Инвестиции. Инвестиционная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Важнейшими условиями экономического роста, обеспечения независимости и безопасности Республики Беларусь являются оптимизация накоплений и активное инвестирование.
Между тем современная ситуация в инвестиционной сфере республики не соответствует указанным требованиям. За годы экономических реформ произошло резкое сокращение объема инвестиций, особенно в реальный сектор экономики, в результате влияния ряда факторов: неблагоприятный инвестиционный климат; мировой финансовый кризис, вызвавший резкое снижение объема государственных централизованных инвестиций; инфляция; высокий уровень налоговых изъятий; низкая рентабельность субъектов хозяйствования; неэффективное использование амортизационных отчислений; неразвитый фондовый рынок; слабое привлечение банками сбережений населения; вывоз капитала из страны и др.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1.Роль инвестиций в экономике 6
1.1Сущность инвестиций и их классификация. Национальные и иностранные инвестиции.
1.2Инвестиционный потенциал в национальной экономике. 11
2.Эффективность инвестиционной деятельности. 15
2.1Роль экономической оценки инвестиций.
2.2Основные методы оценки инвестиций. 16
3.Инвестиционная политика в Республике Беларусь. 21
Заключение 25
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

kursovaya__33__33__33__33__33.docx

— 249.49 Кб (Скачать файл)

Особенности создания предприятия, которое полностью принадлежит  иностранному инвестору, определяются в порядке, устанавливаемом Советом  Министров Республики Беларусь. Предприятия, в уставном фонде которых иностранные  инвестиции составляют более 30 процентов, вправе без лицензий и дополнительных разрешений экспортировать продукцию (работы, услуги) собственного производства. Предприятие с иностранными инвестициями вправе безлицензионно импортировать продукцию (работы, услуги) для собственной хозяйственной деятельности.

Общий порядок отнесения  продукции (работ, услуг) к продукции  собственного производства предприятий  с иностранными инвестициями устанавливается  Советом Министров Республики Беларусь.

Экспорт и импорт другой продукции осуществляется предприятиями  с иностранными инвестициями в соответствии с действующим законодательством  Республики Беларусь.

Нарушение предприятием с  иностранными инвестициями положений  частей 1 и 2 настоящей статьи влечет ответственность, предусмотренную  законодательством, действующим на территории Республики Беларусь.

Предприятие с иностранными инвестициями вправе на договорной основе устанавливать цены на свою продукцию (работы и услуги), а также порядок  ее реализации и выбирать поставщиков  продукции (работ, услуг).

Валютная выручка от экспорта собственной продукции предприятия  с иностранными инвестициями, в котором  доля иностранного участника в уставном фонде превышает 30 процентов, остается в распоряжении предприятия за исключением  суммы налоговых платежей, которые складываются в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

Предприятия с иностранными инвестициями и иностранные инвесторы  имеют право открывать на территории республики в уполномоченных банках счета в иностранной валюте, а  также в рублях без права перевода сумм в рублях за границу.

Средства предприятий  с иностранными инвестициями и иностранных  инвесторов, хранящиеся на их счетах, используются для осуществления ими уставной деятельности, приобретения иностранной  валюты по курсам, складывающимся в  рамках разрешенных форм купли и  продаживалюты на рубли (аукцион, биржевая торговля и другие формы). Рублевые суммы, хранящиеся на счетах иностранных  инвесторов, могут быть также использованы для целей приватизации и для  закупки сырья, товаров и услуг  с учетом цен, которые сложились  на мировом рынке, с правом экспорта по специальным лицензиям. Рублевые суммы для целей приватизации могут быть использованы только в  том случае, если они получены в  результате коммерческо-хозяйственной  деятельности на территории Республики Беларусь.

Предприятия с иностранными инвестициями и иностранные инвесторы  могут вкладывать средства в совместные банки, страховые компании, смешанные  общества и другие финансово-кредитные  учреждения, создаваемые на территории Республики Беларусь. На территории Республики Беларусь могут создаваться иностранные  финансово-кредитные учреждения, их филиалы и представительства, кроме  страховых компаний. Доля иностранных  инвестиций в уставном фонде страховых  компаний не должна превышать 49 процентов.

Определив, что такое предприятия  с иностранными инвестициями , нужно сказать, что в РБ регулирование потоков иностранных инвестиций осуществляют Министерство экономики, Министерство иностранных дел, Министерство финансов, Национальный банк, местные органы власти. Что же касается политики привлечения иностранных инвестиций в РБ, она реализуется через соответствующие нормативно-правовые акты, а также через Национальные программы привлечения инвестиций в РБ. На данный момент действует Национальная программа привлечения инвестиций в экономику РБ на период до 2010г. Программа определяет условия формирования благоприятного инвестиционного климата, главные направления и механизмы привлечения отечественных и иностранных инвестиций. Главная цель Программы состоит в том, чтобы обеспечить оживление производства и экономический рост с помощью использования такого инструмента инвестиционной политики, как привлечение в реальный сектор эффективных иностранных инвестиций

В Белоруссии постоянно ведется  работа по улучшению условий инвестирования. Способствует этому ряд обстоятельств: выгодное экономико-географическое положение  Республики Беларусь, развитая инфраструктура, наличие квалифицированной рабочей  силы. Вышеперечисленные факторы  обращают внимание потенциальных инвесторов.

Беларусью подписаны и исполняются более сорока межправительственных и межгосударственных соглашений о взаимном содействии осуществлению и защите инвестиций. Инвестиционные соглашения заключаются с целью защиты инвесторов обоих государств, создания благоприятного международно-правового пространства, стимулирования развития экономических отношений. Инвестиционные соглашения заключены со следующими субъектами: Бельгийско-Люксембургским Экономическим Союзом, Федеративной Республикой Германия, Соединенными Штатами Америки, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Республикой Израиль, Австрийской Республикой, Республикой Корея, Республикой Румыния, Турецкой Республикой, Королевством Великобритании и Северной Ирландии, Королевством Нидерланды, Республикой Финляндия, Французской Республикой, Королевством Швеция, Швейцарской Конфедерацией, Чешской Республикой, Республикой Болгария, Китайской Народной Республикой, Республикой Вьетнам, Исламской Республикой Пакистан, Иорданским Королевством, Республикой Индия, Республикой Монголия, Сирийской Арабской Республикой, Арабской Республикой Египет, Республикой Молдова, Украиной, Республикой Таджикистан, Республикой Кыргызстан и другие.

 

 

1.2  Инвестиционный потенциал  в национальной экономике.

Важнейшим направлением государственной  экономической политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного  климата для привлечения и  эффективного использования иностранных  инвестиций.

Беларусь предлагает потенциальным  инвесторам такие свои основные преимущества, как выгодное географическое расположение в центре Европы, благоприятные природно-климатические  условия, политическую и социальную стабильность, макроэкономическую стабилизацию, квалифицированные и относительно дешевые трудовые ресурсы, высокий научно–технический и промышленный потенциал, емкий внутренний рынок, законодательное и организационное обеспечение инвестиционного процесса.

Республика находится на пересечении  железнодорожных и автомобильных  магистралей, систем нефте-, газо- и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, азиатскими странами. В силу этого Беларусь может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ.

Экономическая ситуация в стране характеризуется  стабильным уровнем инфляции, предсказуемостью обменных курсов, наличием налоговых  и таможенных льгот для иностранных  инвесторов, ростом экспортного потенциала, развитой банковской системой, растущим рынком финансовых и страховых услуг.

В стране существует развитая научно-техническая  база для проведения исследований и  разработок в различных областях теоретических и прикладных знаний. В республике функционирует около 300 научных организаций. Научными исследованиями и разработками занимается свыше 30 тыс. человек, в их числе более 805 докторов наук и 3400 кандидатов наук. Международное  признание получили разработки белорусских  ученых в области лазерной и ядерной  физики, ядерной энергетики, порошковой металлургии, оптики, программного обеспечения, биотехнологии и др.

В Беларуси имеются производства по выпуску конкурентоспособной продукции  на внутреннем и внешнем рынках. Республика специализируется на производстве продукции машиностроения, химической и нефтехимической, легкой, пищевой  промышленности, а также животноводства, льноводства, картофелеводства. Беларусь экспортирует более 90% произведенных  автомобилей и тракторов, около 90% – телевизоров, холодильников и  морозильников, а так же калийных удобрений, более 80% металлорежущих станков.

Беларусь входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора это означает, что, вкладывая  свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусской территории, но и  огромной емкости российского рынка. Расширению инвестиционных возможностей Беларуси способствуют так же положительная  динамика переговорного процесса по присоединению страны к Всемирной  торговой организации, улучшение отношений  с международными финансовыми организациями (Международным валютным фондом, Международной  финансовой корпорацией и Международным  банком реконструкции и развития в рамках Всемирного банка, Европейским  банком реконструкции и развития).

В Беларуси создано 6 свободных экономических  зон с либеральными условиями  хозяйствования в виде льготного  налогового и таможенного режимов. Ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость для резидентов СЭЗ в два раза ниже, чем по республике. Прибыль, полученная резидентами  СЭЗ за счет реализации продукции  собственного производства, освобождается  от налогообложения сроком на 5 лет  с момента ее объявления.

Республика Беларусь – единственная страна среди государств СНГ, принявшая  Инвестиционный кодекс – основополагающий документ, регулирующий не только национальные, но и иностранные инвестиции на территории страны. Инвестиционный кодекс защищает права собственности иностранных инвесторов, обеспечивает им не менее благоприятные, чем для национальных предпринимателей условия деятельности, а так же устанавливает для них специальные стимулирующие преимущества в налоговой, таможенной, валютной сферах.

В нашей стране действует Консультативный  совет по иностранным инвестициям, возглавляемый Премьер-министром  Республики Беларусь. С помощью этой структуры вырабатываются основные задачи и меры по улучшению инвестиционного  климата в республике, а так  же оперативно решаются возникающие  проблемы иностранных инвесторов, связанные  с их работой в Беларуси. Действующие  при Совете Постоянный комитет, рабочие  группы занимаются вопросами совершенствования  инвестиционного законодательства, развития свободных экономических  зон, улучшения налоговых и таможенных условий работы на белорусском рынке  и др.

Беларусь имеет положительный  опыт деятельности иностранных компаний в реализации крупных и средних  инвестиционных проектов. Беларусь успешно  сотрудничает с известнейшими мировыми производителями – транснациональными корпорациями. Созданы, например, совместные и иностранные предприятия с  немецким «МАН» (выпуск автомобильной  техники), голландской «Кока–Кола»  и американским «МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), датским «МаерскМедикал» (выпуск медицинского оборудования).

 

Созданные коммерческие организации  с участием зарубежного капитала имеют ряд преимуществ перед  национальными субъектами хозяйствования. Иностранным и совместным предприятиям предоставляется следующие льготы и преференции:

– освобождение в течение трех лет от уплаты налога на прибыль  от производственной деятельности. В  случае если такие организации производят особо важную для республики продукцию, ставка налога на прибыль уменьшается на 50 процентов еще на срок до трех лет;

 

– освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость  при ввозе на территорию республики основных средств, предназначенных  для формирования уставного фонда;

– безлицензионные экспорт продукции  собственного производства и импорт продукции для собственного производства;

– свободное распоряжение полученной выручкой в иностранной валюте от экспорта продукции собственного производства после оплаты налогов и других обязательных платежей;

– свобода при выборе поставщиков  товаров и установлении цен на продукцию собственного производства;

– сохранение правового режима в  течение 5 лет с момента регистрации  предприятия с иностранными инвестициями в не зависимости от изменений  в законодательстве Республики Беларусь и др.

Все это делает нашу страну привлекательным  и, что самое главное, безопасным и выгодным местом для зарубежных капиталовложений.

В настоящее время акценты в  инвестиционной политике Республики Беларусь постепенно смещаются от преференциального  режима к созданию универсальных  общеэкономических условий, определяющих единые «правила игры» для национальных и иностранных инвесторов, в области  лицензирования, внешнеэкономической  деятельности и в отношении действия стабилизационных норм. Наиболее яркими инвестиционными проектами в  наше время является строительство  комплекса “Минск-сити”, строительство  республиканского логистического центра, строительство селиконовой долины.

О том, что в стране в целом  сформированы благоприятные условия  для деятельности иностранных инвесторов, подтверждает действующий и развивающийся  сектор экономики, основанный на частных  инвестициях. В настоящее время  Правительством с целью улучшения  инвестиционного климата предпринят ряд мер по организационно-информационному  обеспечению инвестиционной деятельности иностранных инвесторов в республике. С целью увеличения объемов привлечения  иностранных инвестиций и содействия реализации конкретных инвестиционных проектов создано РУП «Национальное  инвестиционное агентство». Сформирована и постоянно обновляется база данных инвестиционных проектов белорусских  предприятий, заинтересованных в привлечении  иностранных инвестиций.

Проводится работа по привлечению  средств иностранных кредитных  линий под гарантии Правительства  Республики Беларусь, а также организационные  мероприятия по получению Республикой  Беларусь суверенного кредитного рейтинга.

 

 

Информация о работе Инвестиции. Инвестиционная политика в Республике Беларусь