труду, независимо от мотивов, которыми они руководствуются при определении своего трудового поведения, так или иначе отражается на трудовой дисциплине, использовании рабочего времени, интенсивности труда, включенности в дела коллектива подразделения предприятия и предприятия в целом. Влияние этих факторов на производительность и эффективность труда может быть установлено, исходя из сокращения потерь рабочего времени по причинам, зависящим от работника, из расширения объема работ, возлагаемых на работника, и из степени его участия в творческой, рационализаторской работе на предприятии.
Социальные условия труда
Все рассмотренные факторы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инновационное управление трудом представляет собой сложную систему, включающую в себя различные способы применения нововведений в условиях новой рыночной экономики. Однако всю эти принципы можно косвенно объединить в две большие группы. Первая это новые методы управления трудом. Вторая включает в себя способы мотивации и стимулирования персонала предприятия. Именно от качества выполнения этих двух аспектов инновации будет зависеть эффективность работы всей организации в целом.
Стандартно все методы управления делятся на три группы: административно-правовые, экономические методы и социально-психологические. Данная классификация распространена практически во всей литературе по экономике и социологии труда, а также в литературе по управлению персоналом. Однако существует другая классификация методов, которая вписывается в концепцию инновационного управления трудом. В её основе положен иной признак — степень свободы объекта управления в связи с воздействием на него субъекта. В данной классификации методы управления целесообразно подразделять на три группы: принуждения, побуждения, убеждения. Их сравнительная характеристика была приведена в таблице 1. Также было выяснено и обосновано, что эффективное управление достигается рациональным соотношением этих методов воздействия в управлении. Методы принуждения, побуждения и убеждения должны сочетаться в соотношении примерно 4:4:2 соответственно.
Мотивация и стимулирование персонала являются второй неотложной частью инновационного управления трудом. Движущей силой мотивации и стимулирования являются внутренние (мотивы) и внешние (стимулы) факторы. Их взаимосвязь была показана в таблице 2. Также было выяснено то, что, несмотря на то, что материальное побуждение остается главным стимулом к более производительной деятельности, не стоит забывать и психологических и социальных стимулах.
В разрезе данной темы был проведен
анализ предприятия ЗАО «Дормаш»
на предмет вышесказанных
В заключительной главе работы было оценено значение инновационного управления на повышение эффективности труда. Были выделены организационные факторы, одними из которых и являются методы управления трудом и социальные факторы, к которым относятся мотивация и стимулирование персонала.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложение А
Таблица А1. Сравнительная характеристика методов управления
Признаки методов управления |
Группы методов управления | ||
Методы принуждения |
Методы побуждения |
Методы убеждения | |
1.Общепринятое название
группы методов, примерно |
Административные |
Экономические |
Социально- психологические |
2.Субстанция методов |
Директива, дисциплина |
Оптимизация мотивов |
Психология, социология |
3. Цель управления |
Выполнение законов, директив, планов |
Достижение |
Достижение взаимопонимания |
4.Структура управления |
Жесткая |
Адаптивная к ситуациям |
Адаптивная к личности |
5.Форма собственности, где преимущественно применяются методы |
Государственная |
Корпоративная, частная, государственная и д.р. |
Частная |
6.Субъект воздействия |
Коллектив, индивидуум |
Индивидуум |
Индивидуум |
7.Форма воздействия |
При помощи нормативно-методических документов |
Мотивация |
Управление социально- психологическими процессами |
8.Основное требование к субъекту при применении методов |
Исполнительность, организованность |
Профессионализм в данной области |
Психологическая устойчивость личности |
9. Потребности, на |
Физиологические, обеспечение безопасности |
Физиологические |
Все потребности |
10.Тип организационной
структуры, для которой в |
Линейная, функциональная |
Проблемно-целевая, матричная |
Бригадная |
11. Преимущественное направление управляющего воздействия |
Сверху вниз |
Вертикальное (сверху вниз и снизу вверх) |
Вертикальное и горизонтальное |
12.Уровень иерархии управления, где преимущественно применяются методы |
Высший и средний |
Высший, средний, низший |
Низший |
13.Характер управленческой информации |
Качественная, детерминированная |
Качественная, стохастическая |
Комплексная (как фактор качества), стохастическая |
14. Стиль руководства, характерный для данной группы методов |
Авторитарный |
Смешанный |
Демократический |
15.Тип темперамента субъекта управления (руководителя), наиболее адекватный данной группе методов |
Флегматик |
Сангвиник |
Сангвиник |
16.То же относительно объекта управления (исполнителя) |
Сангвиник |
Флегматик, холерик |
Меланхолик |
17. Тип чаше всего
принимаемого управленческого |
Решения, основанные на строгом соблюдении нормативно- методических документов и директив |
Решения, основанные на моделировании и комплексном обосновании |
Решения, основанные на суждении, интуиции, опыте лица, принимающего их |
18. Конкретные методы и способы управления |
1. Государственное регулирование экономики. 2. Стандартизация и сертификация. 3. Мониторинг экосистемы. 4. Нормативно-методическое
регулирование системы 5. Планирование, учет и контроль |
1. Экономическое стимулирование. 2. Анализ затрат, качества и других параметров систем (фотография рабочего времени, хронометраж, анкетирование, тестирование, факторный анализ и др.). 3.Экономико- математическое моделирование. 4.Балансовые методы |
1. Мониторинг социально- психологических процессов. 2. Моделирование социально- психологических процессов. 3. Психотехнологии. 4. Моральное стимулирование |
Рекомендуемое соотношение |
4 |
4 |
2 |
Таблица А2. Взаимосвязь мотивов и стимулов в управлении персоналом.
Мотивы |
Стимулы |
Получение материальных благ |
Заработная плата Индексация оплаты труда в связи с инфляцией Материальная помощь Участие в прибылях Кредитование, оказание помощи в предоставлении жилья Организация питания в столовой с полной и льготной оплатой Оплата проезда в общественном транспорте Доплаты на бензин для сотрудников, имеющих личный транспорт Ссуды на обзаведение |
Жизненное самоопределение - призвание - переключение - самовыражение - любознательность - творчество |
Предоставление работы по призванию, по интересам Профессиональная ориентация Развитие карьеры Повышение творческого характера труда Предоставление широких возможностей для обучения, овладения новыми знаниями Премии за новаторство, изобретение, открытие Доступ к новой информации Всеобщее признание и уважение |
Признание заслуг |
Возможности служебного роста Расширение сферы компетенции Повышение зарплаты Авторитет на предприятии Награда за успехи в труде, за верность предприятию, надежность |
Социальные гарантии |
Больничное страхование Пенсионное обеспечение при утраченной трудоспособности (по инвалидности и старости) Стабильность трудоустройства и занятости Использование компенсационных пакетов |
Социальное взаимодействие - подражание - солидарность - сопричастность - обращение - безопасность |
Собрания Возможность общения с коллегами, начальством Культмассовые мероприятия Участие в управлении предприятием Справедливость в установлении норм выработки, распределения работ, оценки и вознаграждения Демократический стиль руководства Равные возможности и равенство шансов Единый статус работников Соблюдение всех норм техники безопасности |
Статусное самоутверждение и самовыражение - успех - власть - достижение цели - развитие карьеры |
Предоставление работы Участие в успехе Персональные блага: кабинет, автомобиль, секретарь, самолет и т.д. Участие в решении важных проблем организации Скользящий график работы Возможность профессионального совершенствования Продвижение по профессиональной лестнице Представительские функции для других предприятий |
Оптимизация жизненного цикла - социальная и профессиональная мобильность - возрастная реакция |
Предоставление работы по желанию и возможностям Дополнительные отпуска и льготные графики работы для имеющих детей Развитие неспециализированной карьеры Предоставление Передача опыта молодежи, наставничество |