Интегрированные корпоративные организации. Практика организации и проектирования деятельности ИКО в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 19:48, реферат

Описание работы

Цель работы – изучить особенности корпоративных организаций. Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач: оценить мировую практику организации и функционирования различных форм интеграции компаний, рассмотреть их особенности, сравнить и проанализировать их преимущества и негативные стороны, рассмотреть, какие факторы влияют на выбор той или иной формы интеграции компаний.

Содержание работы

Введение 3
Корпоративные организации и их характеристика 4
Заключение 22
Список используемых источников 23

Файлы: 1 файл

КУ.docx

— 53.90 Кб (Скачать файл)

В процессе деятельности холдинга можно увеличить его капитал  путем слияний и поглощений.

В зависимости от структуры  контрольного пакета акций, различают  три типа холдингов: портфельный, инвестиционный и портфельно-инвестиционный.

  • Портфельный холдинг не осуществляет какие-либо мероприятий по управлению портфелем ценных бумаг входящих в холдинг АО. 
  • Инвестиционный холдинг, напротив, может осуществлять инвестиционную деятельность, в том числе, продавать и покупать любые ценные бумаги, в том числе – акции.

По характеру деятельности холдинговые компании могут подразделяться на чистые холдинги – компании, занимающиеся исключительно контрольно – управленческой деятельностью, и смешанные холдинги, в ведении которых помимо функций контроля и управления находятся также вопросы ведения предпринимательской деятельности. В смешанных холдингах, как правило, участвуют банки, страховые и инвестиционные фонды.

Государственные и муниципальные  органы привлекаться к участию в  холдинге, как правило, для решения  проблем отдельных регионов или  отраслей в следующих целях:

  • Поддержка развития перспективных отраслей.
  • Структурная перестройка экономики региона.
  • «Спасение» отдельных убыточных, но социально значимых предприятий путем перераспределения прибыли внутри холдинга в пользу нерентабельных производств. Такая мера может носить временный характер. В данном случае предусматривается разработка и реализация бизнес-плана, цель которого - вывод нерентабельного предприятия из застойного состояния путем повышения его экономической эффективности. 

Одной из форм объединения  компаний являются финансово-промышленные группы (ФПГ), объединяющие промышленные предприятия, научно-исследовательские, торговые организации, банки, страховые  компании, пенсионные и инвестиционные фонды. ФПГ образуют своего рода каркас экономик ведущих стран и мирового хозяйства. Выделяют несколько характерных  особенностей ФПГ:

  • Высокая степень концентрации капитала, в том числе через перекрестное владение акциями.
  • Развитие трастовых отношений внутри группы.
  • Автономное управление и межфирменная конкуренция внутри ФПГ.
  • Совместная организация маркетинга

Состав и внутренняя организация  финансово-промышленных групп (ФПГ) обеспечивают высокую степень концентрации финансовых ресурсов, перелив аккумулированного  денежного капитала в нужном направлении, минимизацию издержек и диверсификацию рисков. ФПГ выступает и как  система интегрированного капитала, и как совокупность хозяйствующих  субъектов, и как суперкорпорация, созданная посредством акционирования, объединяющая материальные и нематериальные активы с целью осуществления  долгосрочных инвестиционных проектов. 

Российское законодательство определяет финансово-промышленную группу как «совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных или иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест».

Группа юридических лиц  может быть признана ФПГ при двух обязательных условиях:

  • При наличии решения уполномоченного государственного органа о государственной регистрации ФПГ.
  • При наличии в составе группы организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и других кредитных организаций.

Определяющим условием создания ФПГ является объединение промышленного  и банковского капитала.

На участие в ФПГ  накладываются следующие ограничения:

  • Дочерние общества могут входить в состав ФПГ только совместно со своим основным обществом, а дочерние 
    унитарные предприятия – вместе с предприятием - учредителем.
  • Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть участниками ФПГ в порядке и на условиях, определяемых собственником имущества.
  • Участие более чем в одном ФПГ не допускается.
  • Не допускается участие в ФПГ общественных и религиозных организаций и объединений.

Главные различия между финансово-промышленной группой и холдингом представлено в таблице 3.

Таблица 3. Основные различия между финансово-промышленной группой и холдингом в соответствии с законодательством Российской Федерации

Финансово-промышленная группа

Холдинг

Обязательное наличие в составе ФПГ кредитно-финансовых организаций

Необязательное наличие в составе холдинга кредитно-финансовых организаций

Необязательное владение контрольными пакетами акций участников ФПГ

Обязательное владение контрольными пакетами акций АО, входящих в холдинг


 

ФПГ могут создаваться  по производственному или конгломератному принципам. При объединении по производственному признаку имеет место вертикальная и горизонтальная интеграция компаний. Конгломератный подход предполагает объединение компаний, осуществляющих не связанные, разнородные виды бизнеса.

Отечественные ФПГ могут  быть разделены на три основных вида: отраслевые, территориальные и общие.

ФПГ делятся на три группы в зависимости от ведущего звена  в структуре группы:

1. ФПГ с единой центральной  компанией.

Центральной компанией могут  быть:

  • Инвестиционные институты.
  • Хозяйственные общества.
  • Ассоциации, союзы.

В соответствии с законом  «О финансово-промышленных группах» центральная  компания выполняет следующие основные функции:

  • Выступает от имени участников группы в отношениях с третьими лицами, в том числе с государством.
  • Ведет сводный (консолидированный) учет, отчетность и баланс ФПГ.
  • Готовит ежегодный отчет о деятельности ФПГ.
  • Разрабатывает стратегию развития ФПГ.
  • Осуществляет финансовый менеджмент.
  • Разрабатывает бизнес-планы по инвестиционным проектам.
  • Ведет работу с ценными бумагами участников ФПГ.
  • Осуществляет маркетинг продукции и услуг.
  • Проводит анализ финансово-хозяйственной деятельности участников ФПГ.
  • Координирует взаимодействие участников ФПГ.

2. ФПГ с доминированием  холдинговой компании.

Холдинговая компания, концентрирует  пакеты акций входящих в ФПГ предприятий, является управляющим центром всей группы. 

3. ФПГ во главе с  финансово-кредитной организацией.

 

Заключение

 

В заключение необходимо отметить, что поиск эффективных организационных  форм объединения компаний продолжался  на протяжении всего 20 столетия. Стремление найти баланс между преимуществами централизации и децентрализации управления и ответственности при объединении компаний приводит к выбору таких организационных форм интеграции, которые занимают как бы промежуточное место между полностью централизованной корпоративной структурой и сотрудничеством в чисто рыночной среде. 

Происходит расширение многообразия форм. Характер взаимосвязей между  компаниями становится все более  сложным и весьма тонким, учитывая возможность кооперации интегрированных  структур. Границы между всеми  рассмотренными формами достаточно расплывчаты. Разными специалистами (как теоретиками, так и практиками) они трактуются порой неоднозначно. 

Необходимо отметить также, что, несмотря на отсутствие в гражданском  праве большинства стран, как  зарубежных, так и Российской Федерации, вышеперечисленных названий организационных  форм интеграции компаний для обозначения  конкретного юридического лица, все  эти формы объединения фактически имеют место. В каждом отдельном  случае интеграция компаний, которая  подпадает под сформулированные ниже определения и признаки, регистрируется в качестве юридического лица в той  организационно-правовой форме, которая  предусмотрена гражданским законодательством  данной страны (в России, как правило, в форме хозяйственных товариществ  и обществ, ассоциаций и союзов). 

 

Список используемых источников

 

    1. Иванов И.Н. Менеджмент корпорации: учебник. – М.: Инфра-М, 2004.
    2. Кравченко К.А., Мешалкин В.П. организационное проектирование и управление развитием крупных компаний. – М.: Академический проект, 2006.
    3. Латфуллин Г.Р. Теория организаций: учебник. – СПб.: Питер, 2005.
    4. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник. – М.: Инфра-М., 2007.
    5. Маринко Г.И. Управленческий консалтинг. Учебное пособие. М: «Инфра-М», 2005. 
    6. Мильнер Б., Лиис Ф. Управление современной компанией. – М.: Инфра – М, 2001. 
    7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1999. 
    8. Меняев М.Ф. Системы управления организацией. М: «Омега-Л», 2003. 
    9. Пятенко С. Девять основ менеджмента. – СПб: Питер, 2004.
    10. Прокопчук Л.О. Стратегический менеджмент. СПб: Издательство Михайлова В.А. 2004. 
    11. Ричард Л.Дафт. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2006. 
    12. Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации: учебник. – М.: Кнорус, 2006. 
    13. Экономика и социология труда: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова.-М.: Инфра-М, 2003.

 


Информация о работе Интегрированные корпоративные организации. Практика организации и проектирования деятельности ИКО в России