Институциональный анализ коррупции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление основных проблем коррупции. Целью - проанализировать уже существующие законы и действия государства по отношению к коррупции.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Понятие, содержание и причины возникновения коррупции и возникновение коррупции в России…………………………………………. 5
2. Коррупционная преступность………………… …………………. . …….16
Глава 3 Борьба с коррупцией……………………………………………… 30
Заключение…………………………………………………………………. 40
Список использованных источников………………………………………. 41

Файлы: 1 файл

Институциональный анализ коррупции.docx

— 74.96 Кб (Скачать файл)

Этот указ, до принятия "Закона о государственной службе в РФ" и до принятия других нормативных актов призванных регулировать борьбу с коррупцией не смотря на свой малый объем, установил основные принципы защиты от коррупционной деятельности должностных лиц властных органов государства.

1. Запрет служащим государственного  аппарата:

заниматься предпринимательской деятельностью;

оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения;

выполнять иную оплачиваемую работу (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности);

быть участником хозяйственных обществ и товариществ.

2. Установление для государственных  служащих обязательного представления  декларации о доходах, движимом  и недвижимом имуществе, вкладах  в банках и ценных бумагах.

Нарушение указанных требований влечет освобождение от занимаемой должности иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Указ Президента России "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы, несмотря на свою своевременность и важность, не лишен известных дефектов (узость круга решаемых вопросов, недостаточная проработанность с точки зрения юридической техники и др.). Отсутствие проработанного механизма реализации Указа и контроля за его выполнением создает серьезные препятствия эффективному применению, как самого указа, так и всего скудного законодательства по борьбе с коррупцией.

До сих пор не принят Закон о коррупции, проект которого несколько раз был отклонен Президентом. Именно в этом законе дано определение качественно нового правонарушения - правонарушения связанного с коррупцией.

Сложность, с которой Государственная дума сталкивается в принятии этого законодательного акта, вполне объяснима. Не смотря на всю остроту данной проблемы в России, ни один закон в России, кроме Уголовного кодекса, не может устанавливать преступность деяния, иными словами, ни один нормативный акт не может определять какие деяния считаются преступными, а какие нет. Тоже можно сказать и об имущественной ответственности, которая призвана регулироваться гражданским кодексом. Некоторые нормы устанавливаемые Законом идут в разрез, с той огромной массой законов и др. нормативных актов, которая в настоящий момент и составляет существующую систему права. К сожалению, нормы Закона, позволяющие более менее адекватно настоящему времени регулировать борьбу с коррупцией неминуемо идут в разрез и противоречат существующему законодательству, и, следовательно, в случае принятия Закона, дестабилизируют и без того раздираемую различными интересами систему права. В первую очередь необходимо проверить все законы на коррупционноемкость, то есть может ли использоваться этот закон в целях получения взятки. Здесь наверняка всплывут многие лобби - законы.

Неверно полагать, что в этой проблеме виновна судебная система. Многие считают, что невозможно выиграть дело против крупного чиновника. Статистика показывает, что 68 % жалоб против государственных органов и должностных лиц судебная система удовлетворяет. Однако, в основном, иски подают владельцы среднего и крупного бизнеса, где и так налажена и отработана административная система.

На сегодняшний день выделяют 3 стратегии противодействия коррупции:

1.  Общественное осознание опасности коррупции и ее последствий

2.  Предупреждение и предотвращение коррупции

3.  Верховенство закона и защита прав граждан.

Существуют основы, без которых коррупцию победить невозможно. Первое: при отсутствии независимых средств массовой информации с ней бороться бессмысленно, потому что никакая коррумпированная власть без внешнего общественного контроля не сможет себя переделать. СМИ должны постоянно подогревать эту проблему, держать ее навиду, показывать, что государство борется с коррупцией, благодаря этому будет происходить медленное, постепенное образование в это сфере, молодые люди будут осознавать, что взяточничество в России пресекается на корню, и уровень коррупции постепенно начнет падать .

 

3.2 Организации, занимающиеся противодействием и борьбой с коррупцией

Комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по противодействию коррупции.

  1. Комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по противодействию коррупции активно занимается:
  2. осуществления в пределах своих полномочий деятельности, направленной на противодействие коррупции в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;
  1. анализа федерального законодательства в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции;

  1. подготовки предложений по совершенствованию федерального законодательства в области правового обеспечения противодействия коррупции.

Межрегиональная общественная организация "Общественный антикоррупционный комитет" (МОО).

Будучи институтом гражданского общества, "Общественный антикоррупционный комитет" ставит перед собой целью участие в построении современной демократической модели государства через формирование антикоррупционных барьеров, что особенно важно в связи с проводимой в настоящее время административно реформой. Комитет исходит из того, что противостоять коррупции можно, лишь объединив усилия, органов власти и управления, правоохранительных структур и институтов гражданского общества.

Деятельность Комитета направлена на то, чтобы увеличить степень ответственности чиновников за свою работу, сделав ее более прозрачной и подконтрольной. Для этого Комитет занимается изучением текущей коррупционной ситуации, выработкой конкретных и практически реализуемых предложений, направленных на создание эффективной схемы взаимодействия власти и гражданских институтов в деле борьбы с коррупцией, ликвидацией ее прямых и косвенных последствий.

Все это призвано способствовать повышению доверия граждан к власти, улучшению инвестиционного климата и интеграции нашей страны в мировое экономическое сообщество, что в свою очередь качественно отразится на повышении уровня жизни граждан России.

Общероссийская общественная организация "Общественная комиссия по борьбе с коррупцией"

Основной целью Организации является:

    1. Содействие консолидации широкой общественности в содействии правоохранительным органам в борьбе с преступностью и коррупцией;
    1. содействие выявлению случаев коррупции и злоупотребления служебным положением должностных лиц государственных и иных организаций и служб.

Основными задачами Организации являются:

    1. оказание общественной поддержки деятельности правоохранительных, других государственных органов и организаций, общественных объединений, направленной на обеспечение законности и укрепления правопорядка, усиление борьбы с преступностью;
  1. участие в международных, федеральных и региональных программах и акциях по борьбе с терроризмом, преступностью, коррупции и другими правонарушениями, разработке научно-практических рекомендаций по данным вопросам;

  1. подготовка ежегодных аналитических докладов по проблемам, связанным с борьбой с организованной преступностью и коррупцией, по совершенствованию международных, межнациональных и межконфессиональных отношений, по вопросам духовного сближения народов, а также доведение этих докладов до сведения широкой российской и зарубежной общественности заинтересованных структур и организаций;

  1. оказание общественной поддержки и помощи гражданам и организациям по защите их прав, свобод и законных интересов, гарантированных Конституцией Российской Федерации и между народными соглашениями;

  1. содействие повышению уровня правового информирования населения;

Несомненно, роль общественных организаций, которые, собирая весь свой потенциал, проводят антикоррупционную борьбу, очень значительна. Оказание общественной поддержки и помощи гражданам и организациям по защите их прав, свобод и законных интересов, формирование антикоррупционного мировоззрения и правосознания граждан, содействие выявлению случаев коррупции и злоупотребления служебным положением должностных лиц государственных и иных организаций и служб и т.д. - все это направлено на выработку конкретных предложений, направленных на создание эффективной схемы взаимодействия власти и гражданских институтов в деле борьбы с коррупцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

Определяя термин «коррупция», большинство исследователей придерживается понятия, предложенного  специалистами Всемирного банка, согласно которому «коррупция — это злоупотребление властными полномочиями в личных интересах». При этом различают коррупцию как сделку (транзактивную) и коррупцию как вымогательство (экстортивную). Эти два вида имеют, в свою очередь, некоторые производные типы:  оборонительная, инвестиционная, не потическая, аутогенная, поддерживающая. Однако следует отметить, что в исследовательской литературе особое внимание уделяется еще двум важным типам коррупции, дополняющим базовую типологию. Это институциональная и политическая коррупция. Институциональная коррупция связана с поиском выгод от функционирования институтов (таких как, например, политические партии). Политическая же коррупция имеет место в общественном секторе либо на пересечении интересов общественного и частного секторов (например, в ситуации, когда политики используют свой привилегированный доступ к ресурсам, незаконно присваивая выгоды от их употребления).

Полученные оценки объема коррупционного рынка фиксируют резкий рост коррупции в 2001—2005 гг. Согласно нашим данным, он обусловлен масштабным увеличением среднего размера взяток, что подтверждается не только результатами нашего опроса, но и огромным массивом фактической информации (публикации в СМИ, сообщения представителей правоохранительных органов и т. п.).

Анализ экономических подходов к исследованию коррупции показывает, что не существует однозначного ответа на вопрос о ее влиянии на экономическое развитие. Однако с большой уверенностью можно утверждать, что важным фактором распространения коррупции является отсутствие конкуренции. При этом монопольный доступ к благу сокращает количество коррупционных сделок, но увеличивает плату за это благо, то есть объем взяток. Нельзя однозначно выявить, какой эффект оказывает коррупция — позитивный или негативный. В том случае, если коррупция приводит к недопотреблению данного блага по сравнению с ситуацией ее отсутствия, общество действительно теряет от ее появления. Однако, как было показано выше, коррупция может и увеличивать объем потребления, становясь тем самым выгодной для общества.

Современный экономический подход к изучению преступлений и наказаний рассматривает в качестве основного критерия для создания адекватного законодательства максимизацию общественного благосостояния. Если строго следовать этому подходу, то при некоторых предположениях может не понадобиться полного искоренения коррупции: достаточно будет лишь достичь некоторого «оптимального» ее уровня, поскольку затраты на искоренение взяточничества могут превосходить соответствующие прибыли.

Кроме того, мы постарались обосновать необходимость замены суровых наказаний за корыстные преступления штрафами. Однако и теоретические модели, и примеры из юридической практики показывают, что при использовании штрафов необходим более глубокий анализ ситуации и что универсальных рецептов для борьбы с преступностью экономическая теория дать не может.

 

 

 

 

Список использованных источников по курсу

институциональной экономики

1.Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16 20/04/2011

2. Уголовный кодекс Российской Федерации -290–291 УК РФ

3.Уголовный кодекс Российской  Федерации – ст. 285 УК РФ

4. Уголовный кодекс Российской  Федерации – ст. 286 УК РФ

5. Уголовный кодекс Российской  Федерации – ст. 289 УК РФ

6. Уголовный кодекс Российской  Федерации – ст. 292УК РФ

7. Уголовный кодекс Российской  Федерации – ст. 299 УК РФ

8. Уголовный кодекс Российской  Федерации – ст. 300 УК РФ

9. Уголовный кодекс Российской  Федерации – ст. 201-204 УК РФ

10. Уголовный кодекс Российской  Федерации – ст. 272 УК РФ

11. Ю.В.Кузовков. Мировая история  коррупции. М.: Издательство Анима-Пресс, 2010 г. – 6 с.

12. А.С. Дементьев. Состояние  и проблемы организации борьбы  с коррупцией. Коррупция и России: состояние и проблемы. М., МВД, Московский  ин-т. 1996, Т.1, с.25.

Перечень Internet-страниц открытого доступа

к официальной информации

http://www.krugosvet.ru/node/35551?page=0,2 – Коррупция, Энциклопедия кругосвет

http://iam.duma.gov.ru/node/2/4603/16207 - Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

http://www.coolreferat.com/Причины_и_последствия_коррупции_в_России- Причины и последствия коррупции в России

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=23601#_Toc164685380– Экономический анализ коррупции

http://www.bestreferat.ru/referat-180489.html - Коррупция и методы борьбы с ней

http://www.be5.biz/pravo/k003/19.htm - Коррупционная преступность

http://www.kp.ru/daily/26109/3004908/ - газета « Комсомольская Правда»

http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Сердюков А. Э.

http://www.korupcii.net/index.php?s=9 - Национальный Антикоррупционный

Совет Российской Федерации

http://www.aif.ru/society/law/1120496 - газета «Аргументы и Факты»

Информация о работе Институциональный анализ коррупции