Инвестиционная политика в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в выявлении особенности инвестиционной политики в Республике Беларусь и тенденции ее развития.
На основе выделенной цели можем поставить следующие задачи:
1. отразить сущность и виды инвестиционной политики;
2. Проанализировать динамику и структуру инвестиций в Республике Беларусь;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Инвестиционная политика и ее инструменты 4
1.1 Понятие, виды, составляющие инвестиций 4
1.2 Инвестиционная политика: сущность, виды, инструменты 11
3 Особенности инвестиционной политики Республики Беларусь 16
3.1 Правовые основы инвестиционной деятельности в Республике Беларусь 16
3.2 Характеристика инвестиционной политики Республики Беларусь 18
3.3 Опыт привлечения иностранных инвестиций 21
3.4 Пути улучшения инвестиционного климата в Республике Беларусь 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

Файлы: 1 файл

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РБ.docx

— 79.10 Кб (Скачать файл)

Блок экономических инструментов (регуляторов) государственного управления инвестиционной сферой определяется ролью экономики, которую она играет в жизни государства и общества. В него входят следующие группы инструментов: активно-структурные, фискально-структурные, монетарные и др.

К активно-структурным инструментам относятся:

Государственная поддержка, которая  подразумевает непосредственно  инструменты поддержки инвестиционной деятельности, а также инструменты  государственного финансирования инвестиционных проектов (поддержки финансами), налоговой  и административной поддержки.

Государственная поддержка может  осуществляться как в прямой, так  и косвенной формах. Первая реализуется посредством финансов: предоставления средств бюджета развития; предоставления бюджетных ссуд; предоставления ссуд, финансируемых за счет государственных внешних заимствований; предоставления инвестиционных налоговых кредитов; возмещения из республиканского бюджета разницы процентных ставок по кредитам; предоставления отсрочки по уплате долгов или списание долгов перед государственными предприятиями и организациями, производимые за счет государственных или муниципальных средств, активов, государственных гарантий.

Вторая предполагает применение квот, тарифов и пошлин (таможенных); льгот  при уплате налогов и сборов; отдельных  соглашений, затрагивающих будущие  доходы государства.

Государственная поддержка реализуется  также через механизмы изъятия  стимулирующего характера и специального налогового режима, применение инвестиционных и реинвестиционных скидок, включение проектов в адресную инвестиционную и целевую программы, продажу или использование на льготных условиях различных объектов недвижимого государственного имущества и (или) имущественных прав.

В качестве регулирующего инструмента  инвестиционной политики в развитых странах выступает также государственный  инвестиционный заказ.

При прямом проектном финансировании по сравнению с другими видами финансирования (акционерным и государственным) объектом инвестирования выступает  непосредственно сам проект, который  является способом обслуживания долговых обязательств.

 Амортизационная политика. Ускоренная  амортизация является так называемой "скрытой" инвестиционной льготой,  расширяющей возможности организаций  инвестировать часть прибыли в инвестиционные фонды. В 60-е годы именно таким способом было положено начало преобразованию инвестиционной деятельности: ускорилось списание стоимости основного капитала, которое привело к уменьшению основных сроков такого списания до 3-7 лет по активной и до 15-20 лет по пассивной частям фондов при нормативах физического износа в 2-5 раз больше.

Управление внешним "активным" и "пассивным" долгом - это процесс  выработки стратегии управления задолженностью органов государственной  власти, которая позволяет привлекать требуемый объем финансирования, выполнять целевые установки  государственных органов власти в отношении степени риска  и стоимости, а также решать другие важные задачи. Долговая политика при  умелом ее применении представляет собой  сильный инструмент государственного регулирования.

Фискально-структурные  инструменты (инструменты бюджетно-налоговой  политики) включают в себя все виды воздействия, возникающие в связи с формированием и использованием бюджета, условиями налогообложения и определяемого ими протекания финансовых и инвестиционных потоков. Инвестиционная политика является одним из направлений, связанных с реализацией бюджетного процесса.

К инструментам бюджетно-налоговой  политики относятся:

  • определение доходных и расходных статей бюджета (государственные закупки, трансфертные платежи);
  • дотации, субсидии, субвенции, бюджетные ссуды;
  • назначение и дифференциация налоговых ставок (норм налогообложения, т.е. величины налога, приходящейся на единицу объекта налогообложения), налоговые льготы (полное или частичное освобождение определенных групп налогоплательщиков от уплаты всех или некоторых видов налога);
  • экспортные и импортные (таможенные) пошлины и сборы.

Дальнейшее стимулирование капиталонакопления и развития процессов инвестиционной деятельности, особенно проявившееся в последние годы, связано с прямым снижением налогов и различными формами налоговых кредитов и субсидий.

Монетарные инструменты (инструменты денежно-кредитной политики). Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государственная монетарная политика направлена на изменение денежных потоков и накоплений, воздействуя тем самым на экономические процессы.

Денежно-кредитное управление осуществляется следующими инструментами:

  • прямой контроль за установлением уровня предельных процентных ставок банковского ссудного процента (политика процентной ставки);
  • регулирование минимальных резервных требований (нормативов обязательных резервов коммерческих банков);
  • осуществление дисконтной политики (регулирование учетных ставок по кредитам);
  • операции на рынке ценных бумаг (эмиссия облигаций и других ценных бумаг в обращение в рамках определенных нормативов);
  • регулирование эмиссии и общей денежной массы;
  • льготные займы [10, стр.84].

Таким образом можно сказать, что инвестиционная политика – это сложная система, которая включает в себя ряд понятий и составляющих, таких как инвестиции, инвестиционные инструменты, мультипликатор инвестиций и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ динамики и  структуры инвестиций в РБ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  Особенности инвестиционной политики Республики Беларусь

3.1 Правовые основы инвестиционной деятельности в Республике Беларусь 

 

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения, связанные  с инвестиционной деятельностью  на территории Республики Беларусь, является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22.06.2001 N 37-З. Следует отметить, что  Республика Беларусь является единственным государством СНГ, которое приняло  кодифицированный акт в данной сфере.

Инвестиционный кодекс Республики Беларусь защищает права собственности  отечественных и иностранных  инвесторов, обеспечивает благоприятные  условия их деятельности. Кодексом установлены права инвесторов на получение государственной поддержки  при реализации проектов, имеющих  значение для государства, предусмотрены  льготы при выделении кредитных  ресурсов под гарантии правительства. Дополнительные гарантии зарубежным инвесторам предоставляются в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими  странами. В настоящее время действует 52 соглашения об избежании двойного налогообложения, а также заключено 59 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций. Республика Беларусь является участницей многосторонних договоров, в том числе Конвенции о разрешении инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств от 18.03.1965, Конвенции об учреждении многостороннего агентства инвестиционных гарантий от 11.10.1985. По мнению Международной финансовой корпорации, занимающейся анализом инвестиционного климата в разных странах, белорусское инвестиционное законодательство заслуживает высокой оценки и является одним из лучших среди стран СНГ.

Указанный кодекс включает 6 разделов, 18 глав, 105 статей и состоит из общей  части, которая содержит основные понятия  инвестиционного законодательства, предоставляемые инвесторам гарантии и меры государственного регулирования  инвестиционной деятельности, а также  особенной части, в которой описаны  виды государственной поддержки  в данной сфере, особенности осуществления  инвестиционной деятельности на основе концессий, особенности деятельности на территории Республики Беларусь коммерческих организаций с иностранными инвестициями и другие.

Важно указать, что ИК распространяет свое действие как на иностранных, так и на национальных инвесторов. Таким образом, с принятием этого кодекса в Республике Беларусь произошел переход к общему регулированию инвестиций (в отличие от ранее действовавшего специального режима иностранных инвестиций, предоставляемого Законом Республики Беларусь от 14.11.1991 N 1242-XII "Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь" (утратил силу)). В этой связи на иностранных инвесторов в полной мере распространяется действие национальных нормативных правовых актов (Налогового кодекса Республики Беларусь, Таможенного кодекса Республики Беларусь и т.д.) [11].

Особое значение для регулирования  инвестиционной деятельности имеют  акты Президента Республики Беларусь, которыми предусмотрены дополнительные гарантии и льготы при осуществлении  инвестиционной деятельности, в частности, Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 N 10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь". Данным Декретом предусмотрен порядок заключения инвестиционных договоров между инвестором (национальным или иностранным) и Республикой  Беларусь, а также предоставляемые  в связи с этим гарантии и льготы.

Ряд актов Президента, согласно которым  предоставляется особый режим для  инвестиций, направлен на решение  экономических и социальных задач  в той или иной приоритетной для  государства сфере.

Например, в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 N 1 "О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)" предусмотрено специальное правовое регулирование для коммерческих организаций (как с национальными, так и иностранными инвестициями) при осуществлении деятельности на территории Республики Беларусь с  местом нахождения в населенных пунктах  с численностью населения 50 тыс. и  менее.

Большое внимание уделяется развитию в стране высоких технологий (Декрет Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 N 12 "О Парке высоких технологий», инновационной деятельности (Указ Президента Республики Беларусь от 03.01.2007 N 1 "Об утверждении Положения о порядке  создания субъектов инновационной  инфраструктуры и внесении изменения  и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. N 495") и т.п.

Создаются свободные экономические  зоны со специальным правовым режимом (Закон Республики Беларусь от 07.12.1998 N 213-З "О свободных экономических  зонах", Указ Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 N 262 "О некоторых  вопросах деятельности свободных экономических  зон на территории Республики Беларусь") [12].

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Характеристика инвестиционной политики Республики Беларусь

 

 

Инвестиционная политика Беларуси направлена на создание условий для  сохранения высоких темпов инвестиций на благо населения и производства конкурентоспособной продукции  на внутреннем и внешнем рынках. К основным инвестиционным стимулам можно отнести: выгодное экономико-географическое и геополитическое положение между новыми границами экономически развитого Европейского Союза и Российской Федерацией, располагающей огромными сырьевыми и энергетическими запасами; социальная, политическая и экономическая стабильность; законодательная и организационная обеспеченность инвестиционного процесса; развитый научно-технический, промышленный и экспортный потенциал; высококвалифицированная и относительно недорогая рабочая сила; единое таможенное пространство с Россией; экономическое и историческое объединение Беларуси со странами СНГ, способное обеспечить выход на товарные рынки России и стран СНГ.

 Стабильная внутриполитическая  обстановка, отсутствие конфликтов  межнационального или религиозного  характера делают Беларусь все  более привлекательной для инвесторов.

С целью реализации дорогостоящих  инвестиционных проектов внедряются новые  формы инвестирования: концессии, проектное  и венчурное финансирование, лизинг. С инвестором может быть заключен инвестиционный договор, который предоставит  дополнительные гарантии инвестору  по экономическим и иным условиям реализации проекта на белорусском  рынке. Важная роль в создании благоприятного инвестиционного климата в республике принадлежит Консультативному совету по иностранным инвестициям, возглавляемому Премьер-министром Республики Беларусь. В его состав входят представители  государственных структур, международных  организаций, а также иностранных  инвесторов, работающих на белорусском  рынке. Большое внимание в республике уделяется информационному обеспечению  международной деловой общественности и зарубежных инвесторов: проводятся семинары, международные конференции  по инвестиционной деятельности и иностранным  инвестициям. Созданы Национальное инвестиционное агентство и Национальный инвестиционный сайт: www.invest.belarus.by [13].

На сайте (www.gki.gov.by) размещены баннеры ”О либерализации экономической деятельности“ и ”Совершествование бизнес-климата“, ”Свое дело“ (Информационная система инфраструктуры поддержки предпринимательства), создан также раздел ”Информация для инвесторов“, где размещается разъяснительная информация для инвесторов как иностранных, так и отечественных, делаются сообщения о принятии новых нормативных правовых актов и размещаются сами правовые акты. Кроме этого, создан раздел //www.gki.gov.by/Investors/on_privatization/, где размещается информация для иностранных инвесторов на английском языке. Информация на сайте поддерживается в актуализированном состоянии.

Информация о работе Инвестиционная политика в РБ