Инвестиционная политика России на федеральном и региональном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является изучение инвестиционной политики России на различных уровнях.
Для достижения цели поставлены следующие основные задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы инвестиционной политики;
2. Проанализировать инвестиционный климат и инвестиционную политику России на федеральном уровне;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы инвестиционной политики. 4
1.1. Понятие, виды инвестиций и их место в экономической системе. 4
1.2. Основные теории инвестиций 12
1.3. Сущность и инструменты инвестиционной политики. 17
Глава 2. Инвестиционная политика и инвестиционный климат России. 22
2.1. Оценка инвестиционного климата в России. 22
2.2. Инвестиционная политика на федеральном уровне и ее особенности. 28
2.3. Специфика инвестиционной политики на региональном уровне. 30
Глава 3.Оценка инвестиционных программ в России. 34
3.1. Сравнительный анализ инвестиционных программ в России и за рубежом. 34
3.2. Оценка инвестиционной политики Тюменской области. 44
Заключение 52
Список использованной литературы 53

Файлы: 1 файл

Целая работа.docx

— 157.53 Кб (Скачать файл)

Система рыночных отношений, центром которой является механизм инвестиционного процесса, определенным образом структурирована. Среди многообразия экономических отношений можно выделить такие, действия которых агрегируются в отдельные взаимосвязанные секторы (рынки). На этих рынках вступают в экономические отношения различные субъекты, которые также образуют группы, отличающиеся одинаковым поведением на отдельных рынках.

Как правило, выделяют четыре рынка и четыре группы экономических  субъектов, определенным образом взаимодействующих  друг с другом и образующих систему  рыночной экономики. Так различают:

  • товарный рынок, на котором оборачиваются все произведенные в народном хозяйстве товары и услуги;
  • рынок труда, охватывающий производственный фактор труда;
  • денежный рынок, который включает вопросы спроса и предложения денежных средств;
  • финансовый рынок, на котором обращаются ценные бумаги.

Исследование и углубленное  изучение целого ряда вопросов требует  более детального рассмотрения структуры  рыночного хозяйства. Для этих целей  необходимо дальнейшее членение этих структур, вследствие чего количество рассматриваемых элементов увеличивается. Например, рассматривают отдельно рынок государственных ценных бумаг и акций, рынок потребительских и инвестиционных товаров.

На различных рынках взаимодействуют  различные субъекты, имеющие спрос  и предложение, что определяет существование  четырех различных видов экономики:

  • домашние хозяйства;
  • предприниматели;
  • государство;
  • заграница.

Кейнсианская трактовка  механизма инвестиционного процесса опровергает автоматизм саморегулирования рынка. В частности, существует вероятность возникновения такого несовпадения планов потребителей и производителей благ, при котором возникают сложности регулирования инвестиционного процесса.

За всю историю развития современной экономической мысли  теория инвестиций претерпевала различные  модификации. Одни гипотезы о факторах, определяющих поведение инвесторов, сменялись другими. Проводилось множество эмпирических исследований с целью доказательства или опровержения той или иной инвестиционной теории.

По существу, все эти  гипотезы стремились дать ответ на следующие вопросы: в какой мере и при каких условиях инвестиции способствуют экономическому росту  и какими факторами определяются конъюнктурные колебания инвестиций?

Среди множества типов  инвестиционных функций можно выделить несколько групп, основывающихся на разных гипотезах о поведении инвесторов. Основными из них являются: акселерационная теория инвестиций; теории, основанные на мотивах прибыли; гипотеза об определяющей роли ликвидности при принятии инвестиционных решений; теория, рассматривающая взаимосвязь размеров инвестиций и величины нормы процента (процент – плата заемщика кредитору за пользование ссуженными деньгами или материальными ценностями); неоклассическая теория инвестиций.

Целью производства в рамках акселерационной теории служит рост объема производства. Между тем рост выпуска продукции рассматривается предпринимателем лишь как средство получения прибыли. Само по себе увеличение производства, если оно не влечет за собой каких-либо преимуществ для инвестора, нереально в рыночной экономике. В целом акселерационная трактовка инвестиционного процесса дает одностороннюю зависимость между рассматриваемыми величинами и поэтому не способна дать исчерпывающую характеристику инвестиционному процессу.

С других позиций к изучению динамики инвестиционного процесса подходят теории, рассматривающие мотив  прибыли в качестве ведущей цели инвестора. В рамках акселерационной  теории величина желаемого капитала определялась на основе достигнутого технического уровня развития, пропорционально показателю объема производства, ожидаемого в данном периоде, т.е. ожидаемого спроса. С точки зрения теории максимизации прибыли, инвестиции в частном секторе реализуются только тогда, когда наряду с ожиданиями повышения сбыта, оправдываются ожидания достаточной величины прибыли. Таким образом, прибыль рассматривается как исходный пункт для принятия инвестиционных решений. Это означает, что вместе с планированием размера сбыта продукции, предприниматель должен учитывать цены и производственные издержки.

Дальнейшим развитием  гипотез, основанных на мотиве прибыли  как определяющем показателе инвестиционной деятельности, является гипотеза ликвидности. В рамках этой гипотезы наличие собственных средств для возможности самофинансирования капиталовложений рассматривается как необходимая предпосылка для инвестиционных расходов. Гипотеза ликвидности позволяет учесть различия в использовании собственных средств и заемного капитала. Размер денежных средств, находящихся в распоряжении предпринимателя для инвестиционных целей, при собственном финансировании состоит из сохраненной для этих целей прибыли и амортизации, а при внешнем финансировании – из кредитов и эмиссии долей собственного капитала. Гипотеза ликвидности исходит из того, что, прежде всего, изыскивается возможность для самостоятельного финансирования. Решение прибегнуть к внешним источникам финансирования принимается после того, как будут исчерпаны все внутренние источники. Как одна из важнейших причин для такого поведения предпринимателя приводится зависимость роста долговых обязательств и увеличения степени риска, или зависимости положения предприятия от краткосрочных колебаний конъюнктуры. Ликвидная гипотеза может дать хорошие результаты, когда наблюдается конъюнктурная ситуация благоприятного развития спроса и ощущается необходимость средств для инвестиционных вложений в связи с ожиданием расширенного спроса. В ситуации, когда предприниматель проводит инвестиционную политику, направленную на рост производства, возможность собственного финансирования инвестиционных проектов, т, е. ликвидная ситуация предпринимателя, становится решающим факторам, определяющим величину инвестиций. В циклической фазе спада производства, сопровождающимся снижением спроса и падением величины ожидаемой прибыли, ликвидная гипотеза теряет свое значение. Наличие собственных средств для финансирования инвестиций в этой фазе экономического цикла не является достаточным условием для расширения существующих производственных мощностей, В целом, на основании ликвидной гипотезы невозможно судить о динамике инвестиционной деятельности на долгосрочный период, включающий различные фазы конъюнктурных колебаний. Эта гипотеза может представлять интерес при применении вместе с другими более широкими теориями, как дополнительный фактор, определяющий склонность к инвестированию частного сектора в зависимости от наличия финансовых средств. Как обобщающий показатель размера ликвидных средств частного сектора рассматривается прибыль, остающаяся в распоряжении предпринимателя, после выплаты всех налоговых платежей.

Старейшей гипотезой, объясняющей  взаимосвязь объема производства и  инвестиционной активности, является теория, определяющая агрегированные инвестиционные затраты через рыночную норму процента. Неотъемлемой предпосылкой этой теории, вносящей элемент нереальности, является необходимость рынка совершенной конкуренции. Согласно этой теории, капитал представляет собой будущие доходы, продисконтированные на настоящий момент.

Неоклассическая теория инвестиционного  поведения хозяйствующих субъектов  определяет оптимальную величину используемого  капитала в зависимости от размеров производства, цены продукта и издержек использования капитала. При условии, что известны чистая стоимость фирмы, издержки использования капитала, можно рассчитать оптимальную величину капитала с учетом коэффициента эластичности капитала, объема производства, индекса цен. Таким образом, неоклассическая инвестиционная теория основа на понятии стоимости фирмы. В упрощенном виде стоимость фирмы представляет собой продисконтированные в начальный момент времени будущие доходы предприятия, которые предприниматель максимизирует.

Для доказательства преимуществ  той или иной инвестиционной функции проводились различные эмпирические исследования. Но с течением времени условия рыночного взаимодействия меняются, накапливается большое количество статистического материала, и эти изменения должны учитываться в новых видах инвестиционных функций. Процесс исследования в этой области нельзя считать завершенным.

 

1.3. Сущность и  инструменты инвестиционной политики.

Инвестиционная  политика представляет собой многогранную деятельность государства, систему мер, направленную на формирование благоприятного инвестиционного климата, установление структуры и масштабов инвестиций, стимулирование инвестиционной активности и повышение эффективности использования инвестиций в стране.
Инвестиционная политика характеризуется  целью, задачами и механизмом их реализации.
Цель инвестиционной политики государства — реализация стратегического плана экономического и социального развития страны, активизация инвестиционной деятельности для подъема отечественной экономики и повышения эффективности общественного производства.
Задачи инвестиционной политики государства определяются ее целью и экономической ситуацией в стране. К ним можно отнести:
— выбор и поддержку развития отдельных регионов и отраслей экономики;
— поддержку развития малого и  среднего бизнеса;
— обеспечение сбалансированного  развития отраслей экономики;
— реализацию программы жилищного  строительства в регионах;
— стимулирование развития экспортных производств;
— обеспечение конкурентоспособности  отечественной продукции и др.
Государство может влиять на инвестиционную активность с помощью различных рычагов: промышленной, кредитно-финансовой и налоговой политики; предоставления налоговых льгот предприятиям, осуществляющим капитальные вложения; амортизационной политики; создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций и др.

 Инвестиционная политика  государства имеет сложную многоплановую структуру, ее содержание принято подразделять по следующим основаниям:

  1. по характеру проблем и основательности их решения (стратегия и тактика);
  2. по направлениям деятельности государства (прогнозирование, программирование, нормотворческая деятельность, государственные заказы и закупки инвестиционных товаров, финансовое и кадровое обеспечение инвестиционного комплекса и т.д.);
  3. по источнику и характеру властных полномочий (федеральная, региональная, местная);
  4. по секторам, сферам и отраслям экономики (политика в государственном и частном секторах, в материальном производстве и непроизводственной сфере, в промышленности, в сельском хозяйстве и иных отраслях);
  5. по методам регулирования (прямые и косвенные, административные и рыночные);
  6. по инструментам воздействия (нормативные, бюджетные, внебюджетные).

Взаимосвязь видов инвестиционной политики отражена в схеме:

Осуществляя регулирование  инвестиционной деятельности, государство  выполняет ряд следующих функций:

  1. установочную (целеполагающую);
  2. мобилизующую;
  3. стимулирующую;
  4. контролирующую.

Согласно теории инвестиций основными принципами инвестиционной политики являются:

  1. целенаправленность
  2. эффективность
  3. многовариантность
  4. системность
  5. гибкость
  6. готовность к освоению ресурсов
  7. регулируемость действий
  8. комплексность
  9. социальная, экологическая и экономическая безопасность.

В современных условиях эффективная  инвестиционная политика должна строиться  в развитии четырех базовых принципов:

  1. совершенствование законодательного обеспечения инвестиционной деятельности;
  2. осуществление концентрации инвестиционной политики на стратегических направлениях инвестиционных программ;
  3. организация взаимодействия с предприятиями с целью мобилизации в инвестиции их собственных средств (здесь речь идет о реализации взаимных интересов предприятий региона в развитии инвестиционной политики);
  4. осуществление постоянного мониторинга положительных и отрицательных моментов развития.

Эти принципы должны реализовываться  в инвестиционной политике органов власти различного уровня. Инвестиционная политика на федеральном уровне должна активизировать инвестиционную деятельность на уровне регионов и предприятий.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти РФ и субъектов РФ в соответствии с ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». В главе III данного Закона  раскрываются формы и методы государственного регулирования, порядок принятия решения, а также проведения экспертизы инвестиционных проектов. В соответствии с Законом государственное регулирование включает:

  1. регулирование условий инвестиционной деятельности (косвенное регулирование);
  2. прямое участие государства в инвестиционной деятельности.

Косвенное регулирование включает разнообразные методы и рычаги воздействия, стимулирующие развитие инвестиционной деятельности, а именно: налоговую, амортизационную политику, защиту интересов инвесторов и другие меры экономического воздействия. Его задачей является создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

Информация о работе Инвестиционная политика России на федеральном и региональном уровне