Инвестиционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение инвестиционной политики.
В данной работе рассмотрены следующие задачи:
теоретические аспекты инвестиционной политики;
характеристика сложившейся ситуации в инвестиционной политике государства;
анализ развития инвестиционной деятельности РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ……………5
1.1 Понятие инвестиционной политики государства …………………....5
1.2 Инвестиции в основной капитал………………………………………9
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ В ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА………….……..13
2.1 Механизм реализации инвестиционной политики…………………13
2.2 Показатели состояния инвестиционной деятельности в РФ……….18
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ…………………………………………………….20
3.1 Механизм отбора инвестиционных проектов на конкурсной основе……………………………………………………………………...20
3.2 Оценка инвестиционных решений в условиях неопределенности..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……

Файлы: 1 файл

стр.план..doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

 

В 2011г. использовано 7930,3 млрд.рублей инвестиций в основной капитал, или 83,8% к уровню 2010г. Инвестиции на приобретение импортных машин, оборудования, транспортных средств в 2009г. составили 371,8 млрд.рублей, или 20,7% от общего объема инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства (в 2010г. – 20,0%).7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ

 

3.1 Механизм  отбора инвестиционных проектов  на конкурсной основе

 

В рыночной экономике, где основным критерием инвестирования выступает эффективность инвестиционных вложений, не могут использоваться прежние технологии распределения  централизованных капитальных вложений между предприятиями на безвозвратных  началах, не стимулирующая предприятия к росту эффективности. Поскольку прямые государственные инвестиции менее эффективны, чем инвестиции частных инвесторов, рискующих своим капиталом, более оправданным подходом является государственная поддержка частных инвестиций.

Государственная поддержка частных инвестиций осуществляется посредством долевого участия государства  в инвестиционных проектах, прошедших  конкурсный отбор. Размещение централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе ориентировано на повышение инвестиционной активности и мобилизацию капитала частных отечественных и иностранных инвесторов по приоритетным направлениям экономического развития, подъём коммерческой, бюджетной и народно-хозяйственной эффективности инвестиционных вложений по всем формам собственности.

Первым документом, регламентирующим порядок финансирования инвестиционных проектов, явились «Методические  рекомендации о порядке организации  и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов» (Утверждены Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ и Министерством строительства РФ 2 декабря 1994 г. и введены в действие с 1 января 1995).

В Методических указаниях были определены условия  участия инвестиционных проектов в  конкурсе, этапы его реализации и проведения, функции федеральных органов власти и Комиссии по инвестиционным конкурсам при Минэкономики РФ, права и обязанности организаторов конкурса, даны рекомендации по подготовке пакета документов, в том числе и бизнес-плана в соответствии с общепринятыми в мировой практике принципами проектного финансирования, изложены основные требования к конкурсным предложениям, механизм рассмотрения инвестиционных проектов и оформления результатов конкурсов.

Новый порядок  финансирования инвестиционных проектов предоставлял инвесторам право выбора формы участия государства в финансовом обеспечении прошедшего инвестиционный конкурс проекта. Участие государства в финансировании инвестиционного проекта могло осуществляться в следующих формах:

  • государственного инвестиционного кредита со сроком возврата  в течении двух лет и уплатой процентов за пользование предоставленными ресурсами в размере ¼ ставки рефинансирования Банка России
  • закрепления в государственной собственности части акций создаваемого предприятия, реализуемых на рынке в течение двух лет с начала получения прибыли от реализации инвестиционного проекта, с направлением выручки от реализации в доход федерального бюджета.

Начиная с 1997 г. получили развитие  новые подходы  в области государственной поддержки  инвесторов, связанные с сертификацией инвестиционных проектов, предоставлением государственных гарантий, образованием бюджета развития.

Сертификация  проекта позволяет проводить  аукционы по привлечению инвесторов. Контакты с зарубежными инвесторами  показывают, что проведение сертификации значительно повышает их доверие к проектам. Это позволит создать конкуренцию капиталов на инвестиционном рынке и будет способствовать снижению ставки процента коммерческого кредита, что в конечном счете обеспечит повышение эффективности инвестиций.

 

Таблица 2 –  Поддержка государства инвестиционных проектов

Наименование

Размеры поддержки (в процентах от

стоимости проекта)

производство  продукции (услуг), не имеющей аналогов                                

 в мире (при  подтверждении Роспатентом)

50

экспорт продукции (услуг) обрабатывающей промышленности

40

импортозамещение (при более низкой цене)

30

удовлетворение  платежеспособного спроса

20


 

Бюджет развития был образован как специальный  инструмент, аккумулирующий инвестиционные ресурсы федерального бюджета с целью их использования для финансирования инвестиционных проектов и привлечения средств частных инвесторов. Ресурсы Бюджета развития могут использоваться для долевого финансирования инвестиционных проектов на конкурсных, платных, возвратных началах, а также предоставления государственных гарантий на конкурсной основе на заемные средства (при верхнем пределе гарантий до 40 % от суммы заемных средств).

 

3.2 Оценка  инвестиционных решений в условиях неопределенности

 

При анализе возможностей усиления роли государства в инвестиционной сфере следует учитывать, что степень расширения государственного участия имеет объективные пределы. Эти пределы, с одной стороны, обусловлены реальными финансовыми возможностями, а с другой стороны, тем, что рост присутствия государства в экономике должен способствовать притоку частных инвестиций, а не их вытеснению. Оно предполагает повышение эффективности государственной долгосрочной политики и конкретных действий при сохранении рыночных свобод и стимулировании частных инвестиций.

Вопрос о  принципах участия государства  в инвестиционной деятельности во многом связан с проблемой ограниченности финансового потенциала для инвестиционного  подъема. Примерные расчеты показывают, что только для восстановления дореформенных объемов инвестирования, с учетом глубины инвестиционного спада потребуется пятикратное увеличение инвестиций, т.е. доведение их величины примерно до 2 трлн. руб. По оценкам Министерства экономического развития РФ, потребность в инвестициях составляет 150 млрд. долл. в год.8

При анализе  данной проблемы возникает также  вопрос о критерии достаточности  инвестиций. В среднесрочном периоде  критерием достаточности инвестиций может служить такой объем  инвестиционных ресурсов, который позволит обеспечить переход к устойчивому экономическому росту. С точки зрения макроэкономики это означает достижение стабильных положительных значений величины совокупных чистых инвестиций, соответствующих приросту объемов средств для обновления основного капитала, при увеличении эффективности использования инвестируемых ресурсов. В связи с этим необходимо стимулирование инвестиций до уровня, превышающего выбытие накопленных элементов производственного капитала. Этот ориентир обусловлен тем, что при более низких значениях инвестиций во вновь созданный продукт не будут скомпенсированы выбывающие элементы производственного капитала, в результате чего будут по-прежнему воспроизводиться условия экономического спада и продолжиться сокращение потенциала реального оживления производства.

Анализ бюджетной  политики на основе экспертизы бюджета  свидетельствует о том, что ее целевым ориентиром должно стать  обеспечение устойчивого экономического роста на основе повышения эффективности  и результативности государственных  расходов, органичного включения федеральных целевых и инвестиционных программ в методологию обоснования основных показателей бюджета. В условиях, когда слабо развит механизм конкуренции и рыночные цены не обеспечивают выравнивания доходности и рентабельности различных секторов экономики, бюджетная политика может сыграть большую роль в обеспечении устойчивого экономического роста.

Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна прежде всего  тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются прежде всего на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.

Инвестиции - более  широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину "капитальные вложения", и "финансовые" (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг.9

Были выделены следующие главные задачи инвестиционной политики: формирование благоприятной  среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.

Инвестиционная  политика, которой придерживается государство имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны, поэтому правительство России оказывает ей огромное внимание, однако на данный момент инвестиционная политика нашего государства ещё слаба, что обусловлено в основном незащищённостью расходов бюджета на инвестиционные цели, бюджетные средства расхищаются или направляются не на те цели, на которые направлялись.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Инвестиционная  политика играет важную роль в процессе социально-экономического и политического  развития России. Приток инвестиций в  экономику страны создает благоприятные  условия для развития промышленности, наукоемких отраслей хозяйства. Эффективность инвестиционной деятельности прямо влияет на стабильность политической системы и играет ключевую роль в процессе экономической модернизации России.

Успешно функционирующая  инвестиционная деятельность страны - необходимое условие для устойчивого  и стабильного экономического роста.

В общем плане  государство может влиять на инвестиционную активность при помощи следующих  рычагов: кредитно-финансовой и налоговой  политики; предоставления налоговых  льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; путём создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и других.

Наряду с  совершенствованием формирования федеральных  целевых программ в сфере науки и технологий предстоит продолжить развитие системы мер экономического и иного стимулирования инвесторов, прежде всего предприятий материальной сферы и кредитных учреждений, поощряя их увеличивать объем инвестиций в научные исследования и инновационный процесс.

Основные направления  государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере  науки и технологий определяют систему  мер, обеспечивающих эффективное использование  государственных и негосударственных  инвестиционных ресурсов в целях  реализации стратегических интересов Российской Федерации (повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны), и являются неотъемлемой частью общей инвестиционной политики Российской Федерации.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Теоретическая экономия: реальность, виртуальность и мифотворчество / Под ред. Ю.М. Осипова. - М.: Экономический факультет МГУ; ТЕИС, 2010.
  2. Теория хозяйственного порядка: «Фрайбургская школа» и немецкий неолиберализм: Пер. с нем. / Под общ. ред. В. Гутника. - М.: Экономика, 2012.
  3. Уильямсон О.И. Вертикальная интеграция производства: соображения по поводу неудач рынка /Теория фирмы. — СПб.: Экономическая школа, 2007.
  4. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация / Пер. с англ. - СПб.: Лениздат; CEV Press, 2008.
  5. Фактор трансакционных издержек в теории и практике Российских реформ: по материалам одноименного Круглого стола / Под ред. В.Л. Тамбовцева. - М.: Экономический факультет, ТЕИС, 2008.
  6. Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалеизи Р. Экономика / Пер. с англ. со 2-го изд. - М.: Дело, 2007.
  7. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга/ Пер. с нем. — М.: Финансы и статистика, 2007.
  8. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. пос. - М.: Высшая школа, 2011.
  9. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности: В 2 т. / Пер. с англ. под ред. А.Г. Слуцкого. — СПб.: Экономическая школа, 2009.
  10. Хикс Дж.Р. Стоимость и капитал. - М.: Прогресс, 2009.
  11. Цигичко В.Н. Прогнозирование социально-экономических процессов. - М.: Финансы и статистика, 2008.
  12. Чепурпых Н.В., Новоселов А.Л. Планирование и прогнозирование природопользования. - М.: Интерпракс, 2007.
  13. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование: Учеб. пособие. - М.: Изд-во ПРИОР, 2009.
  14. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: (власть и бизнес). - М.: Экономика, 2009.
  15. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 2012.
  16. Экономическая стратегия фирмы / Под ред. Гра-дова А.П. — СПб.: Специальная литература, 2009.
  17. Экономическая социология: Новые подходы к институциональному и сетевому анализу. - М.: РОССПЭН, 2012.
  18. Юдщкий С.А. Сценарный подход к моделированию поведения бизнес-систем. - М.: СИНТЕГ, 2011.
  19. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. - М.: Экономика, 2011.
  20. http://www.finekon.ru

Информация о работе Инвестиционная политика государства