Инновационный фактор регионального экономического развития на прмере Томской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Инновационная экономика, пришедшая на смену индустриальной экономике в последние десятилетия XX века, изменила многие фундаментальные постулаты промышленной конкуренции. Конкурентное преимущество региона получают на рынке, которые способны сконцентрировать свои усилия на удовлетворении запросов потребителей, а также умеют превращать свой интеллектуальный капитал в источник дохода.

Содержание работы

Содержание
Введение 3
1 Теоретические аспекты инноваций и инновационной экономики 5
1.1. Инноватика как форма социально-экономического развития и фактор эффективного использования ресурсов региона 5
1.3. Концептуальные подходы к государственному регулированию инновационной деятельности в России 11
2 Анализ экономического развития и инновационной деятельности Томской области 17
2.1 Анализ социально-экономического развития Томской области 17
2.2 Инновационные аспекты деятельности Томской области 20
2.3 Анализ эффективности инновационной деятельности Томской области 26
3 Разработка предложений по совершенствованию инновационной деятельности в регионе 32
3.1 Проблемы инновационной деятельности региона 32
3.2 Рекомендации по решению проблем инновационной деятельности 33
Заключение 35
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Инновационный фактор регион экономич развит Томской области.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

 

Курсовая работа

«Инновационный фактор регионального экономического развития Томской области»

 

Содержание

 

Введение

Инновационная экономика, пришедшая на смену индустриальной экономике в последние десятилетия XX века, изменила многие фундаментальные постулаты промышленной конкуренции. Конкурентное преимущество региона получают на рынке, которые способны сконцентрировать свои усилия на удовлетворении запросов потребителей, а также умеют превращать свой интеллектуальный капитал в источник дохода.

В условиях инновационной  экономики, когда нематериальные факторы  стали основным источником конкурентного  преимущества, актуальной является задача управления нематериальными факторами с целью обеспечения устойчивого развития региона. 

Актуальность  темы исследования определяет тот факт, что инновационная направленность деятельности региона влияет и на стратегию его развития и положение региона в экономике страны.

Объектом  исследования Томская область.

Предметом  исследования инновационные факторы, определяющие региональное экономическое развитие региона.

Целью курсовой работы является анализ факторов, определяющих инновационную деятельность Томской области и разработка мероприятий, повышающих его инновационную деятельность.

Цель исследования обусловила решение следующих задач:

- рассмотреть основные понятия теории инноватики;

- рассмотреть нормативно-правовое регулирование деятельности инновационной деятельности в России;

- рассмотреть  социально-экономическое развитие  региона;

- рассмотреть инновационную деятельность региона.

 

В работе применены такие методы исследование как сбор, обработка и анализ информации, статический, аналитический, экономический, социологический методы.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

1 Теоретические аспекты инноваций  и инновационной экономики

1.1. Инноватика как  форма социально-экономического  развития и фактор эффективного использования ресурсов региона

В России предпринимаются  активные действия по переходу на инновационный путь развития экономики. Особое внимание в последнее время стало обращаться на совершенствование инновационных процессов в области науки и техники, материального производства и менеджмента. Инновации - это не что иное, как действия по внедрению достижений науки и техники в технологии и управление, в том числе и в социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся предоставлением услуг населению.

Выражения «новизна», «новация», «инновация», «нововведения» широко используются в литературе, в повседневной практике и нередко  отождествляются, хотя кое-что отличаются за своей сущностью. Эти сроки объединяет то, что они отображают развитие, обновление. Любая социально-экономическая система развивается через обновление. Понятие «новое», «новизна», «инновация», «нововведения» отражают путь развития, который ведет к изменениям через ускорение постепенности движения и обновления всех элементов процесса: принципов, методов, целей, что нуждается в преодолении укоренившихся привычек, взаимосвязей, стойких тенденций, и порождает новое качество, как: обновленную материально технологическую базу, систему управления, общественные отношения, новый образ жизни, новейшие жизненные стили1.

Для практического  употребления понятийной терминологии необходимо знать особенности, пределы  и способы ее приложения. Нововведение как инструмент превращения является самостоятельным объектом изучения во всех промышленно развитых странах. Возникла новая область науки — инноватика, которая изучает закономерности процессов развития, формирования новаций, нововведений, механизмов управления изменениями, преодоления сопротивления, нововведениям, адаптации к ним человека, использование и распространения инновационных потоков, инновационной деятельности, их влияние, на сферу конкуренции, на развитие общества в целом.

Прежде всего, инноватика – это отрасль знаний, охватывающих широкий круг вопросов от создания новых знаний до трансформации их в новшества и распространение новшеств. Это отрасль знаний, находящихся на стыке ряда областей, в том числе: науки, инженерного проектирования, предпринимательства, экономики, финансов, социологии, организации, производства, информатики, маркетинга, логистики, управления, педагогики2.

Инноватика  включает основные направления: основы теории инноватики; управление инновациями; управление инновационным бизнесом; управление инновационными проектами; управление инвестициями в инновационные проекты; управление коммерциализацией инновационных продуктов, включая технологию; управление человеческим ресурсом в инноватике; управление инновационными рисками; маркетинг и логистика инноваций; управление стратегическим развитием и изменениями; управление знаниями.3

Как вид деятельности инноватика охватывает инновационные  процессы на всех стадиях жизненного цикла инноваций, характеризуется  инновационной активностью участников процесса. Инноватика выступает как  философия развития социального объекта по пути прогресса и обновления. Выступает как метод организации ресурсов общества, в первую очередь человеческого ресурса, направленных на решение социально-экономических программ. Как метод организации интеллектуального труда и приращения интеллектуального капитала.

Объектами инновационной деятельности являются: инновационная деятельность и инновационная активность участников инновационной деятельности, продукты инновационной деятельности: новшества (новации) и нововведения (инновации), инновационные организации и подразделения, интеллектуальный капитал и интеллектуальная собственность, знания, органы федеральной, региональной и муниципальной власти, занимающиеся инновационными программами, рынки новшеств и инноваций, инвестиционные учреждения, прежде всего венчурные, инвестиционный климат, инфраструктура инноваций: правовые отношения, образовательные учреждения, информационные центры и т.п4.

Содержание  работ (функции): создание новшеств, реализация новшеств – инновации (нововведения), защита инновационных продуктов, диффузия инноваций – продвижение,  управление инновационным проектом, управление знаниями5.

Базовые операции: оценка и повышение инновационной  активности, создание инновационного климата, создание инвестиционного климата для инноваций, коммерциализация инновационных продуктов.

Инновационная деятельность или инновационный  процесс с организационной стороны представляет собой параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, производственной и маркетинговой деятельности. В процессе инновационной деятельности осуществляются процессы финансирования и инвестирования разработки и распространения нового (инновационного) продукта. В этом случае инновационный процесс рассматривается как инновационный проект.

Успех реализации инновационных проектов во многом определяется инновационным потенциалом организации – разработчика проекта. Инновационный потенциал организации – это мера ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели.6 Другими словами инновационный потенциал фирмы образует предполагаемые или уже мобилизованные на достижение инновационной цели или стратегии ресурсы и организационный механизм предприятия. От состояния инновационного потенциала зависит выбор и реализация инновационной стратегии, и поэтому его оценка представляет собой важный этап в инновационной деятельности предприятия.   

В самом общем  виде под инновациями понимаются целенаправленно проводимые изменения  во всех сферах хозяйственной деятельности организаций для адаптации к внешнему окружению с целью достижения долгосрочной эффективности функционирования предприятия. Собственно большинство авторов выделяют следующие виды инноваций (см. табл. 1):7

1) инновации  – продукты, представляющие собой  результаты творческих исследовательских процессов в форме новых продуктов (техники, технологии, сырья, методов, приемов и т.д.), внедряемых в производстве;

2) инновации  – процессы как последовательные  «процедуры» внедрения новых  продуктов, принципов, методов  взамен применявшихся ранее;

3) социальные  инновации – это изменение  привычного типа мышления и  стиля жизни, внесение динамичности  в «устойчивый» экономический  порядок.

Таблица 1. Виды и цели инноваций

Виды инноваций

Инновационные цели

1

2

Продукт – инновация

Обеспечение выживания

Увеличение прибыли

Увеличение  доли рынка

Независимость

Интересы клиентов

Повышение престижа

Создание новых  рабочих мест

Рост оборота  и сбыта

Процесс – инновация

Рост прибыли  в результате (в результате роста  производительности, экономии сырья и энергии)

Уменьшение загрязнения окружающей среды

Социальные  инновации

Социальная  ответственность по отношению к  коллективу и обществу

Рост престижа фирмы

Независимость

Улучшение положения  на рынке труда


Классифицируют  инновации по различным признакам: сфере применения, уровню новизны, потребностям в них различных групп пользователей и др. (см. табл. 2).

Таблица 2. Классификация нововведений

Признак классификации

Виды нововведений

1

2

По степени  радикальности (новизны и т.д.)

Радикальные (базисные, пионерные), ординарные (улучшающие и т.д.)

По характеру  применения:

- продуктовые;

- технологические;

- социальные;

- комплексные;

- рыночные

Ориентированные на производство и использование  новых продуктов.

Нацеленные  на создание и применение новой технологии.

Ориентированные на новые принципы и методы организации и управления производством, в социальной жизни.

По стимулу  появления (источнику)

Инновации, вызванные  развитием науки и техники, потребностями  производства и рынка

По роли в  воспроизводственном процессе

Потребительские и инвестиционные

По масштабу (комплексности)

Сложные и простые

Для кого являются нововведениями

Для производителя  и потребителя.

Для общества в  целом.

Для рынка.


 

Оригинальную  классификацию инноваций дал  А.И. Пригожин, который разделил инновации:8

- по типу  новшества: материально-технические  и социальные, экономические и организационно-управленческие, правовые и педагогические;

- по механизму  осуществления: единичные, диффузионные, завершенные и незавершенные,  успешные и неуспешные;

- по инновационному потенциалу: радикальные, комбинированные, модифицирующие;

- по особенностям  инновационного процесса: внутриорганизационные,  межорганизационные;

- по эффективности:  эффективность производства и  управления, улучшение условий труда и т.д.

Конечным результатом инновационных исследований является достижение практического эффекта для обеспечения общественного благосостояния государства, человечества, в целом.

Как свидетельствует  опыт развитых стран, жизнеспособность национальных экономик в первую очередь определяется масштабами и качеством внедрения новых идей, новых технологий, новых управленческих систем, новых продуктов, которые являются результатом развития науки и инновационной деятельности. Когда отсутствуют, важны инновационные изменения, экономика скатывается к стагнации. Именно этот факт подчеркивает известный европейский маркетолог, профессор Ж. Ж. Ламбен, и отмечает, что мировая экономика в настоящее время переживает замедление развития, выход, из которого может обеспечить новая волна нововведений, состоятельных дать долгосрочный стимул следующему периоду роста.9 Поэтому главными проблемами современной идеологии управления является вопрос инновационной деятельности. За рубежом, в первую очередь в США, Германии, выходит много литературы по вопросам инноватики, в которой освещают разные взгляды на сущность теории инновационного развития, анализируются успехи и неудачи американских и других компаний в течение длительного времени. Авторы делают выводы, что нововведения подчиняются определенным законам и могут быть предусмотренными. Да, все большее количество исследователей поддерживает волновую, циклическую концепцию развития нововведений.

С переходом  России к рыночным отношениям идет поиск путей активизации инновационной деятельности и осознания сущности и форм ее организации, а понятие «инновация» активно используется как самостоятельно, так и для определения родственных понятий: «инновационный процесс», «нововведения» и тому подобное.

1.3. Концептуальные подходы  к государственному регулированию  инновационной деятельности в России

Информация о работе Инновационный фактор регионального экономического развития на прмере Томской области