Инновационный фактор регионального экономического развития на прмере Томской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Инновационная экономика, пришедшая на смену индустриальной экономике в последние десятилетия XX века, изменила многие фундаментальные постулаты промышленной конкуренции. Конкурентное преимущество региона получают на рынке, которые способны сконцентрировать свои усилия на удовлетворении запросов потребителей, а также умеют превращать свой интеллектуальный капитал в источник дохода.

Содержание работы

Содержание
Введение 3
1 Теоретические аспекты инноваций и инновационной экономики 5
1.1. Инноватика как форма социально-экономического развития и фактор эффективного использования ресурсов региона 5
1.3. Концептуальные подходы к государственному регулированию инновационной деятельности в России 11
2 Анализ экономического развития и инновационной деятельности Томской области 17
2.1 Анализ социально-экономического развития Томской области 17
2.2 Инновационные аспекты деятельности Томской области 20
2.3 Анализ эффективности инновационной деятельности Томской области 26
3 Разработка предложений по совершенствованию инновационной деятельности в регионе 32
3.1 Проблемы инновационной деятельности региона 32
3.2 Рекомендации по решению проблем инновационной деятельности 33
Заключение 35
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Инновационный фактор регион экономич развит Томской области.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое. Высшая форма регулятивной деятельности - это выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного общественного развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности.

Экономические факторы государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций: развитие рыночных отношений, проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций, создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами, обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере, расширение спроса на инновации, предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации, содействие модернизации техники, развитие лизинга наукоемкой продукции, активизация предпринимательства, пресечение недобросовестной конкуренции, поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке, развитие экспортного потенциала страны, развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере, внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы10.

Организационные факторы  государственного регулирования инновационной деятельности: государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы, содействие развитию инновационной инфраструктуры, кадровая поддержка инновационной деятельности, содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность, моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом президента РФ), информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.), содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области, защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях11.

Финансовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности: проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности, направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования, выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов, создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере, редоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности, снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов12.

Нормативно-правовые факторы  государственного регулирования инновационной деятельности: установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности, гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.

Нормативно-правовое регулирование  инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. В основе этого регулирования - правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности.

Регулирование инновационной  деятельности происходит на базе: инновационных прогнозов, инновационных стратегий, инновационных программ, инновационных проектов, программ и проектов поддержки инновационной деятельности.

Инновационный прогноз - это  предвидение основных параметров инновационной деятельности (ее направлений, видов, объектов, последствий и т.п.)13. Инновационные прогнозы являются составной частью прогноза социально-экономического развития РФ, разрабатываемого в соответствии с законодательством РФ. В инновационных прогнозах строятся сценарии освоения и распространения базисных инноваций, социально-экономических последствий практического использования новых наукоемких продуктов и технологий.

Инновационная стратегия - это  определение приоритетных направлений инновационной деятельности14. Стратегические приоритеты государственной инновационной политики отражаются в концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, докладываются Федеральному собранию РФ.

Субъекты РФ разрабатывают  инновационные прогнозы и стратегии  региональной инновационной политики. Инновационный комплекс - это комплекс взаимосвязанных документов, которые предусматривают осуществление конкретной инновационной деятельности в определенный период времени15.

Проект (программа) поддержки  инновационной деятельности - это  проект (программа) развития инновационной  инфраструктуры. Инновационная программа - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.

На основании инновационной  стратегии Правительство РФ разрабатывает государственную инновационную программу, которая является составной частью программы социально-экономического развития РФ на среднесрочный период. Государственная (федеральная) инновационная программа включает в себя: федеральные целевые инновационные программы по важнейшим базисным инновациям, крупные инновационные проекты, федеральные программы поддержки инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры16.

Инновационные проекты включаются в государственную инновационную  программу на основании конкурсного  отбора, участие в котором осуществляется на добровольных началах. Участвующие в конкурсном отборе инновационные проекты подлежат обязательной государственной научно-технической и экологической экспертизе, предметом которой является их новизна, социально-экономическая и экологическая эффективность. Органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают региональные и межрегиональные инновационные программы.

Одним из способов стимулирования инновационной деятельности компаний является создание технико-внедренческих экономических зон. Технико-внедренческая зона (ТВЗ) - территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.

Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.

Пакет таможенных льгот и  налоговых преференций, доступ к  профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.

Четыре инновационные  зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область). Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются: нано- и биотехнологии, медицинские технологии, электроника и средства связи, информационные технологии, точное и аналитическое приборостроение, ядерная физика.

 

2 Анализ экономического развития  и инновационной деятельности  Томской области

2.1 Анализ социально-экономического развития Томской области

Томская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Сибирского федерального округа. Административный центр — город Томск. Граничит: на севере с Тюменской областью и Ханты-Мансийским автономным округом, на юге — с Кемеровской и Новосибирской областями, на западе — с Омской областью, на востоке с Красноярским краем. Образована 13 августа 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР.

Население по состоянию на 2009 год - 1038,5 тысяч человек, 51-я по численности населения среди субъектов Российской Федерации (0,7 % населения России), из них 69,0 % — городское, плотность населения: 3,3 чел./км².

Экономика:

- Объём валового регионального продукта (ВРП) в 2009 г. — 198,745 млрд руб.

- Рост ВРП в 2009 г. — 4,6 % (к уровню 2008 г.).

- Экспорт в 2007 г. — 918 079,2 тыс. долларов США.

- Импорт в 2007 г. — 128 753,0 тыс. долларов США.

Внутриобластные перевозки грузов осуществляются в основном речным и автомобильным транспортом.

Протяженность внутренних судоходных путей по бассейну р. Оби и ее притокам — около 5 тыс. км.

Протяжённость автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием 6236 км. Густота путей сообщения составляет 19,7 км. путей на 1000 км 2 территории. 2 райцентра (Александровское, Белый Яр) и два города (Стрежевой и Кедровый) не соединены с областным центром дорогами с твердым покрытием.

Эксплуатационная  длина железных дорог составляет 346 км, основная магистраль — Белый Яр—Томск—Тайга.

Доставка пассажиров и грузов (в том числе газет и журналов) во многие населенные пункты производится только воздушным транспортом.

В ноябре—марте для завоза грузов на север области  используются «зимники» (зимние дороги).

В 2005 г. осуществлена разработка Стратегии развития Томской области до 2020 г. Разработка базируется  на определенных долгосрочных стратегических приоритетах и является первым опытом применения в России современных подходов стратегического менеджмента, активно и успешно используемых в государственном управлении в развитых странах.

Главной и безусловной  целью Администрации Томской  области  является повышение уровня благосостояния населения и стандартов жизни на территории.  Реализация данной цели, достижение высокого уровня качества жизни возможны только при условии создания динамично развивающейся, конкурентоспособной и сбалансированной региональной экономики, обеспечивающей занятость населения преимущественно в секторах с высоким потенциалом устойчивого роста и уровнем производительности труда. Стратегия развития Томской области до 2020 г. является одним из элементов системы планирования Администрации Томской области.

В процессе разработки Стратегии определены приоритеты для  развития сектора экономики Томской  области.

Инвестиционная  привлекательность Томской области складывается из следующих составляющих:

- Стабильный политический климат.

- Растущая экономика (более 10% в год).

- Развитая инфраструктура.

- Высокий образовательный уровень населения и невысокая стоимость рабочей силы.

- Высокий научный потенциал – большое количество идей, технологий, проектов создания инновационных производств.

- Стабильная финансовая система.

В Томске создан и успешно функционирует инновационный  комплекс:

- Общий объем выпуска наукоёмкой продукции – около 100 млн долларов.

- Офисы коммерциализации технологий в университетах и научных организациях.

- Четыре бизнес-инкубатора.

- Три инновационно-технологических центра.

- Два центра трансфера технологий.

- Сеть рискового финансирования.

- Технопарк.

Германия является одним из главных стратегических партнеров Томской области среди европейских стран. Успешное развитие и функционирование этого сотрудничества обеспечивается благодаря  деятельности соответствующих структур администраций Томской области и города Томска,  отделов по международным связям университетов и организаций, подразделений по внешнеэкономической деятельности предприятий и фирм  области.

Связи существуют в разных сферах.  На томских предприятиях работает немецкое оборудование и осуществляется ряд инвестиционных проектов. Развиваются  связи с Германией в аграрном секторе.

Имеется  опыт сотрудничества в сфере научных разработок и образования. Немецкая компания «Карл Цейс» стала одним из учредителей первого в России Института микрохирургии, который открыт  в Томске. Институт химии нефти сотрудничает с учеными Ганновера. Томский политехнический университет имеет свое представительство в университете г. Карлсруэ. Томский государственный университет имеет тесные контакты с немецким агенством академических обменов, культурным центром им. Гёте, немецким научным обществом и другими центрами и фондами. 

Информация о работе Инновационный фактор регионального экономического развития на прмере Томской области