Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 02:13, курсовая работа
Задачей нашей работы является изучение экономической деятельности инвестиционной деятельности государства, рассмотрение принципов и приоритетов инвестиционной политики государства, основных направлений ее развития на перспективу в дальнейшем и анализ инвестиционной политики России.
Введение
1. Теоретические основы инвестиционной политики государства
1.1. Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности
1.2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
1.3. Формирование и реализация государственной инвестиционной политики
2. Инвестиционная политика Российского государства
2.1. Принципы и приоритеты инвестиционной политики государства
2.2. Банковские инвестиции в экономике
3. Инвестиционная деятельность и инвестиционная политика в России
3.1. Современное состояние инвестиционной деятельности в России
Заключение
Список используемой литературы
В ходе нашего исследования на данном этапе мы пришли к выводу, что инвестиции это вложения с целью получения прибыли. На сегодняшний день различают два вида инвестиций: реальные и финансовые. Субъектами выступают инвесторы, а объектами сами инвестиции.
Инвестиционная же деятельность это деятельность, проводимая различными лицами и государством с целью привлечения и увеличения средств в реализации инвестиционного процесса и возможна исключительно в государстве с рыночной экономикой. Она регулируется на государственном уровне в строгом соответствии с его законодательством. Инвестиционная деятельность осуществляется на инвестиционном рынке, который состоит из различных самостоятельных сегментов. Такие показатели как спрос, предложение, цена, конкуренция влияют на состояние инвестиционного рынка, заставляя переживать его 4 стадии: конъюнктурный подъем, конъюнктурный бум, период стабильности и конъюнктурный спад.
Главным регулятором инвестиционной деятельности является государство, которое ставит перед собой цель создания благоприятных условий для её развития. Законодательство любой страны, в том числе и России, раскрывает: формы и методы государственного регулирования, порядок принятия решений, разные способы регулирования, а также проведение экспертизы инвестиционных проектов. Что касается нашей страны, государство напрямую участвует в инвестиционной деятельности, оно финансирует капитальные вложения за счет средств из государственного бюджета. В современном мире каждое государство с рыночной экономикой стремится вести инвестиционную политику, которая заключается в создании экономических условий содействующих инвестиционному процессу, гарантированному доступу предприятий к инвестициям и в контроле за грамотным использованием инвестиционных источников. В России на сегодняшний день главной задачей в государственной инвестиционной политике становится обязательное участие государства в инвестиционном процессе с целью стать гарантом контроля, баланса и безопасности инвестиционных процессов.
2. Инвестиционная политика Российского государства
2.1 принципы и приоритеты инвестиционной политики государства
«В программных документах правительства Российской Федерации сформулированы следующие основополагающие принципы инвестиционной политики на обозримую перспективу:
1) последовательное
2) государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций при переносе центра тяжести с безвозвратного бюджетного финансирования на кредитование на возвратной и платной основе. Хранение безвозвратного бюджетного финансирования преимущественно для социально значимых объектов, содержащих некоммерческий (неприбыльный) характер и не располагающих собственными источниками финансирования;
3) распределение ограниченных
централизованных капитальных
4) усиление государственного контроля над целевым использованием средств федерального бюджета, направляемых на инвестиции в форме невозвратного финансирования и кредитования;
5) существенное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, включая привлечение капитала из стран СНГ и самостоятельного бизнеса для восполнения нехватки централизованных средств, для осуществления государственных программ капитального строительства;
6) эксплуатация части централизованных (кредитных) инвестиционных средств для реализации особо эффективных быстро окупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса независимо от отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технической перестройки производства;
7) усовершенствование нормативной базы с целью привлечения иностранных инвестиций»11.
Государственная политика относительно негосударственных инвесторов главным образом заключается в том, чтоб создать подходящее законодательство, посредством которого будет возможно, не вмешиваясь в деятельность инвесторов повысить их инвестиционную активность и максимально защитить вкладываемые ими средства. Однако основной акцент ставится на создании благоприятных условий привлекающих: долгосрочные инвестиции в негосударственный сектор экономики и капиталы негосударственных инвесторов для осуществления эффективных проектов государства.
Для стимулирования наших и зарубежных инвестиций в экономику РФ, была создана комплексная программа, при этом рассматривались такие особенности как: вступление России в мировую хозяйственно-экономическую систему через производственно-инвестиционное сотрудничество; по результатам конкурсов и аукционов предоставление договора инвесторам; обеспеченье безопасностью при входе иностранного состояния в экономику России.
На нынешнем этапе организации социально-ориентированной рыночной экономики, дальнейшее развитие инвестиционной политики настаивает на точном учете отраслевого и территориального аспектов.
Для развития производства составляют новые капиталоемкие проекты, но общий дефицит финансов препятствует их реализации. Идеализация структуры капитальных вложений возможна путем понижения стоимости, сжатие продолжительности строительства и уменьшение периода освоения.
При неблагоприятных условиях в инвестиционной среде, устоявшиеся подходы к выбору отраслевых приоритетов инвестиционной политики соответственно претерпевают определенные перемены.
Основываясь на том что, сегодня экономика России переживает серьёзный экономический кризис, с уверенностью можно сказать что, главной задачей для нашей станы является скорейший запуск механизма состоящего из активизации инвестиций, государственной поддержки и любых быстро окупаемых инвестиций. Реализация этих моментов улучшит ситуацию на инвестиционном рынке путём перелива инвестиционного спроса в межотраслевом взаимодействии. Запуск такого механизма возможен только с помощью государственного участия и финансирования лучших проектов представленных претендентами на получение государственных инвестиций. Подобные проекты должны основываться на грамотном бизнес- плане, который должен бесспорно доказать что его продукция найдёт покупателя а капиталовложения потребуются на срок не более 2-х лет.
В соответствии с данными Росстата « В зависимости от результатов сертификации проекта, объем государственной поддержки дифференцируется и может составлять до 50 % стоимости проекта в случае производства продукции, не имеющей аналогов в мире; до 40 % — при экспорте продукции обрабатывающей промышленности; до 30 % — при организации импорт заменяющих производств (при более низкой цене); до 20 % — при выпуске продукции, направленной на удовлетворение платежеспособного спроса»12.
Помимо выделения средств, государственное участие может отражаться и посредством предоставления инвесторам гарантий по возврату части вложенных средств при срыве сертифицированного проекта не по инициативе инвестора.
Но независимо от всего, главными тенденциями государственной инвестиционной политики нужно чтоб оставались: развитие социальной сферы и важнейшие целевые программы.
Неотъемлемой составной частью государственной инвестиционной политики, помимо формирования благоприятного инвестиционного климата и поиска не инфляционных источников финансирования структурных преобразований, является организация мониторинга эффективности осуществляемых капиталовложений и выработка предложений по ее повышению.
Важной формой поддержки инвесторов при реализации рискованных новаторских проектов, связанных с научными исследованиями, разработками новых образцов техники, технологических процессов являются государственные гарантии. Они предусматривают возврат инвестору определенной части ресурсов в случае срыва реализации прошедшего сертификацию проекта по независящим от инвестора причинам. При этом инвестор, в свою очередь, должен предоставить встречные гарантийные обязательства, включая залоговые. Организация работы по государственной поддержке частных инвестиций на основе конкурсного отбора и сертификации проектов осложнена рядом обстоятельств: недостатком проверенных методических разработок, опытных специалистов, способных осуществлять конкурсный отбор и сертификацию проектов.
Главной проблемой государственной поддержки частных инвестиций остается проблема бюджетного финансирования. Из-за недостатка бюджетных средств Комплексная программа стимулирования инвестиций в 1995 и 1996 гг. оказалась практически невыполнимой.
Предусмотренные на эти цели бюджетные средства в значительной мере были израсходованы на иные цели, не связанные с капитальным строительством. Для укрепления финансовой дисциплины в использовании средств, выделенных на цели инвестирования, с 1997 г. в бюджете выделяется специальный раздел, посвященный инвестиционной политике государства.
2.2. Банковские инвестиции в экономике
Ключевое значение имеет привлечение банковских инвестиций, так как банковская система является неразрывной частью экономического комплекса.
Рыночные преобразования в России начались с перестройки банковской системы, и к настоящему времени в этом направлении достигнуты некоторые положительные результаты.
Положительная динамика организации банковской деятельности и меняющиеся экономические условия диктуют необходимость поиска новых подходов к инвестированию в реальный сектор экономики.
Банковская система является одним из самых «естественных» инвесторов, поскольку одна из ее функций — перераспределение свободного капитала между участниками рыночных отношений. Также, банковская деятельность автоматически приводит к накоплению капитала, который банки должны снова запускать в оборот, для того что бы покрыть свои затраты и получить прибыль. Любой инвестор предпочитает вкладывать капитал надолго и с большей прибылью.
Банковский капитал, вовлеченный в общественное производство, проявляется в условиях расширенного производства. В связи, с чем произошло разграничение банковского кредитования на краткосрочное, как временное восполнение переменного капитала, и долгосрочное, отражающее процесс накопления.
В настоящее время долгосрочное кредитование осуществляют немногие крупные банки, которые сосредоточены в столичных городах. Так, из 30 крупнейших коммерческих банков страны 26 банков находятся в Москве.
На современном этапе развития российской экономики основная форма долговременного кредитования это предоставление банками ссуд предприятиям сроком до трех лет.
«Общий объем предоставленных долгосрочных кредитов в экономику в январе 2003 г. по сравнению с 2002 г. увеличилось на 3,14%. Коммерческие банки все больше предоставляют инвестиционные кредиты на закупку оборудования для технического перевооружения, модернизацию и расширение действующего производства; закупку средств связи, вычислительной техники, продуктов программного обеспечения и транспортных средств; финансирование приобретения недвижимости; оплату таможенных пошлин, налогов и сборов на поставляемое оборудование и комплектующие и т.п.
Так, по состоянию на 1 января 2003 г., на 20 крупнейших коммерческих банков Российской Федерации приходилось 74,7% общего объема кредитов нефинансовым предприятиям и организациям и 96,6% общего объема вложений в портфель контрольного участия. Это говорит о том, что кредитный портфель в банковской системе сконцентрирован в основном в крупнейших банках. Именно политика ведущих российских банков определяет ситуацию в сфере кредитования предприятий нефинансового сектора.
Банковская система располагает примерно 60-70 млрд руб., которые не используются в реальном секторе экономики. Роль банков в финансировании инвестиционных проектов на данный момент составляет 4-5% к общему объему ресурсов предприятия. Это вызвано тем, что кредиты предприятиям это один из наиболее рисковых видов активных банковских операций в России. Причинами этого являются как непредсказуемость изменения базовых условий ведения бизнеса, так и задолженности по кредитам, которые на 1 января 2003 г. составляют 17 940 342 тыс. руб.»13
В ходе анализа любого инвестиционного проекта, кредитуемого банком, необходимо классифицировать системные и несистемные риски.
Системный риск объединяет риск изменения процентных ставок, риск изменения обще рыночных цен и риск инфляции. Системный риск поддается точному прогнозу, так как связь между биржевым курсом акции и общим состоянием рынка регулярно и довольно достоверно регистрируется различными биржевыми индексами.
Несистемный риск не зависит от состояния рынка и является спецификой конкретного банка. Он может быть отраслевым и финансовым. Основной фактор влияющий на уровень несистемного риска это наличие альтернативных сфер вложения финансовых ресурсов, конъюнктура товарных и фондовых рынков.
Информация о работе Инвестиционная политика Российского Государства