Инновационный фактор регионального экономического развития на прмере Томской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Инновационная экономика, пришедшая на смену индустриальной экономике в последние десятилетия XX века, изменила многие фундаментальные постулаты промышленной конкуренции. Конкурентное преимущество региона получают на рынке, которые способны сконцентрировать свои усилия на удовлетворении запросов потребителей, а также умеют превращать свой интеллектуальный капитал в источник дохода.

Содержание работы

Содержание
Введение 3
1 Теоретические аспекты инноваций и инновационной экономики 5
1.1. Инноватика как форма социально-экономического развития и фактор эффективного использования ресурсов региона 5
1.3. Концептуальные подходы к государственному регулированию инновационной деятельности в России 11
2 Анализ экономического развития и инновационной деятельности Томской области 17
2.1 Анализ социально-экономического развития Томской области 17
2.2 Инновационные аспекты деятельности Томской области 20
2.3 Анализ эффективности инновационной деятельности Томской области 26
3 Разработка предложений по совершенствованию инновационной деятельности в регионе 32
3.1 Проблемы инновационной деятельности региона 32
3.2 Рекомендации по решению проблем инновационной деятельности 33
Заключение 35
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Инновационный фактор регион экономич развит Томской области.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

- Томский центр поддержки предпринимательства американского агентства по международному развитию;

- Региональный центр поддержки предпринимательства (реализация в Западной Сибири и в Томской области соответствующих проектов Российской Федеральной программы поддержки предпринимательства).

В научно образовательной  сфере «Технопарк» учредил:

- АОЗТ «Северский научно-технологический парк» (развитие малого бизнеса в г. Северске в научно-технической и производственной сферах, содействие конверсии Сибирского Химического Комбината);

- Ассоциации малых фирм Томского Академгородка «Техноцентр-А», объединяющий 18 малых наукоемких фирм различных форм собственности (развитие малого бизнеса в среде институтов Томского научного центра СО РАН);

- АОЗТ «Компьютерный центр-БИТ» (разработка, внедрение и сопровождение новых информационных технологий и техники, автоматизирующей процесс обучения в средней и высшей школе).

С учетом отечественного и зарубежного опыта функционирования «Технопарков» в условиях становления рыночной экономики в России на принципах хозяйственного расчета и самоокупаемости сформировались следующие направления деятельности Томского технопарка: инновационная, маркетинговая, выставочно-рекламная, образовательно-консалтинговая.

С момента образования по настоящее время ТМДЦ «Технопарк» функционирует на полном хозяйственном расчете. Не имеет задолженностей в том числе по налогам и заработной плате.

Приведем некоторые  результаты деятельности структурных  подразделений «Технопарка» в разрезе  вышеперечисленных направлений.

Разработаны и  апробированы теоретические основы создания и обеспечения функционирования регионального научно-технологического парка, как новой формы интеграции науки, образования, производства и  предпринимательства, а именно:

- реализована модель распределённого регионального (межведомственного) хозрасчётного технопарка;

- определены оптимальная структура, экономически целесообразные направления деятельности;

- определены роль и место «Технопарка» в формировании и реализации экономической политики Томской области, целевых программ развития отраслей в организации межрегиональных и международных связей. Члены совета директоров «Технопарка» и исполнительной дирекции вошли советниками и действительными членами в административные и координирующие органы власти (область, г. Томск);

- принято участие в формировании законодательной базы развития науки и образования в Томской области. В частности, подготовлены законы «О научной деятельности и научно-технической политике Томской области», «Об инновационной деятельности в Томской области». В обоих законах жизненно-важных для развития научно-образовательного комплекса Томской области, отражена роль «Технопарка», как аккредитивной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности.

Существенные результаты получены «Технопарком» в организации наукоемкого предпринимательства в научно-образовательном комплексе г. Томска. С 1993 по 1996 год в составе «Технопарка был создан и успешно функционировал бизнес-инкубатор, в состав которого входило более 50-ти малых наукоемких предприятий организации учредителей. «Технопарк» финансово, территориально, функционально и кадрово участвовал в их производственно-хозяйственной деятельности, а именно:

- вложил более 40 млн. рублей (в ценах 1993, 1994 гг.) в уставный капитал;

- предоставил более 100 кв. м производственных площадей;

- обеспечил малым предприятиям льготы по аренде производственных площадей, информационном и консалтинговом обслуживании и т.п.

В результате совместной деятельности было налажено производство и внедрение более 200 наименований изделий и систем для различных отраслей хозяйства Томской области и России.

В рамках данных выставок-ярмарок силами ученых и  производственников г. Томска проводятся межрегиональные и международные  тематические форумы, конференции, симпозиумы, школы-семинары.

Томский «Технопарк»  вот уже десять лет представляет область на зарубежных выставках-ярмарках.

В составе «Технопарка» подготовлена группа специалистов (менеджеры, стендисты, аналитики), обеспечивающие для предприятий и организаций реализацию выставочно-ярмарочных услуг «под ключ».

Наиболее существенные результаты получили предприятия от участия экспозиции Томской области  в международных выставках-ярмарках, организованных и проведенных «ТЕХНОПАРКОМ». Это Харбинская ярмарка (1995, 1996 гг.), Ганноверская ярмарка (1997, 1998, 1999 гг.), Лейпциг (1998 г.), Кипр (1998 г.), более 20 Всероссийских и международных выставок-ярмарок (гг. Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Красноярск, Кемерово, Омск и т.п.).

С участием «Технопарка» создана кадровая поддержка наукоемкого  предпринимательства Томской области. Подготовлено более 100 человек, специалистов-практиков по организации наукоемкого бизнеса. Штат Томского «Технопарка» состоит из 70 штатных сотрудников и совместителей (в том числе 2 академика, 8 кандидатов наук).

По результатам  проведенных исследований:

- Подготовлены и опубликованы 2 монографии, опубликовано 60 статей в центральных изданиях;

- Подготовлено 8 научных отчетов;

- Сделано более 80-ти докладов на республиканских и Международных конференциях, совещаниях, симпозиумах;

- Подготовлено 8 курсов лекций, более 50-ти учебных пособий, лабораторных работ;

- Окончили докторантуру – 5 специалистов, аспирантуру – 10.

По итогам девятилетней деятельности по Постановлению Главы Администрации Томской области № 387 от 15.11.99 научному коллективу ОАО «Технопарк» за разработку методологии организации наукоемкого предпринимательства в Томской области и реализацию областной системы продвижения проектов, технологий и изделий на отечественный и зарубежный рынки сбыта присуждена Премия Губернатора Томской области.

 

3 Разработка предложений по  совершенствованию инновационной  деятельности в регионе

3.1 Проблемы инновационной деятельности региона

Несмотря на описанные выше результаты деятельности технопарка, его анализ показал, что существенных экономических результатов реализации вышеизложенного (централизованного) подхода к организации деятельности Бизнес-инкубатора и наукоемкого бизнеса Томскому «ТЕХНОПАРКУ» не принесло. Причин здесь много. Перечислим наиболее существенных из них.

С одной стороны  в России и в Томской области  не были созданы для наукоемких предприятий  аналогичные зарубежным условия  их функционирования (инкубирования). Государство не предоставило «Технопаркам» никаких льгот в части налогообложения, выделения производственных площадей и технологических мощностей, обеспечения производственной программы федеральными либо муниципальными заказами, кредитования проектов и т.п. Как следствие, наукоемкие предприятия занимались и занимаются производственной деятельностью в условиях самофинансирования и полного хозяйственного расчета, т.е. создание наукоемкой продукции полностью финансировалось и финансируется за счет собственных средств. При существующей системе налогообложения все это не могло не сказаться на финансовом положении малых наукоемких предприятий. Часть из них не выдержала конкуренции, часть переориентировалась на коммерцию.

С другой стороны, данный подход не учитывал специфику  и потенциал Томской области: большая концентрация научно-образовательных организаций и научных кадров, наличие сложившихся научных школ; территориальная материально-техническая и технологическая независимость вузовской, академической и отраслевой науки. Кроме того, в сложившихся экономических условиях претерпела изменение и инфраструктура управления наукоемким бизнесом:

- на базе университетов, научно-исследовательских институтов, крупных и средних промышленных предприятий возникло значительное количество малых наукоемких предприятий;

- созданные малые наукоемкие предприятия сформировались с учетом имеющегося многолетнего опыта совместных работ групп ученых и инженеров;

- научно-технический потенциал малых предприятий базируется на патентах, авторских свидетельствах и разработках, общих с государственными учреждениями;

- производственная деятельность малых наукоемких предприятий ориентирована на технологическую и производственную базу университетов, НИИ и промышленных предприятий.

Отрыв малых  наукоемких предприятий от базовых, как правило, приводил к их закрытию либо снижению эффективности функционирования.

3.2 Рекомендации по решению проблем инновационной деятельности

Для решения  проблем технопарков необходимо решить следующие проблемы:

1. Так как  до сих пор не решены вопросы правового статуса технопарков на федеральном и региональном уровнях, то необходимы соответствующие дополнения в законы, касающиеся науки, образования, инновационной деятельности и предпринимательства. Главное при этом утвердить систему поощрения технопарков за конечные продукты их деятельности.

2. Требуется определить роль и место технопарков среди создаваемых в настоящее время в России инновационных структур: техноцентров, технополисов, инновационно-технологических центров и т.п.

3. На правительственном уровне необходимо разработать и утвердить перспективные планы перехода от финансирования программ развития инфраструктуры технопарков и их организационно-правового статуса, от поддержки отдельных инновационных проектов к широкомасштабной государственной поддержке всего жизненного цикла создания и реализации новых товаров, технологий и услуг.

4. Необходимо  создать обеспечение эффективной правовой защиты интеллектуальной собственности основного объекта деятельности технопарков. Эта проблема хотя и вполне осознана в России, но решается крайне медленно.

5. С целью активизации и координации вышеперечисленной деятельности, отражения и обобщения опыта создания, функционирования и развития российских технопарков настоятельно требуется организовать работу соответствующего периодического издания желательно с использованием новых информационных технологий.

6. Руководству ассоциации технопарков, соответствующим правительственным органам пока не удалось, насколько нам известно, привлечь сколько-нибудь значительные зарубежные инвестиции в развитие технопаркового движения в России, Возможно, выход может быть найден на региональном уровне с привлечением региональных ресурсов для организации соответствующих международных конкурсов.

 

 

Заключение

На основании  изложенного в дипломной работе можно сделать следующие выводы:

Инноватика – это отрасль знаний, охватывающих широкий круг вопросов от создания новых знаний до трансформации их в новшества и распространение новшеств. Это отрасль знаний, находящихся на стыке ряда областей, в том числе: науки, инженерного проектирования, предпринимательства, экономики, финансов, социологии, организации, производства, информатики, маркетинга, логистики, управления, педагогики.

В инноватике как  в научном направлении следует  выделять две взаимодополняющих составляющей: теоретическую инноватику и прикладную.

Инновационная деятельность или инновационный  процесс с организационной стороны представляет собой параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, производственной и маркетинговой деятельности. В процессе инновационной деятельности осуществляются процессы финансирования и инвестирования разработки и распространения нового (инновационного) продукта.

Инновационный потенциал организации – это  мера ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели.

Конечным результатом  инновационных исследований является достижение практического эффекта для обеспечения общественного благосостояния государства, человечества, в целом.

Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое. Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. В основе этого регулирования - правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности.

Инновации необходимы в любой экономической обстановке. Даже экономический спад необходимо использовать как отличный повод  для пересмотра направлений инвестиций в инновационные разработки. Страны со средним уровнем экономического благосостояния имеют дополнительные преимущества в том, что внедрение отечественных инновационных разработок стимулирует и более быстрое освоение иностранного опыта.

Инновации стимулируются  увеличением спроса на продукцию  и ростом объема продаж, а также возможным повышением цен на некоторые виды ресурсов. Изменения в технологии могут иногда открывать новые возможности для продуктовых инноваций.

 

 

Список литературы

  1. Акмаева Р.И. Инновационный менеджмент. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  2. Андреев А.В. Основы региональной экономики: учебное пособие / А.В. Андреев, Л.М. Борисова, Э.В. Плучевская. – М.: КНОРУС, 2007.
  3. Анисимов Ю.П., Журавлев Ю.В. Теория и практика инновационной деятельности: учебное пособие. - Воронеж 2010.
  4. Аньшин В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. — 3-е изд., перераб., доп. — М.: Дело, 2007.
  5. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учебное пособие для ВУЗов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  6. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. – М., 2005.
  7. Гугелев А.В. Инновационный менеджмент:учебник. - М.:Дашков и Ко, 2008.
  8. Ефремова М. Инновации в малом бизнесе // Экономист. – 2009 - № 12.
  9. Коваленко Е.Г., Зинчук Г.М., Кочеткова С.А. и др. Региональная экономика и управление: Учебное пособие для ВУЗов. -  СПб.: «Питер», 2008.
  10. Кузнецова О.В., Кузнецов А.В. Системная диагностика экономики региона. – М.: КомКнига, 2006.
  11. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: учебник по специальности "Менеджмент организации". - М.:ИНФРА-М, 2007.
  12. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие — М.: ИНФРА-М, 2007.
  13. Оголёва Л.Н. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. проф., д.э.н. Л.Н. Оголёвой. – М.: ИНФРА-М, 2001.
  14. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география России: Территориальная организация производства и рынка: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007.
  15. Пригожин А.И. Нововведение: стимулы и перспективы.- 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008.
  16. Региональная экономика и управление: Учебное пособие / Под ред. Е.Г. Коваленко. – Саранск, 2005.
  17. Региональная экономика. Основной курс: Учеб. для студ. ВУЗов / Под ред. В.Н. Видяпина. – М.: ИНФРА-М, 2005.
  18. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим и техническим специальностям. - Питер, 2008.
  19. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление, М.: «ИНФРА-М», 2006.
  20. Информационный портал «Наука. Инновации. Промышленность» // http://www.infontr.ru
  21. Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент / Г.Я. Гольдштейн // «Административно-управленческий портал» // http://www.aup.ru
  22. Материалы информационного сайта инновационного развития Томской области // http://tomskergebiet.ru
  23. Материалы информационного сайта // http://www.skolkovo.tk/
  24. Материалы официального сайта журнала «Эксперт» // http://expert.ru/
  25. Материалы официального сайта Администрации Томской области// http://tomsk.gov.ru/
  26. Пилипчук В.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / В.В. Пилипчук // Портал: «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» // http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=18300
  27. Роль государства в инновационном развитии и инновационные приоритеты России // Сайт о нанотехнологиях в России // http://www.nanonewsnet.ru/articles/2009/vladimir-arutyunov-rol-gosudarstva-v-innovatsionnom-razvitii-innovatsionnye-prioritety
  28. Федеральный портал по научной и инновационной деятельности // http://www.sci-innov.ru/gov_programs/fcp/
  29. Шабуришвили М.В. Инновационная деятельность как реализация инновационного процесса в масштабах организации / М.В. Шабуришвили.// http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn03/11.shtml

Информация о работе Инновационный фактор регионального экономического развития на прмере Томской области