Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:25, курсовая работа
Контроллинг – это инструмент стратегического и оперативного управления предприятием, согласно которому принимаются управленческие решения, ведущие к достижению поставленных целей перед организацией. В основе контроллинга лежит аналитическая работа (анализ поступающей информации в службу контроллинга), сравнение плановых показателей с фактическими, информационное обеспечение, координация работы всех подразделений организации. Контроллинг – инструмент, позволяющий оперативно получать и обрабатывать информацию, на основе которой принимаются оперативные и стратегические управленческие решения. Контроллинг занимает особое место в системе управления предприятием.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 Основные направления контроллинга…………………………………..5
2 Внедрение контроллинга в российские компании……………………..8
3 Концепция контроллинга в системе управления……………………..10
4 Инструменты контроллинга …………………………………………...16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..…27
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 Основные направления контроллинга…………………………………..5
2 Внедрение контроллинга
в российские компании…………………….
3 Концепция контроллинга в системе управления……………………..10
4 Инструменты контроллинга …………………………………………...16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..…27
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях процесс управления предприятием требует комплексного решения многочисленных проблем с использованием новых подходов к управлению. Проблемы возникают под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам, в первую очередь, относятся быстро изменяющаяся экономическая ситуация в России, рыночные критерии эффективности, неопределенность правовой стороны деятельности предприятия, конкуренция. Внутренним фактором является среда принятия решения, которая в последнее время чаще всего является неопределенной. Условия неопределенности связаны с недостаточностью и неполнотой информации для оперативного управления предприятием.
Поэтому необходим некий инструмент, который позволит:
- своевременно выявлять неблагоприятные ситуации внутри предприятия;
- верно определять и ставить цели перед руководством предприятия;
- выявлять причины, вызвавшие неблагоприятную ситуацию;
- обеспечивать информационную поддержку управления бизнес-процессами на предприятии;
- прогнозировать изменение состояния дел на предприятии под воздействием тех или иных управленческих воздействий, или тех или иных факторов внешней или внутренней среды.
Для решения вышеописанных
задач современные условия
Контроллинг – это инструмент стратегического и оперативного управления предприятием, согласно которому принимаются управленческие решения, ведущие к достижению поставленных целей перед организацией. В основе контроллинга лежит аналитическая работа (анализ поступающей информации в службу контроллинга), сравнение плановых показателей с фактическими, информационное обеспечение, координация работы всех подразделений организации. Контроллинг – инструмент, позволяющий оперативно получать и обрабатывать информацию, на основе которой принимаются оперативные и стратегические управленческие решения. Контроллинг занимает особое место в системе управления предприятием.
В западных странах контроллинг успешно работает. А что касается России, то это направление для российских предприятий новое, и службы (отделы) контроллинга встречаются в России очень редко. В настоящее время руководители многих крупных и средних предприятий делают попытку организации службы контроллинга на своих предприятиях.
Актуальность данной темы заключается в том, что в последние годы контроллинг является неотьемлемой частью системы долгосрочного планирования. Контроллинг управляет, контролирует и корректирует оперативными и стратегическими аспектами в планировании. Контроллинг формирует и управляет системой учета и внутренней отчестности1.
1 Основные направления контроллинга
Анализ основных определений (табл. 1) свидетельствует о том, что современный контроллинг включает в себя управление рисками (страховой деятельностью предприятий), обширную систему информационного обеспечения предприятия, систему оповещения путём управления системой ключевых («финансовых») индикаторов, управление системой реализации и т. д.
Таблица 1 – Основные направления в определении понятия «контроллинг»
Направление |
Определение |
Контроллинг рассматривается как система поддержки принимаемых управленческих решений |
Д. Хан: «Контроллинг может интерпретироваться как информационное обеспечение ориентированного на результат управления предприятием».
Т. Райхман контроллингом называет систему, ориентированную на результат, с учетом обеспечения ликвидности, в сферу задач которой входит сбор и обработка информации в процессе разработки, координации и контроля за выполнением планов на предприятии. |
Контроллинг рассматривается как концепция по направлениям и сферам ее применения |
По мнению П. Хорвата контроллинг — это подсистема управления, которая координирует подсистемы планирования, контроля и информационного обеспечения, поддерживая тем самым системообразующую и системоувязывающую координацию.
Н.Г. Данилочкина считает, что контроллинг — это функционально обособленное направление экономической работы, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических решений. |
Место контроллинга определяется в системе менеджмента для управления прибыльностью предприятия |
В.Б. Ивашкевич представляет контроллинг как систему управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности фирмы, т.е. в экономическом отношении, с некоторой долей условности, как систему управления прибылью предприятия. |
Контроллинга как философия и образ мышления современного руководителя |
С.Г. Фалько определяет контроллинг как философию и образ мышления руководителей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия в долгосрочной перспективе. |
Схематично направления управленческой деятельности в рамках контроллинга представлены на рис. 1.
Рисунок 1 – Направления управленческой деятельности контроллинга
2 Внедрение контроллинга в российские компании
Контроллинг в России получил распространение, начиная только с середины 90-х XX столетия.
Главное понимание методов российского контроллинга это не привлечение новых «вливаний» в бизнес и не погоня за мимолетной прибылью, а достижения устойчивости развития. В условиях постоянно меняющейся рыночной ситуации каждому предприятию невероятно сложно не только сохранять имеющиеся позиции, но и развиваться. В этой связи основным инструментом антикризисной политики для российских предприятий должен стать контроллинг, охватывающий следующие направления превентивной управленческой политики:
– изыскание точки окупаемости вложенных в предприятие средств;
–стабилизация ресурсного обеспечения;
–оптимизация налоговой политики;
–правильно поставленные задачи управлению и качественная мотивация исполнителя с полным контролем обеих структур;
– адаптация к условиям региона, и рынка ведения бизнеса;
– мониторинг потребностей потенциальных потребителей.
В настоящее время контроллинг внедряется в крупные российские организации такие, как: ОАО «Ростелеком», ОАО «РЖД», ОАО «Автоваз», ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром-нефть» и др. Направления использования представлены в табл.2, Необходимо отметить, что применение контроллинга охватывает различные сферы предпринимательства, вносит большой вклад в налаживание и улучшение действий по систематическому контролю за деятельностью всех подразделений предприятий2.
Российские предприятия, внедряющие у себя контроллинг, сталкиваются с огромным числом задач, о которых на начальном этапе менеджмент и не подозревает. Применение в этом деле системного анализа позволит выделить перечень основных проблем.
Таблица 2–Опыт использования принципов контроллинга российскими предприятиями и организациями
Предприятие |
Направление использования контроллинга |
ЛУКОЙЛ |
Используется при формировании проектов стратегических планов |
Газпром |
Возможность применять стандарты международной отчетности |
ТНК |
Налажена система оперативной передачи финансовой информации руководящему персоналу с рекомендациями от отдела контроллинга |
Сбербанк |
Каждый месяц служба контроллинга предоставляет топ-менеджеру и руководителям подразделений аналитически отчеты о результатах и перспективах развития в электронном виде |
Нижфарм |
Специалисты отдела контроллинга обеспечивают прозрачность стратегии, финансовых результатов, координируют промежуточные цели планы в рамках единого целого |
АвтоВаз |
Предприятие осуществляет дополнительно информирование сотрудников по важнейшим направлениям развития, опираясь на данные которые предоставляет отдел контроллинга и внутреннего аудита |
3 Концепция контроллинг в системе управления
Как известно основная конечная цель любого коммерческого предприятия – получение прибыли (контроллинг можно назвать системой управления прибылью предприятия), но в некоторых случаях цели предприятия могут быть и иными, – например, завоевание доли рынка, устранение конкурентов, – тогда контроллинг ориентирует усилия предприятия в направлении этих целей, хотя конечная цель та же – получение прибыли.
Контроллинга, находясь на пересечении учета, информационного обеспечения, контроля и координации, занимает особое место в управлении предприятием: он связывает воедино все эти функции, интегрирует и координирует их, причем не подменяет собой управление предприятием, а лишь переводит его на качественно новый уровень. Контроллинг (управление управлением) является своеобразным механизмом саморегулирования на предприятии, обеспечивающим обратную связь в контуре управления3.
Постановка задачи. Реально показать. что контроллинг основывается на научных достижениях различных дисциплин: экономической теории, анализа хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета, планирования, менеджмента, кибернетики, социологии. Для овладения контроллингом необходимы широкий кругозор и способность мыслить аналитически, а кроме того нужны знания по широкому спектру предметов, связанных с экономикой, управлением, кибернетикой. Следует иметь в виду, что не существует готовых решений для всех проблем, с которыми может столкнуться предприятие. Реальные экономические проблемы всегда нестандартны и запутаны, а времени и исходной информации для их решения обычно недостаточно. Поэтому следует научиться смело комбинировать различные подходы, применять весь накопленный багаж знаний для поиска творческих решений в условиях неопределенности и неполной информации.
Основная цель контроллинга – ориентация управленческого процесса
на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций:
Необходимость появления на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно объяснить следующими причинами:
В современных условиях
среди исследователей нет
Таблица 1– Основные концепции контроллинга
Ориентация концепции |
Сущность и основные задачи контроллинга в рамках данной концепции |
На систему учета |
Переориентация системы
учета из прошлого в будущее, создание
на базе учетных данных информационной
системы поддержки |
На управленческую информационную систему |
Создание общей информационной системы управления (management informationsystem). Разработка концепции единой информационной системы, ее внедрение, координация функционирования информационной системы, оптимизация информационных потоков |
На систему управления с акцентом на планирование и контроль |
Планирование и контроль деятельности структурных подразделений предприятия. |
На систему управления с акцентом на координацию |
Координация деятельности системы управления предприятием. |