Инвестиционная политика в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в выявлении особенности инвестиционной политики в Республике Беларусь и тенденции ее развития.
На основе выделенной цели можем поставить следующие задачи:
1. отразить сущность и виды инвестиционной политики;
2. Проанализировать динамику и структуру инвестиций в Республике Беларусь;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Инвестиционная политика и ее инструменты 4
1.1 Понятие, виды, составляющие инвестиций 4
1.2 Инвестиционная политика: сущность, виды, инструменты 11
3 Особенности инвестиционной политики Республики Беларусь 16
3.1 Правовые основы инвестиционной деятельности в Республике Беларусь 16
3.2 Характеристика инвестиционной политики Республики Беларусь 18
3.3 Опыт привлечения иностранных инвестиций 21
3.4 Пути улучшения инвестиционного климата в Республике Беларусь 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

Файлы: 1 файл

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РБ.docx

— 79.10 Кб (Скачать файл)

Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь в 2010 году за счет установления более благоприятного инвестиционного климата расширилась по сравнению с предыдущими годами.

Удельный вес инвестиций в основной капитал составил 33,3 % от ВВП, т.е. практически  каждый третий рубль является инвестиционным. По сравнению с 2008 и 2009 годами: 28,9 и 31,5 процентов соответственно, т. е. удельный вес инвестиций в основной капитал  вырос по сравнению с предыдущим годом на 1,85 %. За 2010 г. в экономику республики поступило более 5 млрд долларов США прямых иностранных инвестиций, что на 15 % больше, чем в за 2009 г. Валовой приток зарубежного капитала составил порядка 9,0 млрд долларов США [12].

Инвестиции в основной капитал  в республике за январь-февраль 2011 г. использованы в объеме 6,6 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 130,1 % к уровню января-февраля 2010 г. [14].

Происходит постепенное увеличение доли прямых иностранных инвестиций, поступающих в Республику Беларусь, в общемировом объеме привлекаемых прямых иностранных инвестиций (с 0,13 % в 2008 г. до 0,47 % в 2010 г.) [12].

Наибольшие суммы иностранных  инвестиций поступили в такие  отрасли экономики, как транспорт (53,2 % от всех поступивших инвестиций), промышленность (22,8 %), торговля и общественное питание (14,6 %). Прямые иностранные инвестиции составили 61,3 % от всех поступивших  иностранных инвестиций. По сравнению  с 2009 г. поступление прямых иностранных  инвестиций увеличилось на 15,5 %. В 2010 г. поступление портфельных инвестиций составило всего 1,8 млн долларов США, или 0,02 % от всех поступивших иностранных инвестиций [14].

Таким образом, небольшая доля портфельных  инвестиций отражает боязнь инвесторов вкладывать свои средства в ценные бумаге белорусских учреждений.

 

Таким образом, 2010 г. отметился неплохим результатом: выросло число инвестиционных проектов, увеличилось количество инвестиций в основной капитал, в прямые иностранные  инвестиции. Но все же проблема привлечения  иностранного капитала продолжает оставаться острой и актуальной. Так, текущие результаты 2010 г., к сожалению, оставляют желать лучшего, т.к. не демонстрируют запланированного роста по сравнению с 2009 г.. Если на 2011 год доля иностранных инвестиций составляет 1,7 % в общем объёме, то показатель прошлого года был равен 1,5 %. Стоит отметить, что, несмотря на то, что доля иностранного капитала незначительно выросла в общем количестве инвестированных средств, объем средств из иностранных источников на 8,1 % ниже прошлогоднего уровня [12].

Таким образом, инвесторы продолжают с опаской оценивать белорусский  рынок и не спешат выходить на него. Ухудшение отношений с Россией  также не способствует повышению  уровня инвестиционной привлекательности  страны, т.к. делает ситуацию ещё более  неопределенной, тем самым повышая  риски инвесторов.

Стратегия привлечения прямых иностранных  инвестиций на период до 2015 года утверждена в Беларуси. Соответствующее решение  содержится в совместном постановлении  Совета Министров и Национального  банка №51/2 от 18 января 2012 года.

Стратегия направлена на стимулирование притока прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями  структурной перестройки экономики  и инновационным развитием страны, расширение масштабов и повышение  качества их использования на базе постоянного улучшения инвестиционного  климата, реформирования государственной  собственности и развития государственно-частного партнерства в Беларуси [14].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Опыт привлечения иностранных инвестиций

В белорусском законодательстве закреплен  принцип приоритета норм международных  договоров Республики Беларусь над  нормами национального законодательства. Соответствующая норма содержится в ИК: если международным договором  Республики Беларусь, вступившим в  силу, установлены иные нормы, чем  те, которые предусмотрены ИК и  иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного договора (ч. 3 ст. 6 ИК).

Республика Беларусь является участницей Конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами  и зарубежными лицами, открытой для  подписания в Вашингтоне 18 марта 1965 г. (Конвенция ИКСИД - ICSID), а также Конвенции о создании Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям (МИГА - MIGA), открытой для подписания в Сеуле 11 октября 1985 г.

Помимо этого на сегодняшний  день Республика Беларусь является участницей около 60 двусторонних договоров (соглашений) о содействии в осуществлении (поощрении) и взаимной защите инвестиций. Республика Беларусь подписала такие договоры со следующими государствами: Соединенные  Штаты Америки, Федеративная Республика Германия, Босния и Герцеговина, Турецкая Республика, Королевство Швеция, Королевство  Нидерланды. Межправительственные соглашения заключены с Финляндской Республикой, Султанатом Оман, Королевством Дания, Бельгийско-Люксембургским экономическим союзом, Австрийской Республикой, Государством Израиль, Республикой Молдова, Кыргызской Республикой, Латвийской Республикой, Чешской Республикой, Румынией, Французской Республикой, Украиной, Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, Социалистической Республикой Вьетнам, Китайской Народной Республикой и др.

В 2010 году в экономику республики поступило 5,6 млрд. долларов, что в 4,3 раза больше по сравнению с 2007 г., за I полугодие 2011 г. валовое поступление ПИИ уже превысило уровень 2010 года и составило 5,7 млрд. долларов (70,7% от всех поступивших иностранных инвестиций), или в 2,1 раза больше по сравнению с I полугодием 2010 г.

В процессе рыночных преобразований в стране все более активно  расширяется сектор негосударственной  экономики. Число организаций, созданных с участием иностранного капитала, возрастает с 2 тысяч в 2002 году до порядка 6 (5876)тысяч на начало текущего года (в 2,8 раза).

Основные страны-доноры ПИИ в  экономику страны в 2010 г.: Россия (90,8 процента общего объема ПИИ), Германия (1,1), Кипр (1,1), Великобритания (1), США (0,7), Швейцария (0,7 процента).

Условия ведения бизнеса и привлечения  инвестиций в Республике Беларусь позитивно  оцениваются международными организациями. По индексу легкости ведения бизнеса из 183 стран, охваченных исследованием Всемирного банка «Doing Business-2011», республика заняла 68-е место, поднявшись со 115-го места в 2008 году. Для сравнения: Российская Федерация занимает 123-е, Украина – 145-е место.

По итогам отчетов «Ведение бизнеса 2009» и «Ведение бизнеса 2010» Беларусь вошла в первую пятерку стран-реформаторов условий ведения бизнеса. Кроме того, республика лидирует в своем регионе по показателю «открытие бизнеса» (7-е место) и опережает такие страны, как Австрия, Великобритания, Испания, Ирландия, Польша, Чехия и Франция, а также США и Япония.

Принятые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата и выбранный  Правительством Республики Беларусь курс на либерализацию экономических  отношений получили признание в  ежегодном докладе Всемирного банка  о регулировании ПИИ в государствах мира «Investing Across Borders 2010».

Беларусь в 2010 году заняла 54-е место  в данном страновом рейтинге, оценивающем факторы процветания с точки зрения их влияния на экономический рост и долгосрочное благополучие населения, опередив Россию (63-е место) и Украину (69-е место).

Создана специализированная организация  – ГУ «Национальное агентство  инвестиций и приватизации» (далее  – агентство), занимающаяся комплексом вопросов по привлечению иностранных  инвестиций и приватизацией  предприятий госсектора. Работа агентства соответствует принципам «одного окна», что означает оказание на безвозмездной основе существующим и потенциальным инвесторам информационной и иной поддержки и содействия по инвестированию в Республику Беларусь.

Основной деятельностью агентства  является реализация государственной  политики в сфере инвестиций и  приватизации, в том числе поиск  и привлечение иностранных инвесторов; участие в подготовке проектов решений  о приватизации объектов (долей в  уставных фондах), находящихся в  собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальных  единиц; разработка и реализация мероприятий  по формированию инвестиционного имиджа Республики Беларусь; создание и ведение единой информационной базы по вопросам инвестиционной деятельности, включая единый реестр инвестиционных проектов для привлечения ПИИ, в том числе в связи с приватизацией государственного имущества; участие и сопровождение компаний в рамках процесса IPO;  организация и проведение в Республике Беларусь и за рубежом форумов, конференций, других мероприятий по вопросам инвестиционной деятельности

В Беларуси действует около 3 тыс. компаний, созданных с участием инвесторов из 77 стран мира. В различных секторах экономики с участием зарубежного  капитала осуществляется 87 инвестиционных проектов. Наиболее привлекательными отраслями для зарубежных инвесторов в республике являются: машиностроение и металлообработка, легкая, химическая и нефтехимическая, деревообрабатывающая, пищевая промышленность, а также  торговля, связь, транспорт и медицина. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими транснациональными корпорациями. Созданы совместные предприятия с немецким концерном “МАН” (выпуск легковой и грузовой автомобильной техники), компанией “Карл Цейсе” (производство оптических изделий), а также иностранные предприятия - “Кока-кола Бевриджис Белоруссия”, “Рестораны Макдональдс” (производство безалкогольных напитков и общественное питание), “Уно-медикал” (производство одноразовых медицинских изделий), “Чесс-Бел” (переработка нефтепродуктов), “Фрезениус” (выпуск медицинского оборудования) и др. Успешно реализуются проекты с привлечением иностранного капитала на ОАО “Могилевхимволокно”, СЗАО “Белорусская пивоваренная компания “Сябар”, строительство приграничного таможенного терминала “Козловичи-2”. Для иностранного инвестора могут иметь привлекательность крупные объемы строительства жилья в республике (до 4 млн. м2 в год), реконструкция объектов республиканского значения - спортивных комплексов “Раубичи” и “Стайки”, строительство универсального культурно-спортивного комплекса “Минск-Арена”. Также в Беларуси реализуются программы развития наиболее перспективных видов туризма (сельского, экологического, охотничьего, транзитного), создается туристская инфраструктура в исторических городах с культурным наследием. Увеличить приток финансовых средств частных инвесторов для реализации таких проектов в республике позволит реализация мер по упрощению порядка регистрации и приобретения недвижимости, либерализации внешнеторговых связей, унификации таможенно-тарифных систем Беларуси и России, проведению работ по присоединению Республики Беларусь к Всемирной торговой организации [14].

Правительство Республики Беларусь планирует  и далее развивать инвестиционное сотрудничество с другими странами и в этих целях создает благоприятные, комфортные условия для работы на своей территории иностранного инвестора  и в итоге нацелено на увеличение инвестирования зарубежного капитала в экономику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4 Пути улучшения инвестиционного климата в Республике Беларусь

Неудовлетворительная ситуация, сложившаяся  в настоящее время в инвестиционной сфере Республики Беларусь, в значительной мере связана с неблагоприятным  общим инвестиционным климатом Беларуси и высокими инвестиционными рисками  на ее территории.

Как показал опыт других стран с  передовой экономикой, важнейшее  значение для улучшения инвестиционного  климата имеет макроэкономическая и политическая ситуация в стране, скорость и качество проведения рыночных реформ, формирование рыночных институтов и адекватного законодательства, трансформация собственности, состояние  производственной и социальной инфраструктуры, предпринимаемые организационные  и стимулирующие меры по активизации  инвестиционных проектов и другие.

Одним из наиболее существенных препятствий активации инвестиционных процессов является неопределенность макроэкономической ситуации в стране. Макроэкономическая политика влияет на инвестиционный климат через обеспечение определенных, предсказуемых и неискаженных ориентиров для субъектов хозяйствования. Ведь в условиях инфляции и нестабильного обменного курса весьма проблематично накапливать и сохранять от обесценивания финансовые ресурсы секторов экономики (например, прибыль и амортизационные отчисления) и просчитывать эффективность самих инвестиционных проектов даже в краткосрочной перспективе. На данный момент в Беларуси сохраняется относительно устойчивая инфляционная ситуация.

Но все-таки необходимо принять  меры по поддержанию относительно стабильных цен и курса. Основными направлениями  реализации антиинфляционной политики являются меры по ограничению монетарных факторов инфляции, меры по ограничению  издержек и меры по структурному регулированию  рынков товаров и услуг.

В последние годы активация инфляционных процессов в Республике Беларусь была во многом связана с чрезмерной кредитной эмиссией, которая по отрицательным  процентным ставкам направлялась в  основном на кредитование жилищного  строительства и АПК, отдельных  государственных программ и дефицита государственного бюджета. Поэтому  с целью сокращения инфляции и  стабилизации обменного курса белорусского рубля, прежде всего, необходимо ограничить денежно-кредитную эмиссию в жилищное строительство и АПК, которые  к тому же создают и дополнительный спрос на валюту. Сокращение эмиссионных источников поддержания экономического роста будет компенсировано за счет улучшения финансового состояния реального сектора экономики (особенно экспортеров), увеличения экспорта в связи с повышением его конкурентоспособности, увеличения амортизационных отчислений, легализации рынка наличной и безналичной валюты, увеличения притока прямых иностранных инвестиций, роста совокупного спроса населения вследствие роста реальной заработной платы связи с улучшением финансового состояния предприятий и т.д. Часть дополнительных источников финансирования как раз и компенсирует финансовые потери инвестиционной сферы в связи с сокращением льготного эмиссионного кредитования, не приводя одновременно к усилению макроэкономической разбалансированности.

Информация о работе Инвестиционная политика в РБ