Инвестиционная привлекательность предприятий Республики Беларусь 2013

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – оценить инвестиционную привлекательность предприятия, исследовать его финансовое состояние и платежеспособность, повысить инвестиционную привлекательность предприятия путем разработки мероприятий, привлечь инвестиции.
Исходя из поставленных целей, можно сформулировать задачи:
оценка финансового состояния;
оценка платежеспособности;
расчет коэффициента ИПП;

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ ПО ОЦЕНКЕ ИПП.doc

— 618.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

BВEДEНИE

 

Успешная деятельность, результаты работы и долгосрочная жизнеспособность любого предприятия зависят от непрерывной последовательности разумных решений управляющих. Каждое из этих решений в конечном итоге имеет экономические последствия на деятельность предприятия. В сущности, процесс управления любым предприятием – это серия экономических решений.

Некоторые решения являются главными, такие, как инвестиции в новое оборудование, заем больших сумм или производство новой продукции. Большинство других решений является частью каждодневного процесса управления всеми подразделениями предприятия. Общим для всех решений является базовый принцип «экономического компромисса», согласно которому перед каждым решением управляющий должен взвешивать получаемые выгоды и издержки.

Одной из важнейших сфер деятельности любой фирмы являются инвестиционные операции, т.е. операции, связанные с вложением денежных средств в реализацию проектов, которые будут обеспечивать получение фирмой выгод в течение достаточно длительного периода времени.

Правильная оценка инвестиционной привлекательности предприятия дает возможность предприятию получать стабильные доходы, принимать обоснованные решения.

Экономическая оценка любого инвестиционного проекта должна обязательно учитывать особенности функционирования рынка, в частности подвижность многих характеризующих проект параметров, неопределенность достижения конечного результата, субъективность интересов различных участников проекта и, как следствие, множественность критериев его оценки.

В Беларуси, с ее рыночной экономикой, необходимо развитие малой производственной структуры. Для этого необходимо, чтобы предприятие привлекало инвестиционные средства, как ускоренный вариант развития, было финансово устойчивым, являлось платежеспособным кредиторам.

Цель данной работы – оценить инвестиционную привлекательность предприятия, исследовать его финансовое состояние и платежеспособность, повысить инвестиционную привлекательность предприятия путем разработки мероприятий, привлечь инвестиции.

Исходя из поставленных целей, можно сформулировать задачи:

  • оценка финансового состояния;
  • оценка платежеспособности;
  • расчет коэффициента ИПП;
  • разработать мероприятия к повышению  инвестиционной привлекательности предприятий.

Объектом выступает промышленные предприятия Республики Беларусь

Предметом является квалиметрическая модель по оценке инвестиционной привлекательности, формы бухгалтерской отчетности.

Методологической и теоретической основой исследования являются работы классиков экономической науки, современных отечественных и зарубежных ученых по экономической теории, финансовому анализу, управлению производством, инвестиционному менеджменту, рынку ценных бумаг, банковскому делу, сведения государственной статистики.

Для решения поставленной задачи в работе применены экономико-математическое моделирование, теория квалиметрии, результаты финансово-экономической деятельности предприятий.

 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Инвестиционная деятельность – вложение средств (инвестирование) и осуществление практических действий с целью получения дохода или достижения иного полезного эффекта – в той или иной степени присуща любому предприятию. [9, с.7]

При большом выборе видов инвестиций предприятие постоянно сталкивается с задачей выбора инвестиционного решения. Принятие инвестиционного решения невозможно без учета следующих факторов: вид инвестиции, стоимость инвестиционного проекта, множественность доступных проектов, ограниченность финансовых ресурсов, доступных для инвестирования, риск, связанный с принятием того или иного решения и др.

Для определения максимальной эффективности инвестиционного решения используется понятие инвестиционной привлекательности предприятия.

Чаще всего термин «инвестиционная привлекательность» используют для оценки целесообразности вложений в тот или иной объект, выбора альтернативных вариантов и определения эффективности размещения ресурсов, т.е. инвестиционная привлекательность предприятия – это целесообразность вложения в него временно свободных денежных средств.

Основным источником информации для определения инвестиционной привлекательности предприятия является его бухгалтерская (финансовая) отчетность за два последних календарных года и последний отчетный период.

Инвестиционная привлекательность предприятия включает в себя:

 - уставной фонд. Величина уставного фонда соответствует сумме, зафиксированной в учредительных документах, и является неизменной.

- структуру затрат на производство. Величина этих расходов определяет денежное выражение затрат, связанных с использованием сырья, топлива, энергии и т.д. Структура различается по отраслям промышленности и производства.

- объем прибыли и направлений ее использования.

Определение прибыли связано с получением валового дохода предприятия от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. В этом случае валовой доход предприятия – выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат и представляет собой денежную форму чистой продукции предприятия, включая в себя оплату труда и прибыль.

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к такому объёму прибыли, который бы позволил предприятию не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и услуг, но и обеспечивать динамическое развитие его производства в условиях конкуренции. Для этого необходимо знание источников формирования прибыли и методов по лучшему их использованию.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется три основных источника получения прибыли:

  • получение прибыли за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта;
  • второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью;
  • третий источник связан с инновационной деятельностью предприятия. [7, c.224]

 

1.2 МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

Основываясь на мировой практике, оценка инвестиционной привлекательности предприятия проводится при наличии необходимых данных, таких как:

  • движение денежных средств;
  • балансовые ведомости;
  • отчет о прибылях и убытках. [2, c.196]

Пожалуй, самым важным этапом оценки инвестиционной привлекательности выступает анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. С его помощью оценивается привлекательность и перспективность данного предприятия с точки зрения возможности мобилизации доступных источников.

Финансовое состояние предприятия – это понятие и его характеристики, которые опираются на оценку эффективности размещения средств, наличие необходимой финансовой базы, организация расчетов и устойчивость платежеспособности. Как известно, данные финансовой отчетности служат источником информации для характеристики финансового состояния, эти данные оценивают за четко определенный период.

Квалиметрическая модель позволяет оценить инвестиционную привлекательность промышленного предприятия на основе системы количественных и качественных факторов, характеризующих финансовое состояние, рыночное окружение и уровень корпоративного управления

Приведенные анализы предприятий показали, что существующие методики оценки инвестиционной привлекательности предприятия учитывают либо только количественные, либо только качественные факторы. Это является их основным недостатком, устранить который возможно, по нашему мнению, если все факторы привести к единой размерности. Приведение разноразмерных величин к единой шкале измерения можно осуществить с помощью квалиметрии.

Термин «квалиметрия» произошел от латинского слова «qualitas» - качество, свойство и древнегреческого слова «метрео» - мерить, измерять. Методы изучения какого-либо объекта с точки зрения измерения его качества стали называть квалиметрическими.

Другой предпосылкой для использования нами теории квалиметрии, как метода количественного измерения качества, является то, что для инвестора инвестиционная привлекательность предприятия – это количественно выраженное качество совокупности свойств объекта инвестирования с позиций удовлетворения требований инвестора приносить доход на вложенный капитал. Это предположение позволило сформировать основные подходы к разработке квалиметрической модели инвестиционной привлекательности предприятия.

В общем случае квалиметрическая модель состоит из многоуровневого дерева свойств, коэффициентов весомости, абсолютных и относительных показателей свойств, а также способа вычисления интегрального показателя оцениваемого объекта.

Алгоритм разработки модели включает следующие этапы:

  • построение иерархической структурной схемы («дерева») свойств;
  • расчет коэффициентов весомости свойств и оценка погрешности расчета;
  • определение значений абсолютных показателей свойств и приведение их к единому масштабу измерения;
  • свертка и вычисление интегрального показателя
  • коэффициента инвестиционной привлекательности предприятия.

Перед тем как выбирать наиболее значимые факторы, характеризующие инвестиционную привлекательность предприятий, нами были сформулированы критерии отбора. Так, включенные в модель факторы одновременно должны:

  • характеризовать привлекательность предприятия с позиций ее соответствия требованиям инвесторов, т.е. квалиметрическая модель должна быть «построена от инвестора», а не «от предприятия»;
  • охватывать большую часть рисков, возникающих на этапе прединвестиционных исследований;
  • содержать информацию из открытых и доступных для всех заинтересованных лиц источников;
  • иметь четкую количественную или качественную оценку.

При выборе наиболее значимых факторов инвестиционной привлека-тельности предприятия пришлось учитывать две противоположные тенденции. Первая тенденция связана с естественным стремлением включить максимально возможное число факторов привлекательности из их бесконечного разнообразия. Другая тенденция заключается в том, что количество учитываемых факторов целесообразно уменьшить, так как возникает взаимная корреляция (взаимозависимость), что снижает точность оценки и усложняет работу экспертов. В этой связи было проведено исследование с целью выбора и оптимизации количества факторов, используемых для оценки.

Современные тенденции в теории и практике финансового анализа связаны с проблемой модификации системы финансовых коэффициентов и приведением ее к форме, удобной для принятия адекватных управленческих решений в области финансового менеджмента. В этом направлении нами предлагается использовать статистический подход, который позволяет выбрать из множества финансовых коэффициентов те, которые наиболее полно и всесторонне характеризуют финансовое состояние предприятия.

Сущность статистического подхода на основе корреляционного анализа может быть сведена к следующим основным моментам. Сначала формируется выборка данных финансовой отчетности предприятий и рассчитываются основные финансовые коэффициенты. Затем определяется корреляционная взаимосвязь между ними и составляется группировка финансовых коэффициентов по величине парных линейных коэффициентов корреляции (КК). Далее исключаются те показатели, которые содержат признаки дублирования информации, т.е. имеют величину КК более 0,7. Значения КК от 0,3 до 0,7 характеризуют слабую взаимосвязь, а менее 0,3 – ее практически полное отсутствие.

На основе проведенных исследований для экспресс-анализа можно использовать минимальный набор следующих финансовых коэффициентов: коэффициент соотношения заемных и собственных средств; коэффициент текущей ликвидности; коэффициент оборачиваемости активов; рентабельность продаж по чистой прибыли; рентабельность собственного капитала по чистой прибыли.

В теоретической квалиметрии значение каждого фактора может быть измерено различными способами, в том числе с помощью балловой системы оценок, которая в прикладной квалиметрии получила наибольшее применение. Сущность способа заключается в том, каждому фактору, независимо от того является он количественным или качественным, присваивается соответствующая балловая оценка.

 

ГЛАВА 2

ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

2.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Анализ финансового состояния проведен на основе опроса 1783 предприятий Республики Беларусь, являющихся участниками системы ”Мониторинг предприятий“.

Опросные анкеты за 2013 год предоставили предприятия всех основных видов экономической деятельности, в том числе 665 промышленных предприятий (или 37,3 процента от общего количества участников опроса), 234 предприятия транспорта (13,1 процента), 425 строительных организаций (23,8 процента), 389 торговых организаций (21,8 процента) и 70 предприятий прочих видов деятельности (3,9 процента).

В региональном разрезе участники мониторинга распределились следующим образом: Брестская область - 306 предприятий (17,2 процента от общего количества участников опроса), Витебская - 240 предприятий (13,5 процента), Гомельская - 247 предприятий (13,9 процента), Гродненская - 220 предприятий (12,3 процента), г. Минск - 294 предприятия (16,5 процента), Минская область - 217 предприятий (12,2 процента) и Могилевская область - 259 предприятий (14,5 процента), приложение 1.

Информация о работе Инвестиционная привлекательность предприятий Республики Беларусь 2013