Интегрированные корпоративные организации. Практика организации и проектирования деятельности ИКО в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 19:48, реферат

Описание работы

Цель работы – изучить особенности корпоративных организаций. Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач: оценить мировую практику организации и функционирования различных форм интеграции компаний, рассмотреть их особенности, сравнить и проанализировать их преимущества и негативные стороны, рассмотреть, какие факторы влияют на выбор той или иной формы интеграции компаний.

Содержание работы

Введение 3
Корпоративные организации и их характеристика 4
Заключение 22
Список используемых источников 23

Файлы: 1 файл

КУ.docx

— 53.90 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет «Экономика и управление»

Кафедра «Экономика и управление»

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Корпоративное управление»

 

на тему: «Интегрированные корпоративные организации. Практика организации и проектирования деятельности ИКО в России»

 

 

 

 

 

Выполнил: ст-т гр. ЭАУ-561

Тарасенко С. А.

Проверил:

Передунова С. В.

 

 

 

 

 

Волгоград

2013

Содержание

 

Введение 3

Корпоративные организации и их характеристика 4

Заключение 22

Список используемых источников 23

 

 

Введение

 

Актуальность темы данной работы обусловлена современными  экономическими реалиями: формирование и усиление корпоративных структур - одна из важнейших тенденций развития экономики. Именно крупные структуры составляют своего рода каркас индустриально развитых стран и мирового хозяйства в целом, повышают уровни макроэкономического регулирования производства, стабильность экономического сотрудничества (в том числе международного), выступают в качестве партнеров государства в выработке и реализации стратегической линии в процессе модернизации экономики. Промышленные группы являются эффективной формой консолидации материальных ресурсов и производственного капитала разных компаний. Эти общемировые тенденции начинают проявляться и в России. 

Несмотря на отсутствие в  гражданском праве большинства  стран, как зарубежных, так и Российской Федерации, таких названий, как конгломерат, консорциум, картель, и т.п. -  все эти формы объединения фактически имеют место. В каждом отдельном случае интеграция компаний регистрируется в качестве юридического лица в той организационно-правовой форме, которая предусмотрена гражданским законодательством данной страны (в России, как правило, в форме хозяйственных товариществ и обществ, ассоциаций и союзов).

Цель работы – изучить  особенности корпоративных организаций. Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач: оценить мировую  практику организации и функционирования различных форм интеграции компаний, рассмотреть их особенности, сравнить и проанализировать их преимущества и негативные стороны, рассмотреть, какие факторы влияют на выбор  той или иной формы интеграции компаний. 

Корпоративные организации  и их характеристика

 

Свою историю крупные  интегрированные структуры ведут  с 70-х годов XIX века. Вплоть до начала 50-х годов прошлого столетия в  развитых странах господствовала тенденция  укрупнения производства, сопровождавшаяся процессами интеграции. Следствием было появление множества разнообразных  форм организации хозяйственной  деятельности.

Целью создания интегрированных  корпоративных структур (ИКС) является:

  • Повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности, минимизация производственных и трансакционных издержек;
  • Рост капитализации общества за счет объединения активов нескольких организаций.
  • Создание оптимальных технологических и кооперационных связей, свобода маневра ресурсами;
  • Повышение экспортного потенциала и возможностей проникновения на международный рынок и закрепления на нем;
  • Ускорение научно-технических разработок и их внедрения в производство (инновации);
  • Повышению инвестиционной привлекательности в связи с ростом финансовой устойчивости, привлечение инвестиций.

Таким образом, экономической  предпосылкой ИКС является стремление повысить конкурентоспособность участников (вошедших в ИКС единиц) путем  объединения их активов (материальных, нематериальных и финансовых). Преимущества и недостатки ИКС представлены в таблице 1.

Таблица 1. Преимущества и недостатки ИКС

Преимущества

Недостатки

Усиление позиций отечественных  производителей на мировом рынке

Возможность злоупотребления  и бюрократизации контрольно-управленческими  функциями

Повышение инновационной  активности компаний

Снижение гибкости управления и реакции на изменения внешней  среды

Концентрация капитала, которая  повышает предсказуемость экономических  процессов

Возможны конфликты при  распределении ресурсов между подразделениями  ИКС

Сокращение числа объектов управления, что упрощает бюджетное  и финансовое регулирование рыночной экономики

Возможность поддержания  нерентабельных хозяйствующих единиц ИКС за счет рентабельных

Экономическое укрепление корпораций снижает нагрузку на государство  в плане поддержки социально  ориентированных производств

 

 

Возможность привлечения  крупных кредитов в связи с  повышением инвестиционной привлекательности  ИКС

 

 

Снижение суммарной потребности  в оборотных средствах и трансакционных издержек

 

 

Большие возможности в  диверсификации деятельности и, как  следствие, снижение финансовых рисков

 

 

 

Преимущества создания ИКС  способствуют повышению ее экономической  стабильности, что в свою очередь  является основой развития национальной экономики а, следовательно, обеспечивает рост благосостояния всех граждан.

ИКС формируются, как правило, на трех уровнях корпоративной иерархии:

  • Корпоративный центр сосредотачивает функции: управление корпоративным капиталом, распределение ресурсов, формирование рыночного портфеля, формирование корпоративной стратегии, кадровой и технической политики.
  • Управляющие компании функционируют в отдельных сегментах рынка, управляют бизнес-процессами, производством и распределением ресурсов внутри управляющей компании.
  • Производственные и сервисные компании осуществляют деятельность по производству товаров и услуг.

В зависимости от вида связей между  организациями различают три  типа интеграции:

1) на горизонтальном уровне;

2) по вертикали;

3) на основе нерегулярной структуры

Интегрирование "по горизонтали" представляет собой объединение предприятий одинаковых степеней (этапов) производства или сбыта продукции. Целью такой интеграции является стремление участников объединения увеличить долю занимаемого ими рынка. В результате корпорация получит возможность определять:

  • Ценовую политику производимых товаров и услуг.
  • Стандарты качества выпускаемой продукции (услуг).
  • Условия поставок сырья, материалов, комплектующих и энергоносителей.
  • Требования к сбытовым и дилерским структурам.

Вертикальное интегрирование возникает путем объединения  организаций ряда последовательных ступеней (этапов) производства или  сбыта продукции (заготовительное  предприятие - отделочное - сборочное) Интеграция может быть "прямой" - от начальных этапов производства до конечного и "обратной" - в обратной последовательности.  Целью такой интеграции являются, в первую очередь:

  • Обеспечение бесперебойной и гарантированной поставки сырья, материалов, комплектующих изделий, энергоносителей по ценам, контролируемым корпорацией;
  • Обеспечение контроля за всеми звеньями технологической цепочки производства продукции и услуг.

Объединение на основе нерегулярной структуры содержат как горизонтальные, так и вертикальные связи, и включают организации различных отраслей, ступеней производства и сбыта продукции.

Все организационные формы  интеграции компаний можно условно  разделить на «жесткие» и «мягкие». К жестким можно отнести концерн, трест, а к мягким, прежде всего, ассоциацию, консорциум, стратегический альянс. Мягкие формы особенно популярны для  международных объединений, они  позволяют вести совместную деятельность при сохранении учредителями юридической  и хозяйственной самостоятельности. В рамках стратегических альянсов, консорциумов возникает возможность  мобилизации преимуществ мощной корпоративной структуры при  сохранении национальной обособленности ее членов. Ведь порой государственная  власть и общественное мнение стран  по ряду причин, прежде всего, политических, неблагосклонно относятся к таким  формам интеграции компаний, которые  приводят к утрате их самостоятельности  и независимости. 

Концерн – является одной из наиболее распространенных и развитых организационных форм интеграции компаний;  это форма объединения (как правило, многоотраслевого) самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, личных уний, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного сотрудничества. 

Основные особенности концернов: это достаточно жесткая форма интеграции компаний, за исключением треста; концерн обычно является объединением производственного характера; входящие в концерн компании номинально остаются самостоятельными юридическими лицами в форме акционерных или иных хозяйственных обществ или товариществ, а фактически подчинены единому хозяйственному руководителю; в рамках концерна централизовано финансово-экономическое управление, проведение научно-технической политики, ценообразование, использование производственных мощностей, кадровая политика; головная компания концерна, как правило, организуется в виде холдинговой компании (преимущественно как смешанный холдинг) или на основе взаимодействия преобладающего и зависимых (ассоциированных) обществ; деятельность концерна ориентирована в основном на производство, поэтому в качестве материнской (головной) выступает чаще всего производственная компания, которая является держателем контрольных пакетов акций дочерних предприятий; в рамках данной формы полностью контролируется деятельность образующих ее компаний. 

В зависимости от характера  интеграционных связей между компаниями различают следующие виды концернов: вертикальный концерн — концерн, объединяющий компании разных отраслей, связанные последовательностью технологического процесса производства готового продукта (например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные); горизонтальный концерн — концерн, объединяющий компании одной отрасли, производящие одно и то же изделие или осуществляющие одни и те же стадии производства. 

Деятельность концерна может  распространяться на одну подотрасль или отрасль экономики. В него могут входить предприятия одной  или нескольких отраслей. Лишь немногие наиболее крупные концерны охватывают всю отрасль (например, в Германии концерн Siemens — электротехническую промышленность). Концерны действуют  в тех отраслях экономики, где  развито крупное и массовое производство, применяются высокие технологии. Чаще всего это черная и цветная  металлургия и сталелитейная  промышленность, машиностроение и автомобилестроение, химическая и электротехническая индустрия. 

Крупные концерны объединяют от 10 до 100 и более компаний, включая  производственные, научно-исследовательские, финансовые, сбытовые и другие фирмы. Пример концерна: General Motors (объединяет 126 заводов в США, 13 в Канаде, производственные и сбытовые подразделения в 36 странах мира).

Конгломерат — организационная форма интеграции компаний, объединяющая под единым финансовым контролем целую сеть разнородных предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальной и вертикальной интеграции, без всякой производственной общности. 

К особенностям конгломератов можно отнести: интеграция в рамках данной организационной формы предприятий различных отраслей без наличия производственной общности. Объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора. Профилирующее производство в объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе; объединяемые компании, как правило, сохраняют юридическую и производственно-хозяйственную самостоятельность, но оказываются полностью финансово зависимыми от головной компании; конгломератам свойственна значительная децентрализация управления. Их отделения пользуются существенно большей свободой и автономией во всех аспектах своей деятельности по сравнению с аналогичными структурными подразделениями традиционных диверсифицированных концернов; в качестве основных рычагов управления конгломератами выступают финансово-экономические методы, косвенное регулирование деятельности подразделений со стороны стоящей во главе конгломерата холдинговой компании; как правило, в структуре конгломерата формируется особое финансовое ядро, куда помимо холдинга (чистого холдинга) входят крупные финансовые и инвестиционные компании. 

В качестве примеров конгломератов  можно привести, в частности, Mitsubishi, Raytheon, BTR, Hanson. Основными способами образования конгломератов являются слияния и поглощения фирм различной производственной и коммерческой ориентации. 

Информация о работе Интегрированные корпоративные организации. Практика организации и проектирования деятельности ИКО в России