Инвестиции и их место в экономической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальным в настоящее время является углубленное теоретическое исследование рыночных форм и механизмов инвестиционной деятельности на микро- и макроуровнях. Важной проблемой выступает теоретическое обоснование критериев эффективности инвестиционных затрат, взаимосвязи и взаимообусловленности капитальных вложений и структурных сдвигов в экономике, определения приоритетов в отраслевой структуре инвестиций, а также внутри основных народнохозяйственных сфер: основного производства (собственно производства), производственной и социальной инфраструктур. В настоящее время экономика России все еще находится в состоянии перехода от плановой к рыночной. Этот сложный процесс реализуется в определенном времени и требует принятия большого количества решений относительно капиталовложений. Затянувшийся инвестиционный кризис затронул практически все регионы страны. Однако в Тюменской области инвестиционный процесс имеет свои специфические особенности

Файлы: 1 файл

Диплом2.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

Основным источником инвестиций в основной капитал продолжают оставаться собственные средства предприятий: их доля в общем объеме таких вложений в первом полугодии 1997г. составила 68,3%. Однако инвестиционная активность предприятий сдерживается их неблагополучным финансовым состоянием, падением массы прибыли, высокими процентными ставками за кредит, трудностями с получением долгосрочных кредитов. Практически не используются на инвестиционные цели средства населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Валовые инвестиции.7

 

 

Инвестиции в основной капитал, в текущих ценах, млрд. руб.

в том числе производственного назначения,

млрд. руб.

Инвестиции в основной капитал, в сопоставимых иенах (1995 =100)

в том числе производственного назначения (1995=100)

1995

267,0

157,2

100,0

100,0

1996

375,9

232,5

81,9

85,4

1997

408,8

263,5

77,8

84,5

1998

402,4

-

72,6

-

01.1997

22,5

12,2

76,5

71,3

01.1998

22,1

-

72,9

-


 

Как видно из таблицы 1, начиная с 1995 года, инвестиционная ситуация развивается весьма неблагоприятно.  Это видно не только по траектории падения реального ВВП. Страна потеряла почти половину своего общего экономического потенциала, индикатором которого является произведенный ВВП, в том числе - больше половины объемов производства в промышленности.

Одним из факторов преодоления инвестиционного кризиса является привлечение иностранного капитала. Годовые объемы привлеченных инвестиций незначительны и не составляют основным макропоказателем российской экономики; минимальными являются также значения иностранных инвестиций на душу населения. (см. табл. 1.). так, в 1996г. общий объем иностранных инвестиций на душу населения составил 44 долл. (для сравнения: в том же году соответствующий показатель в Польше находился на уровне 140, а в Венгрии – 1300 долл.).

 

 

 

 

Таблица 2.

Иностранные инвестиции на душу населения, долл.

Субъекты Федерации

1995

1996

1996 к 95, %

Российская Федерация

18,90

43,97

233

Тюменская область

Республика Бурятия

Новгородская область

Псковская область

Ярославская область

Рязанская область

Тверская область

Кировская область

Белгородская область

Пермская область

Челябинская область

Хабаровский край

32,36

0,57

13,91

0,95

0,27

1,02

40,71

0,28

0,04

5,24

4,67

26,67

81,23

-

41,41

12,03

20,70

0,78

11,03

0,83

0,09

10,85

2,0

48,89

251

0

298

1263

7611

76

27

297

244

207

43

183


 

Одним из концептуальных положений государственной инвестиционной политики, сформулированным в Федеральной адресной инвестиционной программе на 2000 г., является задача смещения акцентов в привлечении иностранных инвестиций в российскую экономику на федеральный уровень.

Это связано с тем, что при весьма скромных объемах пришедших в Россию в 90-е гг. прямых иностранных инвестиций ряд наших регионов со второй половины десятилетия успешно осваивает инструменты прямого привлечения инвесторов на свои территории. В этой связи принципиально важно, чем обусловлена поставленная Центром задача: стремлением вновь вернуть рычаги правления в свои руки или необходимостью на основе осмысления накопленного регионального опыта сформулировать новые, более действенные механизмы и инструменты государственной инвестиционной политики.

В начале десятилетия именно Центр выдвинул принцип децентрализации инвестиционного процесса, в том числе и в региональном плане. Минэкономики России с 1995 г. регулярно проводило методические семинары и совещания с субъектами РФ, оказывающие помощь в разработке программ привлечения инвестиций (включая иностранные) с учетом местных условий и опыта отечественного и международного инвестиционного сотрудничества.

Доля федерального бюджета в общем, объеме инвестиций за счет всех источников финансирования в экономику на протяжении последних лет сокращалась: в 1998 г. она составила 5,1%, по прогнозу на 2000 г. будет 3,6%.8

Инвестиционные расходы субъектов Федерации и местных бюджетов за эти годы держатся на уровне 10,4% всех инвестиций.

Формирование собственной инвестиционной политики было заметно интенсифицировано ростом социальной напряженности в регионах. Это обусловлено в первую очередь такими процессами, как сброс социальных расходов с федерального на региональные бюджеты без соответствующей доходной базы и значительным снижением жизненного уровня в большинстве регионов на протяжении 90-х гг.

О возрастающих социальных рисках в обществе (подавляющих инвестиционные возможности по ряду направлений) свидетельствует то, что на протяжении 90-х гг. происходит ухудшение всего комплекса показателей, формирующих доходы населения и определяющих уровень жизни. Средние данные  по стране проявляются еще более контрастно на региональном уровне, отражая усиливающиеся между ними социально-экономические различия.

После кризиса в августе 1998 г. число людей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума устойчиво превышает треть общей численности населения (декабрь 1999 г. - 34,1%), коэффициент дифференциации доходов, показывающий колоссальное расслоение общества, увеличился до 14,5 раз (год назад - 13,1 раза).

Итоги 1999 г. свидетельствуют, что предпринимаемые государством меры по поддержанию доходов населения недостаточны даже для сохранения их объема на уровне 1998 г. (который, в свою очередь, был ниже уровня 1997 г.). По данным Росстатагентства, реальные располагаемые денежные доходы населения в январе-сентябре 1999 г. снизились почти на четверть (22,2%) по сравнению с соответствующим периодом 1998 г. Реальная заработная плата за восемь месяцев 1999 г. упала на 36%, причем остается нерешенной проблема ее регулярной выплаты. Суммарная задолженность по заработной плате на 1 января 1999 г. составляла 77017 млн. руб., к 1 октября она снизилась на 30%, однако ее величина продолжает оставаться значительной - 54639 млн. руб., в том числе из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней - 13692 млн. руб., или 25,1% общего объема задолженности по заработной плате. Из общего объема бюджетного недофинансирования 18,4% приходилось на федеральный бюджет и 81,6% - па территориальные бюджеты.

Покупательная способность пенсий в 1999 г. сократилась в полтора раза, а средняя пенсия была почти на треть меньше величины прожиточного минимума пенсионера. Задолженность по детским пособиям составила на 1 октября 1999 г. 30,6 млрд. руб. Во всех регионах начался переход к адресной выплате их, т.е. тем семьям, среднедушевой доход которых не превышает прожиточного минимума, установленного в данном регионе. С большинством этих социальных проблем региональные и местные власти остаются лицом к лицу.

Сокращение реальных денежных доходов населения уменьшило спрос со стороны домашних хозяйств, ограничило ресурсную базу банковской системы и в итоге все более выступает ограничителем экономического роста. Правительство РФ в последние месяцы 1999 г. неоднократно заявляло о необходимости повышения доходов населения, хотя в бюджете на 2000 г. существенных сдвигов в этом направлении не предусмотрено.

В 1999 году появилась устойчивая тенденция к постепенному восстановлению инвестиций в основной капитал. В январе- сентябре их объем за счет всех источников финансирования к соответствующему периоду предыдущего года составил 100,1%, тогда как в январе - сентябре 1998 года спад инвестиций достиг 5,9%.9 Сказывается, прежде всего, улучшение финансового состояния предприятий реального сектора экономики.

По данным Минэкономики РФ, к середине 1999 г. 69 регионов в рамках своей компетенции приняли законы, направленные на поощрение инвестиций, создание зон наибольшего благоприятствования, предоставление налоговых льгот, государственную поддержку кредитованием строительства, предоставление земли, лизинговую деятельность.

Только в 1999 приняты региональные законодательные и нормативно-правовые акты по вопросам государственной поддержки и стимулирования инвестиционной деятельности в Смоленской, Тамбовской и Новосибирской областях, Краснодарском крае. Разрабатывается законодательство, направленное на активизацию притока иностранных инвестиций, в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Хакасия, Орловской, Рязанской, Тверской, Читинской, Камчатской, Сахалинской областях.

Лидерами в разработке собственной инвестиционной политики, как известно, в 1996-1997 гг. выступили республики Коми, Саха-Якутия, Татарстан. Их усилия были направлены на привлечение иностранных инвесторов, что выразилось в принятии законов, определяющих благоприятные условия деятельности зарубежного капитала. По инициативе правительства Республики Татарстан, проводящего политику мягкого вхождения в рынок, разработан ряд нормативных документов (законов, указов, постановлений), направленных на формирование благоприятного климата для инвесторов и их поддержку.

В 1998 г. в экономику республики было вложено иностранных инвестиций на сумму около 700 млн. долл., в 7 раз больше, чем в 1996 г. Республика входит в десятку регионов, в которых сосредоточено 80% вложений зарубежных инвесторов. Она обрела репутацию стабильного региона с низким уровнем риска для зарубежных инвесторов. В 1999 г. между правительством республики, администрацией Казани и промышленными предприятиями города был заключен ряд соглашений о социально-экономическом сотрудничестве. Правительство и мэрия города согласились снизить налоги на прибыль, имущество и НДС, обеспечить предприятия республиканским и муниципальным госзаказом. Взамен те гарантируют властям текущие платежи, рост производства, повышение заработной платы и сохранение рабочих мест.

С небольшим отставанием к этому процессу подключились отдельные области России (Нижегородская область, Псковская область), продвинувшись в стратегии решения инвестиционной проблемы.10

Наиболее привлекательными для иностранного капитала сферами российской экономики являются финансы, топливная промышленность, коммерческая деятельность по обеспечению рынка, пищевая промышленность, торговля и общественное питание. В целом на эти пять народнохозяйственных сфер, наиболее активно инвестируемых из-за рубежа, приходится 73,3% общего объема иностранных инвестиций. В развитие следующих пяти отраслей – машиностроения и металлообработки, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, цветной металлургии, химической и нефтехимической индустрии, связи – иностранные инвесторы вложили еще 15,9% общего объема иностранных инвестиций. Следовательно, в экономику десяти отмеченных сфер народного хозяйства России зарубежные инвесторы вложили 89,2%  общего объема инвестиций.

Положительным является включение в число приоритетных сфер ряда отраслей реального сектора экономики.

Наибольшие инвестиции в экономику России осуществляют США, Великобритания, Швейцария, Германия и Нидерланды: их доля составляет 12%.

Прямые инвестиции в российскую экономику в настоящее время осуществляют стратегические инвесторы - то есть те, кого привлекает не окупаемость вложений, а желание закрепиться на потенциально перспективном рынке. Именно поэтому вложения оказываются небольшими, не несут собой новых технологий, и ограничиваются часто сферой сбыта и обслуживания.

Основная форма ввоза капитала в страну - банковские кредиты, в том числе межправительственные (на них пришлось 3,5% млрд. долл. в 1996г.). За последнее время ощутимых размеров достигли и инвестиции в государственные ценные бумаги.

На портфельные инвестиции приходилось ничтожно мало - около 45 млн. долл., причем 40% всех инвестиций приходится на Москву.11

Иностранные  инвестиции, несмотря на их незначительные размеры, однако, уже играют положительную роль в экономике России. На них приходится около 0,5 % созданных в России новых рабочих мест, они дают 2,5% валового продукта страны,1% всего объема экспорта и 1,3 % импорта.

В настоящее время на иностранные инвестиции приходится не более 3,5 % ежегодного объема капитальных вложений.

Объем иностранных инвестиций в реальный сектор российской экономики составил в январе-апреле 2000 года $4.961 млрд. и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился в 3.2 раза. Об этом сообщает Госкомстат России.

Львиная доля прироста иностранных инвестиций приходится на вложения, которые проходят в графе "прочие". Их объем увеличился в 4.2 раза до $4.1 млрд. Прямые инвестиции возросли в I квартале на 42.2% до $853 млн., портфельные - на 170% до $8 млн.

Информация о работе Инвестиции и их место в экономической системе