Инвестиционная привлекательность предприятий Республики Беларусь 2013

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – оценить инвестиционную привлекательность предприятия, исследовать его финансовое состояние и платежеспособность, повысить инвестиционную привлекательность предприятия путем разработки мероприятий, привлечь инвестиции.
Исходя из поставленных целей, можно сформулировать задачи:
оценка финансового состояния;
оценка платежеспособности;
расчет коэффициента ИПП;

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ ПО ОЦЕНКЕ ИПП.doc

— 618.00 Кб (Скачать файл)

Общая величина активов предприятий, участвовавших в опросе, на 01.01.2014 составила 752,5 трлн. рублей. Из них на долю промышленности приходится 64,1 процента от общей стоимости активов, транспорта - 15,5 процента, строительства - 12,5 процента, торговли и общественного питания - 5,9 процента, прочих видов деятельности - 1,9 процента.

 

2.2 МЕРОПРИЯТИЯ НАПРАПВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

 

Руководство Республики Беларусь поставило перед собой амбициозную цель — войти в число 30 стран мира с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса.

В Беларуси проводятся обширные реформы, направленные на радикальную либерализацию экономики и повышение инвестиционной привлекательности страны. Преобразования уже затронули широкий спектр отношений, совершенствуется налоговое и инвестиционное законодательство. Отменен институт «золотой акции», ведется работа по сокращению лицензируемых видов деятельности и административных процедур. Ограничено вмешательство контрольных органов в работу бизнеса. Введен заявительный принцип регистрации субъектов хозяйствования в день подачи заявления.

Изменены подходы к структуре собственности и процессу приватизации. Предоставлена возможность приобретения в собственность земельных участков и их использования в качестве предмета залога для получения банковского кредита. Сейчас идет процесс преобразования в акционерные общества более 470 государственных организаций.

Об эффективности принимаемых в Беларуси мер свидетельствуют данные ежегодного отчета IFC и Всемирного Банка Doing Business. Так, по данным исследования «Doing Business-2012» Беларусь по условиям ведения бизнеса заняла 69-е место из 183 стран и улучшила свои позиции по сопоставимой методологии на 22 пункта по сравнению с прошлогодними показателями. Значительного прогресса Беларусь добилась по таким индикаторам, как «Уплата налогов» (на 27 пунктов) и «Защита прав и интересов инвесторов» (на 29 пунктов). В целом, за последние 6 лет публикации «Doing Business» Беларусь признана одним из ведущих в мире реформаторов по совокупному эффекту от либерализации условий ведения бизнеса. На фоне стран своего региона Беларусь по-прежнему остается в первой половине списка наиболее активных реформаторов, значительно опережая Россию, Украину, Польшу. 

Согласно данным исследования IFC и Всемирного банка, Беларусь провела реформы в четырех областях, охваченных данным исследованием: в области ликвидации компании, получении кредитов, налогообложении и в сфере международной торговли. Беларусь стала одним из лидеров нового показателя «Оценка по изменению условий ведения бизнеса» и заняла третье место среди стран мира, которые добились крупнейших успехов в создании более благоприятной регулятивной среды для отечественных предпринимателей за последние пять лет. Кроме того, Беларусь продолжает работу над повышением своей позиции в классификации страновых кредитных рисков Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) (в настоящее время страна отнесена к 7-ой группе), что в дальнейшем позволит снизить процентную ставку по привлекаемым внешним ресурсам.

Позитивно оцениваются проведенные реформы и специализированными рейтинговыми агентствами, а присвоение кредитного рейтинга создает новые условия для использования внешних инвестиций, позволяет значительно сократить расходы по обслуживанию внешнего долга, улучшить работу банковской системы страны.

Результаты предпринятых Правительством мер нашли отражение в статистических показателях. Валовой приток иностранных инвестиций в экономику республики в 2010 г. составил более 9,0 млрд. долларов США, а с учетом инвестиций, поступивших в банковский сектор – 18,5 млрд. долларов США. Более 5,5 млрд. долларов США составили прямые иностранные инвестиции.

Сегодня Беларусь предлагает потенциальным инвесторам такие свои основные преимущества, как: 
• выгодное географическое положение; 
• высококвалифицированную рабочую силу; 
• значительный научно-технический потенциал; 
• развитую сеть транспортных коммуникаций и инфраструктуру; 
• прогрессивное инвестиционное законодательство.

Беларусь является восточной границей Европейского союза. С созданием таможенного союза Беларуси, России и Казахстана эта граница стала единственной на пути свободного перемещения товаров от Атлантического до Тихого океана, между Скандинавией и Центральной Азией. Для иностранных инвесторов открывается доступ к емкому рынку стран таможенного союза в 170 млн. человек.

Основными странами-инвесторами в экономику Республики Беларусь являются Россия, Швейцария, Австрия, Великобритания, Кипр, Нидерланды, Германия.

В стране уже работают 5 тысяч коммерческих организаций с иностранным капиталом из более чем 70 стран мира и их число постоянно растет. Порядка 60 организаций являются филиалами транснациональных корпораций. Созданы совместные предприятия с немецким концерном «МАН» (выпуск грузовых автомобилей), компанией «Карл Цейсс» (производство оптики), а также иностранные предприятия — «Кока-кола Бевриджис Белоруссия», «Рестораны Макдоналдс», «Уномедикал» (производство медицинских изделий), «Чесс-Бел» (переработка нефтепродуктов», «Фрезениус» (медицинское оборудование), «Ханекен» (производство слабоалкогольных и безалкогольных напитков) и др. В Беларусь инвестируют такие известные российские компании, как: ОАО «Лукойл» НТК, «Славнефть», «Итера — групп», ОАО «Газпром» и Газпромбанк, СООО «МТС» и др.

Сегодня для работы инвестора на территории республики созданы надежные правовые условия, обеспеченные как международными соглашениями, так и национальным законодательством. В Беларуси — единственной из стран СНГ — принят Инвестиционный кодекс, регулирующий инвестиционную деятельность в стране.

Все секторы национальной экономики открыты для иностранных инвестиций, за исключением немногочисленных отраслей, что характерно и для мировой практики (оборона, безопасность, производство и распространение наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ). Иностранные инвесторы вправе создавать на территории Республики Беларусь юридические лица Республики Беларусь с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах, а также их филиалы и представительства.

Законодательством Беларуси предусмотрена поддержка иностранных инвесторов в форме представления гарантий Правительства Беларуси и доступа к централизованным инвестиционным ресурсам. Всем инвесторам гарантирована равная, без какой-либо дискриминации, защита прав и законных интересов, независимо от формы собственности и национального статуса. Инвестиции не могут быть безосновательно национализированы или реквизированы. Такие процессы допустимы исключительно при полной и своевременной компенсации не только стоимости полученного инвестором имущества, но и всех понесенных им затрат.

Государство гарантирует инвестору право самостоятельного распоряжения результатами инвестиционной деятельности (реинвестировать прибыль либо свободно переводить полученный доход за границу после уплаты им налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством). Кроме того, гарантируется возмещение убытков и вреда, причиненного инвестору действиями (или бездействиями) должностных лиц государственных органов.

Гарантии зарубежным инвесторам предоставляются и в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами. В настоящее время действует 52 соглашения об избежании двойного налогообложения и 49 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций. Беларусь является также участницей многосторонних договоров.

В республике создана система стимулов для осуществления инвестиционной деятельности. Создано ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации». Даны полномочия физическим и юридическим лицам на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь.

Особые преференции предоставляются инвесторам в свободных экономических зонах, малых и средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий. На территории Республики Беларусь создано шесть свободных экономических зон во всех областях страны: «Брест» (1996), «Витебск» (1999), «Гомель-Ратон» (1998), «Гродноинвест» (2002), «Минск» (1998) и «Могилев» (2002).

Регистрация субъектов хозяйствования в качестве резидентов СЭЗ осуществляется администрацией СЭЗ, при условии реализации инвестиционного проекта с объемом инвестиций не менее 1 млн. евро. Основными преференциями для резидентов СЭЗ являются: 
• освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС на импортное оборудование и товары, используемые для производства экспортной продукции; 
• освобождение от уплаты налога на прибыль в течение 5 лет с даты объявления прибыли и снижение налога на прибыль на 50 процентов в последующие годы, но не более 12 процентов; 
• освобождение от налогов на недвижимость и на приобретение автомобильных транспортных средств; 
• льготные условия предоставления земельных участков в аренду для реализации инвестиционных проектов; 
• свободное распоряжение валютной выручкой; 
• неизменность условий деятельности резидентов СЭЗ в течение семи лет.

В Беларуси 184 городских поселения, или 89% от общего числа, относятся к категории малых и средних городов. С целью обеспечения всестороннего развития экономики республики на территории населенных пунктов с численностью населения до 50 тыс. человек и в сельской местности действует особый льготный режим.Основные преференции заключаются в освобождении коммерческих организаций от налога на прибыль в течение 7 лет, налога на недвижимость, а также от обложения таможенными пошлинами и НДС при ввозе технологического оборудования в качестве вклада в уставный фонд создаваемой коммерческой организации.Кроме того, коммерческие предприятия, создаваемые в малых и средних городах, освобождаются от дорожных и местных налогов и сборов, свободно могут распоряжаться валютной выручкой.Субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в сельских населенных пунктах, уплачивают уменьшенную на не менее чем на 50 процентов государственную пошлину за выдачу специального разрешения (лицензии), могут получить без обеспечения кредит банка в размере, эквивалентном сумме не более 20 000 евро. В малых и средних городах, а также сельской местности инвестор может приобрести неиспользуемое государственное имущество на аукционе за одну базовую величину. Обязательными условиями аукциона являются осуществление покупателем предпринимательской деятельности на данном объекте и создание дополнительных рабочих мест. Земельный участок для обслуживания указанного имущества предоставляется покупателю на праве аренды без проведения аукциона. Кроме того неиспользуемое имущество может передаваться инвестору в безвозмездное пользование под конкретные инвестиционные проекты на срок их реализации. После истечения этого срока неиспользуемое имущество может быть передано в собственность.

Для резидентов Парка высоких технологий предусмотрены следующие льготы: 
• освобождение от налогов, сборов и иных обязательных платежей, уплачиваемых с выручки от реализации; 
• освобождение от налогов на прибыль, на недвижимость, земельного налога, оффшорного сбора; 
• освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС при ввозе товаров для осуществления видов деятельности в IT-отрасли; 
• уплата подоходного налога работников по ставке 9 процентов. 
Основная часть перечисленных льгот применяется и в отношении юридических лиц, не являющихся резидентами Парка высоких технологий, но реализующим бизнес-проекты в сфере новых и высоких технологий.

В Беларуси созданы дополнительные условия для развития микро- и малых предприятий. Микропредприятия с числом работников, не превышающим 15 человек и выручкой за первые десять месяцев работы, не превышающей 1 млрд. белорусских рублей (порядка 350 тысяч долларов) подлежат налогообложению по ставке 8 процентов от их валового дохода и освобождаются от любых других налогов, включая НДС (исключение составляют ввозные таможенные пошлины, оффшорный сбор, налог на приобретение транспортных средств и взнос в фонд соцстрахования). Малые предприятия с числом работников до 100 человек и оборотом за первые девять месяцев, не превышающим 3,5 млрд. белорусских рублей (порядка 1,3 млн. долларов) подлежат налогообложению по ставке 6 процентов валового дохода и освобождаются от тех же налогов, что и микропредприятия, за исключением НДС.

Инвестиционная деятельность может осуществляться путем заключения инвестиционного договора иностранного инвестора с Республикой Беларусь. Это позволяет инвестору получить дополнительные правовые гарантии защиты своего капитала, а также льготные условия и преференции для реализации инвестиционного проекта: 
• право на строительство инвестиционных объектов параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением последующих этапов строительства; 
• упрощение режима получения земельных участков, который включает аренду без процедуры проведения аукциона; 
• освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС при ввозе оборудования и запасных частей к нему для реализации инвестиционного проекта; 
• освобождение от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель; 
• освобождение от уплаты государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь; 
• освобождение от целевых сборов в местные бюджеты.

Законодательством предусмотрено формирование трехуровневой системы инвестиционных договоров. 
1. Если инвестору предоставляются предусмотренные законодательством льготы и преференции в пределах полномочий государственного органа (исполнительного комитета), то инвестиционный договор заключается на основании решения государственного органа (исполнительного комитета);  
2. Если инвестору предоставляются предусмотренные законодательством, а также перечисленные льготы и преференции, то инвестиционный договор заключается на основании решения Совета Министров Республики Беларусь; 
3. Если инвестору кроме действующих и перечисленных льгот и преференций предоставляются другие, неустановленные законодательством льготы и преференции, то решение о заключении инвестиционного договора принимает Правительство по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Республика Беларусь заинтересована в реализации инвестиционных проектов по модернизации производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями, техническому перевооружению и развитию отраслей экспортной и импортозамещающей направленности в нефтехимической отрасли, микроэлектронике, производстве сельскохозяйственной техники, медицинских препаратов, биотехнологий, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также в сфере транспортных коммуникаций, связи, инфраструктуры, туризма, строительных услуг.

В рамках исполнения поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г. о совершенствовании законодательства в области инвестиционной деятельности Минэкономики совместно с заинтересованными в настоящее время проводится работа по подготовке новой редакции Инвестиционного кодекса Республики Беларусь, соответствующей международным стандартам защиты прав инвесторов, закрепленным в международных договорах Республики Беларусь, а также изданным в последнее время актам Главы государства. [3, c.117]

Информация о работе Инвестиционная привлекательность предприятий Республики Беларусь 2013