Инвентаризация: понятие, виды и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:24, контрольная работа

Описание работы

Итак, в работе будут рассмотрены такие вопросы, как:
1. Инвентаризация: понятие, виды и задачи;
2. Общие правила проведения инвентаризации;
3. Отражение результатов инвентаризации;
4. Порядок проведения инвентаризации денежных средств

Содержание работы

Введение 2
1. Инвентаризация: понятие, виды и задачи 4
2. Общие правила проведения инвентаризации 7
3. Отражение результатов инвентаризации 11
4. Порядок проведения инвентаризации денежных средств 15
5. Порядок проведения инвентаризации основных средств и нематериальных активов 18
6. Порядок проведения инвентаризации сырья и материалов 24
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

контроль и ревизия_инвентаризация.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Инвентаризация основных средств проводится один раз в три года, а книжного фонда библиотек – один раз в пять лет. Другие сроки инвентаризации вправе устанавливать руководитель организации.

Перед проведением инвентаризации проверяется правильность оформления первичной учетной документации по движению и наличию основных средств (инвентарные книги или карточки, технические паспорта и т.д.).

Перед началом проведения инвентаризации материально ответственные  лица должны написать расписку о том, что все приходные и расходные документы на основные средства сданы в бухгалтерию, принятые объекты оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

При инвентаризации основных средств инвентаризационная комиссия производит осмотр объектов и заносит  в описи их полное наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплутационные показатели.

При инвентаризации сооружений, зданий и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, которые  подтверждают нахождение указанных  объектов в собственности организации. Также проверяется наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, которые находятся в собственности предприятия.

Если при инвентаризации выявляются объекты, которые не отражены в учёте, а также объекты, по которым в регистрах бухгалтерского учёта отсутствуют или указаны неправильные данные, которые их характеризуют, то комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Оцениваются эти объекты с учетом рыночных цен, а износ определяется по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

Если в процессе инвентаризации комиссия установила, что по отдельным  объектам изменилась первоначальная стоимость, например, пристройка новых помещений, надстройка этажей, которые никак не отражены в бухгалтерском учете, то комиссия должна на основе соответствующих документов определить уменьшение или увеличение первоначальной стоимости объекта и отразить в описи. При этом нужно составить акт и указать причины и лиц, которые виновны в несвоевременном отражении соответствующих изменений в учетных регистрах.

Для учета результатов  инвентаризации объектов основных средств  используется инвентаризационная опись (форма № ИНВ. – 1), которая утверждена постановлением Госкомстата России. Все итоги в опись заносятся ручным или автоматизированным способом. Опись составляется в двух экземплярах.

Машины, оборудование и  транспортные средства заносятся в  описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера, организации – изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д. Основные средства, которые на момент проведения инвентаризации находятся вне организации (автомашины, отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.) инвентаризуются до момента временного их выбытия.

На основные средства, которые не подлежат восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием  времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.д.). Одновременно с инвентаризацией собственных средств проверяются средства, которые находятся на ответственном хранении или арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, которые подтверждают принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия  имущества с данными бухгалтерского учета (на основе инвентарных карточек, описей и других документов) подлежат регулированию. Они обобщаются в ведомости результатов инвентаризации.

Излишки основных средств  подлежат оприходованию по рыночной стоимости (на дату проведения инвентаризации) как неучтенные основные средства по дебету счета 01 «Основные средства» и отражаются на финансовых результатах хозяйственной деятельности организации по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

При недостаче и порче  объектов основных средств их остаточную стоимость списывают с кредита  счета 01 «Основные средства» в дебет счета 02 «Амортизация основных средств». При выявлении конкретных виновников недостающие или испорченные основные средства оценивают по продажным(рыночным) ценам, которые действовавшим в данной местности на день причинения ущерба, и списывают с кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Разницу между рыночной ценой и остаточной стоимостью основных средств отражают по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». По мере погашения задолженности её виновником соответствующую часть списывают со счета 98 «Доходы будущих периодов» в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы». Если конкретные виновники не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то недостающие и испорченные основные средства списывают у организаций с кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» на финансовые результаты у коммерческой организации (счет 91) или увеличение расходов у некоммерческой организации.

При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить наличие  документов, подтверждающих права организации  на его использование, правильность и своевременность отражения  нематериальных активов в балансе.

Нематериальные активы, принятые на учет, организация включает в состав своего имущества.

Для оформления даны инвентаризации нематериальных активов используется инвентаризационная опись нематериальных активов (типовая форма № ИНВ  – 1а). Опись составляется комиссией в одном экземпляре. В инвентарных описях фиксируется фактическое наличие объектов нематериальных активов по наименованиям и по назначению.

Для отражения результатов  инвентаризации нематериальных активов  по которым выявлены отклонения от учетных данных, составляется Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств ( типовая форма ИНВ – 18). Форма данной сличительной ведомости используется потому, что типовой формы отражения результатов инвентаризации нематериальных активов не разработано. Сличительная ведомость составляется бухгалтером и хранится в бухгалтерии.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим  наличием нематериальных активов и  данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в  следующем порядке:

  1. излишки нематериальных активов приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты. При этом выясняется, когда и по распоряжению кого были приобретены неучтенные объекты нематериальных активов и куда списаны соответствующие расходы.
  2. недостача объектов нематериальных активов относится за счет виновных лиц.

Если виновные лица не установлены или суд отказался  во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи объектов нематериальных активов списываются на финансовые результаты организации.

Выявленные в ходе инвентаризации излишки нематериальных активов принимаются к учету  в составе внереализованных доходов  и отражаются проводкой:

Дебит 04 «Нематериальные активы»; Кредит 91 «Прочие доходы и расходы».

По недостающим объектам нематериальных активов списывается  сумма накопленной амортизации:

Дебит 05 «Амортизация нематериальных активов»; Кредит 04 «Нематериальные активы».

Затем списывается недостача  объектов нематериальные активов по остаточной стоимости:

Дебит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»; Кредит 04 «Нематериальные активы»

Если виновное лицо установлено  и признало свою вину, то сумма недостачи  относится на счет данного виновного  лица по остаточной стоимости объекта. Для этих целей в бухгалтерском учёте используется счёт 73 « Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчёт «Расчеты по возмещению материального ущерба». Данная операция отражается записью:

Дебит 73 « Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»; Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Разница между рыночной и балансовой стоимостью недостающего объекта нематериальных активов  также относится на счет виновного  лица и одновременно эта сумма  отражается в составе будущих доходов организации на счете 98 «Доходы будущих периодов», на субсчете «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»

В счет погашения причиненного ущерба виновное лицо  внести денежные средства в кассу организации, на расчетный счет организации в банке или эти суммы могут быть удержаны из его заработной платы: 

Дебит 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»; Кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба».

Одновременно сумма  доходов будущих периодов в части, пропорциональной поступившему платежу, включается в состав прочих доходов  организации:

Дебит 98 «Доходы будущих периодов», субсчет «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»; Кредит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».

При отсутствии виновного  лица недостача списывается в  состав внереализованных расходов:

Дебит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»; Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Сумма нанесенного ущерба от недостачи нематериальных активов  списывается на убытки:

Дебит 99 «Прибыли и убытки»; Кредит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов»

Сумма внереализованного  дохода, полученная в результате возмещения работником суммы недостачи, списывается:

Дебит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчёт «Сальдо прочих доходов и расходов»; Кредит 99 «Прибыли и убытки»

 

 

6. Порядок проведения инвентаризации сырья и материалов

Сохранность и правильное оформление по движению материально  – производственных запасов подтверждается результатами периодически проводимой инвентаризации.

Прежде чем приступить к проверке фактического наличия материалов, рабочая инвентаризационная группа обязана: опломбировать подсобные помещения, подвалы и другие места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы; проверить исправность всех весоизмерительных приборов и соблюдение установленных сроков их клеймения; получить последние на момент инвентаризации реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении материальных ценностей.

Инвентаризация проводится по местам хранения запасов и при  присутствии материально – ответственных лиц.

В процессе проведения инвентаризации решается широкий перечень вопросов:

  • Наличие условий, способствующих сохранности материально – производственных запасов, оформлению их приема и отпуска;
  • Состояние складского и весоизмерительного хозяйства;
  • Постановка складского учета;
  • Выявление фактического наличия запасов и сопоставление его с данными бухгалтерского учета и др.

При проведении инвентаризации комиссия в присутствии материально  ответственных лиц осуществляет тщательный подсчет, взвешивание и  обмер каждого вида (сорта) материалов и полученные фактические результаты записывает в инвентаризационные описи. Запись производится по каждому отдельному наименованию материалов с указанием номенклатурного номера, вида, группы, партии, сорта в единицах счета, массы или меры. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки фактического наличия.

Отдельные описи составляются на материалы, находящиеся в пути, на ответственном хранении на складах  других организаций, подвергшиеся порче, ненужные, неликвидированные, а также на поступившие или отпущенные во время проведения инвентаризации.

Описи подписываются  всеми членами комиссии и материально  ответственными лицами, которые подтверждают, что все материалы проверены  в их присутствии и претензий  к комиссии они не имеют.

Данные инвентаризационных описей используются для составления  сличительных ведомостей, в которых  фактические данные описей сопоставляются с учетными данными.

В целях подтверждения  достоверности результатов инвентаризации по распоряжению руководителя организации могут проводиться контрольные проверки с участием материально ответственных и членов инвентаризационной комиссии. Результаты контрольных проверок оформляются актом о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей (ф. № ИНВ – 24) и регистрируются в Журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации (ф. № ИНВ – 25). Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризацией обобщаются бухгалтерией в Ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (ф. № ИНВ – 26). В дальнейшем информация, содержащаяся в ведомости, используется как один из основных источников при анализе эффективности инвентаризаций, проведенных на предприятии в отчетном периоде.

Информация о работе Инвентаризация: понятие, виды и задачи