Иснтурменты контроллинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Контроллинг – это инструмент стратегического и оперативного управления предприятием, согласно которому принимаются управленческие решения, ведущие к достижению поставленных целей перед организацией. В основе контроллинга лежит аналитическая работа (анализ поступающей информации в службу контроллинга), сравнение плановых показателей с фактическими, информационное обеспечение, координация работы всех подразделений организации. Контроллинг – инструмент, позволяющий оперативно получать и обрабатывать информацию, на основе которой принимаются оперативные и стратегические управленческие решения. Контроллинг занимает особое место в системе управления предприятием.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 Основные направления контроллинга…………………………………..5
2 Внедрение контроллинга в российские компании……………………..8
3 Концепция контроллинга в системе управления……………………..10
4 Инструменты контроллинга …………………………………………...16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..…27

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИ1.docx

— 143.92 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

1 Основные направления  контроллинга…………………………………..5

2 Внедрение контроллинга  в российские компании……………………..8

3 Концепция контроллинга в системе управления……………………..10

4 Инструменты контроллинга  …………………………………………...16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..…27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях процесс  управления предприятием требует комплексного решения многочисленных проблем  с использованием новых подходов к управлению. Проблемы возникают  под воздействием как внешних, так  и внутренних факторов. К внешним  факторам, в первую очередь, относятся  быстро изменяющаяся экономическая  ситуация в России, рыночные критерии эффективности, неопределенность правовой стороны деятельности предприятия, конкуренция. Внутренним фактором является среда принятия решения, которая  в последнее время чаще всего  является неопределенной. Условия неопределенности связаны с недостаточностью и  неполнотой информации для оперативного управления предприятием.

Поэтому необходим некий  инструмент, который позволит:

   -    своевременно выявлять неблагоприятные ситуации внутри предприятия;

   -    верно определять и ставить цели перед руководством предприятия;

   -    выявлять причины, вызвавшие неблагоприятную ситуацию;

   - обеспечивать информационную поддержку управления бизнес-процессами на предприятии;

  - прогнозировать изменение состояния дел на предприятии под воздействием тех  или иных управленческих воздействий, или тех или иных факторов внешней или внутренней среды.

Для решения вышеописанных  задач современные условия функционирования предприятий предлагают использование  такого инструмента, как контроллинг.

Контроллинг – это инструмент стратегического и оперативного управления предприятием, согласно которому принимаются управленческие решения, ведущие к достижению поставленных целей перед организацией. В основе контроллинга лежит аналитическая работа (анализ поступающей информации в службу контроллинга), сравнение плановых показателей с фактическими, информационное обеспечение, координация работы всех подразделений организации. Контроллинг – инструмент, позволяющий оперативно получать и обрабатывать информацию, на основе которой принимаются оперативные и стратегические управленческие решения. Контроллинг занимает особое место в системе управления предприятием.

В западных странах контроллинг успешно работает. А что касается России, то это направление для российских предприятий новое, и службы (отделы) контроллинга встречаются в России очень редко. В настоящее время руководители многих крупных и средних предприятий делают попытку организации службы контроллинга на своих предприятиях.

Актуальность данной темы заключается в том, что в последние  годы контроллинг является неотьемлемой частью системы долгосрочного планирования. Контроллинг управляет, контролирует и корректирует оперативными и стратегическими аспектами в планировании. Контроллинг формирует и управляет системой учета и внутренней отчестности1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Основные направления контроллинга

 

 Анализ основных определений  (табл. 1) свидетельствует о том, что современный контроллинг включает в себя управление рисками (страховой деятельностью предприятий), обширную систему информационного обеспечения предприятия, систему оповещения путём управления системой ключевых («финансовых») индикаторов, управление системой реализации и т. д.

Таблица 1 – Основные направления в определении понятия «контроллинг»

Направление

Определение

Контроллинг рассматривается как система поддержки принимаемых управленческих решений

Д. Хан: «Контроллинг может интерпретироваться как информационное обеспечение ориентированного на результат управления предприятием».

 

Т. Райхман контроллингом называет систему, ориентированную на результат, с учетом обеспечения ликвидности, в сферу задач которой входит сбор и обработка информации в процессе разработки, координации и контроля за выполнением планов на предприятии.

Контроллинг рассматривается как концепция по направлениям и сферам ее применения

По мнению П. Хорвата контроллинг — это подсистема управления, которая координирует подсистемы планирования, контроля и информационного обеспечения, поддерживая тем самым системообразующую и системоувязывающую координацию.

 

Н.Г. Данилочкина считает, что контроллинг — это функционально обособленное направление экономической работы, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических решений.

Место контроллинга определяется в системе менеджмента для  управления прибыльностью предприятия

В.Б. Ивашкевич представляет контроллинг как систему управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности фирмы, т.е. в экономическом отношении, с некоторой долей условности, как систему управления прибылью предприятия.

Контроллинга как философия и образ мышления современного руководителя

С.Г. Фалько определяет контроллинг как философию и образ мышления руководителей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия в долгосрочной перспективе.


 

Схематично направления  управленческой деятельности в рамках контроллинга представлены на рис. 1.

Рисунок 1 – Направления  управленческой деятельности контроллинга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  Внедрение контроллинга  в российские компании

 

Контроллинг в России получил распространение, начиная только с середины 90-х XX столетия.

Главное понимание методов  российского контроллинга это не привлечение новых «вливаний» в  бизнес и не погоня за мимолетной прибылью, а достижения устойчивости развития.  В условиях постоянно меняющейся рыночной ситуации  каждому  предприятию  невероятно сложно не только сохранять  имеющиеся позиции,  но и развиваться. В этой связи основным инструментом антикризисной политики для российских предприятий должен стать контроллинг, охватывающий следующие направления превентивной управленческой политики:

– изыскание точки окупаемости вложенных в предприятие средств;

–стабилизация ресурсного обеспечения;

–оптимизация налоговой политики;

–правильно поставленные задачи управлению и качественная мотивация исполнителя с полным контролем обеих структур;

– адаптация к условиям региона, и рынка ведения бизнеса;

– мониторинг потребностей потенциальных потребителей.

В настоящее время  контроллинг внедряется в крупные российские организации такие, как: ОАО «Ростелеком», ОАО «РЖД», ОАО «Автоваз», ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром-нефть» и др. Направления использования представлены в табл.2, Необходимо отметить, что  применение контроллинга охватывает различные сферы предпринимательства, вносит большой вклад в налаживание и улучшение действий по систематическому контролю за деятельностью всех подразделений предприятий2.

Российские предприятия, внедряющие у себя контроллинг, сталкиваются с огромным числом задач, о которых на начальном этапе менеджмент и не подозревает. Применение в этом деле системного анализа позволит выделить перечень основных проблем.

Таблица 2–Опыт использования принципов контроллинга российскими предприятиями и организациями

Предприятие

Направление использования  контроллинга

ЛУКОЙЛ

Используется при формировании проектов стратегических планов

Газпром

Возможность применять стандарты  международной отчетности

ТНК

Налажена система оперативной  передачи финансовой информации руководящему персоналу с рекомендациями  от отдела контроллинга

Сбербанк

Каждый месяц служба контроллинга предоставляет топ-менеджеру и руководителям подразделений аналитически отчеты о результатах и перспективах развития в электронном виде

Нижфарм

Специалисты отдела контроллинга обеспечивают прозрачность стратегии, финансовых результатов, координируют промежуточные цели планы в рамках единого целого

АвтоВаз

Предприятие осуществляет дополнительно  информирование сотрудников по важнейшим  направлениям развития, опираясь на данные которые предоставляет отдел  контроллинга и внутреннего аудита


 

 

3 Концепция контроллинг в системе управления

 

Как известно основная конечная цель любого коммерческого предприятия  – получение прибыли (контроллинг можно назвать системой управления прибылью предприятия), но в некоторых случаях цели предприятия могут быть и иными, – например, завоевание доли рынка, устранение конкурентов, – тогда контроллинг ориентирует усилия предприятия в направлении этих целей, хотя конечная цель та же – получение прибыли.

Контроллинга, находясь на пересечении  учета, информационного обеспечения, контроля и координации, занимает особое место в управлении предприятием: он связывает воедино все эти  функции, интегрирует и координирует их, причем не подменяет собой управление предприятием, а лишь переводит его  на качественно новый уровень. Контроллинг (управление управлением) является своеобразным механизмом саморегулирования на предприятии, обеспечивающим обратную связь в контуре управления3.

Постановка задачи. Реально  показать. что контроллинг основывается на научных достижениях различных дисциплин: экономической теории, анализа хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета, планирования, менеджмента, кибернетики, социологии. Для овладения контроллингом необходимы широкий кругозор и способность мыслить аналитически, а кроме того нужны знания по широкому спектру предметов, связанных с экономикой, управлением, кибернетикой. Следует иметь в виду, что не существует готовых решений для всех проблем, с которыми может столкнуться предприятие. Реальные экономические проблемы всегда нестандартны и запутаны, а времени и исходной информации для их решения обычно недостаточно. Поэтому следует научиться смело комбинировать различные подходы, применять весь накопленный багаж знаний для поиска творческих решений в условиях неопределенности и неполной информации.

 Основная цель контроллинга  – ориентация управленческого  процесса 

на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Для  этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций:

    • координация управленческой деятельности по достижению целей  предприятия;
    • информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений;
    • создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием;
    •    обеспечение рациональности управленческого процесса.

Необходимость появления  на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно объяснить следующими причинами:

    • повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием:
    • смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;
    • увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия;
    • необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия;
    • необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций;
    • усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления;
    • информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;
    • общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.

 В современных условиях  среди исследователей нет единого  мнения о сущности и функциях  контроллинга (табл.1).

Таблица 1– Основные концепции  контроллинга

 

Ориентация концепции

Сущность и основные задачи контроллинга в рамках данной концепции

На систему учета

Переориентация системы  учета из прошлого в будущее, создание на базе учетных данных информационной системы поддержки управленческих решений, связанных с планированием  и контролем деятельности предприятия

На управленческую информационную систему 

Создание общей информационной системы управления (management informationsystem). Разработка концепции единой информационной системы, ее внедрение, координация функционирования информационной системы, оптимизация информационных потоков

На систему управления с акцентом на планирование и контроль

Планирование и контроль деятельности структурных подразделений  предприятия.

На систему управления с акцентом на координацию

Координация деятельности системы  управления предприятием.

Информация о работе Иснтурменты контроллинга