Институты права и экономическая эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является анализ влияния права на экономику.
Исходя из поставленной цели, нами исследовались следующие задачи:
1)исследовать понятие права и его роль в экономике;
2)исследовать влияние правового воздействия на экономическую эффективность;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...............5
1 Теоретические предпосылки исследования институтов права
1.1 Понятие институтов права……………………………………………………8
1.2 Институты права и экономическая эффективность………………………12
1.3 Стимулирующая роль институтов права…………………………………15
2 Анализ влияния институтов права на экономическую эффективность
2.1 Анализ влияния Гражданского Кодекса РФ на экономическую эффективность……….…………………………………………………………..20
2.2 Анализ влияния Налогового Кодекса РФ на экономическую эффективность…………………………………………………………………...22
Заключение…………………………………………………………………...…..28
Список использованных источников………………………………………..….31

Файлы: 1 файл

курсовая(2).docx

— 64.37 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ Влияния Институтов Права На Экономическую Эффективность

2.1 Анализ Влияния Гражданского  Кодекса РФ На Экономическую Эффективность

 

Основное влияние на экономическую  эффективность России несут 2 института  права: Гражданский Кодекс РФ (ГК РФ) и Налоговый Кодекс РФ. Рассмотрим первый из них.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) — кодекс федеральных законов Российской Федерации, регулирующих гражданско-правовые отношения. Гражданский кодекс имеет приоритет перед другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в сфере гражданского права. Гражданский кодекс России состоит из 1 551 статьи и разделён на четыре части.

Гражданскому праву, как  и другим отраслям отечественного права, присущи значительные правовые особенности, которые отражают природу регулируемых им рыночных отношений.

Некоторые общие особенности  гражданского права достаточно очевидны и хорошо известны. Это прежде всего широта его сферы действия - она охватывает как отношения граждан бытового и личного характера, так и отношения современного промышленного рынка. Следствием являются обширность и сложность гражданского законодательства, применение которого ввиду разнородности регулируемых отношений требует высокой юридической техники и профессионализма. Гражданскому праву присущи и другие не менее важные правовые особенности. Влияние международно-правового регулирования. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. За последние десятилетия международно-правовое регулирование, которое ранее было направлено преимущественно в сферу публично-правовых связей государств, стало все более заметно воздействовать на имущественные взаимоотношения граждан и юридических лиц. Такое воздействие осуществляется через систему многочисленных международных договоров, рекомендации авторитетных международных организаций, а также общепризнанные международные торговые обычаи.

 На нормы российского  гражданского законодательства  об имущественных и личных  правах граждан и практику  применения этих норм заметное  влияние оказали международные  соглашения и декларации о  правах человека и его основных  свободах, а также вступление  в 1996 г. Российской Федерации  в Совет Европы и ее присоединение  к конвенциям этой организации.

Метод гражданско-правового  регулирования. Каждой отрасли права  присущи определенные приемы и средства правового воздействия на составляющие ее предмет отношения с целью  их развития и защиты. Совокупность таких приемов и средств в  юридической науке принято именовать  методом правового регулирования. Основными чертами гражданско-правового  метода регулирования являются следующие.

 Первая - равенство участников  гражданских отношений. Гражданское  законодательство основывается  на признании равенства участников  регулируемых им отношений, говорится  в п. 1 ст. 1 ГК. Субъекты гражданского  права - граждане, юридические лица  и государственные образования  - обладают, конечно, разными по  содержанию и объему правами  и обязанностями. Однако, вступая  в имущественные отношения рынка  и реализуя их, они равны и  ни одна из сторон не вправе  предписывать другой определенное правовое поведение.

 Второй чертой метода  гражданского права является  диспозитивность многих его норм, особенно в сфере обязательств. Это позволяет участникам имущественного  оборота отступать от общих  правил законодательства и строить  свое поведение в соответствии  с собственными намерениями и  возможностями, проявляя тем самым хозяйственную активность и предприимчивость.

Следующей особенностью гражданско-правового  регулирования является защита нарушенных прав посредством воздействия не на личность правонарушителя, а на его  имущество. Основным и наиболее распространенным способом защиты в гражданском обороте  является возложение обязанности компенсировать причиненные потери - возместить убытки, а также уплатить неустойку (пени, штраф), если она была предусмотрена  законом или договором.

Наконец, особенностью метода гражданского права является предоставление потерпевшей стороне судебной защиты при нарушении ее прав (п. 1 ст. 11 ГК). Такая защита предоставляется также, когда в силу прямых указаний закона гражданские права охраняются в  административном порядке, например через  систему антимонопольных и таможенных органов. В этих случаях решение  административного органа также  может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 11 ГК). Судебная защита гражданских  прав делает ее свободной от ведомственных  влияний и более надежной, поскольку  осуществляется в предписанных законом  процессуальных формах и с участием самих сторон или их представителей.

Изложенные особенности  правового регулирования, присущие гражданскому праву, отражают требования рыночной экономики, которая успешно  функционирует только при наличии  у субъектов предпринимательской  деятельности хозяйственной самостоятельности.

 

    1. Анализ Влияния Налогового Кодекса РФ На Экономическую Эффективность

 

 

Экономическая эффективность  налогообложения подразумевает  его соответствие условиям эффективного распределения ресурсов в экономике. Эффективность распределения ресурсов в современной экономике обеспечивается действием рыночных сил. В то же время налоговая система выступает по отношению к рынку как внешний, корректирующий механизм. Налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Различные виды налогов по-разному  влияют на эффективность экономики. Следовательно, перед государством стоит задача построения налоговой  системы, которая порождала бы возможно меньшие изменения рынка. Налоги оказывают положительное влияние на обеспеченность страны:

    1. За счет налоговых сборов пополняется государственный бюджет;
    2. Получаемые средства используются на целевые программы правительства в области социальных вопросов и медицины, образования и военной безопасности;
    3. Стимулируется потребление в определенных областях экономики, что в свою очередь приводит к улучшению экономического климата в стране;
    4. Пошлины или акцизы защищают местное производство, увеличивая цены на импортируемые товары;

Однако, несмотря на положительное  влияние налоговой реформы на экономику, новации в налоговой  системе осуществляются главным  образом за счет регионов, консолидированные бюджеты которых несут значительные потери. Эта тенденция обусловлена рядом факторов:

      1. проводимое в ходе налоговой реформы последовательное сокращение числа региональных и местных налогов, снижение налоговых ставок ведут к значительному уменьшению собственной доходной базы региональных бюджетов;
      2. происходит дальнейшее перераспределение доходов в пользу федерального бюджета; сложная налоговая система; число налогов велико; много льгот в налогообложении (около 200); далеко не все плательщики налогов равны с позиций своих налоговых обязательств перед государством; существует много лазеек для скрытия объектов налогообложения.
      3. межбюджетные отношения не в полной мере учитывают изменения законодательства Российской Федерации в части расходных полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, соответствующее увеличение их потребностей в финансовых ресурсах;
      4. зачисляемые в бюджеты субъектов и местные бюджеты налоги имеют в основном сложный характер администрирования и низкий уровень собираемости (земельный налог, транспортный налог).

Гибкость налоговой системы  определяется тем, насколько оперативно она может изменяться в зависимости  от экономической ситуации в стране. Это свойство определяет возможность  использования налоговой системы  как инструмента активного регулирования экономики.

Налоговая система - один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система страны была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Действующая в России налоговая  система вызывает множество нареканий  со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков.

России остро не хватает  собственной научной школы или  нескольких школ в области налогообложения, способных не только усовершенствовать  действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все  экономические и социальные последствия  от проведения в жизнь того или  иного комплекса мероприятий.

Общая характеристика платежей в бюджетную систему в первом полугодии 2009 г. продолжает оставаться неблагоприятной: поступление налогов, администрируемых ФНС России, составили  лишь три четверти от соответствующего  периода 2008 г.

В первой половине 2009 г. большее, чем в целом по всем видам деятельности, падение налоговых платежей показали семь основных производственных отраслей, таких как: сельское хозяйство; рыболовство; добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство; транспорт и связь.

Налоговые платежи администрируемые ФНС России по укрепленным видам деятельности показали что:

  1. заметный рост налогов в непроизводственных отраслях  (управление, образование, здравоохранение) почти полностью вызван естественным ростом заработной платы занятых в них работников при сохранении общей численности;
  2. низкий уровень поступление от добывающих отраслей объясняется глубоким падением цен на нефть, который завязан на мировые цены;
  3. увеличение доходов от производства и распределения электроэнергии, газа и воды связано с ростом тарифов. Эта отрасль – одна из немногих, сумевших при сокращении производства увеличить прибыль и платежи на прибыль;
  4. заметный рост налоговых поступлений от производства табачных изделий обязан повышению с 2009 г. акцизов на 25%;
  5. поступление налогов от предприятий пищевой промышленности выросло на 10%.

На сколько позволяет судить налоговая статистика первой половины 2009г., положение реального сектора остается сложным. Налоги как определенный показатель потенциала развития производства говорят по меньшей мере:

  1. о существенном снижении у предприятий внутренних финансовых результатов – ресурсов роста по сравнению с докризисным уровнем;
  2. о значительном сокращении у государства средств – возможностей для «традиционной» помощи производству и осуществления стратегической промышленной политики: ко всему прочему антикризисные «антианалоговые» меры только начинают сказываться на доходах бюджета и еще дадут знать о себе в будущем;
  3. о высоком потенциале падения доходов работников реального сектора: объемы производства упали, тогда, как доходы тоже выросли, что при возможном затяжном характере кризиса неизбежно приведет к «смягчению диспропорции», то есть к снижению доходов занятых в производстве людей, и соответственно потребует дополнительных бюджетных расходов на социальную сферу.

Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая  система России возникла и с первых же дней своего существования развивается  в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и  не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в  основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. Нельзя снижать налоги сверх меры. Вспомним, что они играют не только стимулирующую, но и ограничивающую роль. Чрезмерно низкие налоги могут привести к резкому взлету предпринимательской активности, что также может вызвать ряд негативных последствий, как, например, кризис перепроизводства, оказаться губительным с точки зрения сохранности окружающей природной среды.

Налоговая реформа, следуя общему ходу всей экономической реформы, является неотъемлемым ее звеном. К тому же финансовая ситуация в стране продолжает оставаться сложной. Стабилизация экономики пока проявляется лишь как тенденция  в условиях продолжающегося спада производства и инфляции.

И все же новое налоговое  законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство - не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.

Информация о работе Институты права и экономическая эффективность