Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 19:12, реферат
Понятие инвестиции означает вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей.
Как в отечественной, так и в зарубежной современной литературе некоторые авторы относят к инвестициям только те вложения, которые способствуют росту реально функционирующего капитала общества, а большинство авторов — любые вложения, приносящие их владельцам прибыль. В советской экономической литературе инвестиции рассматривались как «затраты на воспроизводство основных фондов, их увеличение и совершенствование».
Основные показатели, характеризующие состояние инвестиционного рынка на макроуровне, могут быть объединены в следующие группы.
1. Показатели, характеризующие эффективность
инвестиционной политики
2. Показатели, характеризующие емкость инвестиционного рынка и его обеспечение: объем спроса и предложения на инвестиционном рынке; динамика фактического объема сделок на рынке; динамика уровня цен на инвестиционные товары и инструменты; количество и состав основных инвестиционных товаров и инструментов, обращающихся на рынке;.
3. Показатели, характеризующие состояние рынка недвижимости и основных фондов: объем работ, выполненных по договорам строительного подряда; ввод в действие зданий и производственных мощностей; объемы строительства жилых домов и объектов социально-культурной сферы; ввод в действие основных фондов.
4. Показатели, характеризующие состояние
рынка ценных бумаг: объем и
структура эмиссии ценных
5. Показатели, характеризующие состояние денежного рынка, – реальная ставка процента по кредитам; ставка рефинансирования; удельный вес кредитов банков в структуре инвестиций; официальный курс основных иностранных валют (доллара США, евро) к рублю; индекс инфляции; уровень денежных доходов населения и др.
Стратегическое управление – система управления деятельностью фирмы, направленная на выработку стратегий, позволяющих оценивать и учитывать в текущих решениях будущие изменения. Результатом стратегического управления является обеспечение выживаемости и устойчивого роста (развития) фирмы в долгосрочной перспективе.
Ключевым звеном стратегического управления является стратегическое планирование.
Стратегическое планирование – процесс определения стратегических целей развития фирмы, разработки методов их достижения, распределения необходимых для этого ресурсов. Объектами стратегического управления и планирования являются фирмы и другие организационные структуры.
Стратегическое планирование начинается с формулировки миссии фирмы. Эта формулировка включает стратегические цели фирмы и границы, внутри которых разрабатываются стратегические направления деятельности филиалов, подразделений, отделов.
Руководство определяет конкретные задачи и цели.
Задачи фирмы следует
-производственные задачи, которые имеют количественное выражение и измеримые параметры.
- задачи совершенствования,
Эти задачи предопределяют последовательность разработки стратегического плана фирмы. Сначала осуществляется оценка текущего состояния бизнеса и перспектив его развития. Далее формулируются глобальные задачи фирмы, ее стратегические цели и выбираются стратегии ее развития.
Успешно организованное стратегическое планирование обеспечивает достижение целей и выполнение задач, стоящих перед предприятием. В этом случае акционеры (учредители) получают прибыль на вложенный капитал, потребители – качественные товары и надежные услуги с разумной стоимостью и быстротой. Персонал уверен в стабильности фирмы, удовлетворен работой и оплатой труда.
Стратегии, отражающие поведение предприятия на рынке подразделяются на стратегии роста, ограниченного роста и сокращения объемов производства и продаж.
Среди стратегий, характеризующих положение на рынке, можно выделить стратегии лидерства, претендента на лидерство, последователя за лидером, обитателя рыночной ниши.
Стратегии, направленные на достижение конкурентных преимуществ делятся на стратегии: лидерства по издержкам, дифференциации, фокусирования, диверсификации, интеграции.
Стратегия лидерства по издержкам основывается на знании текущего уровня издержек, жестком контроле, внедрении новых ресурсосберегающих технологий, обучении персонала, системе его стимулирования за снижение издержек.
Стратегия дифференциации базируется на стремлении организации к обладанию такими преимуществами, которые более всего ценятся потребителями.
Стратегия диверсификации обычно сопряжена с наибольшим риском, поскольку требует исчерпывающей информации о новых рынках и товарах. Выделяют стратегии концентрической диверсификации (новые товары и рынки имеют определенные черты сходства с выпускаемой продукцией или освоенными рынками) и диверсификации по принципу создания конгломерата (новые товары или рынки не связаны с выпускаемыми товарами или текущими рынками).
Стратегия интеграции основывается на стремлении предприятия взять на себя функции и обязанности, ранее выполнявшиеся третьей стороной.
Потребность в разработке инвестиционной стратегии на предприятиях возникла с развитием рыночных отношений. Одни авторы пишут, что инвестиционная стратегия представляет решение, принимаемое предприятием на долгосрочный период относительно инвестиционной деятельности, другие под инвестиционной стратегией понимают процедуру формирования системы долгосрочных целей инвестиционной деятельности и выбор наиболее эффективных путей их достижения.
Инвестиционная стратегия
Выбирая инвестиционную стратегию предприятия необходимо четко представлять:
- какие проекты целесообразно принять;
- каков возможный объем
- из каких источников может
финансироваться
Определенная сложность
Исходной предпосылкой формирования инвестиционной стратегии является общая стратегия экономического развития предприятия. По отношению к ней инвестиционная стратегия носит подчиненный характер и должна согласовываться.
Общая стратегия развития включает в себя функциональные, ресурсные и частные стратегии. Инвестиционная стратегия, отнесенная к функциональному блоку, непосредственно связана с финансовой стратегией, относящейся к ресурсному блоку.
Развитие общей инвестиционной стратегии осуществляется посредством разработки комплекса частных и обеспечивающих стратегий.
Частные стратегии – финансовые, технологические, организационные, кадровые.
Финансовая стратегия
Технологическая стратегия определяет научно-технические цели и пути их достижения.
Организационная стратегия нацелена на организационный уровень и пути его достижения.
Обеспечивающие стратегии
- маркетинговая стратегия – способы проведения маркетинговых исследований, сбора и обработки информации;
-стратегия материального
- инновационная стратегия - способы
проведения научно- исследовательских
работ, формы взаимодействия
20 Разработка путей реализации стратегических целей ИД
21 Разработка стратегических направлений ИД и их экономическая оценка
Цели и задачи, стоящие перед большинством предприятий, можно отнести к четырем областям их деятельности:
- в финансовой области – выполнение обязательств перед акционерами;
- в сбытовой деятельности – удовлетворение потребностей покупателей на рынке конкурирующих продавцов;
- в производственной деятельности – совершенствование и управление механизмами высокоэффективного функционирования системы;
- в области внутренних возможностей – оправдание ожиданий и развития потенциала сотрудников, профессионализм которых определяет будущее предприятия.
Формирование стратегических целей инвестиционной деятельности должно исходить, прежде всего, из целей базовой стратегии. Эти цели могут быть сформированы в виде:
- обеспечения прироста капитала;
- роста прибыльности инвестиций и суммы дохода от инвестиционной деятельности;
- изменения пропорций в формах реального и финансового инвестирования;
- изменения отраслевой и региональной направленности инвестиционных программ и т.д.
При этом формирование стратегических целей инвестиционной деятельности должно увязываться со стадиями жизненного цикла и целями хозяйственной деятельности предприятия.
Разработка наиболее эффективных путей реализации стратегических целей инвестиционной деятельности осуществляется в двух аспектах: по направлениям инвестиционной деятельности и по формированию инвестиционных ресурсов.
Разработка стратегических направлений инвестиционной деятельности базируется на системе целей этой деятельности. В процессе разработки последовательно решаются задачи определения соотношений различных форм инвестирования на отдельных стадиях перспективного периода, отраслевой и региональной направленности инвестиционной деятельности.
Определение соотношения различных форм инвестирования на отдельных этапах перспективного периода связано, прежде всего, с функциональной направленностью деятельности предприятия. Так, инвесторы, осуществляют свою инвестиционную деятельность преимущественно на фондовом рынке. Следовательно, основной формой их долгосрочной инвестиционной деятельности будет инвестирование в акции, облигации, сберегательные сертификаты.
Определение отраслевой направленности
инвестиционной деятельности является
наиболее сложной задачей разработки
инвестиционной стратегии. Она требует
подхода к прогнозированию
Региональная направленность инвестиционной деятельности определяется двумя основными условиями: размером и продолжительностью функционирования предприятия. Основой разработки региональной направленности инвестиционной деятельности является оценка инвестиционной привлекательности отдельных регионов России.
Стратегия формирования
Разработка стратегии
- прогнозирование потребности в общем объеме инвестиционных ресурсов;
- изучение возможности формирования инвестиционных ресурсов за счет различных источников;
- определение методов финансирования отдельных инвестиционных программ и проектов;
- оптимизацию структуры источников формирования инвестиционных ресурсов.
И, наконец, производится оценка разработанной инвестиционной стратегии, которая осуществляется на основе следующих критериев:
- согласованность инвестиционной стратегии с базовой стратегией предприятия;
- внутренняя сбалансированность инвестиционной стратегией;