Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 20:00, курсовая работа
Целью настоящего исследования является анализ влияния права на экономику.
Исходя из поставленной цели, нами исследовались следующие задачи:
1)исследовать понятие права и его роль в экономике;
2)исследовать влияние правового воздействия на экономическую эффективность;
Введение…………………………………………………………………...............5
1 Теоретические предпосылки исследования институтов права
1.1 Понятие институтов права……………………………………………………8
1.2 Институты права и экономическая эффективность………………………12
1.3 Стимулирующая роль институтов права…………………………………15
2 Анализ влияния институтов права на экономическую эффективность
2.1 Анализ влияния Гражданского Кодекса РФ на экономическую эффективность……….…………………………………………………………..20
2.2 Анализ влияния Налогового Кодекса РФ на экономическую эффективность…………………………………………………………………...22
Заключение…………………………………………………………………...…..28
Список использованных источников………………………………………..….31
2. Анализ Влияния Институтов Права На Экономическую Эффективность
2.1 Анализ Влияния Гражданского Кодекса РФ На Экономическую Эффективность
Основное влияние на экономическую эффективность России несут 2 института права: Гражданский Кодекс РФ (ГК РФ) и Налоговый Кодекс РФ. Рассмотрим первый из них.
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) — кодекс федеральных законов Российской Федерации, регулирующих гражданско-правовые отношения. Гражданский кодекс имеет приоритет перед другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в сфере гражданского права. Гражданский кодекс России состоит из 1 551 статьи и разделён на четыре части.
Гражданскому праву, как и другим отраслям отечественного права, присущи значительные правовые особенности, которые отражают природу регулируемых им рыночных отношений.
Некоторые общие особенности гражданского права достаточно очевидны и хорошо известны. Это прежде всего широта его сферы действия - она охватывает как отношения граждан бытового и личного характера, так и отношения современного промышленного рынка. Следствием являются обширность и сложность гражданского законодательства, применение которого ввиду разнородности регулируемых отношений требует высокой юридической техники и профессионализма. Гражданскому праву присущи и другие не менее важные правовые особенности. Влияние международно-правового регулирования. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. За последние десятилетия международно-правовое регулирование, которое ранее было направлено преимущественно в сферу публично-правовых связей государств, стало все более заметно воздействовать на имущественные взаимоотношения граждан и юридических лиц. Такое воздействие осуществляется через систему многочисленных международных договоров, рекомендации авторитетных международных организаций, а также общепризнанные международные торговые обычаи.
На нормы российского
гражданского законодательства
об имущественных и личных
правах граждан и практику
применения этих норм заметное
влияние оказали международные
соглашения и декларации о
правах человека и его
Метод гражданско-правового
регулирования. Каждой отрасли права
присущи определенные приемы и средства
правового воздействия на составляющие
ее предмет отношения с целью
их развития и защиты. Совокупность
таких приемов и средств в
юридической науке принято
Первая - равенство участников
гражданских отношений.
Второй чертой метода
гражданского права является
диспозитивность многих его
Следующей особенностью гражданско-правового регулирования является защита нарушенных прав посредством воздействия не на личность правонарушителя, а на его имущество. Основным и наиболее распространенным способом защиты в гражданском обороте является возложение обязанности компенсировать причиненные потери - возместить убытки, а также уплатить неустойку (пени, штраф), если она была предусмотрена законом или договором.
Наконец, особенностью метода
гражданского права является предоставление
потерпевшей стороне судебной защиты
при нарушении ее прав (п. 1 ст. 11 ГК).
Такая защита предоставляется также,
когда в силу прямых указаний закона
гражданские права охраняются в
административном порядке, например через
систему антимонопольных и
Изложенные особенности
правового регулирования, присущие
гражданскому праву, отражают требования
рыночной экономики, которая успешно
функционирует только при наличии
у субъектов
Экономическая эффективность налогообложения подразумевает его соответствие условиям эффективного распределения ресурсов в экономике. Эффективность распределения ресурсов в современной экономике обеспечивается действием рыночных сил. В то же время налоговая система выступает по отношению к рынку как внешний, корректирующий механизм. Налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Различные виды налогов по-разному влияют на эффективность экономики. Следовательно, перед государством стоит задача построения налоговой системы, которая порождала бы возможно меньшие изменения рынка. Налоги оказывают положительное влияние на обеспеченность страны:
Однако, несмотря на положительное влияние налоговой реформы на экономику, новации в налоговой системе осуществляются главным образом за счет регионов, консолидированные бюджеты которых несут значительные потери. Эта тенденция обусловлена рядом факторов:
Гибкость налоговой системы
определяется тем, насколько оперативно
она может изменяться в зависимости
от экономической ситуации в стране.
Это свойство определяет возможность
использования налоговой
Налоговая система - один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система страны была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Действующая в России налоговая
система вызывает множество нареканий
со стороны предпринимателей, экономистов,
депутатов, государственных чиновников,
журналистов и рядовых
России остро не хватает собственной научной школы или нескольких школ в области налогообложения, способных не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий.
Общая характеристика платежей в бюджетную систему в первом полугодии 2009 г. продолжает оставаться неблагоприятной: поступление налогов, администрируемых ФНС России, составили лишь три четверти от соответствующего периода 2008 г.
В первой половине 2009 г. большее, чем в целом по всем видам деятельности, падение налоговых платежей показали семь основных производственных отраслей, таких как: сельское хозяйство; рыболовство; добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство; транспорт и связь.
Налоговые платежи администрируемые ФНС России по укрепленным видам деятельности показали что:
На сколько позволяет судить налоговая статистика первой половины 2009г., положение реального сектора остается сложным. Налоги как определенный показатель потенциала развития производства говорят по меньшей мере:
Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. Нельзя снижать налоги сверх меры. Вспомним, что они играют не только стимулирующую, но и ограничивающую роль. Чрезмерно низкие налоги могут привести к резкому взлету предпринимательской активности, что также может вызвать ряд негативных последствий, как, например, кризис перепроизводства, оказаться губительным с точки зрения сохранности окружающей природной среды.
Налоговая реформа, следуя общему ходу всей экономической реформы, является неотъемлемым ее звеном. К тому же финансовая ситуация в стране продолжает оставаться сложной. Стабилизация экономики пока проявляется лишь как тенденция в условиях продолжающегося спада производства и инфляции.
И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство - не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.
Информация о работе Институты права и экономическая эффективность