Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 02:13, курсовая работа
Задачей нашей работы является изучение экономической деятельности инвестиционной деятельности государства, рассмотрение принципов и приоритетов инвестиционной политики государства, основных направлений ее развития на перспективу в дальнейшем и анализ инвестиционной политики России.
Введение
1. Теоретические основы инвестиционной политики государства
1.1. Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности
1.2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
1.3. Формирование и реализация государственной инвестиционной политики
2. Инвестиционная политика Российского государства
2.1. Принципы и приоритеты инвестиционной политики государства
2.2. Банковские инвестиции в экономике
3. Инвестиционная деятельность и инвестиционная политика в России
3.1. Современное состояние инвестиционной деятельности в России
Заключение
Список используемой литературы
Что касается, прямого участия государства в инвестиционной деятельности это финансирование капитальных вложений за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами, а также по предложениям Президента и Правительства РФ.
Порядок принятия решений о капитальных вложениях не свободен, он принимается органами государственной власти в соответствии с правилами, закреплёнными в ст.13 вышеупомянутого закона и в соответствии с законодательством РФ. Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются в федеральном бюджете Российской Федерации и в бюджетах субъектов Российской Федерации при условии, что они являются частью расходов на реализацию федеральной и региональных целевых программ. Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд производится путем проведения конкурсов. Четная палата РФ в соответствии с нашим законодательством контролирует, чтоб средства выделенные государством на инвестиционную деятельность капитальных вложений использовались целевым образом, корректно и эффективно.
Во избежание неэффективности капитальных вложений и предотвращения создания объектов, которые в будущем могут противоречить правам физических и юридических лиц, а так же интересам самого государства и не соответствовать требованиям; абсолютно все инвестиционные проекты прежде чем будут одобрены и утверждены в соответствии с законодательством РФ подлежат обязательной экспертизе.
В соответствии "с гл. IV Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» органы местного самоуправления так же компетентны осуществлять регулирование инвестиционной деятельности и их методы и формы регулирования тождественны применяемым на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации, а также могут использоваться и другие, не противоречащие законодательству Российской Федерации"7.
В инвестиционной деятельности любого региона, выделяют основополагающие цели: 1-повышение показателей занятости; 2-экономический рост, выражающийся в увеличении ВВП. 3-стабилизация цен.
Авторы книги пишут что «С учётом структурного лидерства экономики, для достижения целей перед региональной инвестиционной деятельностью появляются следующие задачи, которые решаются посредством реализации инвестиционного процесса:
-концентрация инвестиционных
ресурсов региона на развитии
приоритетных сфер экономики
и решении наиболее актуальных
задач социального развития
-увеличение инвестиционных ресурсов региона за счет бюджетных и внебюджетных источников всех уровней государственного управления, финансовых ресурсов частного отечественного и зарубежного капитала, а также сбережений населения; регламентированное распределение льготных инвестиций по отдельным проектам, по секторам экономики и территориям»8.
Киселева Н.В. в своей работе исследуя вопрос региональной инвестиционной деятельности, её целей и задач, утверждает, что: «комплексное решение возможно только посредством двустороннего кооперирования административных и экономических методов управления на уровне государства, субъектов Федерации, муниципальных образований и отдельных предприятий».9
В любом государстве с рыночной экономикой, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций государство регулирует инвестиционную деятельность. Такая же ситуация и в России, деятельность субъектов инвестиционной деятельности, оказавшихся в чрезвычайной ситуации, осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
1.3. Формирование и реализация государственной инвестиционной политики
Государственная инвестиционная политика представляет собой систему мер, направленных на создание условий для осуществления инвестиционного процесса, обеспечение доступа предприятий к инвестиционным ресурсам и их эффективному использованию. Она предусматривает: содействие капиталообразованию, увеличению доходов от вложенных инвестиций и снижению рисков от инвестиционной деятельности, имеет подчиненность инвестиционного процесса реализации общеэкономической цели – повышению жизненного уровня населения.
При реализации инвестиционной политики государство имеет дело с большим числом субъектов экономической подсистемы (инвестиционной сферы). Отсутствие общей цели лишает объединяющего начала в их экономических действиях и служит благоприятной средой для возобладания эгоистических интересов отдельных субъектов, например, интересов капитала по сравнению с интересами наемных работников.
В инвестиционной политике России необходима жесткая переориентация на поощрение притока прямых инвестиций в производство с новыми технологиями и прогрессивными методами организации труда.
«Инвестиционная политика государства должна предусматривать создание и наращивание конкурентных преимуществ российской экономики за счет всемерного стимулирования научно-технического прогресса методами государственной структурной, промышленной, налоговой, денежно-кредитной и внешнеторговой политики. В целях восстановления экономики, активизации инвестиционной деятельности, необходимо предусмотреть организацию научно-производственных и финансово-промышленных групп, способных стать локомотивами экономического роста на основе освоения современных технологий. С полной уверенностью можно сказать, что переход к экономическому росту во многом будет зависеть от того, насколько успешно будет активизироваться инвестиционная деятельность, и какую политику в инвестиционной сфере будет проводить государство».10
В нынешней ситуации стратегической целью инвестиционной политики государства является создание благоприятного инвестиционного климата для активизации инвестиционного процесса и обеспечения на этой основе удвоения ВВП и стабильного социального развития.
Инвестиционная политика в перспективе должна обеспечить простое и расширенное воспроизводство в условиях социально-ориентированной рыночной экономики. Важнейшие перспективные направления этой политики – реализация системно-инновационной стратегии экономического развития на основе внедрения и использования высокоэффективных машин, оборудования и прогрессивных технологий, позволяющих постоянно повышать социально-экономическую эффективность и увеличивать норму прибыли.
Современная инвестиционная политика государства адекватна общеэкономическому курсу страны. Ограниченность финансовых ресурсов диктует объемы инвестиционных вложений. Поэтому государство не в состоянии субсидировать развитие новых производств и полностью выполнять социальные и инвестиционные программы. Разрешение этой проблемы возможно только при условии проведения принципиально иной экономической политики, в том числе и в инвестиционной сфере. Умеренная централизация государственной инвестиционной политики, заложенная прежней системой экономических отношений, в данное время не только целесообразна, но и необходима, поскольку дает возможность наиболее эффективно и рационально использовать дефицитные инвестиционные ресурсы. Однако приоритетным направлением инвестиционной политики государства в краткосрочном периоде Минэкономразвития и торговли РФ считает реализацию программы дальнейшей либерализации инвестиционного рынка, нацеленную на отказ от практики вмешательства государства в инвестиционный процесс, снятие барьеров входа инвесторов на рынок капиталов.
Таким образом, сегодня необходим переход от полностью либерального типа инвестиционной политики к умеренно-либеральному, при котором государство восстанавливает свои утраченные функции собственника, равноправного партнера, участника, организатора, гаранта и кредитора. Бесперспективно пытаться вновь командовать объективным ходом событий, поэтому задача состоит не в том, чтобы вернуть государству ключевые позиции в инвестиционной сфере, а в разумном и оптимальном сочетании рыночных методов регулирования инвестиционного процесса с государственными. Регуляторы инвестиционного процесса в настоящее время функционируют по принципу самодействия (локализованное воздействие в интересах решения отдельных, частных проблем). Это касается цен на средства производства, норм амортизации, атрибутов ценных бумаг, организационных структур, системы стимулирования и др. И это закономерно и естественно в условиях нормального рынка. Но трансформации и перекосы нашего отечественного «псевдорынка» привели к тому, что действие естественных рыночных регуляторов зачастую превращается в «антидействие», сдерживая и разрушая нормальные производственно-экономические процессы. Особенно болезненно это обстоятельство отразилось на инвестиционной сфере. Тактический смысл инвестиционной политики в переходной период экономики заключается не в самоустранении, а наоборот, в активных действиях государства в управлении и регулировании инвестиционной деятельности. Реальный подъем инвестиционной активности, вряд ли возможен без усилий государства, направленных на снижение рисков в основных сегментах рынка инвестиций.
Государственная инвестиционная политика включает управление процессами консолидации крупных финансовых средств, постоянной подпитки их источников; перелива финансов между секторами, отраслями и регионами, эффективного их вложения для целенаправленного проведения структурных сдвигов; взаимосвязи инвестиционной политики с денежно- кредитной политикой ЦБ РФ и действующим в стране платежно-расчетным механизмом. Своей бюджетно-налоговой, амортизационной, ценовой, таможенной, кредитной и эмиссионной политикой государство полностью формирует инвестиционную среду и уже этим предопределяет возможности и ориентиры структурно-инвестиционных перемен без излишне волевых методов администрирования, когда предприятиям и инвесторам создаются реальные условия, а не предписываются жесткие ограничения.
Государственная инвестиционная политика должна формироваться с учетом отрицательного влияния неустойчивости рынков на объем и структуру долгосрочных инвестиций. Если цены и количество выпускаемых товаров целиком определяются неустойчивой рыночной конъюнктурой, а производственные инвестиции, которые требуют больших затрат времени и капитала, осуществлены быть не могут, то в результате неоправданно высокая доля инвестиций устремится в проекты, обеспечивающие быструю оборачиваемость капитала.
Главными задачами государственной инвестиционной политики становятся непосредственное участие государства в инвестиционном процессе, создание законодательно-правовой базы и благоприятных условий для инвестиционной деятельности (гарантия прав собственности, обеспечение политической стабильности, разработка и внедрение в действие достаточно четкого законодательства, а также нормативных документов в области налогообложения и валютного регулирования и т.д.), повышение экономической привлекательности инвестиций (либерализация экономики, преодоление инфляции, создание инфраструктуры инвестиционного рынка и коммуникаций), оказание поддержки «жизнеобеспечивающим» производствам, объектам инфраструктуры и социальной сферы, поощрение частных инвестиций в приоритетные сферы развития производства и привлечение иностранного капитала в экономику страны.
Важным элементом долгосрочной инвестиционной политики России является сотрудничество с международными кредитно-финансовыми институтами, учитывая их огромное влияние на кредитный рейтинг страны как реципиента инвестиций. Основной вектор сотрудничества с международными институтами должен быть направлен на привлечение их к финансированию целевых программ развития инфраструктурных отраслей и инвестиционных проектов в регионах.
Реализация задач инвестиционного развития экономики в предстоящие годы требует решительных действий по повышению эффективности инвестиционной деятельности государства. Отрадно, что и властные органы начинают постепенно осознавать важную роль государства в инвестиционной сфере и в некоторой степени активизировали свою работу по подготовке различных документов и материалов, лишь бы они не затерялись в кабинетах различных министерств и ведомств.
Для активизации инвестиционной деятельности, прежде всего, необходимо устранить факторы, препятствующие нормальным потокам инвестиций. Для этого следует в первую очередь изменить приоритет бюджетной политики, направить ее на инвестиционный путь развития.
В современном мире бюджет превратился в мощный регулятор макроэкономики. Об этом свидетельствует тот факт, что через бюджет ныне в западных странах перераспределяется от 1/3 до 1/2 ВВП. Возросшая регулирующая роль бюджета дает основание рассматривать его в качестве плана финансового хозяйства, который служит средством достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного стабилизатора. Такое назначение бюджетного механизма во многом зависит от источников, характера формирования его доходной части и направленности государственных расходов.
Повышению результативности госбюджетных инвестиций должно способствовать развитие системы государственных заказов в рамках инвестиционных проектов, осуществляемых с участием государства, и, прежде всего, проектов малорентабельных отраслей, имеющих высокую социальную значимость. К реализации крупных государственных заказов на производство и поставку оборудования, комплектующих изделий следует привлекать государственные банки, участвующие в государственном гарантировании инвестиционных проектов (например, Российский банк развития), в задачи которых следует вменить организацию финансирования государственных заказов.
Общая тенденция указывает на то, что государство играет решающую роль в финансировании инвестиций в те сферы экономики, которые обеспечивают благоприятные условия для функционирования частного капитала. Например, развитие за счет государственных средств коммуникационных систем повышает мобильность частного капитала, снижает издержки производства и расширяет потенциальные возможности реализации продукции частных компаний.
Отрадно отметить, что сегодня в России определены приоритеты – сельское хозяйство, доступное жилье, образование и здравоохранение, которые построены по принципу проектного управления с помощью специально созданной структуры, на основе сквозного планирования, отчетности и контроля. Исполнение национальных инвестиционных проектов осуществляется в рамках соответствующих министерств и финансируется из средств федерального бюджета не полностью, а частично.
Информация о работе Инвестиционная политика Российского Государства