Интегрированные корпоративные организации. Практика организации и проектирования деятельности ИКО в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 19:48, реферат

Описание работы

Цель работы – изучить особенности корпоративных организаций. Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач: оценить мировую практику организации и функционирования различных форм интеграции компаний, рассмотреть их особенности, сравнить и проанализировать их преимущества и негативные стороны, рассмотреть, какие факторы влияют на выбор той или иной формы интеграции компаний.

Содержание работы

Введение 3
Корпоративные организации и их характеристика 4
Заключение 22
Список используемых источников 23

Файлы: 1 файл

КУ.docx

— 53.90 Кб (Скачать файл)

Консорциум — временный союз хозяйственно независимых фирм, целью которого могут быть разные виды их скоординированной предпринимательской деятельности, чаще для совместной борьбы за получение заказов и их совместного исполнения. 

В качестве особенностей консорциумов можно назвать: организация консорциума оформляется соглашением; консорциум может создаваться с образованием и без образования юридического лица. Организационно-правовой формой консорциума в виде юридического лица может быть АО или другие хозяйственные общества; как правило, в рамках консорциума участниками не формируется никаких организационных структур, за исключением небольшого аппарата (например, совета директоров консорциума); компании, входящие в консорциум, полностью сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность, за исключением той части деятельности, которая связана с достижением целей консорциума; зачастую консорциумы являются бесприбыльными организациями; целью создания консорциумов является объединение усилий для реализации конкретного проекта, обычно в сфере своей основной деятельности, осуществление науко- и капиталоемких проектов, в том числе международных, или совместное проведение крупных финансовых операций по размещению займов, акций; компании могут одновременно входить в состав нескольких консорциумов, т.к. могут участвовать в осуществлении нескольких проектов. 

Несмотря на то, что участники  консорциума не теряют своей юридической  и хозяйственной самостоятельности, эта форма интеграции компаний обладает практически всеми преимуществами компании с юридической ответственностью. Она способна эффективно работать в  рыночной среде и привлекать значительные объемы инвестиций для реализации капиталоемких  проектов. 

Примером может служить  консорциум нефтедобывающих компаний: Бритиш Петролеум, Шелл, Амко, Шеврон, Туркиш Петролеум, осуществлявших совместно  с Государственной нефтяной компанией  Азербайджана и российским АО “Лукойл” разработку нефтяных месторождений  Азери и Чираг на шельфе Каспийского  моря.

Синдикат — объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях сбыта продукции через общую сбытовую контору, организованную в форме особого торгового общества или товарищества (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и т.п.), с которой каждый из участников синдиката заключает одинаковый по своим условиям договор на сбыт своей продукции. 

Особенностями синдиката как организационной формы интеграции компаний являются: сохранение участниками синдиката юридической, производственной, но ограничение коммерческой самостоятельности; это разновидность картельного соглашения. Синдикаты позволяют устранить внутреннюю конкуренцию среди его участников; централизация сбыта продукции, организация сбыта продукции его участников через единый сбытовой орган. Функции централизованного сбыта продукции участников синдиката могут быть также поручены одному из его участников. В зависимости от условий соглашения через единый сбытовой орган может сбываться не вся, а только определенная часть продукции участников синдиката; сохранение участниками синдиката порой и собственной сбытовой сети, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом; осуществление зачастую через синдикатскую сбытовую контору или сбытовое общество также и закупок сырья для участников синдиката. 

Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической. 

В современных условиях синдикат как форма монополистических  объединений одноотраслевого профиля  утрачивает свое значение, уступая  место более сложным и гибким формам. 

Ассоциация — добровольное объединение юридических или физических лиц для достижения общей хозяйственной, научной, культурной или какой-либо другой, как правило, некоммерческой цели. 

В качестве особенностей ассоциаций можно назвать: это самая “мягкая” форма интеграции компаний; ассоциация создается в целях кооперации деятельности рекомендательного характера; возможна централизация определенных функций, в основном информационного характера; члены ассоциации (союза) сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и права юридического лица; ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов; члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации; члены ассоциации вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.

В соответствии с российским законодательством коммерческие организации  в целях координации их предпринимательской  деятельности, а также представления  и защиты общих имущественных  интересов могут по договору между  собой создавать и регистрировать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение  предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) должна быть преобразована в хозяйственное  общество или товарищество либо может  создать для этой цели новое хозяйственное  общество и участвовать в нем. Члены ассоциации вправе по своему усмотрению выйти из нее по окончании  финансового года. В этом случае они несут субсидиарную ответственность  по обязательствам ассоциации пропорционально  своим взносам в течение двух лет с момента выхода. Член ассоциации может быть исключен из нее по решению  остающихся участников в случаях  и порядке, установленных учредительными документами ассоциации (уставом  и учредительным договором). С  согласия членов ассоциации в нее  может войти новый участник. 

Одной из разновидностей ассоциаций является торговая ассоциация – структура, создаваемая входящими в отрасль компаниями для обмена информацией и лоббирования общих интересов в правительстве и законодательных органах. 

Трест — объединение, в котором входящие в него предприятия сливаются в единый производственный комплекс и теряют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. Общая прибыль треста распределяется в соответствии с долевым участием отдельных предприятий. 

Особенностями трестов являются: это самая жесткая из всех рассмотренных  форм интеграции компаний; при этой форме интеграции объединяются все  стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не какая-либо сторона, как в картеле или синдикате; трест отличается от других видов  объединений сравнительной производственной однородностью деятельности, что  проявляется в специализации  на одном или нескольких аналогичных  видах продукции; в рамках треста объединяемые компании теряют свою юридическую, хозяйственную, производственную и  коммерческую самостоятельность; все  объединяемые в трест предприятия  подчиняются одной головной компании, осуществляющей единое оперативное  руководство как всем производственным комплексом, так и связанными с  ним обслуживающими и торговыми  предприятиями. 

Форма треста удобна для  организации комбинированного производства, т.е. объединения в одной компании предприятий разных отраслей промышленности, представляющих собой либо последовательные ступени обработки сырья, либо играющих вспомогательную роль одна по отношению  к другой. И в случае межотраслевых  объединений тресты представляют собой комбинаты. 

Стратегический альянс – соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей, для получения синергии объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов компаний. 

Выделяют четыре разновидности стратегических альянсов: альянсы с акционерным участием в существующих предприятиях; стратегические альянсы с созданием новых компаний (совместных предприятий); консорциумы для реализации инвестиционных проектов; альянсы со слабой кооперацией.

В качестве особенностей стратегических альянсов можно назвать: это соглашения о сотрудничестве между фирмами, идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния компаний. Существуют значительные различия между стратегическими союзами, основанными на долгосрочных отношениях партнеров, и партнерскими отношениями контрактного типа, т.к. последний вид сотрудничества существует ограниченное время и используется для конкретных проектов или целей. Обычные контрактные отношения, как правило, не предполагают развития отношений в дальнейшем; этот тип хозяйственного объединения основан на заключении среднесрочных или долгосрочных, двусторонних или многосторонних соглашений; в стратегический альянс могут вступать не только поставщики и клиенты (например, Marks&Spencer заключила неформальные стратегические союзы со многими поставщиками товаров), но и конкуренты (например, Grundig и Philips, объединившие свои усилия в области видиозаписи, или Honda и Rover в мобильной связи); в рамках стратегических союзов осуществляется совместная координация стратегического планирования и управления участниками деятельности, что позволяет им согласовать их долгосрочные партнерские отношения с выгодой для каждого участника; стратегические альянсы создаются на основе горизонтальной межфирменной кооперации, а также между компаниями, занятыми в смежных сферах деятельности и обладающими взаимодополняющими технологиями и опытом; альянс, как правило, не является самостоятельным юридическим лицом; компании могут быть участниками множества стратегических альянсов; стратегические альянсы достаточно подвижны, свободны для партнеров, более ориентированы в будущее, уменьшают неясность и неопределенность в отношениях партнеров, увеличивают стабильность в обеспечении ресурсами и распределении продукции и услуг; альянсы создаются на определенный срок, они распадаются, когда необходимость в объединении отпадает; альянсы оказывают влияние на конкуренцию: объединившиеся компании направляют усилия в большей степени против общих конкурентов, чем против друг друга; это пока наименее ограничиваемые в законодательном порядке способы проникновения на рынок. 

Картель — объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании — соглашение о ценах, о рынках сбыта, объемах производства и сбыта, ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д. В первую очередь регулированию подлежит сбыт продукции. 

Соглашение об образовании  картеля не всегда бывает оформлено  договором в письменном виде. Картельное соглашение часто существует негласно, в виде секретных статей, дополняющих  какой-либо официальный текст, либо в устной форме “джентльменских  соглашений”. Фирмы, вступающие в картельное соглашение, сохраняют свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность. 

Для картеля характерно наличие  следующих признаков: договорный характер объединения; это форма сговора группы производителей с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними и получения монопольной прибыли; сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность; как правило, объединение ряда компаний одной отрасли; совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться в определенной степени и на ее производство; наличие системы принуждения, включающей выявление нарушений и санкции к нарушителям. 

В соответствии с антимонопольным  законодательством в большинстве  стран картельные соглашения запрещены, исключая отдельные отрасли (прежде всего, сельское хозяйство), и установлен разрешительный порядок их деятельности при наличии особых условий. Как  правило, законодательно запрещаются  картели, связанные с фиксированием  цен, делением рынка и ограничением выпуска продукции и производственных мощностей, т.е. те согласованные меры, которые направлены на искажение  или ограничение конкуренции. 

Таблица 2. Сравнительный анализ интеграции сфер хозяйственной деятельности при различных формах объединения компаний 

 
Сферы деятельности

 
Kонцерн

 
Kонгломерат

 
Kонсорциум

 
Синдикат

 
Ассоциация

 
Трест

Производство

+

+

Маркетинг, сбыт

+

+

+

Финансы

+

+

+

Учет

+

+

+

Бизнес-планирование

+

+

+

+

+


Условные обозначения: 

(+)  централизация данной сферы деятельности в рамках организационной формы интеграции компаний; 

(-)  децентрализация данной сферы деятельности в рамках организационной формы интеграции компаний. 

Одной из наиболее распространенных организационно-правовых форм ИКС является холдинг. Мировая практика показывает, что холдинговая структура жизнеспособна, эффективна, чувствительна к изменениям внешней среды.

Хо́лдинг (англ. holding — владеющий), акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций других компаний с целью установления контроля над ними (Русский экономический словарь).

Обычно холдинг состоит  из основного общества (материнской  головной компании), дочерних и внучатых фирм. Дочерним по отношению к основному  обществу признается общество, в котором  основное общество обладает более 50% акций. При этом дочернее общество имеет  статус самостоятельного юридического лица и по организационно-правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью. В ряде случаев  дочернее общество являются держателями  акций подчиненных им – внучатых обществ.

Основными преимуществами холдингов  являются:

  • Гибкое реагирование на колебания конъюнктуры.
  • Возможность создания замкнутых технологических цепочек.
  • Экономия затрат на маркетинговых, торговых и прочих услугах.
  • Использование преимуществ диверсификации производства.
  • Единая налоговая и финансово-кредитная политика.
  • Возможность маневра финансовыми и инвестиционными ресурсами.
  • Возможность оптимизации бизнес-процессов. 
  • Возможность внедрения прогрессивных методов менеджмента.

Холдинговые компании могут  создаваться путем:

  • Учреждения новых акционерных обществ (АО).
  • Преобразования крупных организаций с выделением из их состава отдельных подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) АО.
  • Объединения пакетов акций юридически самостоятельных организаций. Создание холдинговой компании путем передачи ей части акций объединяемых компаний в обмен на акции холдинга означает делегирование полномочий на управление от объединяемых компаний специально выделяемым для этого организационным структурам. 

Информация о работе Интегрированные корпоративные организации. Практика организации и проектирования деятельности ИКО в России