Институциональные проблемы бедности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 20:52, реферат

Описание работы

В качестве цели курсовой работы мы поставили изучение проблемы бедности в РФ, выявление различных вариантов касательно того, как можно измерить уровень бедности в стране. Исходя из цели определим следующие задачи:
1. Изучить и систематизировать накопленные знания по проблеме бедности.
2. Рассмотреть основные показатели уровня жизни.
3. Описать социально-демографический портрет бедного населения в России.
4. Описать подходы к изучению и измерению бедности.
5. Выявить причины бедности. 6. Описать технологии по борьбе с бедностью.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы проблем бедности.
1.1. Сущность и формы бедности 4
1.2. Факторы, влияющие на бедность 7
1.3. Опыт и тенденции совершенствования институциональной среды для решения проблем бедности 8
Глава 2. Сложившаяся институциональная среда социально-экономического расслоения и её проблемы
2.1. Характерные особенности социально-экономической природы бедности и неравномерного распределения доходов 11
2.2. Институциональная среда проблем бедности 13
2.3. Институциональные проблемы бедности в современной России и их характеристика 16
Глава 3. Совершенствование институциональных механизмов решения проблемы бедности в России
3.1. Обоснование направлений решения проблем бедности 21
3.2. Социально-экономическая оценка эффективности предлагаемых мероприятий 23
3.3. Механизмы внедрения предлагаемых мероприятий 23
Заключение 25
Библиографический список 26

Файлы: 1 файл

Институциональные проблемы бедности в России.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

В то же время обращает на себя внимание идеология социального  иждивенчества, сформировавшаяся в  период социализма. Далеко не все россияне способны на активность, предприимчивость и инициативу, уверены в собственных силах. Значительная часть населения занимает пассивную позицию, считая, что государство обязано обеспечивать работой всех трудоспособных граждан и поддерживать определенный уровень благосостояния населения. [16, с.93]

 

    1. Опыт и тенденции совершенствования институциональной среды для решения проблем бедности

В государственной политике в России существуют несколько вариантов  восприятия бедности. Официально принятой является модель, основанная на вычислении прожиточного минимума (ПМ) и минимального потребительского бюджета (МПБ) органами статистики, что укладывается в нормативный подход к измерению бедности. Статистические расчеты прожиточного минимума служат инструментом государственной политики доходов, так как являются основой для установления минимальных размеров заработной платы и ее территориальной дифференциации, минимальных пенсий, пособий на детей, стипендий и других денежных выплат, финансируемых из бюджета. А это, в свою очередь, влияет на структуру доходов и расходов населения. Такая установка уменьшает роль трудовых доходов и ведет к формированию патерналистских настроений. Реальное развитие общества подтверждает неэффективность такой государственной политики: при значительном суммарном росте социальных расходов в последнее десятилетие, столь же значительно выросла доля бедных групп населения.

Очевидно, это требует  принципиального изменения государственной  социальной политики. Государственная  социальная политика есть регулирование отношений социальных групп и индивидов по поводу удовлетворения социальных интересов. На разных этапах развития общества действуют различные совокупности социальных групп, а следовательно, у них возникают различные отношения по поводу удовлетворения своих социальных потребностей. И это означает, что государством могут использоваться различные модели регулирования отношений социальных групп и индивидов по поводу удовлетворения социальных интересов. Практика государственного регулирования таких отношений позволяет говорить о наличии двух базовых моделей такого регулирования. Первая модель — это модель социальной политики социалистического государства, основная идея которой заключается в том, что все социальные группы, все члены общества работают на благо общества, а оно обеспечивает каждой группе, каждому члену определенный уровень материального и социального благосостояния, то есть удовлетворения социальных интересов. Общая направленность социальной политики в этой модели, роль государства в ней, тип поведения отдельных членов общества позволяют назвать эту политику патерналистской моделью удовлетворения социальных интересов, для которой характерно жесткое определение государством поведения человека в социальной сфере и охват социальной защитой практически всего населения.

В условиях рыночной экономики  реализуется принципиально иная модель социальной политики. Для основной части граждан в рамках этой модели главным принципом удовлетворения социальных интересов должен быть принцип  самообеспечения, а принципом государственного регулирования — механизм субсидиарности, то есть, создание возможностей для самообеспечения, самозащиты и частной инициативы членов общества. Предпосылкой этому является усиление позиций индивида, что должно обеспечить соответствующее социальное законодательство, налоговая политика, политика распределения доходов и социальное страхование. Главной целью социальной политики в рамках 2-ой модели является не расширение, а сокращение социальной помощи нуждающимся, поскольку число таких членов по мере роста общественного богатства должно сокращаться.

В современной истории  социальной политики Российской Федерации  можно выделить два этапа. Первый этап (первые 7-8 лет 90-х годов) характеризовался патерналистской моделью социального  развития. Второй этап (конец 90-х годов) составляет переход к так называемой адресной социальной системе. Однако, принципиального изменения "правил игры" в этом случае не происходит. Государство по-прежнему остается главным руководителем поведения человека в социальной сфере, но в силу ограничения ресурсов оно собирается благодетельствовать значительно меньшее число групп. Это патернализм бедного государства, тогда как пришло время отказаться от патерналистской социальной политики и перейти к адекватной современному развитию российского общества субсидиарной модели социального развития. Все программы борьбы с бедностью населения, реализуемые в настоящее время базируются на 2 основных стратегиях. Один тип программ осуществляется без требования трудиться, другой — с требованием трудиться. Большинство программ, принятых в настоящее время в России относятся к первому типу, т.е. без требования трудиться. Однако, принципы субсидиарной социальной политики требуют перехода к программам с требованием трудиться. Это, так называемые, программы обеспечения дохода.

При реализации подобных программ государство и общество неизбежно столкнутся с рядом  трудностей. И это будет связано  не только с отсутствием необходимых для этого ресурсов. [17, С.45]

 

Главная трудность в  реализации программ обеспечения доходов сегодня связана с неготовностью самих бедных к участию в них. Бедность в России является не только и не столько экономическим явлением, сколько социально-психологическим состоянием. И в этом смысле, преодоление бедности не может быть осуществлено только экономическими мерами. Преодоление бедности потребует целой совокупности социально- психологических мер, реализуемых через множество целевых программ. В качестве обязательных элементов таких программ могут быть:

1.участие самих бедных  в принятии решений, связанных с преодолением состояния бедности;

2.организация взаимодействия  всех участников борьбы с бедностью,  особенно государственных и частных  субъектов таких программ;

3.создание системы  общественного участия и контроля  за ходом и выполнением программ борьбы с бедностью;

4.формирование благоприятного  общественного мнения для содействия  таким программам;

5.содействие созданию  ассоциированных структур не  только заинтересованных сторон, но и участников программ преодоления  бедности;

6.поддержка законодательных инициатив и деятельности любых групп и сил, направленных на содействие бедным и другие элементы.

Успех в реализации такой  стратегии борьбы с бедностью  населения будет зависеть в немалой  степени от уровня диагностики социального  развития и прогнозирования тех или иных его тенденций и характеристик.

Представляется, что результаты изучения феномена и проблемы бедности, разработка новых инструментов диагностики  этого состояния и стратегии  его преодоления, имеют принципиальное значение для перехода к новой социальной политике и принятия управленческих решений в социальной сфере, отвечающих запросам современного социального развития российского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Сложившаяся институциональная среда социально-экономического расслоения и её проблемы

 

    1. Характерные особенности социально-экономической природы бедности и неравномерного распределения доходов

 

Различия в уровне доходов на душу населения или  на одного занятого называются дифференциацией  доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Наибольший разрыв в уровне доходов отмечался в традиционной системе. Этот разрыв был больше, чем в эпоху капитализма свободной конкуренции. Затем при переходе к современной рыночной экономике различия в уровне доходов (и имущества) заметно уменьшаются. При переходе от административно-командной к рыночной системе рост дифференциации доходов связан с тем, что часть населения продолжает жить в условиях распадающейся прежней системы и одновременно возникает общественный слой, действующий по законам рыночной экономики. По мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения размеры неравенства сокращаются [6, с.608].

Вторгаясь в сферу  распределения доходов, государство  ни в коем случае не должно добиваться их уравнивания. Неравенство доходов - обязательное условие эффективного функционирования рыночной системы, только оно способно создать действенные мотивы к труду и инвестированию [1, с.290].

Существует множество  явлений, влияющих на уровень доходов. Как считают влиятельные современные американские экономисты, принадлежащие к институциональному направлению, Р. Хейлбронер и Л. Туроу, "люди бедны по большей части совсем не потому, что они непроизводительны. Они часто становятся непроизводительными в результате тех же самых факторов, которые их делают бедными" [7, с.392]. Поэтому большое внимание уделяется причинам неравенства доходов:

Различия физических, умственных и предпринимательских  способностей. Способности людей  бесконечно разнообразны, поэтому одни люди, обладающие от природы хорошими способностями, имеют более высокую производительность труда и получают более высокие доходы, чем те, которые обделены этими способностями. Некоторые же способности людей являются уникальными и в силу этого ограниченными, что приносит их владельцам интеллектуальную ренту, подобно тому, как ограниченное неэластичное предложение первоклассных участков земли приносит земельным собственникам рентные доходы.

Различия в доходности профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность обуславливается соотношением спроса и предложения на те или иные профессиональные услуги, затратами на получение образования. Исходя из этого можно говорить о том, что высокие доходы топ-менеджеров, адвокатов, программистов обуславливаются ограниченным неэластичным предложением их услуг вследствие особых психологических и умственных данных, которые требуются для освоения этих профессий, а также высоких затрат времени, энергии и денежных средств на получение образования, и высоким спросом на их услуги, от которых напрямую зависит доходность современного бизнеса.

Различия в производительности и интенсивности труда. Неравенство  в производительности труда, которое  вызывает неравенство доходов, может  быть признано социально справедливым, если в конкурентную борьбу на рынке вступают работники с абсолютно одинаковыми физическими и умственными способностями. Но как отмечалось ранее, способности людей бесконечно разнообразны. Также очевидно и то, что люди, затрачивающие больше физической и умственной энергии для выполнения работы, имеют больше возможности для получения более высоких доходов, чем те, кто трудится расслаблено. Однако прямой зависимости между интенсивностью труда и его доходностью нет.

Проблема экономических  возможностей. Существует неравный доступ к образованию, профессиональной подготовке, высокооплачиваемой работе, другим общественным и частным благам, что создает неравные для всех стартовые экономические условия. Поэтому, даже в высокоразвитой рыночной экономике шансы на получение образования распределены таким образом, что часть молодых людей вынуждена отказаться от определенных профессий или совмещать учебу и работу, что непосредственно сказывается на уровне квалификации, перспективах трудоустройства и получения доходов.

Однако, несмотря на существенное влияние на неравенство доходов вышеотмеченных факторов, все же общепризнанным является то, что "самые большие различия доходов обусловлены разницей в унаследованном и приобретенном богатстве" [7, с.393]. Неравномерное распределение национального богатства между собственниками капитала и собственниками труда приводит к тому, что чем большей собственностью обладают отдельные индивиды, тем большую долю национального дохода они присваивают.

Различия социально-экономических  условий в регионах.

Различия в отношении к риску. На предприятиях с повышенным риском для жизни человека более высокие доходы.

Дискриминация в трудовых отношениях.Неформальные отношения  и др.

Дифференциация доходов  ведет к имущественной дифференциации, к разному потребительскому старту [3, с.390].

Абсолютная черта бедности - это минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических  потребностей человека в продукции  питания, одежде и жилье, т.е. на основе набора (корзины) товаров и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека [6, с.615].

Относительная черта  бедности определяется социальными  и культурными условиями, и сопоставляется с уровнем жизни в разных странах.

Неравенство доходов  оказывает влияние на социально-экономическое  развитие страны и приводит к негативным последствиям:

Рост дифференциации доходов означает для экономики  выманивание среднего класса, являющегося  основным "производителем" спроса на товары и услуги [7, с.395]. Происходит рост богатства и без того богатого населения, что приводит к еще большим потерям спроса в экономике.

Чрезмерная дифференциация доходов и ее крайние формы, такие, как бедность и нищета, приводят к неизбежному росту социальных издержек: дисквалификации, профессиональной деградации, росту социальных болезней (преступности, наркомании, самоубийствам, маргинализации), что в свою очередь приводит к разрушению, размыванию человеческого капитала, являющегося одним из основных факторов современного экономического роста.

Высокая дифференциация доходов является одним из факторов усиления социальной напряженности в обществе, что увеличивает инвестиционные и предпринимательские риски и препятствует устойчивому развитию экономики [7, с.396].

Так дифференциация выделяет не только высокодоходные и низкодоходные  группы, одновременно развивается межотраслевая и региональная дифференциация, а также дифференциация внутри предприятий (между работниками и администрацией).

Информация о работе Институциональные проблемы бедности в России