Инвестиции и реальный экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Необходимым условием развития экономики – является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее активного их использования, а приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно – технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. При этом далеко не последнюю роль для многих государств, особенно вырывающихся из экономического и социального неблагополучия, играют привлечение иностранного капитала в виде прямых капиталовложений, портфельных инвестиций и других активов.

Содержание работы

Введение. ……………………………………………………………….. 3
1. Сущность и понятие инвестиций и экономического роста ……... 4
1.1 Инвестиции, их факторы и график спроса на инвестиции. ………… 4
1.2 Изменение спроса на инвестиции…………………………………….10
1.3 Соотношение инвестиций и сбережений. ………………………….. 12
1.4 Понятия и типы экономического роста …………………………….. 16
1.5 Государственное регулирование экономического роста……………19
2. Инвестиции и экономический рост. ……………………………….. 21
2.1 Связь между инвестициями и экономическим ростом …………….. 21
2.2 Инвестиции - единственный выбор России. …………………………23
2.3 Инвестиции и экономической рост Российской Федерации. ……….28
Заключение ………………………………………………………………32
Список использованной литературы. ……………

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Для различных норм роста  Харрод выдвигает следующие положения: система свободного предпринимательства ( к которой идет наша страна) будет  эффективно функционировать, если доходы будут расти ускоренными темпами. Инвестиции должны предвосхищать динамику потребительского спроса. Равновесие по этой модели весьма не- устойчиво. Отсюда следует что, необходимо вмешательство государства через финансовую политику. Модель Харрода послужила толчком для разработки моделей Д.Хикса , Р. Гудвина и др.   

Неоклассические модели.

Неклассические  модели в условиях уравновешенного  спроса внесли изменения капитального коэффициента. Соотношение капитал/производство становиться гибким вследствие того, что неоклассические модели учитывают не один, а два производственных фактора и предполагают взаимозаменяемость. Рост ВНП становиться возможным за счет различных комбинаций производственных факторов. Естественно, что неоклассические модели эффективны при совершенной конкуренции, хотя они в тоже время рассматривают и отклонения от нее.

 

    1. Государственное регулирование экономического роста

 

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть  какие меры государственного регулирования  наилучшим образом могут стимулировать  этот процесс.

1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику «дешевых денег») как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово- бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

2. В противоположность кейнсианцам, сторонники «экономики предложения» делают упор на факторы повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на налог от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулирования сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них сторонники, «экономики предложения» отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

3. Экономисты разных  теоретических направлений рекомендуют  и другие возможные методы  стимулирования экономического роста. Правительство могла бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводственных отраслей и способствующих перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы  на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический процесс. Рост расходов на образование также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.

 

 

2. Инвестиции  и экономический рост

2.1 Связь между инвестициями и экономическим ростом

 

Россия – страна догоняющего  развития. Это главная причина, почему ей необходимы высокие темпы экономического роста. Но нужна ли для высоких  темпов роста ВНП высокая норма  валового накопления?

В целом ответ на этот вопрос будет положительным, т.к. тесная корреляция между нормой валового накопления и динамикой ВВП в странах догоняющего развития налицо. Высокая норма валового накопления (более 30%) и высокие темпы экономического развития позволили сначала Японии, а затем еще четырем азиатским «тиграм» - Южной Корее, Сингапуру, Тайваню, Гонконгу – выйти на высокий уровень экономического развития. Очень высокая норма валового накопления (около 40%) наблюдается сейчас в Китае, наиболее динамичной экономике мира (10% рост ВВП в среднем за 2001-2003гг). Велика норма валового накопления и в Индии (около 25% в начале 2000г), где среднегодовой рост в 1990-2001гг составлял 6%. В тоже время низкая норма валового накопления и одновременно низкие темпы роста ВВП имели место в прошлом и нынешнем  десятилетиях в странах Африки (20-21 и 2% соответственно), отставание которых от развитых стран нарастает. В развитых странах корреляция между нормой валового накопления и темпами экономического роста слабее. Большие объемы накопленного реального капитала диктуют здесь необходимость уже не наращивания, а более эффективного его использования, прежде всего за счет привлечения новых знаний и предпринимательских способностей. В группе развитых стран (особенно в странах - лидерах) экономическое развитие осуществляется преимущественно на баз этих двух факторов. В пользу данного тезиса говорит успех основанной на инновациях (т.е. новых знаний и их быстром внедрении в хозяйственную жизнь) «новой экономике». Именно за счет этого США смогли сохранить высокие для развитых стран темпы экономического роста (3,5% в 1980-1990 –е годы), при этом норма валового накопления оставалась на сравнительно низком для развитых стран уровне (около 20,5% в 1980-е годы в начале 1990-х она упала, а к концу 1990-х годов вновь возросла до 21%). В то же время продвинутые в «новой экономике» развитые страны снизили темпы экономического развития – в Японии с ее высокой нормой валового накопления (29% в 1980-е годы 30% в первой половине 1990-го годов, 26-27% в конце 1990-х годов) темпы роста ВВП уменьшились с 4,1% в 1980-е годы до 1,3% в 1990-е годы, а в странах ЕС (при мало менявшейся у них в эти годы норме валового накопления, составлявшей около 20%) – с 2,4 до 1,9%.

В нашей стране имеет  место двоякая ситуация. С одной  стороны, будучи страной догоняющего развития, Россия должна форсировать экономический рост за счет резкого увеличения инвестиций в слаборазвитую инфраструктуру, отсталое сельское хозяйство и недостаточно развитую промышленность. С другой стороны, сворачивание военного производства, недоиспользование накопленных с советских времен производственных мощностей, наличия элементов «новой экономики» позволяют предположить, что для этого потребуется меньшая, чем раньше, норма валового накопления. По нашему мнению, норма валового накопления в России должна быть на уровне около 25% в ближайшие годы и около 30%   в перспективе, когда исчерпаются запасы недоиспользованных мощностей, а задача модернизации основного капитала станет еще острее.

 

2.2 Экономический рост - единственный выбор России

 

Жизнь стала  лучше? За последние 5-6 послекризисных лет в России действительно произошел значительный экономический рост, который сказывается на всех сторонах жизни нашего общества: повышаются доходы у населения, увеличивается внутренний спрос, становиться более устойчивым, бездифицытным бюджет. Однако если сравнить не с 1998г (послекризисным), а с 1990г. , то можно отметить, что по многим параметрам мы не достигали и 30-40% от тех объемов экономики, которые Россия имела в то время. На сегодняшний день Россия (если оценить в паритетных ценах) по объему ВВП по разным подсчетам занимает от 10-го до 15-го места в мире. Но если мы возьмем отношение ВВП на душу населения, то (по тем же паритетным расчетам) Россия будет занимать 75-80 место в мире, пропустив такие страны как Латвия и Эстония. По этому, хотя экономический рост был значительным, сказать , что мы достигли больших успехов, было бы значительной ошибкой.

Сегодня три основных фактора, которые обеспечили экономический рост России: увеличение цен на нефть, использование резервных мощностей и имеющейся численности квалифицированных рабочих, а также девальвация рубля близки к исчерпанию.

Выбор России. Очень многие политики и экономисты пытаются нащупать какой-то общий сценарий развития, чтобы описать все те цели и задачи, которая должна ставить Россия перед собой. По нашему мнению такой целью может быть только экономический рост, причем экономический рост при качественно другом уровне, который будет гарантировать, во-первых, стабильность развития России как экономической мировой единицы и, во-вторых, обеспечить неуклонный подъем благосостояния и изменения качества жизни всего российского общества. Поэтому та задача, которая поставлена президентом, об удвоении ВВП до 2010года является действительно необходимой для дальнейшего существования России, позиционирования ее в мировом сообществе. Она предусматривает единую систему задач, которая поставлена самим вызовом мирового развития нашей стране. Возникает вопрос, а реальна ли решение этой  задачи? Расчеты, которые проводятся в мировой статистике, показывают, что около 70 из 140 стран в последнее время смогли удвоить ВВП за десятилетие и добиться высоких стандартов развития. Это показывает. Что все ссылки на российскую специфику, которая якобы не дает возможности достичь данной цели, не состоятельны. Это парадокс: на протяжении длительного времени складывается образ России как «Верхней Вольты с ракетами», как той страны, по мнению многих экспертов, которая не может реализовать те возможности, которые у нее есть. К сожалению, Россия, независимо от благосостояния, что приводит к чувству собственной ущербности и мнению о том, что мы не в состоянии сделать того, что могут сделать другие страны.  Что нам мешает? Если мы говорим о том чтоб  добиться удвоения ВВП за 10 лет в полнее реально, то следующим основным вопросом является: какие именно проблемы мешают решить данную задачу? Совершенно ясно, что подобных проблем набирается очень значительное число, как внутриполитических, так и внешних.

 Первая  и основная проблема: бедность населения. Более 30% жителей России живет за чертой бедности. Это означает, что мы не имеем большого и устойчивого внутреннего спроса, в том числе и на товары ежедневного потребления, и те товары которые могли бы стать двигателем экономики России: бытовая техника, компьютеры, системы интернета. Достаточно сравнить численность владельцев компьютеров и пользователей интернета на 1000 человек в России и других развитых странах. Но это только одна сторона проблемы бедности. Другая сторона заключается в том, что в других странах основным источником инвестиций являются накопления самих граждан, а также накопления, сделанные через пенсионные и страховые фонды, в России же эта система практически не действует. По опросам ВЦИОМа, большинство населения заявляет, что денег хватает только на самое необходимое, или что пытаются откладывать деньги только для самых необходимых приобретений. То есть вопрос о вкладывании средств в виде инвестиций перед населением в значительной степени не стоит.

Проблема структуры  российской экономики. К сожалению, надо отметить, что экономический рост за последнее время сопровождался возвратом к структуре экономики с максимально экспортоориентированной системой образца дореформенного 1997года, хотя в 2001-2003гаду намечался структурный сдвиг в сторону объемов обрабатывающей промышленности. Сейчас широко обсуждается план структуры изменения экономики путем изымания ренты за недропользование. На то, как потратить ренту есть две точки зрения. Первая: просто разделить ренту между населением, что должно поддержать его покупательную способность. Мы считаем этот путь тупиковым и по той причине, что распределение ренты между населением обеспечит прибавку к пенсиям, стипендиям и зарплатам всего лишь в 12 долларов в месяц. Вторая: постараться сосредоточить эти средства для поддержания обрабатывающей промышленности. Но даже если использовать ренту в виде инвестиций трудно утверждать, что мы имеем те возможности и механизмы, которые могли бы обеспечить эффективное использование ренты для обрабатывающих отраслей.

Развитие топливно-энергетического  комплекса России будет продолжаться, не смотря на то, что его капиталоемкость  будет увеличиваться с каждым годом и ТЭК становиться довольно дорогим удовольствием. Однако это  гарантированный сбыт, гарантированные доходы для России на протяжении значительного периода времени. Однако экономический рост, который могут обеспечить добывающие отрасли в ближайшие годы, не превысит 34% в год в силу своих собственных структурных особенностей. Поэтому надо четко понимать, что эти отрасли смогут дать только 2-4% роста, а рост, который нам нужен на сегодняшний день, это порядка 7-8%. Значит, остальные отрасли или часть отраслей, у которых есть возможность развиваться, должны расти на 9-10% ежегодно. И только они могут обеспечить выход на необходимый темп роста в целом по стране. Можно сказать, что для этого нужны инвестиции. Приводимые расчеты по инвестициям, которые требуются России, показывают фантастические цифры. К сожалению, эти цифры говорят о том, что есть утопическое стремление возродить в России производство, аналогическое социалистическому времени, когда Россия производила все сама. Но было бы рациональным сосредоточиться на развитии только гарантированно успешных отраслей. Забывается и том, что инвестиций должно быть ровно столько, сколько может освоить экономика. Получение большего, чем нужно количества инвестиций приведет, что «лишние» деньки «перельются через край» и всплывут в виде инвестиций в предметы роскоши в странах развитой экономики. Опасно как недоинвестирование, так и переинвестирование экономики.

Проблема институциональных  реформ.

Многие противопоставляют  задачу проведения институциональных  реформ и проблему экономического роста. Однако они не являются анагонистичными. Экономический рост не может произойти без институциональных реформ, но институциональные реформы  не могут идти без экономического роста в стране. Основная проблема институциональных реформ сегодня это их не сбалансированность неполная комплексность и отрывочность. Реформы никак не согласованы между собой по времени по глубине и срокам исполнения. Реформы которые намечались программой Грефа, идут сегодня в режиме          «получилось как всегда». Получаются только те реформы, которые возможны для реализации в сегодняшней ситуации, и в том виде, в котором они возможны сегодня. То есть становиться предметом компромисса лоббистский сил, что не может дать никакого экономического эффекта, и они всегда будут иметь вид недостроенных зданий.

Проблема человеческого  капитала.

В ближайшее время  демографическая ситуация начнет отражаться на развитии страны и заставит общество понять простую истину: идея что чего-чего, а людей в России хватит, с которой Россия жила весь XX век, -фикция. Уже сегодня людские ресурсы в России становятся самым значительным дефицитом. К проблеме человеческого капитала относится также система его квалификации. Точнее – проблема разрушения системы подготовки кадров. Подготовка кадров пока не рыночная, а бюджетная, а в то же время распределение выпускников  уже имеет полурыночный характер. Структура и уровень подготовки кадров как высшего, так и среднего профессионального образования не выдерживает никакой критики и не работает над задачей экономического роста страны. Она полностью не учитывает  ни потребности государства, ни потребности бизнеса. Наконец, проблема мотивирования и ценностных ориентаций людей. У наших граждан самоощущение людей, «загнанных под плинтус». Мы каемся даже в тех грехах, которые не совершали. Нам всегда объясняли: чего вы хотите – такая страна. Мы – нормальная страна. Поэтому нам нужна цель, которая могла бы сплотить общество. Цель, которую общество само себе определило. Цель, с помощь которой мы могли бы сами себе доказать, что россияне отнюдь не ленивые и не тупые.

Проблема корпоративной  культуры.

Задача удвоения ВВП, должна быть единой задачей для бизнеса, для государства, политических партий и общества. Все, что не работает на эту задачу, все, что мешает достижению этой цели, должно быть исключительно из жизни общества. Любые системы ценностей, принятые законы, принятые постановления правительства, усилия самого бизнеса должны быть направлены в этом направлении. Поэтому неприемлемо как давление крупного бизнеса в виде лоббирования тех или иных законов, которые служат только его целям так и неприемлемы наезды власти на бизнес. В случае силового давления бизнес тут же в течении  2-3 месяцев начинает работать против роста экономики страны. Резко сокращаются внутренние инвестиции. Настораживаются иные инвесторы и предприниматели, которые понимают, что они поодиночке не защищены от любого произвола чиновников как местного, так и государственного уровня, особенно, если они при погонах. Задача – формирования корпоративной культуры, которая позволит согласовать интересы власти, бизнеса и общества. Это должно быть одним из стержневых направлений работы по созданию системы средств достижения национальных целей. Можно называть еще много проблем, но по отношению к вышеназванным, по нашему мнению, вторичны.

Информация о работе Инвестиции и реальный экономический рост