Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:35, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в выявлении особенности инвестиционной политики в Республике Беларусь и тенденции ее развития.
На основе выделенной цели можем поставить следующие задачи:
1. отразить сущность и виды инвестиционной политики;
2. Проанализировать динамику и структуру инвестиций в Республике Беларусь;
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Инвестиционная политика и ее инструменты 4
1.1 Понятие, виды, составляющие инвестиций 4
1.2 Инвестиционная политика: сущность, виды, инструменты 11
3 Особенности инвестиционной политики Республики Беларусь 16
3.1 Правовые основы инвестиционной деятельности в Республике Беларусь 16
3.2 Характеристика инвестиционной политики Республики Беларусь 18
3.3 Опыт привлечения иностранных инвестиций 21
3.4 Пути улучшения инвестиционного климата в Республике Беларусь 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь в 2010 году за счет установления более благоприятного инвестиционного климата расширилась по сравнению с предыдущими годами.
Удельный вес инвестиций в основной капитал составил 33,3 % от ВВП, т.е. практически каждый третий рубль является инвестиционным. По сравнению с 2008 и 2009 годами: 28,9 и 31,5 процентов соответственно, т. е. удельный вес инвестиций в основной капитал вырос по сравнению с предыдущим годом на 1,85 %. За 2010 г. в экономику республики поступило более 5 млрд долларов США прямых иностранных инвестиций, что на 15 % больше, чем в за 2009 г. Валовой приток зарубежного капитала составил порядка 9,0 млрд долларов США [12].
Инвестиции в основной капитал в республике за январь-февраль 2011 г. использованы в объеме 6,6 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 130,1 % к уровню января-февраля 2010 г. [14].
Происходит постепенное
Наибольшие суммы иностранных
инвестиций поступили в такие
отрасли экономики, как транспорт
(53,2 % от всех поступивших инвестиций),
промышленность (22,8 %), торговля и общественное
питание (14,6 %). Прямые иностранные инвестиции
составили 61,3 % от всех поступивших
иностранных инвестиций. По сравнению
с 2009 г. поступление прямых иностранных
инвестиций увеличилось на 15,5 %. В 2010
г. поступление портфельных
Таким образом, небольшая доля портфельных инвестиций отражает боязнь инвесторов вкладывать свои средства в ценные бумаге белорусских учреждений.
Таким образом, 2010 г. отметился неплохим результатом: выросло число инвестиционных проектов, увеличилось количество инвестиций в основной капитал, в прямые иностранные инвестиции. Но все же проблема привлечения иностранного капитала продолжает оставаться острой и актуальной. Так, текущие результаты 2010 г., к сожалению, оставляют желать лучшего, т.к. не демонстрируют запланированного роста по сравнению с 2009 г.. Если на 2011 год доля иностранных инвестиций составляет 1,7 % в общем объёме, то показатель прошлого года был равен 1,5 %. Стоит отметить, что, несмотря на то, что доля иностранного капитала незначительно выросла в общем количестве инвестированных средств, объем средств из иностранных источников на 8,1 % ниже прошлогоднего уровня [12].
Таким образом, инвесторы продолжают
с опаской оценивать
Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года утверждена в Беларуси. Соответствующее решение содержится в совместном постановлении Совета Министров и Национального банка №51/2 от 18 января 2012 года.
Стратегия направлена на стимулирование
притока прямых иностранных инвестиций
в соответствии с потребностями
структурной перестройки
В белорусском законодательстве закреплен
принцип приоритета норм международных
договоров Республики Беларусь над
нормами национального
Республика Беларусь является участницей Конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и зарубежными лицами, открытой для подписания в Вашингтоне 18 марта 1965 г. (Конвенция ИКСИД - ICSID), а также Конвенции о создании Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям (МИГА - MIGA), открытой для подписания в Сеуле 11 октября 1985 г.
Помимо этого на сегодняшний день Республика Беларусь является участницей около 60 двусторонних договоров (соглашений) о содействии в осуществлении (поощрении) и взаимной защите инвестиций. Республика Беларусь подписала такие договоры со следующими государствами: Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия, Босния и Герцеговина, Турецкая Республика, Королевство Швеция, Королевство Нидерланды. Межправительственные соглашения заключены с Финляндской Республикой, Султанатом Оман, Королевством Дания, Бельгийско-Люксембургским экономическим союзом, Австрийской Республикой, Государством Израиль, Республикой Молдова, Кыргызской Республикой, Латвийской Республикой, Чешской Республикой, Румынией, Французской Республикой, Украиной, Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, Социалистической Республикой Вьетнам, Китайской Народной Республикой и др.
В 2010 году в экономику республики поступило 5,6 млрд. долларов, что в 4,3 раза больше по сравнению с 2007 г., за I полугодие 2011 г. валовое поступление ПИИ уже превысило уровень 2010 года и составило 5,7 млрд. долларов (70,7% от всех поступивших иностранных инвестиций), или в 2,1 раза больше по сравнению с I полугодием 2010 г.
В процессе рыночных преобразований в стране все более активно расширяется сектор негосударственной экономики. Число организаций, созданных с участием иностранного капитала, возрастает с 2 тысяч в 2002 году до порядка 6 (5876)тысяч на начало текущего года (в 2,8 раза).
Основные страны-доноры ПИИ в экономику страны в 2010 г.: Россия (90,8 процента общего объема ПИИ), Германия (1,1), Кипр (1,1), Великобритания (1), США (0,7), Швейцария (0,7 процента).
Условия ведения бизнеса и привлечения инвестиций в Республике Беларусь позитивно оцениваются международными организациями. По индексу легкости ведения бизнеса из 183 стран, охваченных исследованием Всемирного банка «Doing Business-2011», республика заняла 68-е место, поднявшись со 115-го места в 2008 году. Для сравнения: Российская Федерация занимает 123-е, Украина – 145-е место.
По итогам отчетов «Ведение бизнеса 2009» и «Ведение бизнеса 2010» Беларусь вошла в первую пятерку стран-реформаторов условий ведения бизнеса. Кроме того, республика лидирует в своем регионе по показателю «открытие бизнеса» (7-е место) и опережает такие страны, как Австрия, Великобритания, Испания, Ирландия, Польша, Чехия и Франция, а также США и Япония.
Принятые меры по созданию благоприятного
инвестиционного климата и
Беларусь в 2010 году заняла 54-е место в данном страновом рейтинге, оценивающем факторы процветания с точки зрения их влияния на экономический рост и долгосрочное благополучие населения, опередив Россию (63-е место) и Украину (69-е место).
Создана специализированная организация – ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации» (далее – агентство), занимающаяся комплексом вопросов по привлечению иностранных инвестиций и приватизацией предприятий госсектора. Работа агентства соответствует принципам «одного окна», что означает оказание на безвозмездной основе существующим и потенциальным инвесторам информационной и иной поддержки и содействия по инвестированию в Республику Беларусь.
Основной деятельностью
В Беларуси действует около 3 тыс. компаний, созданных с участием инвесторов из 77 стран мира. В различных секторах экономики с участием зарубежного капитала осуществляется 87 инвестиционных проектов. Наиболее привлекательными отраслями для зарубежных инвесторов в республике являются: машиностроение и металлообработка, легкая, химическая и нефтехимическая, деревообрабатывающая, пищевая промышленность, а также торговля, связь, транспорт и медицина. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими транснациональными корпорациями. Созданы совместные предприятия с немецким концерном “МАН” (выпуск легковой и грузовой автомобильной техники), компанией “Карл Цейсе” (производство оптических изделий), а также иностранные предприятия - “Кока-кола Бевриджис Белоруссия”, “Рестораны Макдональдс” (производство безалкогольных напитков и общественное питание), “Уно-медикал” (производство одноразовых медицинских изделий), “Чесс-Бел” (переработка нефтепродуктов), “Фрезениус” (выпуск медицинского оборудования) и др. Успешно реализуются проекты с привлечением иностранного капитала на ОАО “Могилевхимволокно”, СЗАО “Белорусская пивоваренная компания “Сябар”, строительство приграничного таможенного терминала “Козловичи-2”. Для иностранного инвестора могут иметь привлекательность крупные объемы строительства жилья в республике (до 4 млн. м2 в год), реконструкция объектов республиканского значения - спортивных комплексов “Раубичи” и “Стайки”, строительство универсального культурно-спортивного комплекса “Минск-Арена”. Также в Беларуси реализуются программы развития наиболее перспективных видов туризма (сельского, экологического, охотничьего, транзитного), создается туристская инфраструктура в исторических городах с культурным наследием. Увеличить приток финансовых средств частных инвесторов для реализации таких проектов в республике позволит реализация мер по упрощению порядка регистрации и приобретения недвижимости, либерализации внешнеторговых связей, унификации таможенно-тарифных систем Беларуси и России, проведению работ по присоединению Республики Беларусь к Всемирной торговой организации [14].
Правительство Республики Беларусь планирует
и далее развивать
Неудовлетворительная ситуация, сложившаяся
в настоящее время в
Как показал опыт других стран с
передовой экономикой, важнейшее
значение для улучшения инвестиционного
климата имеет
Одним из наиболее существенных препятствий активации инвестиционных процессов является неопределенность макроэкономической ситуации в стране. Макроэкономическая политика влияет на инвестиционный климат через обеспечение определенных, предсказуемых и неискаженных ориентиров для субъектов хозяйствования. Ведь в условиях инфляции и нестабильного обменного курса весьма проблематично накапливать и сохранять от обесценивания финансовые ресурсы секторов экономики (например, прибыль и амортизационные отчисления) и просчитывать эффективность самих инвестиционных проектов даже в краткосрочной перспективе. На данный момент в Беларуси сохраняется относительно устойчивая инфляционная ситуация.
Но все-таки необходимо принять меры по поддержанию относительно стабильных цен и курса. Основными направлениями реализации антиинфляционной политики являются меры по ограничению монетарных факторов инфляции, меры по ограничению издержек и меры по структурному регулированию рынков товаров и услуг.
В последние годы активация инфляционных
процессов в Республике Беларусь
была во многом связана с чрезмерной
кредитной эмиссией, которая по отрицательным
процентным ставкам направлялась в
основном на кредитование жилищного
строительства и АПК, отдельных
государственных программ и дефицита
государственного бюджета. Поэтому
с целью сокращения инфляции и
стабилизации обменного курса белорусского
рубля, прежде всего, необходимо ограничить
денежно-кредитную эмиссию в