Инвестиционная политика в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в выявлении особенности инвестиционной политики в Республике Беларусь и тенденции ее развития.
На основе выделенной цели можем поставить следующие задачи:
1. отразить сущность и виды инвестиционной политики;
2. Проанализировать динамику и структуру инвестиций в Республике Беларусь;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Инвестиционная политика и ее инструменты 4
1.1 Понятие, виды, составляющие инвестиций 4
1.2 Инвестиционная политика: сущность, виды, инструменты 11
3 Особенности инвестиционной политики Республики Беларусь 16
3.1 Правовые основы инвестиционной деятельности в Республике Беларусь 16
3.2 Характеристика инвестиционной политики Республики Беларусь 18
3.3 Опыт привлечения иностранных инвестиций 21
3.4 Пути улучшения инвестиционного климата в Республике Беларусь 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

Файлы: 1 файл

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РБ.docx

— 79.10 Кб (Скачать файл)

С точки зрения воздействия  на экономику различают валовые и чистые инвестиции. Валовые инвестиции – это общий объем средств, направляемых на увеличение основного и оборотного капитала в определенном периоде. Чистые инвестиции – это сумма валовых инвестиций, уменьшенная на амортизационные отчисления. Данный показатель отражает экономическое развитие страны в конкретный период [1, стр.7].

Субъектами (инвесторами) инвестиционной деятельности могу выступать: государство, белорусские, иностранные физические и юридические лица. Они сами принимают решения о вложении ценностей. В качестве инвестора, действующего в соответствии со своими целями и полностью отвечающего за эффективное использование средств, выступают либо собственники капитала, либо лица, уполномоченные принимать инвестиционные и финансовые решения от имени юридического лица [4, стр.4].

Основными источниками инвестиций являются: 

1) собственные финансовые ресурсы,  включающие прибыль после уплаты  налогов, амортизационные отчисления, сбережения трудового коллектива, продажу части активов и др.;

2) привлеченные финансовые ресурсы,  к которым относятся средства  от продажи инвестиционных ценных  бумаг, паевых и других взносов  физических и юридических лиц,  венчурный капитал; 

3) заемные финансовые средства, в состав которых входят кредиты  банков, кредиты бюджетных организаций,  выпуск долговых ценных бумаг;

4) бюджетные ассигнования [5].

Вложение инвестиций и осуществление  практических действий в целях получения  прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта подразумевают инвестиционную деятельность.

В широком смысле инвестиционная деятельность - это  совокупная деятельность по вложению денежных средств и других ценностей в проекты, а также обеспечение отдачи вложений.  В узком смысле инвестиционная деятельность - это покупка или продажа долгосрочных активов и других объектов инвестирования, не являющихся денежными эквивалентами.

В инвестиционной деятельности существенное значение имеет фактор риска.

Риск инвестиций являет собой экономическую категорию, которая выражает степень возможного «провала» вложений, неопределенность в получении будущих доходов и т.д.

Если говорить о классификации  рисков инвестиций, то в глобальном  понимании их можно разделить  на 2 большие группы. К первой группе будут относиться риски общеэкономического характера. Во второй группе находятся риски характера коммерческого.

Общеэкономические риски инвестиций неразрывно связаны с состоянием экономики, политики в стране. Возможными факторами риска могут стать изменения в законодательных актах, внезапно возникнувшие политические конфронтации, иные непредвиденные ситуации, которые имеют возможность неблагоприятно сказаться на инвестиционном поле.

Риски коммерческого характера – это все возможные изменения, связанные с объектом инвестирования. Здесь могут оказать влияние разнообразные факторы, начиная ликвидностью активов компании, заканчивая курсом акций.

Такая классификация инвестиционных рисков является крайне обобщенной, но именно она дает представление о  том, чего следует опасаться при вложении свободных средств. При оценке риска будущих инвестиций не стоит пренебрегать таким правилом: чем выше возможный инвестиционный риск, тем выше окажется доходность вложений, и наоборот. Таким образом, доходность и стабильность находятся в противоположной зависимости [6].

Какими бы ни были инвестиции, для  реализации инвестиционной деятельности необходимо наличие определенных факторов, условий. К наиболее важным из них  относятся:

  1. ожидаемая норма чистой прибыли, которую предприниматели рассчитывают получать от расходов на  инвестиции.

Если чистая прибыль, полученная за определенное время, будет превышать расходы на инвестиции за это же время, то предприниматель охотно будет вкладывать средства в дело. Чем выше норма чистой прибыли, тем выше желание инвестировать капитал.

  1. реальная ставка процента.

Ставка процента – это цена, которую фирма должна заплатить, чтобы занять денежный капитал, необходимый для приобретения реального капитала. Если ожидаемая норма чистой прибыли превышает ставку процента, то инвестирование будет неприбыльным. И чем больше эта разница, тем больший интерес проявляют предприниматели к инвестированию.

Анализ инвестиционных процессов  показывает, что даже незначительное увеличение инвестиций в какую-либо выгодную отрасль автоматически  вызывает рост инвестиций и производства в других сопутствующих отраслях. В результате растут доходы работников этих отраслей, которые в свою очередь  предъявляют повышенный спрос на товары и услуги других отраслей. В  конечном итоге все это приводит к росту валового национального  продукта и национального дохода страны, причем на величину, значительно большую, чем первоначальный рост инвестиций [7, , стр.266].

Количественное соотношение инвестиций и совокупного дохода отражает мультипликатор инвестиций – числовой коэффициент, показывающий увеличение дохода, которое вызвано ростом инвестиций. По утверждению Дж. Кейнса, принцип мультипликатора позволяет дать ответ на вопрос, каким образом незначительные колебания инвестиций, составляющих относительно небольшую долю совокупного дохода, способны вызвать колебания занятости и дохода, характеризующиеся гораздо большей амплитудой.

Концепция мультипликатора инвестиций имеет большое значение для экономики, находящейся в состоянии кризиса, с высоким уровнем безработицы  и недоиспользованием производственных мощностей. В таких условиях он описывает  более полное  и эффективное  использование имеющихся, но не задействованных  факторов. В условиях полной занятости  эффект мультипликатора проявится  в росте цен и инфляции.

Применение принципа мультипликатора  имеет ряд ограничений для  конкретной экономики:

  • денежное выражение данного эффекта;
  • упрощенное представление о ресурсе времени;
  • действие эффекта мультипликатора нелинейно.

Вышеназванные ограничения, тем не менее, не снижают значения мультипликатора  инвестиций для экономики, которое  сводится к общей закономерности: инвестирование имеет для экономики  «дополнительный эффект», выражающийся в более значительном увеличении совокупного дохода по сравнению с объемом первоначального инвестирования [8, стр.66].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Инвестиционная политика: сущность, виды, инструменты

Важным рычагом воздействия  на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику  страны является инвестиционная политика – одна из составных частей экономической  политики государства. При помощи инвестиционной политики государство непосредственно  может воздействовать на темпы объема производства, ускорение НТП, изменение  структуры общественного производства и решение многих социальных проблем. Под инвестиционной политикой понимается комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

Цель инвестиционной политики – реализация стратегического плана экономического и социального развития страны. Но в любом случае конечной целью является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем отечественной экономики и повышение эффективности общественного производства.

Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране. К ним могут относится:

  • выбор и поддержка развития отдельных отраслей хозяйства;
  • реализация программы по конверсии военно-промышленного комплекса;
  • обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции;
  • поддержка развития малого и среднего бизнеса;
  • поддержка развития экспортных производств;
  • обеспечение сбалансированности в развитии всех отраслей экономики;
  • реализация программы жилищного строительства в стране и др.

 

Разработанная и принятая инвестиционная политика не может быть выполнена без четкого механизма её реализации, который как правило, должен включать в себя:

  • выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;
  • определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
  • создание необходимой нормативно-правовой основы для функционирования рынка инвестиций;
  • создание благоприятных условий для привлечения инвестиций [9, стр.80].

Для регулирования инвестиционной политики применяют инвестиционные инструменты – методы воздействия на инвестиционную деятельность

В отечественной экономической  литературе принято выделять две  группы методов или инструментов (в дальнейшем эти понятия стоит  рассматривать как тождественно равные), при помощи которых государство  регулирует инвестиционную деятельность: прямого и косвенного (непрямого) воздействия. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.

Все формы государственного воздействия  на инвестиционные процессы подразделяются на три блока: правовой, административный и экономический.

Методы прямого воздействия реализуются через инструменты правового (законодательного) регулирования, административного и экономического влияния. Методы косвенного регулирования осуществляются только экономическими средствами. Таким образом, в экономических средствах сочетается использование как прямых, так и косвенных инструментов (методов) управления.

Правовая (законодательная) форма  играет главенствующую роль. В современном  мире любое регулирующее воздействие  правительства в рамках административной и экономической форм должно осуществляться на правовой основе, т.е. быть законодательно установлено. При этом законодательное  регулирование инвестиционной деятельности является важным рычагом в руках  органов власти.

Правовые инструменты (законодательство). Одним из основных направлений инвестиционной политики является современное, отвечающее всем требованиям экономического развития инвестиционное законодательство, обеспечивающее нормативно-правовое регулирование функционирования и развития инвестиционной деятельности.

К инструментам правового регулирования  относятся:

  • разработка, принятие и издание нормативных правовых (законодательных) и индивидуальных (подзаконных) актов;
  • заключение договоров (инвестиционных, кредитных соглашений);
  • принятие государственных программ;
  • система реализации и соблюдения инвестиционного законодательства.

Следует отметить, что нормы, регулирующие инвестиционную деятельность, содержатся, как в чисто инвестиционных законах, т.е. законах, регулирующих инвестиционную деятельность напрямую, так и в  большинстве иных законов, которые  формально не являются инвестиционными, но влияют на данную сферу деятельности.

В связи с этим существующая система  законодательства, влияющего на привлечение  инвестиций, охватывает следующие области  законотворчества:

  • законы, дающие общее представление о прямом регулировании инвестиционной деятельности. К ним относятся Конституция, Инвестиционный и Гражданский кодекс, другие законы и нормативно-правовые акты в области инвестиционной деятельности;
  • законы, косвенно (опосредованно) влияющие на инвестиционную деятельность - налоговое, таможенное, земельное, законодательство о реструктуризации и банкротстве предприятий и др.

Инструменты административного  регулирования относятся к группе средств прямого регулирования инвестиционной деятельности и включают в себя:

  • регистрацию, лицензирование, квотирование;
  • применение системы санкций и ограничений;
  • разработку и утверждение приказов, распоряжений, указов и т.д.;
  • введение административных мер, что предусматривает изъятия ограничительного характера;
  • согласительно-разрешительные процедуры - применение и максимальное соблюдение принципа «одного окна» при осуществлении инвестиционной деятельности, порядок получения прав на осуществление капитальных вложений;
  • управление государственной собственностью.

Информация о работе Инвестиционная политика в РБ