Институты права и экономическая эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является анализ влияния права на экономику.
Исходя из поставленной цели, нами исследовались следующие задачи:
1)исследовать понятие права и его роль в экономике;
2)исследовать влияние правового воздействия на экономическую эффективность;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...............5
1 Теоретические предпосылки исследования институтов права
1.1 Понятие институтов права……………………………………………………8
1.2 Институты права и экономическая эффективность………………………12
1.3 Стимулирующая роль институтов права…………………………………15
2 Анализ влияния институтов права на экономическую эффективность
2.1 Анализ влияния Гражданского Кодекса РФ на экономическую эффективность……….…………………………………………………………..20
2.2 Анализ влияния Налогового Кодекса РФ на экономическую эффективность…………………………………………………………………...22
Заключение…………………………………………………………………...…..28
Список использованных источников………………………………………..….31

Файлы: 1 файл

курсовая(2).docx

— 64.37 Кб (Скачать файл)

3)полнота регулируемых отношений. Институт права включает такой набор норм (дефинитивных, управомочивающих, запрещающих и др.), который призван обеспечивать беспробельность регулируемых им отношений.

4)нормативная обособленность (нормы закрепляются в виде глав, разделов).

Институт права объединяет нормы, регулирующие родственные отношения  или элементы отношений различного объема и степени общности. Например, наряду с институтами трудового и гражданского правового договора, регулирующими целые комплексы родственных отношений, существуют институты истца и ответчика, определяющие лишь правовое положение субъекта правоотношений, а также институты представительства, исковой давности и т. д. Поэтому институт может объединять различные блоки правовых норм, пронизанных общностью цели и представляющих достаточный набор средств для ее достижения.

Как правило, для оказания особого правового воздействия  институт отражает своеобразие относительно автономных отношений в рамках одной  отрасли права. В то же время некоторые  отношения настолько тесно взаимосвязаны  и переплетены, что регулируются нормами различных отраслей права, образуя межотраслевые институты (институт собственности).

Правовое воздействие-это процесс, включающий в себя имеющие отношение  к праву функциональные системные  образования. К этим системам относятся  все правовые явления в целом (юридические нормы, правосознание, правореализующая практика, правотворчество, правопорядок, законность, правовая культура и т.д.).

   Право есть наиболее адекватная форма экономических отношений. Право — это не нечто внешнее для экономики. Право — естественная форма экономических отношений. Право и экономика не просто соотносятся, а взаимодействуют, взаимно влияют друг на друга. До известной степени право представляет собой продолжение экономики. В свою очередь, и экономика может существовать и развиваться в той или иной степени как регулируемая и направляемая с помощью государственно-правовых установлений.

 

    1. Институты Права И Экономическая Эффективность

 

Экономические отношения – определенные связи и отношения, в которые  независимо от воли и сознания вступают люди в процессе общественного производства. 

Экономические отношения, как  и любые иные социальные взаимосвязи, могут стабильно функционировать, если они закреплены в нормативной  форме. Нормативные формы разнообразны, но среди них только правовая (это  показывает исторический опыт) в наибольшей степени отвечает сущности экономических отношений, их рыночной природе. Право, устанавливая «правила игры» в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства. Социально-правовую разновидность институционализма возглавил американский ученый Дж. Коммонс. В экономических отношениях Дж. Коммонс отводил решающую роль юридической стороне, правовым отношениям, утверждал примат права над экономикой. В центре внимания Дж. Коммонса находится знаменитая теория сделок. Основная идея концепции Дж. Коммонса состоит в том, что государство должно осуществлять контроль и регулирование рыночной экономики. По мнению автора, прежде всего законодательная деятельность государства, работа правительственных комиссий способны уладить возникающие экономические противоречия.

Право как социальный институт возникает вместе с государством, ибо во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Данный вопрос получил определенное освещение в научной литературе, так Маркс абсолютизировал зависимость права от экономики.

Адам Смит, патриарх буржуазной экономической науки, считал, что  каждому человеку, если он не нарушает законов справедливости (то есть естественных законов), предоставляется совершенная  свобода преследовать свои интересы и конкурировать своим трудом и капиталом с трудом и капиталом  любого другого. Государство не должно никоим образом препятствовать естественному  развитию хода производства.

И наоборот, известный английский экономист Джон Кейнс в своем главном труде «Общая теория занятости, процента и денег» обосновал необходимость широкого и активного вмешательства государства в экономику.

Государство – организация, обладающая сравнительными преимуществами в осуществлении  насилия, распространяющегося на определенный географический район, границы которого определяются ее властью над налогоплательщиками; обладая сравнительными преимуществами в осуществлении насилия, государство  оказывается в состоянии специфицировать  и защитить права собственности.

Как невозможно существование государства  без права, так и права без  государства ( которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Если право воздействует на экономику как бы изнутри, являясь оптимальной формой экономики и единственно возможной формой рыночной экономики, то государство обеспечивает внешние условия её функционирования. Когда воздействие государства на экономику чрезмерно, оно становится негативным, ибо мешает её свободному функционированию и развитию. Государство в рыночной экономике действует как катализатор преобразований и синтезатор частных интересов с тем, чтобы они способствовали общему благу. Если государственные органы оказываются неспособными выполнить свои обязательства по созданию и применению последовательной правовой системы, то та самая частная заинтересованность, которая приносит богатые плоды, может привести к хаосу и анархии.

Нейтрализация этих сил является одной  из важнейших задач права в  условиях рыночной экономики. Она достигается  путем законодательных запретов недобросовестной конкуренции и  злоупотребления монопольным положением.

Основные направления правового  регулирования экономики. В условиях рыночной экономики право должно не только устанавливать границы разрешенного поведения, но и способствовать развитию рыночных отношений. Для этого используются различные юридические формы и правовые нормы (торговые общества, различные формы собственности, доверительное управление, аренда, патенты, товарные знаки, чеки, векселя, акции и другие ценные бумаги, фондовые и товарные биржи, регулирование хозяйственной несостоятельности и банкротства, судебные и административные процедуры осуществления и эффективной защиты субъективных прав и т.д.). Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:

а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство  разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую  деятельность, определяет права и  обязанности граждан;

б) стабилизация экономики. Правительство  использует бюджетно-налоговую и  кредитно-денежную политику для преодоления - 11 спада производства, для сглаживания  инфляции, снижения безработицы, поддержания  стабильного уровня цен и национальной валюты;

 в) социально-ориентированное  распределение ресурсов.

Рыночная экономика - не панацея  от всех человеческих слабостей и  хозяйственных раздоров. Она порождает  неравенство в распределении, материальных благ, которое должно корректироваться правовыми средствами. Это правовые нормы о налогообложении, социальном обеспечении и страховании, охране труда, найме жилья, бюджетных дотациях малообеспеченным и т.п. Задача правовой системы страны - обеспечить гибкое содействие рыночным механизмам саморегуляции. Для этого механизмы рыночной экономики должны быть «встроены» в соответствующую правовую систему.

Итак, право не просто воздействует на экономику, оно - имманентная ее часть. В правовой науке существует мнение, что становление права как  регулятивной системы завершается  с появлением развитой рыночной экономики. Сторонники этой теории ссылаются на Европу XIX века, когда произошло, якобы, окончательное формирование англосаксонской  и романо-германской правовых систем.

 

    1. Стимулирующая Роль Институтов Права

 

В период формирования цивилизованного рынка меняются роль права, характер его воздействия на общественные отношения, на поведение субъектов. Наряду с традиционными ограничивающими средствами (запретами, обязанностями, наказаниями, мерами принуждения и т.п.), оно более широко использует мотивационно-стимулирующие механизмы, которые должны закладываться в соответствующие юридические нормы уже на законодательном уровне и затем эффективно срабатывать в процессе правореализации. Вхождение в рыночные отношения - сложный, длительный и во многом болезненный процесс. Облегчить его, в какой-то мере, призвано право. Рынок заставляет субъектов проявлять инициативу, искать приложение своим способностям, стараниям, и право не только не должно мешать, но всячески помогать, содействовать этому. Здесь проявляется творчески-организующая и стимулирующая роль права.

Задача права - создавать  полезную среду для этого, поддерживать баланс противоречивых, но вполне совместимых  устремлений, направлять их в надежное правовое русло. В этом смысле огромный стимулирующий потенциал права  еще не полностью используется.

Рынок во всех странах мира так или иначе регулируется законодательством, которое устанавливает общие «правила игры». В некоторых государствах сохраняются элементы плановости. При этом направляющее влияние на экономические процессы оказывается не через властные приказы и администрирование, а через такие инструменты, как бюджет, налоги, кредиты, цены, заказы, поддержка базовых отраслей производства и т.д.

Объективная необходимость  в эффективном «вмешательстве»  государства и права в становление  рыночных отношений обусловлена  следующим. Во-первых, современный рынок складывается в значительной мере криминальным путем с участием мафиозных и коррумпированных бюрократических структур, т.е. это «дикий» рынок, который нередко называют «первоначальным накоплением капитала». Во-вторых, предпринимательство делает лишь первые шаги, а здоровые, подлинно рыночные ростки еще слабы, поэтому требуют властной поддержки и защиты. В-третьих, реформы нуждаются в придании им социальной направленности, преодолении их «шоковых» последствий с целью облегчить тяготы общества и снизить непомерно высокую цену за проводимые преобразования. В-четвертых, необходимо заполнить брешь, образовавшуюся между уже выключенными административно-командными рычагами и еще не включенными или не набравшими силу рыночными механизмами.

Правовое стимулирование должно быть адресным, целенаправленным и дифференцированным, оказывать  влияние в первую очередь на производственную деятельность. Цель - подъем экономики, внедрение рыночных механизмов, создание заинтересованности в труде. Основными направлениями стимулирования являются: предпринимательство, фермерство, малый и средний бизнес, коммерция, бытовое обслуживание, хозяйственная деятельность, банковское дело, инвестиции (отечественные и зарубежные), здравоохранение, транспортные коммуникации, частный капитал и т.п.

Самое распространенное определение  стимула в многочисленных словарях и в научной литературе сводится к тому, что стимул есть побуждение к действию, побудительная причина. При формировании конкретных подходов и мер к его эффективному использованию  в социальной практике большое значение имеет правильное понимание данного  феномена, точное раскрытие его сущности, ибо от этого зависят объективные  пределы действия правовых стимулов в юридическом упорядочении, их потенциальные  возможности и т.д.

В трактовке категории  «правовой стимул» надо иметь в виду следующие аспекты:

1) Правовой стимул - фактор внешний, воздействующий на субъект извне. Он установлен в законодательстве либо содержится в иной форме права. Действует же он через внутренние механизмы: цели, стремления, интересы, мотивы.

2) Правовое стимулирование - это информационно-целенаправленное, предполагающее сознательное изменение  поведения субъекта в юридической  сфере. Поэтому правовыми стимулами  можно считать лишь такие побудительные  причины, которые носят прескриптивный  характер и выступают информационно-психологическими  средствами правового регулирования.

3) Правовые стимулы представляют  собой лишь позитивные средства (дозволения, льготы, поощрения и  т.п.) и не должны включать «негативные»  средства (запреты, обязанности,  меры принуждения и т.п.), которые  относятся к правовым ограничениям - второй стороне управленческого  процесса. Обе категории - правовой стимул и правовое ограничение по сути дела парные, и их необходимо рассматривать в единстве.

4)Правовые стимулы зачастую связывают лишь с поощрениями. Действительно поощрения выступают мощными побудительными факторами, сильнее других, как правило, вызывают заинтересованность субъектов в определенном поведении. Однако это не означает, что только поощрительные меры имеют статус стимулирующих. В качестве таковых могут выступать и льготы, и субъективные права, и законные интересы, и другие позитивные инструменты.

5)Правовыми стимулами необходимо считать, прежде всего, конкретные первичные средства: поощрения, льготы, субъективные права и т.п., которые воплощаются во вторичные (более обобщенных юридических инструментах) - нормах, институтах, отраслях, придавая им стимулирующий характер.

6) Понятие «правовое стимулирование»  может обозначать и более широкое  явление, существующее на уровне  «стимул-препятствие». В этом случае под стимулом понимаются не первичные правовые средства (поощрения льготы, субъективные права и т.д.), а средства, охватывающие собой управление (юридическое воздействие) в целом, под препятствием же - то, что ему противодействует, мешает, тормозит. Все полезные факторы юридического воздействия, включающие в себя, с одной стороны, позитивные средства: правовые стимулы, а с другой - «негативные»: правовые ограничения, в конечном счете, имеют цель упорядоченного изменения, ориентированы, прежде всего, на развитие системы (функция собственно стимулов).

Подводя итог вышесказанному, правовой стимул можно определить как правовое побуждение к законопослушному активному поведению, создающее для удовлетворения интересов субъектов режим благоприятствования. Общие признаки правовых стимулов состоят в том, что они:

  1. связаны с благоприятными условиями для осуществления интересов личности, так как они выражаются в обещании предоставления ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей;
  2. сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, льготы, поощрения, и т.п.;
  3. выражают положительную правовую мотивацию;
  4. предполагают повышение позитивной активности;
  5. направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей.

Информация о работе Институты права и экономическая эффективность