Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 10:22, курсовая работа
Актуальным в настоящее время является углубленное теоретическое исследование рыночных форм и механизмов инвестиционной деятельности на микро- и макроуровнях. Важной проблемой выступает теоретическое обоснование критериев эффективности инвестиционных затрат, взаимосвязи и взаимообусловленности капитальных вложений и структурных сдвигов в экономике, определения приоритетов в отраслевой структуре инвестиций, а также внутри основных народнохозяйственных сфер: основного производства (собственно производства), производственной и социальной инфраструктур. В настоящее время экономика России все еще находится в состоянии перехода от плановой к рыночной. Этот сложный процесс реализуется в определенном времени и требует принятия большого количества решений относительно капиталовложений. Затянувшийся инвестиционный кризис затронул практически все регионы страны. Однако в Тюменской области инвестиционный процесс имеет свои специфические особенности
На сегодняшний момент по сведениям Госкомстата объемы вложений прямых инвестиций составил всего 3 млн. долларов и они почти целиком направлялись в промышленность - цветную металлургию, химическую и нефтехимическую отрасли. Однако по сведениям правоохранительных органов в 1991-1999 годах из России было вывезено около 150 млрд. долларов “грязных”, т.е. заработанных незаконным путем, денег и по статистике около 10 млрд. долларов чистых денег ежегодно вывозиться из России незаконным путем. Естественно, что государство заинтересовано в том, чтобы хотя бы часть “уплывших” потенциальных инвестиций вернуть.
Сейчас правительство рассматривает законопроект о легализации размещенных за рубежом финансовых активов - о так называемой “экономической амнистии”. В этом проекте говорится о том, что все деньги могут вернуться в Россию и при уплате определенного налога государству эти деньги перестанут считаться нелегальными. Этот законопроект необходим правительству для возвращения в Россию “уплывших” денег. Однако по мнению экспертов этот проект не имеет будущего, так как деньги уходили из России из-за недоверия государству и не вернутся обратно, пока доверие к государству не восстановиться, а значит возвращение “уплывших” денег произойдет нескоро.
Глубинные основы кризиса в народном хозяйстве следует искать в тенденциях структурных изменений. В периоды эволюционного развития последние отличаются инерционностью, однако, в условиях кризиса их темпы многократно ускоряются, приобретают черты хаотичности, вызывая цепочку экономических и социальных противоречий.
За годы реформ наиболее значительные сдвиги произошли в отраслевой структуре народного хозяйства, вызванные неравномерными темпами снижения производства и инвестиций в отдельных секторах.
Прежде всего, намного сократилась доля производственной сферы при соответствующем увеличении удельного веса сферы услуг.
В структуре производства промышленной продукции произошло изменение соотношения между добывающими и обрабатывающими отраслями в пользу первых. Особенно значителен рост удельного веса топливно-энергетического комплекса. Разбухание топливно-сырьевого комплекса происходило в ущерб потребительского и инновационно-инвестиционного секторам. Экономика оказалась неспособной удовлетворить потребности населения в продовольствии, промышленных товарах и услугах и обеспечит на только расширенное, но и простое воспроизводство, обновление основного капитала.
В числе других негативных тенденций - существенное снижение роли машиностроения, АПК и широкого круга отраслей, производящих потребительские товары. Заметно сдали позиции лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность стройматериалов, а также химическая и нефтехимическая отрасли. Ухудшилась технологическая структура экономики. Сократилась доля передовых технологий.
Невысокие темпы обновления производственного аппарата в последние годы еще более замедлились. Коэффициент выбытия оборудования — в 4 раза ниже, чем в промышленно развитых странах. В результате увеличивается износ основных производственных фондов. Особенно отметим более быстрое их старение (в 2 раза по сравнению с пищевой промышленностью) в отраслях, определяющих темпы НТП в экономике. В перспективе это приведет к ускоренному устареванию фондов всех остальных отраслей народного хозяйства.
Кроме отмеченных негативных моментов, необходимо учитывать значительное качественное отставание отечественных технологий от мировых аналогов.
Из доклада управления РАО «ЕЭС России» стало известно, что в настоящее время в электрических сетях остро встала проблема старения оборудования.
По состоянию на 01.01.99г. около 5 тыс.км высоковольтных линий 110-220 кВ и подстанций 110-500 кВ общей мощностью 8 млн.кВА подлежат реконструкции. К 2010 г. потребуется реконструкция уже 20 тыс.км линий электропередачи и 300 млн.кВА мощности подстанций напряжением 110 кВ и выше.
Из всего парка выключателей, установленных в сетях 220 кВ и выше, отключающая способность примерно 700 выключателей не соответствует уровням токов короткого замыкания, в том числе 517 выключателей в сетях 220 кВ (из них, 181 в ОЭС Сибири, 148 в ОЭС Центра, 117 в ОЭС Средней Волги), 48 выключателей в сетях 330 кВ (в ОЭС Северо-Запада), 99 выключателей в сетях 500 кВ (36 в ОЭС Центра, 41 в ОЭС Средней Волги, 22 в ОЭС Урала). В перспективе до 2010 г. рост токов короткого замыкания в сети 220 кВ и выше составит 1-5 кА, поэтому одной из основных задач в развитии электрических сетей является приведение в соответствие уровней токов к.з. и коммутационной способности выключателей за счет модернизации выключателей и замены на более мощные.
К 2010 г. потребуется заменить более 600 выключателей, большая часть которых установлена в ОРУ 220-500 кВ действующих электростанций (Братская, Саратовская, Волжская ГЭС, Заинская, Костромская, Конаковская, Черепетская ГРЭС, Курская, Воронежская АЭС и др.).
Износ основных фондов электрических сетей РАО “ЕЭС России” по состоянию на 01.01.99г. составил в среднем 40 %, а уже через 4-5 лет износ достигнет в среднем 65-80%. Срок службы первых высоковольтных линий 500 кВ превысил 40 лет, высоковольтных линий 750 кВ - 28 лет.
На ПС 330-1150 кВ РАО “ЕЭС России” установлено 380 силовых автотрансформаторов единичной мощностью 125 тыс.кВА и более и 267 шунтирующих реакторов единичной мощностью 60 тыс.кВА и более, из которых находятся в эксплуатации более 25 лет, соответственно, 45 (12 %) и 35 (13 %).
В период до 2010г. потребуется на 22 подстанциях напряжением 330 кВ и выше провести реконструкцию с заменой трансформаторов и реакторов, основная часть которых (13) приходится на ПС 500 кВ в ОЭС Сибири: Тайшет, Барнаульская, Новоанжерская, Беловская, Камала, Иркутская, Новокузнецкая, Новозиминская и др. На европейской территории ЕЭС России потребуется реконструкция следующих ПС 500кВ: Липецк, Ногинск, Тюмень, Демьянская, Магистральная и 330 кВ: Восточная и Южная (Северо-Запад), Белгород, Чир-Юрт и др.
Решающим фактором повышения эффективности функционирования оптового рынка электроэнергии и надежности энергоснабжения потребителей являются усиление межсистемных сечений, дальнейшее развитие системообразующих электрических сетей, повышение их разветвленности и пропускной способности путем реконструкции существующих линий электропередачи и строительства новых.
Первоочередными задачами развития основных межсистемных связей в ЕЭС России являются:
Планируется сооружение линий электропередачи внутри энергообъединений, предназначенных для ликвидации технических ограничений существующей схемы электрической сети, выдачи мощности новых электростанций и “запертой” мощности существующих.
Вводы электрических сетей напряжением 330 кВ и выше до 2005 г. намечается в объеме около 14-16 тыс.км, в период 2006-2010 гг. - 10,4-12 тыс.км, что потребует более 20 млрд.долл.США.
В период до 2005 года предстоит решить ряд актуальных задач, связанных с реконструкцией, техническим перевооружением и заменой морально устаревшего и выработавшего ресурс электротехнического оборудования подстанций на оборудование нового поколения, разработанное по новейшим мировым технологиям и обладающего повышенной надежностью функционирования, экологической и технологической безопасностью, а также позволяющее применять дистанционное управление с удаленных диспетчерских центров при минимуме эксплуатационных затрат.
В качестве нового поколения электротехнического оборудования для замены выбывающего планируется использовать следующее оборудование:
Применение современных средств и систем управления позволит повысить пропускную способность электрической сети, улучшить качество электроэнергии, повысить надежность и экономичность работы электрических сетей.3
Приведенные выше данные свидетельствуют о большом потенциале рынка электросетевого оборудования в России, на котором иностранные инвесторы могут занять определенную нишу в финансировании строительства и реконструкции электрических сетей, а также в поставках электросетевого оборудования.
Анализ состояния и тенденций развития отраслей агропромышленного комплекса (АПК) России свидетельствует, что технический уровень производства не удовлетворяет современным требованиям. Мировому уровню соответствует не более 15% важнейших групп машин и механизмов, имеющихся в этих отраслях. Удельный вес устаревшей техники, требующей безотлагательной замены, превышает 27%. Потребность в важнейших видах оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности удовлетворяется на 55%.4
Возможности проведения инновационных процессов в пищевой и перерабатывающей промышленности серьезно ограничены существующей возрастной структурой основных производственных фондов (ОПФ). Во всех отраслях АПК фактический срок их службы значительно превышает нормативный. Более одной трети машин и оборудования отработало уже два и более амортизационных срока. Наиболее тяжелое положение в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, где физически изношенных ОПФ достигает 85%. В целом же по стране эта величина составляет 50%. Доля импортного оборудования в активной части ОПФ - 27%.5 На отдельных производствах отечественного оборудования практически нет.
Решение данных проблем определяет уровень экономического развития. Сейчас, когда снижается инвестиционная активность, необходимо значительно ускорить темпы обновления производства за счет внедрения перспективных технологий, техники, инноваций.
Как показывает практика развития рыночных отношений, инновации служат главной движущей силой развития общественного производства и тесно взаимодействуют с инвестиционной деятельностью.
Инвестирование средств в инновационный сектор производства позволит повысить уровень общественного производства, улучшить качество продукции, способствует созданию социально-привлекательных рабочих мест с высоким уровнем оплаты. Новые технологии обеспечивают повышение доходов предприятия. Рост налоговых поступлений в казну государства позволит увеличить долю инвестируемых средств, направленных на социальную сферу (жилищное строительство, медицина, наука, образование). Повышение активизации деятельности социально-ориентированной политики государства способствует разрешению многих социальных проблем и установлению более гармоничного развития общества.
Итак, функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без инвестиций, обеспечивающих непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию производственных, инновационных и социальных программ и проектов, позволяющих увеличить объемы производства, повысить эффективность функционирования общественного производства.
В условиях кризиса для России, инвестиции являются важнейшим средством структурного преобразования социального и производственного потенциала, подчинения его требованиям рынка.
Государственное управление инвестиционной сферой предполагает форму некоего «принуждения», без которого оно лишено смысла, поскольку, если бы рынок сам регулировал перелив капитала исходя из государственных интересов, то любое вмешательство государства в инвестиционный процесс было бы излишним.
Поэтому государство должно соединить интересы общества, понимаемые, прежде всего как сохранение его благополучия, с интересами предпринимательской деятельности, в том числе путем регулирования инвестиционных потоков.
Наибольшая глубина инвестиционного спада отличалась в 25 регионах России, среди которых можно назвать такие, как республики Карелия и Коми, Хабаровский край, Мурманская, Брянская, Рязанская, Тульская и Калининградская области. Более всего сократились инвестиции в непроизводственную сферу. Что же касается отраслевой картины производственного инвестирования в основной капитал, то она оказалась весьма дифференцированной. Если в отдельных отраслях – электроэнергетике, промышленности строительных материалов, связи – наблюдался рост инвестиций, а в химической и нефтехимической промышленности их объем сократился, то в большинстве обрабатывающих отраслей промышленности и в сельском хозяйстве спад продолжался: в аграрном секторе, в металлургии, машиностроении, легкой, лесной, и деревообрабатывающей промышленности, в топливной и пищевой отраслях.
Государственные инвестиции составляют лишь незначительную часть от запланированных в федеральном бюджете и в бюджетах субъектов РФ. Из-за несвоевременного и неполного выделения финансовых ресурсов инвестиционная программа в 1997 году в промышленности, на транспорте и в связи выполнена лишь на 18%; из 206 пусковых производственных объектов сданы в эксплуатацию 38.
В 1998г. выполнение федеральной инвестиционной программы составило 3%, введены в действие 12 объектов. В 1998 г. приостановилась реализация многих социально значимых федеральных программ. Неблагоприятная ситуация с текущим исполнением бюджета в очередной раз привела к срыву федеральной инвестиционной программы. Объем инвестиций в национальную экономику сократился на 18%.6 Улучшение инвестиционного климата в 1999 г., по мнению некоторых специалистов, также не произошло.
Информация о работе Инвестиции и их место в экономической системе