Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:25, курсовая работа
Контроллинг – это инструмент стратегического и оперативного управления предприятием, согласно которому принимаются управленческие решения, ведущие к достижению поставленных целей перед организацией. В основе контроллинга лежит аналитическая работа (анализ поступающей информации в службу контроллинга), сравнение плановых показателей с фактическими, информационное обеспечение, координация работы всех подразделений организации. Контроллинг – инструмент, позволяющий оперативно получать и обрабатывать информацию, на основе которой принимаются оперативные и стратегические управленческие решения. Контроллинг занимает особое место в системе управления предприятием.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 Основные направления контроллинга…………………………………..5
2 Внедрение контроллинга в российские компании……………………..8
3 Концепция контроллинга в системе управления……………………..10
4 Инструменты контроллинга …………………………………………...16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..…27
Вышеперечисленнные концепции появились в разное время: первой возникла концепция, ориентированная на систему учета (в 1930-е гг.);концепция, ориентированная на управленческую информационную систему, стала популярной в 1970–1980-х гг. (совпадает по времени с бурным развитием компьютерной техники); концепция, ориентированная на систему управления, непосредственно связана с развитием проектного менеджмента, появлением матричных организационных структур4.
Таким образом.в целом система контроллинга на предприятии решает все перечисленные задачи, но расстановка акцентов может быть разной.
Структурная схема,
иллюстрирующая роль
Рис. 1– Роль контроллинга в процессе управления.
Как было показано выше, контроллинг – это система управления достижением целей и неотъемлемая часть управления предприятием. Современный менеджмент разделяет цели предприятия на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные). Поэтому контроллинг позволяет осуществлять постоянный контроль за достижениями как стратегических, так и оперативных целей деятельности предприятия. Следовательно, контроллинг как система включает в себя два основных аспекта: стратегический и оперативный.
Цель стратегического
контроллинга – обеспечение
Стратегический контроллинг несет ответственность за обоснованность стратегических планов. Прежде чем осуществлять контроль за достижением какой-либо цели, необходимо установить, насколько обоснованно она выбрана и насколько реально ее достижение. Проверка стратегических планов включает в себя, как минимум, проверку на полноту планов, их взаимосвязи и отсутствие внутренних противоречий. По результатам проведенной проверки следует либо разработать систему контроля за выполнением плана, либо приступить к разработке альтернативных вариантов стратегического плана.
Цель оперативного
контроллинга - создание системы
управления достижением
Таким образом, основная
задача контроллинга –
4 Инструменты контроллинга
Контроллинг — это непрерывный мониторинг деятельности предприятия. Первоначально контроллинг использовался для решения текущих задач учета и был прерогативой главного бухгалтера предприятия. Затем эту систему начали применять для контроля за оптимальным использованием финансовых возможностей фирмы. Сейчас же он расширил свои возможности настолько, что служит системой управления достижения конечных целей предприятия, какими они ни были.
Задача контроллинга —
ориентировать процесс
–миссия бизнеса;
–стратегические цели;
–тактические цели;
–конкретные задачи для реализации.
Как видите, контроллинг — система глобальная. Она решает задачи стратегические и задачи тактические. Поэтому контроллинг как целостная система состоит из двух важных частей:
–стратегический контроллинг;
–оперативный контроллинг.
Каждый из этих видов контроллинга имеет свои цели, а также методы, средства и инструменты для их достижения.
Так как контроллинг является по своей сути управлением управления, то все подчиненные ему элементы такого управления, а именно: производственный учет, финансовый учет, маркетинг, менеджмент и прочее, предоставляют свои специфические инструменты достижения экономических целей в его распоряжение. Стратегический контроллинг должен обеспечить выживаемость предприятия, отслеживание намеченных целей развития и достижение долгосрочного устойчивого преимущества перед конкурентами. Основными направлениями анализа стратегического контроллинга являются:
–анализ внешней и внутренней среды;
–анализ конкуренции;
–анализ ключевых факторов успеха;
–анализ стратегических планов и подконтрольных показателей деятельности;
–анализ затратообразующих факторов.
На основе проведенного анализа формируется портфель стратегий фирмы, из которого ее руководство должно сделать свой выбор дальнейшего развития бизнеса. Стратегический контроллинг ориентирован на долгосрочные перспективы.
Объектами контроля, а следовательно, и контролируемыми величинами являются такие показатели, как цели, стратегии, сильные и слабые стороны фирмы, шансы и риски в ее бизнесе.
Итак, разберемся с инструментами стратегического управления, которые использует стратегический контроллинг.
1. «Собственное производство
— поставки со стороны». Это
объемная задача по расчету
того, как лучше поступить: закупать
комплектующие на стороне или
наладить их собственное
2. Анализ конкуренции.
Это постоянное сопоставление
различных характеристик
3. Логистика. Это даже
не метод, а скорее целая
наука рационализации
4. «Портфельный анализ».
В основе такого анализа лежат
концепции эффекта кривой
5. Анализ потенциала. Метод
напоминает анализ конкуренции,
6. «Стратегические разрывы».
Анализ выполнения
7. Разработка «сценариев».
Используя этот метод (реакции
на возможные изменения), предприятие
производит планирование своей
деятельности для
Разобравшись с инструментами стратегического контроллинга, становится ясно, что их целесообразно использовать менеджерам крупных компаний, которые приходят на рынок «всерьез и надолго». Представители же малого бизнеса воспользоваться инструментами стратегического контроллинга не смогут в силу недостаточной материальной базы для этого, а также в силу того, что при наступлении неблагоприятных условий для бизнеса им намного проще закрыть свое малое предприятие, чем бороться за его существование в отдаленной перспективе.
Помимо стратегического контроллинга, у нас еще есть инструменты оперативного контроллинга. Вот они-то нам и помогут.
Главной целью этого вида контроллинга является создание такой системы управления, которая эффективно помогает достигать текущие цели предприятия, а также оптимизирует соотношение «затраты–прибыль».
Оперативный контроллинг ориентирован на краткосрочные цели и контролирует такие основные экономические показатели фирмы, как рентабельность, ликвидность, производительность и прибыль, что наиболее близко и понятно в сфере малого бизнеса, где не обязательно разбираться в вопросах стратегического управления. Задачи, в основном, включают в себя стоимостной учет, оперативное планирование и бюджетирование, анализ стандартов производительности и отношений, формирование отчетов, сравнение результатов с целями, параметрический анализ, формирование нестандартных отчетов.
Соответственно и арсенал основных методов и инструментов оперативного контроллера достаточно сильно отличается от стратегического. Наиболее известными являются следующие инструменты.
1. «ABC-анализ». Метод основан
на разделении покупных
2. Анализ объема заказов.
Метод практически аналогичен
«АВС-анализу», но отличается тем,
что исследованию подвергаются
покупатели и заказчики.
3. Оптимизация объемов
заказов при закупке. Как
4. Метод расчета сумм
покрытия. Основан этот метод
на системе директ-костинга. Расчет
прибыли начинается от
5. Анализ величин в
точке безубыточности. Путем деления
постоянных затрат предприятия
на «сумму покрытия 1» товара (из
предыдущего метода) находится минимальное
количество изделий, которое
6. Анализ возникающих
на предприятии узких мест. Происходит
поиск места ограниченных